Рабочая программа кружка детского технического творчества «Умелые руки»
рабочая программа по технологии (7 класс)

Кибирев Евгений Геннадьевич

Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся 5-7 классов. Занятия в кружке, сочетающее искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ruki.docx481.56 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация МО "Кабанский район"

МАОУ "Оймурская СОШ"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Кибирева Н.Я.

Приказ №1 от «23» июня   2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Темникова Н.В.

Приказ №1 от «28» июня   2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ОО

________________________

Кибирев Е.Г.

Приказ №1 от «28» июня   2022 г.

Рабочая программа кружка детского технического творчества

«Умелые руки»

учителя технологии Кибирева Е.Г.

             

с. Оймур 2023

Пояснительная записка.

Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся 5-7 классов. Занятия в кружке, сочетающее искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ. Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Коллективные работы выполняются бригадой из трех и более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.  В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в спец. одежде. Данная программа рассчитана на 34 часов(1час в неделю в течение учебного года).

На занятиях кружка также будет проводиться подготовка сборной школы к  конкурсу « Юный столяр». Каждый кружковец по итогам работы должен представить одну из работ на школьной или муниципальной выставке поделок учащихся.

           

 Календарно – тематический план занятий.

№п/п

Темы занятий

Дата проведения

Практические

работы

план

факт

1

Вводное занятие. 1ч

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Подготовка основы из фанеры для выпиливания.

2

Выпиливание лобзиком  (материалы, инструменты, приспособления). 4ч

1.1. Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

1.2.Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

Выпиливание по внешнему контуру.

1.3.Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

1.4. Отделка шлифованием,

подгонка и склеивание деталей.

Подготовка и перевод рисунка на основу.

Выбранный объект труда.

Работа над выбранным объектом труда

(по вешнему контуру).

3

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. 4ч

1.1. Приемы выпиливания по внутреннему контуру.

1.2. Инструменты для создания отверстий, приемы работы.

1.3. Выпиливание по внутреннему контуру.

1..4. Отделка шлифованием,

подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Подготовка основы для выпиливания,

перевод рисунка на основу,

исполнение работы по внутреннему выпиливанию лобзиком.

4

Выжигание, выполнение задания по образцу.4ч

1.1.Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.

1.2. Выжигание по внешнему контуру.

1.3. Отделка точками и штрихованием.

1.4. Рамочное выжигание.

Подготовка и перевод рисунка на основу.

Выбранный объект труда

Подготовка основы для выжигания.

Выжигание элементов рисунка.

Оформление рамки.

5

Комплексная  работа по выпиливанию и выжиганию.8ч

1.1. Эскиз, технический чертеж деталей.

1.2. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания.

1.3. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания.

1.4. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

1.5. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру.

1.6.Выжигание рисунка.

1.7. Сборочные операции, склеивание деталей.

1.8.Лакирование, подготовка таблички.

Распределение

деталей, индивидуально

Работа над выбранным объектом труда.

Изготовление табличек.

6

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа).8ч

1.1. Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.

1.2. Работа над эскизом творческого изделия.

1.3. Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия.

1.4. Изготовление деталей, сборочные операции.

1.5.Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка.

1.6. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

1.7. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

1.8. Подготовка к выставке, оформление работ.

Выбранный объект труда.

Исполнение изделия в материале.

7

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). 4ч

1.1 Коллективное посещение муниципальной выставки «Созвездие талантов». Участие в выставке.

1.2. Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия.

1.3.Выполнение работы в материале.

1.4. Контроль качества, сборочные операции. Оформление работы (роспись, выжигание, лакирование).

Шаблоны орнаментов,

варианты.

Выполнение рабочих чертежей.

Исполнение изделия в материале. Оформление

изделия.

8

Заключительное занятие.1ч

Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Рекомендации школьникам по самостоятельной работе в летний период.

Итоговая выставка

Итого: 34ч

Творческий проект

ТУЕС

Выполнил: ученик 7 класса Темников Владимир.

SAM_3205

Содержание проекта.

Введение.

1.Обоснование проекта.

2. Техническая справка.

