Внеклассная работа по краеведению
материал по краеведению

Донцова  Валентина  Алексеевна

Внеклассная  работа  в  школе  по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya__rabota__po__kraevedeniyu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №2 с.Чернолесского

«Внеклассная  работа  по  краеведению».

Подготовила

Учитель  истории МОУ СОШ №2

Донцова  Валентина  Алексеевна.

2010

Добрый день уважаемые коллеги!

Патриотизм–   это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе.

В Национальной доктрине  «Образование» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить, прежде всего,  историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Перед нами стоят актуальные  вопросы,  как воспитывать  подрастающее поколение, как  формировать и  развивать  патриотические  чувства. Какие нити памяти соединяют сегодня молодежь с поколениями отцов и дедов?  Ценят ли сегодняшние мальчишки и девчонки то, ради чего отдавали свою жизнь их сверстники и старшее поколение в военные годы? Знают ли они историю родного края, его прошлое, историю, которая вокруг нас – в памятниках, обелисках, в людях, в экспозициях музеев.

Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективно-творческим делом. Таким делом сегодня, на мой взгляд, становится поисково-краеведческая деятельность. Вашему  вниманию представляю выступление  по  теме: «Внеклассная  работа  по  краеведению».

Цель:      дать  учащимся  комплексные   знания   о  важнейших  событиях    социально-политической   и  историко-культурной   жизни  села, района, края, воспитывать  любовь   к  Малой   Родине, научить  бережному   отношению  к  традициям  и  святыням.

Задачи.

1.Научить  учащихся  воспринимать музейную  информацию  и  музейные  предметы, оценивать  их  как  часть  истории  и  культуры, познакомить  с  основами  экскурсионной    и  поисковой  деятельности.

2.Выявлять   неизвестные  и   малоизвестные  факты  из  истории   района, села  и  передавать   их  историкам, ученым.

3. Вести  постоянный  поиск  материалов, документов   для  расширения  экспозиций    школьного  музея.

4. Разрабатывать  общешкольные  мероприятия   и  содействовать  администрации   школы, внешкольным   организациям  в  их  проведении.

5.Воспитывать  честность, общительность, трудолюбие, стремление  к  самопознанию; любовь  к  своему  народу, Отечеству.

6.Вовлечь   широкие  слои  молодёжи   в  патриотическую  деятельность.

Внеклассная работа по краеведению            разделяется на  массовую, групповую и индивидуальную. К массовым формам относятся: экскурсии, походы, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий. Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок,  издание стенгазет. Индивидуальная работа по краеведению предполагает работу с документами архива, подготовка рефератов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры. Однако не одна из форм внеклассной работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке часто выносятся на общешкольные мероприятия. Индивидуальная работа является необходимым элементом и массовых и групповых занятий.

В  настоящее время  я веду  занятия  в  кружке  «Юный патриот». В его состав входят 15 человек-это учащиеся 7-11 классов. Он формируется на добровольных началах. Занятия  в  кружке  проводятся  в  соответствии  с  программой. Основная цель программы: «Воспитание гражданина и патриота через музейную и краеведческую работу». Учащиеся  кружка  активно  принимают  участие  во  многих школьных  и  районных  мероприятиях.

В  канун 75-летия  района учащиеся  кружка  собирали  материал по  истории  развития  района, систематизировали его.

В канун 65 - летия Победы ребята принимают  участие  в  акции  «Живой  голос  ветерана». Была  организованна  встреча  с  ветераном  ВОвойны Воробьёвым и  записан  видеофильм. В настоящее время проводим подготовительную работу по определению респондентов для проведения акции «Живой голос военного детства», мы планируем записать на видео воспоминания  очевидцев тех далеких событий.

Центром патриотического воспитания в нашей школе стал музей. Материалы музея постоянно используются в учебно-воспитательном процессе. Ребята кружка разрабатывают экскурсии и лектории по различной тематике, формируют портфель экскурсовода. В этом направлении у нас есть свои традиции. Тему для экскурсии ребята выбирают по желанию, из того материала, который есть в фондах музея. Обзорную экскурсию «Знакомство со школьным музеем» мы проводим для учащихся 1 классов в сентябре. Так же  проводим  экскурсии в День рождения и день гибели героя земляка И.С.Обликова, наших земляков погибших в Чеченской войне, освобождение Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков, День рождения комсомола и пионерской организации. Кроме этого ребята готовят другие тематические экскурсии, а в ходе проведения месячника оборонно-массовой работы, недели Памяти, кроме экскурсий, используя материалы музея, проводят лектории на классных часах. Так  были  проведены  лектории: «История  образования Новоселицкого  района», «История села Чернолесского», «Оккупация  Новоселицкого  района», в  канун 9 –мая проводится лекторий «История Великой  Отечественной  войны».

