Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)
методическая разработка по технологии

Волкова Наталья Владимировна

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу, работающему в коррекционной школе, в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового

обучения (швейное дело)

Из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения

Волковой Наталь Владимировны

высшей квалификационной категории

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)

Определение личностно-ориентированного подхода

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу, работающему в коррекционной школе, в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Эффективность индивидуальной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога , его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному воспитаннику и отличающих его от других . Учитывая их, учитель, определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания.

Педагогические технологии могут различаться:

  • по источнику возникновения (на основе опыта), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология, и т.д.

Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, обучающийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение.

Технология разноуровневого обучения сводится, прежде всего, ко времени, необходимому обучающемуся для усвоения учебного материала. Изучены способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены следующие группы обучающихся: малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; обучающиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Установлено, что если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. НАПРИМЕР: Построение передней половинки брюк. Тема: Выбор прибавок в соответствии с силуэтом.

На занятии продолжается плавный переход от теории к практике. Урок делится на две части. Теоретическая часть урока содержит сведения о правилах построения передней половины брюк, расчет прибавок в соответствии с силуэтом. Практическая часть работы производится посредством применения технологии разноуровнего обучения, потому как каждому обучающемуся дается индивидуальное задания по построению основы брюк в масштабе 1:4. Резонность данной технологии обусловлена как разным уровнем успеваемости в классе, так и необходимости индивидуального контроля. По завершению работ демонстрируются готовые работы детей. Каждый ребенок должен не только рассказать о своей работе, а так же принять участие в оценке работ сверстников.

Вывод: уровень подготовки класса дал возможность для выполнения пробной самостоятельной работы, в ходе которой обучающиеся пробуют применять полученные знания. Применяемая, в данном случае, технология разноуровнего обучения, способствует закреплению полученных теоретических знаний посредством выполнения индивидуального практического задания , когда каждый школьник имел возможность лично продемонстрировать свою работу, а так же высказать свое мнение по поводу работ своих одноклассников. Тем самым стимулируется процесс создания и определения авторитетности личных мнений, а так же развивается умение демонстрации собственного труда.

Технология сотрудничества. В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. НАПРИМЕР: Снятие мерок для построения чертежа выкройки. Тема занятия: Определение понятия мерки, правила снятия мерок с фигуры.

На данном занятии учитель организует первое знакомство с практикой снятия мерок. После теоретической части урока, педагог дает задание снятия мерок друг с друга, тем самым акцентируя внимание на работу в парах. (Рая и Алина; Олеся и Надя )В данном случае используется технология сотрудничества. Девочки помогают друг другу, советуются внутри своей группы. Тем самым достигается более тесный межличностный контакт, который только стимулирует учебно-образовательный процесс.

Вывод: На этом занятии произошёл первый переход к практике. На основе полученных знаний каждый ученик, работая в своей группе, имеет возможность самостоятельно снять мерки. Плюс применения данной технологии выражаются в то, что позволяет осуществить индивидуальное получение рабочих навыков каждым ребенком.

Благодаря применению вышеизложенных технологий личностно-ориентированного обучения, дети научились защищать и оценивать свои работы.

Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в обучении и воспитании ребенка субъектных отношений.

Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному ребенку и отличающих его от других детей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.

Неоднородность состава обучающихся требует поиска путей и средств, позволяющих построить обучение таким образом, чтобы все ученики в силу своих возможностей овладели программным материалом. Одним из таких путей является организация дифференцированного подхода к различным группам обучающихся с учетом их потенциальных возможностей.

При реализации учета индивидуальных различий обучающихся дифференциация обучения играет роль средства, которое может быть использовано не только в целях индивидуализации. Например, обучение дифференцируется по классам (годам обучения) в зависимости от возраста обучающегося, а также в тех случаях, когда обучающиеся по группам выполняют разные изделия. Хотя в итоге они проделывают весь набор учебных заданий, тем не менее процесс обучения осуществляется дифференцированно.