3.Подготовка материала к работе.

4. Технология изготовления.

5.Экономическое и экологическое обоснование.

6.Выводы по итогам работы.

7. Литература и интернет-ресурсы.

Введение.

Что же такое туес. Если посмотреть в словаре,  то скорее всего найдем такое определение:
ТУЕС м. сев. вост. сиб. мн. туеса и туясья , бурак, бурачок, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. Туесовый, туесный, к нему относящ. Тузик, ряз. туесок, бурачок.
Немного, не так ли, и что самое главное совсем непонятно, что же это такое.
Cамое простое определение: это сосуд, как правило цилиндрической формы, изготовленный из коры березы (бересты).
Туеса можно разделить по назначению: для жидкости и для сыпучих предметов. Для жидкости туеса делают из сколотней, то есть береста снимается с дерева целиком без разреза. Под сыпучие предметы туеса делают из пластовой бересты.
Так же можно разделить туеса по форме изготовления. Тут уж как подскажет фантазия, можно сделать круглые, овальные, квадратные, треугольные ну и дальше любое количество углов.
Можно разделить туеса по способу оформления: расписные, тисненные, прорезные, прорезные в половину слоя, скобленные и просто с природной текстурой.
Кроме того туеса можно и оплести. Существует огромное количество способов плетения из бересты.
Вроде с тем, что такое туес, и какими они бывают немного разобрались. Теперь осталось понять для чего их изготавливали раньше и изготавливают до сих пор.
Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми донцами и овальными были у каждой хозяйки. И у каждого из них было свое особое предназначение. В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги.
В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надежно защищены от воздействия тепла.
В туеса наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из берестяного туеса водицы. А то и кваску. В берестяном туеске и водица колодезная студена, и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало. 
С берестяными туесами ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора - у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса - не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку.
Так было раньше, в наше время из сугубо утилитарного назначения берестяные туеса перешли в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения, что можно проверить на собственном опыте. Попробуйте хранить хлеб не в металлической или пластмассовой хлебнице, а в берестяной, или попробуйте засолить грибы в туесе, а не в стеклянной банке. Думаю попробовав, вы сразу почувствуете разницу.

1.Обоснование проекта.

Я выбрал туес  для изготовления, так как у нас дома   сыпучие продукты  и хлеб  хранятся в полиэтиленовых пакетах. Поэтому изделия быстро теряют вкусовые качества. У моей мамы скоро день рождения, и я хочу сделать ей подарок. Мне нравится мастерить что-нибудь из  бересты, так как она экологически чистая, поэтому я с удовольствием выполню такую работу.

Я, прочитав соответствующую литературу, отобрал несколько понравившихся мне вариантов  туесов  различной формы  и украсил  рисунком, который наносится путем выжигания. Рисунок был найден мной в одной из книг  и переведён на изделие.

2. Техническая справка.

Береста - это верхний, эластичный слой березовой коры.

Благодаря своим замечательным качествам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды - традиционных туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, кошелок и т.п.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.

Берестяной туес  ладится без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа.

3.Подготовка материала к работе.

   Перед работой бересту необходимо соответствующим образом обработать. Заготовленный рулон сначала развяжите. Потом каждый пласт протрите сухой мягкой тканью и положите на стол светлой стороной вверх. Все утолщения и наплывы срежьте острым ножом или ножницами.

   Следующим этапом является расслаивание бересты. Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Первым снимайте верхний белый пласт. Он может состоять из двух-трех слоев, разъединять которые достаточно сложно. Поэтому его лучше оставить для украшения различных ручек и оправ, а также для использования в качестве основы при изготовлении туесков, шкатулок и прочего.

Снятую с молодых или верхушек старых берез бересту расслаивать не рекомендуется, так как она и так достаточно тонкая. Не нужно этого делать еще и потому, что процесс этот очень сложный и трудоемкий.

Далее все пласты подсушите в сухом, темном и теплом месте, разложив каждый отдельно. Нельзя сушить бересту на солнце, поскольку от этого она становится ломкой и в дальнейшем непригодной для использования.

