Межшкольная интеллектуальная игра
методическая разработка (8 класс) по теме

Основная цель - расширить границы  знаний учащихся об истории, традициях , обычаях русского народа, через пробуждение и активацию интереса к истории и культуре народа, создать условия для формирования и укрепления национального самосознания и патриотического отношения у учащихся школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о I межшкольной интеллектуальной игре

 «Хлебушек - батюшка»

МО «Павловское сельское поселение» Суздальского района

(организатор: Матсапаева Е.В.)

Интеллектуальная игра является совместным мероприятием КОО Павловского сельского поселения. Она расширяет границы знаний учащихся и активизирует познавательный интерес к истории, традициям, обычаям русского народа.

1.СТАТУС ИГРЫ.

1.1. Интеллектуальная игра «Хлебушек - батюшка» ( далее – ИГРА)     проводится как межшкольный конкурс для учащихся 6-7 классов.

1.2. ИГРА проводится при непосредственном участии:

  1. Старожилов села;
  2. Работников Дома культуры;
  3. Заведующих сельских библиотек;
  4. Служителей культа;
  5. Работников администрации Павловского сельского поселения;
  6. Работников хлебокомбината.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ.

2.1. Основная цель – расширить границы знаний об истории, традициях, обычаях русского народа; через пробуждение и активизацию интереса к истории и культуре народа создать условия для формирования и укрепления национального самосознания и патриотического отношения у учащихся школ.

2.2. ИГРА призвана решить следующие задачи:

  1. Предоставить возможность учащимся в процессе подготовки к ИГРЕ познакомиться со специальной и научно-художественной литературой;
  2. Создать условия, способствующие развитию исследовательских навыков, реализации творческих способностей и познавательного интереса всех участников ИГРЫ;
  3. Дать участникам ИГРЫ возможность личного общения с теми, кто является живой современной историей.

3. УЧАСТНИКИ ИГРЫ.

3.1. Участники ИГРЫ – учащиеся 6 – 7 классов четырех общеобразовательных школ поселения.

3.2. Команда состоит из 5 человек.

3.3. Команда имеет название, девиз, выбирает капитана.

3.4. О своём участии команда сообщает до 14 марта в оргкомитет

 по тел.6-33-82.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ.

4.1. Для проведения ИГРЫ формируется оргкомитет, в который входят представители сельского социума.

4.2.Сценарий, задания ИГРЫ готовятся членами оргкомитета.

4.3. Получив во время ИГРЫ задание,  команда, посовещавшись, даёт ответ.

4.4. Высший балл – 3.

4.5. В ходе ИГРЫ команда имеет право 1 раз взять помощь зала.

4.6. Команда может получить дополнительные баллы, дополнив ответ соперников.

5. ЖЮРИ ИГРЫ.

5.1. Жюри ИГРЫ определяют члены оргкомитета.

5.2.Количество членов жюри – 5 человек.

5.3. председатель жюри имеет 2 голоса.

5.4. Жюри коллегиально определяет лучшие ответы команд, называет команду – победителя и лучшего игрока каждой команды.

6. БОЛЕЛЬЩИКИ КОМАНДЫ.

6.1. Каждая команда имеет свою команду болельщиков.

6.2. Команда  болельщиков – 10 человек из учащихся 6 – 8 классов.

6.3. Команда  болельщиков принесёт дополнительные баллы своей команде игроков, приняв участие в конкурсе домашнего задания «Хвала Хлебу» (не более 3 минут)

6.4.Команда  болельщиков поддерживает свою команду плакатами, кричалками.

 6.5. Команда  болельщиков может снять с команды  игроков баллы при нарушении дисциплины во время проведения ИГРЫ.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

7.1. Ответ команды оценивается по следующей шкале:

  1. 0 -  нет ответа;
  2. 1 -  ответ, близкий к правильному;
  3. 2 – ответ правильный;
  4. 3 – полностью правильный ответ с творческим подходом

7.2. Баллы, полученные командами в ходе ИГРЫ, заносятся в «Сводный игровой лист».

7.3.Сумма баллов в «Сводном игровом листе» определяет команду – победителя.

7.4. Жюри своим решением может наградить лучшего игрока ИГРЫ.

8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ИГРЫ.

8.1. ИГРА проводится 18 марта 2008 года.

8.2. Начало ИГРЫ – 13:00. Приезд команды – 12:30.