При правильно организованной работе, постоянном внимании к обучающимся, испытывающим трудности в усвоении материала (такими являются  Даша и Надя), происходит формирование трудовой деятельности. Продумывая ход урока, я должна предусмотреть те методические приемы, наглядность , практические задания, которые позволяют успешно осуществлять дифференцированный подход к обучающимся при формировании общетрудовых умений и двигательных приемов, учитывая индивидуальную работоспособность.

Поэтому свою работу начинаю строить, прежде всего с диагностических наблюдений за детьми. Прежде всего знакомлюсь с медико-педагогической характеристикой, личным делом обучающегося, характеристиками учителей. Дневниками наблюдений. Наблюдаю их активность, восприятие материала, исполнительность. Но основную информацию для определения особенностей детей получаю во время наблюдений за выполнением программных знаний на уроках.

Усвоение обучающимися знаний на уроках швейного дела происходит во время теоретического этапа занятий. Дальнейшая познавательная деятельность осуществляется в ходе практической работы и на заключительном этапе занятий.

Некоторые знания формируются во время лабораторных работ и экскурсий.

Более высокий уровень усвоения понятий достигается путем повторения, включающего элементы вариативности.

Другая задача дифференцированного подхода к отстающим в познавательном отношении обучающихся - развитие их умений ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.

Непосредственное развитие ориентировочных и планирующих действий происходит при помощи специальных упражнений и при выполнении работы имеющей общественно-полезное значение. Доступность трудовых заданий для "слабых" обучающихся обеспечивается путем уменьшения конструкции изделия.

Например, при пошиве ночной сорочки сильным обучающейся  предлагаю выполнить изделие с обработкой горловины и низа рукава подкройной обтачкой. Слабым ученицам  – сорочку с обработкой горловины двойной косой обтачкой (т.к. у них есть навыки выполнения этой операции) и обработкой низа рукава швом вподгибку.

Если недостатки наблюдаются только в сфере целевой стороны деятельности , то лучше упрощать не конструкцию, а технологию работы. Например, при пошиве той же ночной сорочки сильные обучающиеся боковые срезы соединяют запошивочным швом, то для слабых учащихся запошивочный шов заменить на стачной.

В качестве примера дифференцированного подхода при формировании общетрудовых умений может служить фрагмент урока по теме "Обработка воротника со стойкой".

Второй этап - последовательность выполнения операции - обработки воротника со стойкой. Этот этап провожу в общей беседе с обучающимися, вовлекая в нее как "сильных", так и "слабых" учениц. В ходе беседы выясняем, какие детали воротника мы раскроили, определяем эти детали , как складываются детали и т.д. Беседа идет с опорой на инструкционную  карту. Активное вовлечение детей в беседу позволяет учителю проводить ее дифференцированно, учитывая потенциал каждой ученицы. При этом от "сильной" обучающейся я требую полных ответов, а для «слабой» повторяю вопрос тот же, но в более простой форме и более кратко. На этом этапе урока можно создать несложную проблему, которую дети должны решить. На углах воротника после стачивания углы срезаются. А если мы не будем срезать эти углы, что получится? Эту проблему, конечно, может решить "сильная" ученица с сохранной целевой стороной деятельности, но и заставит думать и "слабую" ученицу, а значит, будет задета ее мыслительная деятельность. При опросе я всегда нацеливаю детей на их активное участие, убеждаю, что пусть ответ их будет неправильным, но они должны работать, мыслить, а не молчать. Со временем в беседу активно включаются даже очень "слабые" обучающиеся.

На третьем этапе урока мы вместе закрепляем последовательность обработки воротника. Здесь можно применять различные методы. Можно привлечь наглядный материал (предметно-технологические карты), раздаточный материал (инструкционные карты с неправильной последовательностью - дети должны составить правильную последовательность обработки).