Материалы музея ребята постоянно используют для написания докладов, рефератов, исследовательских работ. И здесь есть свои результаты. За последние 5 лет  мои  учащиеся становились призерами олимпиад, районных и краевых слетов туристско-краеведческого движения « Отечество». Так в 2006-2007 уч.году Карпенко Светлана  стала  победительницей  в  олимпиаде  по краеведению  в  районном  и  зональном  турах;

 в 2007- 2008 уч.году- Панютина Татьяна  победительница  в  районном туре  по  краеведению;

в 2006-2007уч.году исследовательская  работа  по  теме  «История  развития  коллективизации» была  отмечена  грамотой;

 в 2007-2008 у.году Джафарова  Снежанна  с исследовательской работой «Подвиг женщин  в годы  Великой  Отчественной войны»  приняла  участие   в  конференции «Популяризация  и  сохранение  историко-культурного  наследия» была  отмечена грамотой, в  конкурсе  «Отечество» - стала  победительницей, а  в  краевом  слёте стала  дипломантом;

в2008-2009 уч.году  в конкурсе «Отечество» Кожевникова  Алла в  номинации «Краеведение» заняла III  место, Джафарова Снежанна    в  номинации «Военная  история» II  место;

10  апреля 2009 года  в  районной  научной  конференции  моя  ученица  награждена дипломом II  степени.

 29 апреля 2009 года в  г.Ставрополе  состоялась XX  краевая  научно-практическая  конференция  школьников, в  которой  приняла  участие Джафарова  Снежанна  и  стала  дипломантом  II  степени. В  этом  году  в  районной  газете  «Авангард» была  напечата её   работа  «Подвиг  женщин  в годы Великой  Отечественной войны».

25 марта 2010 года  состоялась  научная  конференция,в которой  моя ученица  заняла  призовое место.

26 марта  учащиеся  кружка  приняли  активное  участие  в  конкурсе  «Отечество»: выступали  с  исследовательскими  работами в  секциях «Краеведение», «Земляки»,принимали участие  в  конкурсе «Эрудит».

Ежегодно, весной, провожу  экскурсии  по  окрестностям  села. Первую  такую  экскурсию  провёл  Мамонтов Михаил Семенович. Мы  записали  эту  экскурсию на  видео, изучив  ее, я  стала  сама  проводить такие  экскурсии. На  основе  этой  экскурсии мной  был разработан  путеводитель  по окрестностям села  Чернолесского, который  знакомит  с  достопримечательными  местами.

В прошлом  году  была  организованна  экскурсия  в  г. Ставрополь  в музей-заповедник  «Татарское  Городище». Ребята  познакомились с уникальным  археологическим и природным  памятником: реликтовый  лес, остатками фортификационных сооружений, гротами, живописными водопадами, удивительными растениями.

В  1942  году  в  нашем  селе  были  расстреляны 36  человек  еврейской  национальности. После  войны  тела  погибших  при  содействии Кабановой  Марии  Васильевны  были перенесены  в  братскую могилу. Мой  класс 8-Г ведет шефскую работу над  братской  могилой: убирают территорию около могилы, следят за  порядком.

        В  течение   многих  лет  работы  в  области  краеведения  мной  была  разработана  программа  краеведческого кружка «Поиск», которая  рассчитана  на  2 года  обучения, при  4-часовой  работе  в  неделю; разработана  викторина  с  презентацией «Моё Ставрополье»;внеклассные  мероприятия с  презентацией  «Символы Ставрополья» и «Я живу в…»

        В своей  работе   при подготовке  к  занятиям я  использую  основную  литературу: «История  Ставропольского края от древнейших времён» В.П.Невской, «Ставропольский  край в истории России» Алексея  Ивановича  Кругова и  его  «Задачник по краеведению»; «Занимательное  краеведение» Владимира  Ивановича  Ивановского; «История  Новоселицкого  района» Михаила  Семёновича Мамонтова.

В воспитании патриотизма  внеклассные  занятия  по  краеведению  играют  значительную роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами нашего села, беря в руки старые фотографии лица ребят, становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места, конечно же, их родного села.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением и опираться на краеведение. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, края - дает возможность побудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви, к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой.

Спасибо  за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....