8.3. Зал для проведения ИГРЫ предоставляется Порецким Домом культуры.

8.4. Оформление помещения возложить на работников Дома культуры.

8.5. Реквизит для проведения ИГРЫ предоставляют Порецкий ДК, Порецкие краеведческий музей, детский сад №  9.

8.6. Техническая поддержка ИГРЫ осуществляет МОУ «Порецкая средняя общеобразовательная школа»

Сценарий I межшкольной интеллектуальной игры

«Хлебушек – батюшка»

МО «Павловское сельское поселение» Суздальского района

(автор:Матсапаева Е.В.)

- Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ехали сюда?

- Ой, вы, гости-господа,

Рады мы гостям всегда.

- Мы приветствуем всех вас

Здесь на празднике у нас.

- На каком празднике? На игре!

- Всё правильно! На игре. Но разве встреча со старыми знакомыми и с новыми людьми – это не праздник?!

- Тогда ты права.

- Итак, мы открываем I межшкольную интеллектуальную игру «Хлебушек-батюшка».

- И приглашаем команды занять свои места:

  1. Команда Спасско-Городищенской школы
  2.  Команда Садовой школы
  3. Команда Павловской школы
  4. Команда Порецкой школы.

- Нет, всё-таки на празднике должны быть и названия праздничные (представление команд)

- Участников игры приветствует Глава Павловского сельского поселения – Абубекиров Игорь Кетдюсович.

- Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром говорится:

 «Земля – матушка, а хлеб - батюшка».

«Хлеб – кормилец».

«Без золота проживёшь, а без хлеба нет»…

- Погоди, Катя, погоди! Ты вот сейчас все пословицы назовёшь – участникам не хватит.

- Мы объявляем первый конкурс «Разминка». Команды по очереди говорят пословицы о хлебе. Выиграет та команда, чья пословица будет последней за отведённые 2 минуты.

- Вот интересно, а кто жюрить-то будет?

- Жюри нашей игры – люди уважаемые:

Абубекиров Игорь Кетдюсович – глава Павловского сельского поселения

Куцевалова  Людмила Александровна – казначей храма Преображения Господня

Тимофеев Вячеслав Леонидович – потомственный порецкий мельник

Жукова Ольга Трофимовна  - старожил села

Рузанова Марина Ивановна – сотрудник ОАО «Владимирский хлебокомбинат»

(КОНКУРС)

 - Пока жюри подводит итоги, мы обращаем ваше внимание на сушки, которые лежат на ваших столах

- Это ваши баллы

-Жюри оглашает результат, а вы надеваете соответствующее количество сушек на веревочку

- И помните, что высший балл – 3

(подведение итогов )

- А я еще одну пословицу знаю: «Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай»

- Какой ты молодец!

- Вот только объясни: почему хлеб-соль…угостить что ли нечем?

-А вот об этом мы спросим у команд. Мы объявляем следующий конкурс «Хлеб-соль». Каждая команда рассказывает об этом обряде по очереди, ПО ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ , не повторяя того, что сказали предыдущие команды. Начинаем по жребию.

                                              (КОНКУРС «ХЛЕБ-СОЛЬ»)

(подведение итогов  )

- Кать, посмотри, какой у меня колобок веселый, как из сказки… Я его лисе ни за что не отдам. Только одного не пойму: где старуха муку взяла?!

- Так-то ты русские знаешь!!! «По сусекам помела, по амбарам поскребла».

- Вот-вот..Эти-то слова я и не понимаю

- Ничего не поделаешь…Придется у знатоков спросить

(Конкурс подготовил и проводит потомственный мельник – Тимофеев Вячеслав Леонидович)

- Все команды отвечают сначала на первые вопросы, затем – на вторые и т.д.

(подведение итогов  )

- Кать, а почему старуха колобок испекла?

- Так старик ее попросил…

- Лучше бы булку или батон какой.

- Смешной ты, право… Колобок – это обрядовый хлеб.

- Обрядовый хлеб?!

- Ну, это специальная выпечка, символизирующая какой-нибудь обряд.

этот конкурс проводит казначей Спасо-Преображенского храма, Куцевалова Людмила Александровна

  1. Командам предлагаем за 1 минуту написать как можно больше названий обрядового хлеба (Барашек.Блины.Голубки.Грачи.Жаворонки.Калач.Каравай.Колобок.Крест.Кулич.Курник.Лесенка.Овсянники.Пироги.Просфора.)