Как только пласты начнут сворачиваться при постепенном подсыхании, протрите их смоченной в растительном  масле тряпкой, чтобы они стали эластичными. После этого рассортируйте по цвету и размеру и подготовьте для хранения или применения.

Помните, что правильная обработка материала позволит вам сохранить его в прекрасном состоянии в течение нескольких лет.

Если вы собираетесь хранить бересту долгое время, то скатайте сложенные вместе несколько слоев в тугие рулоны, которые перевяжите шпагатом и заверните в бумагу. На каждом из них напишите дату обработки и цвет.

Чтобы избежать дополнительной работы по выпрямлению бересты, хранить ее можно и другим способом. Для этого расправленные пласты положите, друг на друга темной стороной вниз, придавите толстой доской и затем  пригрузите.

    Содержать бересту в течение долгого времени следует при комнатной температуре в сухом темном месте, иначе она окажется непригодной. Случается, что от сильной влажности в помещении на пластах образуется плесень. Ее можно удалить при помощи, смоченной в растительном масле тряпки. Поэтому необходимо периодически проверять состояние хранимой бересты и своевременно устранять все появившиеся дефекты. Пересохшую бересту можно восстановить либо отмочив в теплой воде, либо подержав над паром.

Перечень основного инструмента:

Ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль,  карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.

4. Процесс изготовления изделия выполнялся по составленной технологической карте.

5.Экономическое и экологическое обоснование.

В магазине цена  туеса  приблизительно таких же размеров составляет 1500 -2000 руб.

Себестоимость  моего изделия состоит из затрат на  электроэнергию, которую затратил на сверление отверстий и выжигание рисунка, что составило примерно 30руб.

 Так как изделие изготавливал для себя, то оплату труда не учитываю.

Деревянные заготовки, береста,  – бесплатно.

Заготовку для  туеса  я заготовил летом.  А донышко   выпилил  из отходов пиломатериала (рис1.)

Для изготовления изделия я использовал экологически безопасный (чистый) материал — береста и  сосновая  дощечка. Выжигание рисунка на поверхности  туеса  я выполнял при включенной вентиляции.  Уборку древесных опилок и пыли с рабочего места производил с помощью влажной щетки-сметки, чтобы не поднимать пыль.

Проведя экономические расчёты, я установил, что сделать это изделие будет выгодно. А если  изготовить это и другие  изделия с целью реализации населению, то  можно получить прибыль и заработать.

6.Выводы по итогам работы.

Изготовленный мною  туес  понравилась маме, родственникам, а также учащимся и учителям нашей школы.  Изготовленное мною изделие можно продать.

В процессе проектирования я применил на практике знания о способах обработки древесины и основах проектной деятельности, полученные на уроках технологии.

При выполнении проекта я уяснил, что при изготовлении шаблонов деталей необходимо сохранять центры отверстий для удобства последующей разметки.

Кроме того, я понял, что  «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой.  Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных  утолщений, наплывов и порезов ( рис2.)

SAM_3198

(рис1.)

SAM_3200( рис2.)

SAM_3203( рис3.) Краевой  шов. Рис. 4. Краевой (а) и контурный «лыко вперед» (б) швы

SAM_3208

Туес для рыбака.                                          

хлебница

Туес «Хлебница».

           

7.Литература и интернет-ресурсы.

1.http://www.babaylik.ru/ru/pletenie/1.html Плетение из бересты. Изготовление туеса.

2.http://www.severberesta.ru/index. Руководство по плетению изделий из берёсты. Автор Пятков А.И.

3. Технология: учеб. для общеобразоват. учреждений: Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"

Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....

рабочая программа кружка "Умелые руки"

мною была разработана рабочая программа кружка "Умелые руки для учащихся среднего звена основной школы...

рабочая программа кружка "Умелые руки"

цель программа - научить детей вязать спицами, крючком, дать основные и начальные понятия...

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» (вышивка, вязание, бисеронизание)

Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 14 лет. Курс обучения планируется на два учебных года и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу....

Рабочая программа кружка детского творчества "Сотворим радость"

Программа кружка рассчитана на детей 11-12 лет...