План открытого урока "Физиология питания"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Хамитова Елена Андреевна

Цель урока - формирование общих знаний о физиологии питания человека; роли витаминов, питательных веществ и минералов в процессе жизнедеятельности организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5b_otkrytyy_urok.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока:

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней;  ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и  стремления к здоровому образу жизни.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями,правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания  первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.

Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности ; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Личностные: установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.

Ход урока

I. Организационный этап.

1.1. Приветствие.

- Добрый день всем, кто пришел на наш урок. Встаньте красиво, поприветствуйте наших гостей, посмотрите как их сегодня много. Я думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Я вам предлагаю искренне улыбнуться друг другу, а теперь и я вам дарю свою искреннюю улыбку и приглашаю вас на урок. Садитесь.

1.2. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.

У вас есть всё необходимое для урока (тетрадь, учебник) ? На рабочем месте должен быть порядок.

1.3. Настрой учащихся на работу.

- И с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена. Что вы все всё знаете. И все получите хорошие отметки.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:  -  Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:

Пришла с работы мама.

Вздыхает мама тяжко,

В глаза ей лезет прямо

Невымытая чашка,

Обертка шоколадки

Да две арбузных корки –

Жалкие остатки

Завтрака Егорки.

- Что это за картина? –

Голос мамы тверд.

Сын сказал невинно:

     -  Это натюрморт!

Вопросы для обучающихся:

1.О чем это стихотворение?(ответы учащихся)

2.Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему?(ответы учащихся)

3.Как бы вы поступили на его месте?

4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Учитель:- Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне»(записать на доске).

- Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:

Робин Бобин Барабек

 Скушал сорок человек,

 И корову, и быка,

 И кривого мясника,

 И телегу, и дугу,

 И метлу, и кочергу,

 Скушал церковь, скушал дом,

 И кузницу с кузнецом,

 А потом и говорит:

 "У меня живот болит".

Вопросы для обучающихся:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)

2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся)

3.Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)

4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?(ответы  учащихся)

Записываем на доске «Физиология питания».

Итак, тема  урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?(ответ учащихся).

Учитель: - Кулинария - это искусство приготовления пищи.

-Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария».                         Слайд № 1

 - Какие профессии связаны с кулинарией?                                                  Слайд № 2

( Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).

 -Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, официант).

           

- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим оздоровом и правильном питании.

III. Актуализация знаний.

Учитель: - Давайте для начала вспомним что такое кухня?(ответ учащихся)

Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.

Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая ,из бересты.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

(ответ учащихся)

- Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды. Слайд № 3

                                                                   посуда

                                        кухонная                               столовая

            (кастрюли, сковородки и т.д.)                      (чайный, кофейный, столовый сервизы)

Учитель: - Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

Вопрос для обучающихся:

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?(ответ учащихся)

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?(ответ учащихся)

Учитель: - Раздаю карточки, где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.

Дети советуются, нумеруют и проверяем выведя на слайд.

                                                                                                                                          Слайд № 4.

Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.

Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще испозовать для мытья посуды?(ответ учащихся)

Учитель: -Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительноим будем следовать. Откройте стр.30 учебника и найдите пожалуйста. Какие требования предъявляются к лицам приготовляющим пищу?

Дети ищут и зачитывают.                                                                                          Слайд № 5 .

1)Надеть специальную одежду.

2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.

3) Спрятать волосы под косынку.

-Запишите в тетрадь.

Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:

Дети ищут и зачитывают.                                                                                           Слайд № 6 .

1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.

2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.

3)Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.                                

4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.             

-Запишите в тетрадь.

Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?

Самые важные правила надо запомнить.

Дети ищут и зачитывают.                                                                                         Слайд № 7 .

1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.

2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде,отдельно от сырых.                                   4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.

5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.

6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.

 -Запишите в тетрадь.

Учитель: Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать  о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.

Сейчас каждая группа подготовит по два правила безопасного пользования:

                     I группа                                                                II  группа

  1. газовая плита;                                                           1) горячая посуда и жидкость;
  2. эл. нагреват. приборы.                                             2) ножом и приспособлениями.

 

Учитель: Заслушиваем и вывожу на слайд.                                          Слайд № 8.(газ.пл.)

                                                                                                                    Слайд № 9 .(эл.нагр.пр.)

                                                                                                                    Слайд № 10 .(гор.посуда)

                                                                                                                    Слайд № 11 .(нож)

Учитель: Но все таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом. Каковы ваши действия?(ответ учащихся)

 Учитель: Запомните! (т/б при работе с ножом)                                                Слайд № 12                                                                                      

 Учитель: А  кто- нибудь из вас когда -либо получал ожог на кухне? Что вы делали?(ответ учащихся)

 Учитель:  Сейчас проверим и запомним как правильно поступить в такой ситуации.          

                                                                                                                                  Слайд № 13

V. Первичная проверка понимания.

 

Учитель:  Раздаю каждой команде по карточке.

Дети командой отвечают, а затем обмениваются ими.(взаимопроверка).

        1) Карточка №1

        2) Карточка №2

        3) Условный порез. Дети обрабатывают « рану» сначала кипяченой водой, потом  «перекисью водорода», затем  накладывают повязку с помощью бинта.