(В это время – обращение её к детям)

- Вторую часть этого конкурса мы назвали «Пасхальный стол». Предлагаем командам решить две задачи. Как только вы сдаёте в жюри зелёный листок с выполненным первым заданием, вы получаете второе.(по жребию)

В это время проводим конкурс для болельщиков «Отношение к Хлебу»  

1.Почему нельзя доедать за кем-нибудь хлеб?

     2.Почему нельзя ломать хлеб?

     3.Почему нельзя бросать хлеб?

     4.От чего спасает подгоревшая корка хлеба?

(подведение итогов )

- А, ну, народ, налетай, покупай.

  С пылу, с жару – пятачок за пару

- Чем торгуешь, купец-удалец?

- Все постное. Пост, матушка! Неделю назад блины да пироги десятками шли.

- Да, сейчас для нас все блины – блины…Все пироги – пироги… А раньше у каждого блина да пирога своё название было и своё назначение.

- В подготовке этого конкурса принимали активное участие старожилы нашего села: Жукова Ольга Трофимовна и Притуманова Антонина Сергеевна, а также Куцевалова Людмила Александровна.

- Они такие пирожки испекли, вкусные да румяные! Объявляем конкурс «Кто быстрее съест пирог»

- Ты что выдумал? Мы объявляем конкурс знатоков пирогов и блинов.

- А я-то думал1 Эх…

- Команды, внимание! Вы по жребию определяете, о каком пироге вы будете рассказывать, и отвечаете на один-единственный вопросик о блинах.  

(подведение итогов)

- Испокон веков славилась Земля русская своими пекарями. В «Домострое» XIV века говорится о хлебных избах.

- Они что, из хлеба сделаны?

- Нет, хлебные избы – это общественные пекарни, которые находились во всех больших населенных пунктах. Людей, которые работали в хлебных избах, называли хлебниками и относились к ним с большим уважением.

- Значит, пекарни – это тоже хлебные избы?

- Конечно. Но самой большой хлебной избой на Владимиро – Суздальской земле считается Владимирский хлебокомбинат. Сегодня на нашем празднике сотрудник этого стратегически важного объекта.

- Какого объекта? Там же хлеб делают, а не оружие.

- А ты представь, что будет, если хлебокомбинат вдруг остановится.

- Ну и что?

- Вся Владимирская область останется без хлеба, ведь за сутки завод выпускает более … а, впрочем, слово сотруднику ОАО «Владимирский хлебокомбинат», Рузановой Марине Ивановне, которая  подготовил для вас необычный конкурс: вы не только блеснёте своими знаниями о Владимирском хлебокомбинате, но и своими руками приготовите традиционный  праздничный пирог.

  1. Что является символом ОАО «Владимирский хлебокомбинат»? Когда и кем он был создан? (Колобок. Эскиз создал Андрей Сапогов, художник хлебзавода № 2, начало 1991 года)
  2. Девиз ОАО «Владимирский хлебокомбинат». («Традиционно русский хлеб»)
  3. Когда был построен первый во Владимире хлебозавод? (1929 год)
  4. В каком году стал ОАО «Владимирский хлебокомбинат»? (1991г)
  5. Сколько хлеба выпускает ОАО «Владимирский хлебокомбинат» в сутки? (свыше 120 тонн)
  6. Адрес  ОАО «Владимирский хлебокомбинат». (ул. Большая Нижегородская д. 80 «а»)
  7. Кто является Генеральным директором ОАО «Владимирский хлебокомбинат»? (Шинаков Владимир Геннадьевич)
  8. Сколько хлебозаводов было в городе Владимире до конца 90-х годов? (4:        №1  выпускал рогалики, батоны;

                 № 2 черный хлеб

№ 3 макаронная фабрика

№ 4 кондитерские изделия (торты, сушки, пряники), батоны)

- Сколько души вложила в это тесто Пузикова Валентина Александровна, заведующая сельской библиотекой.

- Дорогие зрители, сейчас командам так нужна ваша поддержка! Ваше выступление – на 2 минуты.  

(подведение итогов )

(подведение итогов  конкурса на лучший пирог)

-Вот интересно, кто победит? Вот я лично болею…

- А мне кажется, что в этой игре победили все мы, ведь каждый из нас узнал очень много нового о традициях русского народа, о самом важном продукте рук человеческих – о ХЛЕБЕ

 

Подведение итогов и награждение победителей

 ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ.

