Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
рабочая программа (7 класс) по теме

Карасёва Валентина Алексеевна.

 

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.  Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.

Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g_b.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

Председатель МС                                                Директор школы

О.М.Журавлёва_________                                        О. Н. Самойлова_______

Карасёва В. А.

«В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья».

И. В. Свадковский.

Пояснительная записка.

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.  Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.

Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.

Говоря  о морали, я подразумеваю поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.

Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой, посвящена данная программа.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ (О) С КОУ С(К) О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Структура программы.

Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: здоровье, общение, досуг, отечество, труд.

Цель программы.

Воспитание нравственно-этических качеств, важнейшей ценности духовного развития ребёнка.

Задачи программы.

  1. Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.
  2. Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
  3. Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни.
  4. Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе так и с окружающими людьми.
  5. Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
  6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Методы достижения поставленной цели.

1 Тематические беседы по нравственной тематике.

2 Дискуссии по нравственной тематике.

3 Практикумы, игры по этикету.

4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.

5 шефская работа малышам, ветеранам труда, нуждающимся людям.

6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест.

7 Конкурсы.

8 Родительские собрания.

Программа предназначена для воспитанников 7 – 8 классов и рассчитана на 1 год, 36 часов.

Для отслеживания результатов занятий по нравственно-этическому воспитанию, программа заканчивается диагностикой нравственных ценностей детей.

Дети будут вести специальные тетради, в которых фиксируются темы занятия, выполняются творческие задания, а также воспитанники по своему желанию будут вести записи личного характера, которые будут обсуждаться в индивидуальном порядке.

Будет проведено одно родительское собрание на тему: «Наши трудные дети».

Содержание программы.

№ п/п

Тема занятия

Формы взаимодействия.

Содержание.

Кол-во часов

  1. Знакомство с самим собой.

1

Поговорим  об особенностях темперамента.

Психологический практикум на основе беседы.

Составить у детей представления о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.

1

2

Человек – привычки – человек – воли.

Информационно-психологическая беседа.

Способствовать воспитанию волевых качеств детей.

1

3

Ярмарка достоинств.

Игра-практикум.

Развивать уверенность в себе.

1

4

Поверь в себя.

Час-размышление.

Развитие представлений детей о способностях человека. Помочь воспитанникам в развитии способностей.

1

  1. Люди существуют друг для друга.

1

Как вести себя среди людей.

Мастерская общения на основе обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей.

Нравственное воспитание детей.

1

2

Мы все такие разные.

Обсуждение жизненных ситуаций.

Воспитание у детей чувство терпимости по отношению к окружающим людям, уважение их прав и индивидуальности, традиций, истории, культуры.

1

3

Будьте добрыми и человечными.

Час-размышление.

Размышление с детьми о важных нравственных ценностях: добре, уважении, о сложном нравственном выборе.

1

4

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Беседа-размышление.

Помочь детям разобраться о нравственном выборе, где присутствует жалость, уважение, желание помочь.

1

5

Два шага до конфликта.

Психологический практикум.

Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать их.

1

6

Совесть – это наш внутренний судья.

Практикум.

Решение проблемных ситуаций из личных наблюдений детей.

1

7

Дружбой дорожить умей.

Беседа.

Формирование представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.

1

8

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Презентация.

1

Формирование основ безопасности и здорового образа жизни.

1

Правила безопасности детей.

Беседа с элементами дискуссии.

Изучение правил безопасности поведения в быту, на улице.

1

2

Учись говорить «нет».

Тренинг.

Формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, курения. Наркотиков; умения активного противостояния пагубным привычкам.

1

3

Полезны ли полезные привычки.

Диалог с элементами игры.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.

1

Поговорим откровенно.

1

Если друг оказался вдруг.

Психологическая беседа с элементами обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей.

Совершенствовать навыки общения, способствовать преодолению барьеров в общении.

1

2

Влюблённость? Дружба? Любовь?

Диспут с использованием тестов и их обсуждения.

Духовно-нравственное воспитание детей.

1

3

Счастье – это…

Диспут.

Мини сочинение.

1

Школа вежливости.

1

О такте общения.

Брейн-ринг.

Формирование представлений детей об основных этических нормах и навыках культурного общения.

1

2

Соблюдаем этикет в общественных местах.

Практикум.

Сформировать представления детей об основных этических нормах и навыках культурного общения.

1

3

Хорошие манеры.

Тест.

Обсуждение высказываний детей с последующим составлением нравственного кодекса.

1

4

Приветливость – золотой ключик открывающий сердца людей.

Конкурсная  программа.

Помочь детям осознать культурное и доброе отношение друг к другу.

1

5

Вежливость слов и поступков.

Разбор ситуаций.

1

6

Игра на знание этикета.

Разбор ситуаций.

Помочь детям осознать нравственный выбор в проблемных ситуациях на знание этикета.

1

Клуб знатоков права «Быть гражданином»

1

России верные сыны.

Тематический устный журнал.

Расширение и углубление знаний детей о выдающихся людях России.

1

2

Правовой статус несовершеннолетних.

Правовой лекторий.

Сформировать представление детей о правовом статусе несовершеннолетних, единстве прав и обязанностях в обществе.

1

3

Мы – дети Земли.

Час – диалог.

Развитие у воспитанников чувства собственного достоинства и терпимости по отношению к другим людям, уважении их прав, индивидуальности.

1

4

 Поверь в себя

Психологическая ролевая игра.

Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью

1

Воспитание своего «Я»

1

Что такое моё «Я»?

Знаю ли я себя?

Час – самопознания.

Помочь детям познать свой внутренний мир.

1

2

Сотвори себя сам.

Обсуждение проблемных ситуаций из жизни детей.

Убедить воспитанников в необходимости стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

1

3

Я в мире людей, люди, которые рядом.

Анализ жизненных ситуаций на основе наблюдений детей.

Разыгрывание ситуаций на основе анализа и самооценки.

1

4

Как стать успешным?

Конкурсная программа.

Воспитание уверенности в своих силах, неприятия равнодушия к себе.

1

5

Как развивать свои способности?

Час размышление.

Формирование представлений детей о том, что такое способности человека.

1

Найди свой путь. Выбор профессии.

1.

Дороги, которые выбираем…

Беседа.

Нравственное воспитание детей.

1.

2.

Склонности и интересы в выборе профессии.

Психологический практикум.

Определить интересы детей.

1.

Родительское собрание.

1.

Наши трудные дети.

Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.

Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.

1.

Прогнозируемый результат.

Воспитанники должны знать:

  1. О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
  2. О стремлении к самосовершенствованию.
  3. О культуре поведения и общения.

Воспитанники должны уметь:

  1. Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  2. Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  3. Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

Используемая литература.

  1. Художественная литература, афоризмы.
  2. Научно-популярная литература по этике, психологии, педагогике.
  3. Журналы. «Воспитание школьника», «Коррекционная педагогика».
  4. И. И. Дерекклеева «Справочник воспитателя»
  5. М.А.Алоева «Сердце отдаю детям».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"

Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...

Рабочая программа кружка для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в мир английской грамматики»

Рабочая программа кружка для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в мир английской грамматики»....

Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"

Программа внеурочной деятельности 6 класс "Дорогою добра"...

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по летнему отдыху детей «Дорогою добра »

Пояснительная записка.Краткосрочная программа  составлена на основе дополнительной общеобразовательной  программы «Дорогою добра» по  социально-гуманитарному направлению раб...