После закрепления и повторения правил техники безопасности дети приступают к работе. "Сильные" обучающиеся - самостоятельно, "средние" - с опорой на инструкционную карту, а со "слабыми" я провожу индивидуальный инструктаж поэтапный, т.е. разбираем  1 этап работы, а затем она его выполняет. Затем идет отработка второго этапа и его выполнение и т.д. Таким образом, используя дифференцированный подход к каждому ребенку, я даю возможность справиться с заданием, а значит получить удовлетворение от своей выполненной работы.

Успешность труда обучающихся с самого начала в швейной мастерской

зависит от их аккуратности, внимательности, добросовестности, исполнительности, честности, трудолюбия, уважения к старшим и друг к другу. Приходя впервые в мастерскую, обучающиеся отличаются по уровню развития вышеуказанных качеств. Поэтому наряду с дифференцированным подходом в обучении учитель должен проводить дифференцированный подход и в воспитании морально-волевых качеств личности, чтобы в дальнейшем они могли адаптироваться в новой для них социальной среде (в обществе, на производстве).

При воспитании у детей качеств личности опираюсь на ряд правил, которые имеют прямую связь с организацией дифференцированного подхода.

1. Выполнение единых требований к воспитанию обучающихся.

2. Систематическое изучение индивидуальных особенностей обчающихся.

3. Четкость установленных правил поведения и организации в мастерской.

4. Обязательное принятие мер в ответ на положительные и отрицательные поступки обучающихся (замечания, обсуждении, разъяснение, похвала и т.п.)

5. Учитель - авторитет для детей и служит ему образцом в поведении.

В работе с детьми я сталкиваюсь с различного рода трудностями обучающихся, имеющих недостатки поведения. Ряд отрицательных черт поведения (грубость, индивидуализм, недисциплинированность и др.) может сочетаться с высоким уровнем положительной мотивации в труде. Однако в большинстве случаев недостатки морально-волевых качеств обучающихся связаны с отсутствием хорошего отношения к трудовой деятельности. Поэтому, я прежде всего ищу пути дифференцированного подхода, направленные на исправление этих недостатков. Одним из таких путей является заинтересованность обучающихся в выполнении работы. Это говорит о том, что труд как способ индивидуальной коррекции морально-волевых качеств может быть продуктивен.

Трудовая деятельность детей открывает большие возможности для развития их познавательных особенностей, для формирования трудовых навыков и положительных качеств личности. Изучая обучающихся коррекционной школы, в процессе обучения и воспитания совершенствую свой педагогический процесс и коррекционно-воспитательную работу, направленную на преодоление недостатков психического развития каждого обучающегося.

Таким образом, личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Заключение

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.

Во-первых, одним из компонентов этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к себе самому. Учитель - не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности обучающегося, уважающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знаниям, от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Меняется и позиция ученика, для которого главное - не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими обучающимися с целью получения знаний.

Во-вторых, изменение функций и строения знаний, которые осваиваются в школе, и способов организации процесса их усвоения. Знание в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе современного информатизированного общества - как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание, репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Изготовление цельнокроеного платья"

1. Учить учащихся выполнять пошив цельнокроеного платья. Закреплять знание технологической последовательности обработки вытачек и плечевых швов.2. Развивать мышление, на основе упражнений на развитие ...

Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Строгание широкой и узкой греней с контролем линейкой и угольника"

Конспект урока предназначен для проведения в 5 классе по предмету профессионально-трудовое обучение (столярное дело) по программе В.В. Воронковой...

Календарно-тематическое планирование уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело, 7 класс, 1,2 четверть).

Тематическое планирование разработано  на основе Программы                специальных (коррекционных) образовательных уч...

Конспект урока профессионально – трудовое обучение (швейное дело) 7 класс.

Тема: «Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом»...

Конспект урока профессионально – трудовое обучение (швейное дело) 7 класс

Тема: «Выполнение разметки для клапана, обработка боковых срезов наволочки стачным швом и утюжка готового изделия»...

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения (швейное дело), 8 класс "Соединение рюша с основной деталью на образце".

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения (швейное дело), 8 класс "Соединение рюша с основной  деталью на образце".. Презентация ставит своей целью дать представление ...