(сценарий  II межшкольной интеллектуальной игры

школ МО «Павловское сельское поселение»)

Автор: Матсапаева Е.В.

(на экране – мультфильм «Кошка, которая гуляла сама по себе»)

- Сокол в небе без крыльев бессилен,

  Немощен человек на земле без коня…

- Земля, семья, изба и печь,

  И каждый гвоздь в стене,

  Портянки с ног, рубаха с плеч-

  Держались на коне…

- Среди домашних животных лошадь занимает особое место: ни одно другое четвероногое, даже собака, не удостаивалось такого количества стихов и повестей, не было запечатлено так многократно в скульптуре и на живописных полотнах, ни одно не заняло столь прочного и почётного места в фольклоре.

- История лошади началась в широколиственных лесах Северной Америки более 60 миллионов лет назад. Маленькое волосатое животное своими очертаниями тела и размером напоминает молодого кабанчика. Только вместо клыков у него мелкие с низкими коронками зубы, приспособленные для поедания сочной растительности. На передних ногах у этого странного существа было по 4 пальца, а на задних по 3. Строение лап напоминало собачьи. Чёрные полоски или пятна на рыжей шерсти помогали ему маскироваться в тени деревьев, чтобы избежать смертельной встречи с хищниками.

- И вряд ли кто поверил бы тогда, что эта невзрачная лесная зверушка – ЭОГИППУС- станет праотцом стройных английских скакунов, изящных арабских жеребцов, могучих першеронов.

- Одомашнивание диких лошадей происходило одновременно в разных местах Евразии. Согласно летописям,

  1. В Китае – в 4-3 тысячелетии до новой эры;
  2. В Иране – в 3  тысячелетии до новой эры;
  3. В Ассирии и Вавилонии – в 3-2 тысячелетии до новой эры;
  4. В Индии и Египте – во 2 тысячелетии до новой эры;
  5. В Палестине и Аравии – в 1 тысячелетии до новой эры;

- Основной очаг одомашнения лошади на Руси  находился на территории современных Сибири и юга европейской части России. Славянские племена здесь жили в 1 тысячелетии до новой эры. Территория эта представляла собой бескрайние степи с обильной травяной растительностью, что способствовало формированию хорошей степной лошади.

- Начало становления отечественного коневодства относится к концу 10 столетия, то есть к моменту объединения всех восточных славян в границах Киевской Руси.

- О лошади, как о земле, воде, хлебе, родине, можно говорить бесконечно. Ибо так сказано в Библии: «конь есть воплощение совершенного творения Божьего».

- И сегодня мы воздадим славу коню как символу

  1. Жизненной животной силы;
  2. Красоты, грациозности;
  3. Мощи;
  4. Завораживающего гармоничного движения;
  5. Символу верности;
  6. Неукротимой свободы;
  7. Бесстрашия, воинской доблести и славы.

-  Итак, мы приглашаем на сцену команды –участницы  2 межшкольной интеллектуальной игры «Полцарства – за коня»

- На сцену приглашаются команды

  1. Спасско-Городищенской основной школы;
  2. Садовой средней школы;
  3. Павловской средней школы;
  4. Порецкой средней школы.

-Капитаны команд, вам слово! (название и девиз)

- Участников и зрителей игры приветствует Глава Павловского сельского поселения  - Абубекиров Игорь Кетдюсович.

- Мы объявляем первый конкурс.

- Погоди! Куда ты торопишься? Мы ещё не пригласили членов жюри.

- Вот так всегда: хочешь как лучше…игру поскорее начать не терпится.

- но какая же игра без судей?

- тоже верно.

- Мы просим членов жюри занять свои места.

  1. Симаков Илья Борисович, генеральный директор Госплемконюшни;
  2. Михайлова Ольга Евгеньевна, конюх;
  3. Зонин Максим Николаевич, ветврач СПК «Порецкое»;
  4. Герасимов Алексей Николаевич, председатель СПК «Порецкое»;
  5. Абубекиров  Игорь Кетдюсович, глава администрации Павловского сельского поселения.

- Первый конкурс мы назвали «РАЗМИНКА». Каждой команде будет дано по 2 открытки с изображением коня. Ваша задача – определить масть и отметины на морде и ногах.

- за правильный ответ – 2 балла.