        4) Условный ожог. Дети погружают« ожог» сначала под холодную воду , потом холодный влажный бинт, а затем  накладывают противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки , но не тугую.

2 урок

II. Мотивация учебной деятельности.

  Подойдите по 1 человеку от команды( даю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудите  и дайте на него ответ. Который мы заслушаем позже. (Что вам необходимо в первую очередь?)                                                 Слайд № 14

 Учитель: Что общего выявилось в данных ситуациях?

Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные  потребности человека.

                                                                    жилище    

                                                      пища                      одежда

Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания. Я хочу вам рассказать притчу, послушайте её внимательно.

К  Насреддину пришёл  мужчина и начал жаловаться на боли в животе. Да к тому же он рассказал о пышном застолье, где он попробовал все блюда выставленные на стол.

-  Ну  что же, уважаемый! Вот  Вам рецепт, получите капли для глаз!

-  Зачем мне капли для глаз!?  - возмутился больной.

-  Чтобы в следующий раз видел, что ты ешь!

III. Актуализация знаний.

Питание — это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь.                                                         (изображены продукты которые мы едим)                                                          Слайд № 15

Это то , что мы едим чаще всего, рядом интересные цифры. Они указывают на то количество продуктов съедаемых нами за нашу жизнь.

Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков» , а каких мы с вами сейчас и узнаем( раздаю каждой группе по 3 конвертика, где разрезаны слова «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин.ве-ва»). Ваша задача собрать эти пазлы.

Дети  собирают и получаются слова.

Называют по одному слову       БЕЛКИ (прикрепляют к доске)     А что же это такое(доклад учащегося) и вывести на слайд слово БЕЛКИ и продукты содерж. его.           Слайд № 16    

В каких продуктах находится больше всего белка?( карточки на столе с содержанием тех или иных питателтьных веществ).

 -Запишите в тетрадь.

Питательные вещества:

1) белки

2)...                                                                                                                             Слайд № 17  

3)                                                                                                                                Слайд № 18

4)                                                                                                                                Слайд № 19  

5)                                                                                                                                Слайд № 20  

6)                                                                                                                                Слайд № 21                                                                                      

 и т.д. в итоге получаем цветок.

 Учитель: Ни один продукт употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?

Вся ли пища одинаково полезна?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в магазин и группа №1 выберет - полезные продукты, а группа №2 — вредные(отбирают продукты) и поясняют.

Физкультминутка

Если мой совет хороший,

 Вы похлопайте в ладоши.

 На неправильный совет

 Вы потопайте – нет, нет!

Постоянно нужно есть -

 Для здоровья важно!

 Фрукты, овощи, омлет,

 Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

 Вы похлопайте в ладоши.

 Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

 Вафли, сахар, мармелад,

 Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!)

Зубы вы почистили и идите спать.

 Захватите булочку

 Сладкую в кровать.

 Это правильный совет?

 (Нет, нет, нет!)

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:  Вывести слайд пищевая пирамида.                                                    Слайд № 22                                                                            Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит?(ответ учащихся)                                                    Учитель:  Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего — это фундамнт нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты , которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще. Но кроме этого необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания. Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.

1. «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу».            Слайд № 23                            

    «Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».                              

(I правило — Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).  

-Запишите в тетрадь.     

(II  правило — Умеренное потребление пищи).

 -Запишите в тетрадь.

3. «Когда я ем , я глух и нем».                                                                                     Слайд № 25

(III правило — Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).

 -Запишите в тетрадь.

4. «Гречневая каша — пища наша , а хлебец ржаной отец наш родной».             Слайд № 26

    «Нынче толкно, завтра толокно,да как всякий день одно, так и прискучит оно».

 (IV правило — Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).

 -Запишите в тетрадь.

Молодцы , очень хорошо справились с заданием!

 Учитель:Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение.Внимательными нужно быть при покупке продуктов,ведь некачественная пища  может нанести вред  организму, вызвать пищевые отравление. Как же это предупредить? Откройте учебник стр.39 и по очереди давайте  прочитаем как избежать пищевых отравлений.

Дети читают вслух.

 Учитель: А если вдруг произошло отравление вы знаете способы доврачебной помощи.(ответ учащихся) , а затем слайд.                                                                          Слайд № 27

V. Первичная проверка понимания.

 А. Каждой группе задание: по два принципа рационального питания, описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Б. Каждой группе раздаются листы А4. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

VI. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание:

VII. Рефлексия.

Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Что понравилось сегодня?

3)Какие затруднения у вас возникали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

План урока: "Правильное питание"

План  урока по теме "Правильное питание". В ходе урока закрепляются и проверяются знания учащихся по теме: "Пищеварение", формируются знания о правилах личной гигиены и режиме питания....

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

Открытый урок: "Питание детей ясельного возраста"

Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления знаний по питанию детей ясельного возраста, способствовать применению новых знаний при составлении меню....

Открытый урок "Питание и здоровье - 2015"

Правильное питание-залог здоровья!...

План месячника здорового питания

"Правильное питание в школе" план месячника...

План урока "Физиология питания"

Цели урока - развивать умения находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, питательных и минеральных веществ; знать понятия «пища», «физиология пита...