Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины
классный час (8 класс) по теме

Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса,   учат внимательному чтению, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планета Маленького Принца.

(Читательская конференция по сказке Экзюпери «Маленький принц»).

Звучит музыка Ф. де Милано.

Учитель. Сейчас XXI век. И будут ещё ХХII и ХХШ, мы уйдём из жизни,

вырастут наши дети и ваши внуки, и будет их сердца и души потрясать

удивительная по красоте и силе фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Каким он был – человек, которому принадлежат эти пронзительные,

немного грустные строки? Какой век подарил его миру, какая земля его

вскормила и вырастила, какие ветры и дожди нашептали ему волшебную историю

о маленьком принце?

Биограф. Он говорил: «Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны.

Он поверял это лучшим друзьям, словно  самую большую тайну. И, прислушиваясь к тому, как люди понимали, что этим он объясняет – и себе, и всем, кого любит.

Он шёл по жизни такими трудными путями вовсе не оттого, что любил риск.

Экзюпери. Суть не в том, чтобы жить среди опасностей. Это всего лишь громкая фраза мне не по душе. Я люблю не опасности. Я люблю жизнь.

Биограф. В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Он писал тогда домой, во Францию…

Экзюпери. Говорят, будто в кочевых племенах брожение. И пилота, попавшего в аварию, убьют кочевники. «Убьют кочевники», - не хочу, чтобы эту фразу бормотала ночь. Ночью всё мне кажется таким хрупким. И то, что связывает меня со всеми, кого я люблю, кто спит. Я тревожнее сиделки, когда я бодрствую по ночам.

Биограф. Когда его друг Гийоме разбился в Кордильерах, он день за днём кружил над мёртвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.

- Лёжа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал,- сказал чудом спасшийся Гийоме.

-Как же ты мог знать, это я  тебя ищу?

-Кто ещё решился бы летать так низко в этих горах?!

Биограф. Антуан де Сент – Экзюпери родился 29 июня 1900 года в городе Лионе в интеллигентной  французской семье. Огромную роль в его жизни сыграла мать. Она учила его играть на фортепиано, привила ему любовь к литературе, живописи, природе, родине.

Два года Экзюпери проучился в архитектурном отделении школы изящных искусств и добровольцем ушёл оттуда в армию, стал лётчиком. После армии сменил много занятий, а в 30-е годы совершил ряд перелётов через пустыню, несколько раз делал вынужденную посадку в пустыне, мотор ломался, он его чинил, несколько раз был тяжело ранен, но всё же сумел спастись.

Публицист. Будь же благословенна тишина Ливийской пустыни!

…Ночь на первое января 1935 года. Это и есть день рождения  Маленького принца, хотя он и раньше много раз, может быть даже всю жизнь, возникал в душе сказочника.

Гость приходит в канун Нового года, когда у нас всё  покрыто белым снегом, а там убитая солнцем пустыня с трудом переводит дыхание в недолгой ночной прохладе. Он приходит не с пустыми руками. Его подарок – жизнь. Наутро появятся люди с водой. Гость…Маленький принц.

Литературовед. Мировую известность получила  сказка  Экзюпери «Маленький принц», рассчитанная не столько на детей, сколько на  взрослого читателя, потому что это аллегорическое философское произведение с глубоким подтекстом и большим психологическим проникновением в образы героев.

Во времена фашизма в Европе Экзюпери работал корреспондентом парижских газет. В 1935 году побывал в нашей стране. Когда фашисты оккупировали Францию, Экзюпери эмигрировал временно в Америку, где написал повести «Военный летчик» и «Письмо к заложнику». Все его произведения полны гуманизма, братской любви к людям, возвышенного отношения к жизни и духовности, мистичность, таинственной красоты окружающего мира.

31 июля 1944 года Экзюпери снова летел в сторону Аннеси. У него было горючего на 6 часов, а вернуться предстояло через четыре с половиной.

В 12:50 Гавуалль и свободные от полетов летчики пришли на аэродром, чтобы встретить Экзюпери.

Текли минута за минутой, а самолет не показывался. Вначале пробовали шутками скрыть волнение: « Он заснул за штурвалом. Он дочитывает детективы. »

Постепенно установилась тишина. Казалось, слышно, как невидимые часы отсчитывают секунды, обрушивающиеся все быстрее и быстрее, словно камни на горном перевале.

В 14:30 надежды не стало.

Небо было пусто.

Кто-то окольными тайными путями вез во Францию последнее письмо Экзюпери.

Экзюпери. «Дорогая мамочка, я так хотел бы, чтобы вы не беспокоились обо мне и чтобы к вам дошло это письмо. Чувствую себя хорошо. Я горюю, что так долго вас всех не видел. Я беспокоюсь за вас, моя дорогая старушка мама. Какое все же несчастное время! Когда, наконец, станет возможным сказать тем, кого ты любишь, что ты их любишь!»

(И приписка, как прощанье и просьба о благословении):

«Мамочка, поцелуйте меня, как я вас целую, от всей души.

                                        Антуан.»

Учитель. Экзюпери не вернулся из разведывательного полёта над Средиземным морем.

         Звучит песня «Нежность».

Экзюпери. «Детство – огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны».

Биограф. В технике Антуан разбирается не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в 12 лет впервые поднимается в воздух, и это впечатление определит затем его дальнейший жизненный путь…

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес – самому их творить, пусть это будут самые маленькие чудеса. В Орконте фермерша тащила упирающуюся Сесиль, маленькую девочку, с которой Экзюпери дружил.