(В это время: - В настоящее время зафиксировано 250 пород лошадей с устоявшимися характеристиками( экстерьер, масть, темперамент, нрав, назначение).

- по данным статистики, общая численность лошадей в мире составляет 65 миллионов голов. Лидирует в списке стран – США (12 миллионов лошадей)

  1. Китай –около 11 миллионов голов;
  2. Бразилия – более 5 миллионов ;
  3. Россия – около 2 миллионов лошадей.

- Для сравнения: в конце 19 века в России насчитывалось около 20 миллионов лошадей, то есть на 100 жителей приходилось примерно 23 лошади, или 1 лошадь на 4 человека…

- Арифметика проста – к началу 21 века количество лошадей в России уменьшилось более чем в 10 раз.

- К сожалению, поголовье лошадей сокращается с каждым годом.

- Команды уже готовы. Слушаем их ответы.

(жюри оценивает. 1 балл – 1 подкова)

- 2 конкурс мы назвали «Роль коня». Каждой команде будет дан 1 вопрос.

- Задача команды – за 1 минуту найти правильный ответ.

- Напоминаю, что команда дважды во время игры может взять помощь зала и 1 раз у члена жюри.

(В это время: - Испокон веков кони считались главными животными. Их обожествляли, их боготворили.

- Кони давали вождям физическую силу и способность возрождаться после смерти.

- Боевая колесница древнего мира – это целая революция в военном деле.

- Скифские воины-всадники победили ассирийцев и захватили всю Переднюю Азию.

- лошади  дали возможность ордам Батыя побеждать.

- Неслучайно Дмитрий Донской, освободивший Русь от  татарского ига, завёл полки, которые переняли опыт врага, стал разводить лошадей, которые могли соперничать с татарскими.

- Легенда связывает самые первые Олимпийские игры с победой древнегреческого юноши Пелопа в состязаниях на колесницах. Тогда, в 776 году до новой эры, был построен первый гипподром – «место скачки лошадей».

- Но все эти лошади, участвовавшие в сражениях и состязаниях или жившие в роскошных конюшнях, - лишь часть лошадиного племени. Другие, и их было много больше, в это время тащили плуг или соху, везли скрипучие телеги.

- Это были неказистые лошадки, без которых не могли существовать и сами воины, и страны, и государства, которые они покоряли или защищали.

( Слово жюри)

- 3 конкурс мы назвали «Мы славяне».

- И, естественно, речь пойдёт об обычаях и обрядах славян, связанных с конём.

- А я знаю один обычай, о котором написал Александр Сергеевич Пушкин:

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь.»

( Слово жюри)

- 4 конкурс – «Конь, лошадь, савраска». Каждая команда отвечает на 3 вопроса.

- и чтобы членам жюри и  зрителям легче было оценить ваши ответы,  все команды по очереди отвечают на первые вопросы, затем- на вторые, потом – на третьи.

( В это время – выступление Симакова Ильи Борисовича)

( Слово жюри)

- Совсем недавно мы изучали «Мёртвые души». Так вот, первый том заканчивается удивительным авторским монологом: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи…».

- а вот интересно смогут конкурсанты воспеть русскую тройку?

- я даже не сомневаюсь! Итак, следующий конкурс «Ода русской тройке»

- ребята, вам нужно написать небольшое произведение, воспевающее красоту  русской тройки.

(В это время: выступление 2 групп болельщиков)

( Слово жюри)

- 6 конкурс «Богатыри и ласточки». И речь сейчас пойдёт о владимирских тяжеловозах и орловских рысаках.

- Породы 2, а команды -4. Как быть?

- очень просто: мы объединим 2 команды: Порецкой и Павловской школы.

-Садовой и Спасско-Городищенской. Название школ – на одну и ту же букву.

- Ребята, обратите внимание на пластилин, который лежит перед вами.

- Воспользуйтесь им при ответе. Слепите коня данной породы.

(В это время: выступление 2 групп болельщиков)

- пока жюри подводит итоги конкурса и игры в целом, слово предоставляется…………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

Межшкольный интеллектуальный химический марафон по теме "Галогенны" проводимый совместно с ПАО «Тольяттиазот»

При проведении марафона использовалась технология «погружение».Деятельностная  цель: формирование умений решать нестандартные задачи с применением ранее изученного материала.Содержате...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...


 

Комментарии

Сасина Елена Николаевна

Елена Владимировна, умница, замечательные игры.