- В чём дело? – спросил Антуан, склоняясь над малышкой. Вместо плачущей девочки ответила мать:

- Дай ей зонтик! Для детей нет зонтиков! Не правда ли?

- Право, не знаю, мадам! – с таким сомнением в голосе ответил Антуан, что девочка тотчас же перестала плакать. На  следующий день он пришёл на ферму с маленьким зонтиком. Может быть, ему вспомнилась и встреча с Сесиль, когда в последние годы жизни он писал: «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку надо утешить. Только тогда в мире порядок».

Литературовед. В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца» - приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к Рождеству, подходил к окну и отсюда, с 15-го этажа, один за другим пускал в свободный полёт игрушечные бумажные вертолёты. Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звёздам…

               ( Пускает бумажный самолётик)

Учитель. И сегодня мы с вами, ребята, постараемся постичь тайну «Маленького принца», узнаем, что хотел донести до нас автор. Давайте пригласим в гости самого героя сказки.

                Звучит песня «Маленький принц».

                Инсценировка фрагмента сказки.

Принц. Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки едят цветы. Так неужели же это не серьёзное дело – понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом?.. А если я знаю единственный в мире цветок, он растёт на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмёт и съест его, и даже не будет знать, что натворил? И это, по-твоему, не важно?

Учитель. Итак, Маленький Принц поставил вопрос. Ответить на него можно лишь при  условии «расшифровки» притчи о розах и барашках. Кого в сегодняшней жизни можно сравнить с барашками и розами? Попытайтесь увидеть в этих конкретных образах. Образы – типы людей.

(Ребята отвечают на вопросы учителя).

1-й. Каждый человек для своих близких – сокровище, каким бы его не считали. И если кто-то  его обидит, это будет настоящим горем для родственников.

2-й. Каждая девушка для своего юноши – роза. Она красива и горда. Чтобы её уважали, ей надо уметь постоять за себя, противостоять грубости и насилию. Тут уж поневоле без шипов не обойтись!

Учитель. А как сделать, чтобы и барашки были сыты, и розы целы?

(Ребята отвечают на вопрос  учителя)

Учитель. А не кажется ли вам, что жизнь – весьма рискованное занятие? Барашки вынуждены есть листья, чтобы не умереть с голоду, барашка может съесть голодный волк. Есть ли смысл в такой жизни? Какой?

(Ребята отвечают на вопросы учителя)

                      Инсценировка фрагмента сказки.

Лис. Здравствуй.

Маленький принц. Здравствуй. (Оглядывается).

Лис. Я здесь, под яблоней.

Маленький принц. Кто ты? Какой ты красивый!

Лис. Я Лис.

Маленький принц. Поиграй со мной. Мне так грустно.

Лис. Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

Маленький принц. Ах, извини! А как это – приручить?

Лис. Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?

Маленький принц. Людей ищу. А как это – приручить?

Лис. У людей есть ружья, и они  ходят на охоту. Это очень неудобно. И ещё они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

Маленький принц. Нет, я ищу друзей. А как это – приручить?

Экзюпери. Какое зверьё живёт в пустыне, и чем оно кормится. Скорее всего, это фенеки, песчаные лисицы, хищники ростом не больше кролика с огромными ушами. Не могу утерпеть – иду по следу одного зверька. Прелесть, что за узор  оставляет эта лапка с тремя растопыренными пальцами, словно изящно вырезанный пальмовый листок. Как отрадно видеть, что и здесь, в пустыне, есть жизнь. И словно уже не так хочется пить…

Лис  задерживается около крошечных кустиков, сплошь унизанных маленькими золотистыми улитками. Лис задерживается не у каждого кустика, снимет 2-3 ракушки – и отправляется в другой ресторан. Но фенек осторожен и не мешает стаду плодиться.

Учитель. Так фенек превращается воображением и мудрого Лиса, который откроет принцу тайну приручения; от принца эта одна из самых важных человеческих тайн сообщится и нам.

          Продолжение инсценировки.

Лис. Приручение – это давно забытое понятие. Оно означает создать узы. Ты для меня  маленький мальчик, точно такой же, как сотни тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сотни тысяч других лисиц, но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.

Маленький принц. Я начинаю понимать. Есть одна роза. Наверное, она меня приручила.

Лис. Очень возможно. На земле чего не бывает.

Маленький принц. Это было не на земле.

Лис. На другой планете?.. А на той планете есть охотники?

Маленький принц. Нет.

Лис. Нет в мире совершенства.

Учитель. Как вы уже поняли, Лис - это тоже образ – тип. Это тип человека, казалось бы, недалёкого, ограниченного, всецело занятого мыслями о еде. Но почему он нам симпатичен?

(Ответы учащихся: друг, романтик, опора, вор… )

Ученик: В словах Лиса - большая мудрость. Чтобы иметь друзей, надо дарить им душу, силы, время… Мы словно слышим голос самого писателя: «Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы нуждаемся в ней. Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу своим светом и заполнит его сердце».

Учитель. Почему Маленький Принц считает, что он приручил Розу?

(Ответы учащихся).

Учитель. Посещая различные планеты, Маленький Принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Давайте посмотрим, насколько внимательно вы читали повесть.

Викторина.

 1. Кто жил на первой планете?  

Ученик: На первой планете читателя встречает Король, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощённо, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и полное подчинение – предел его мечтаний.

Инсценировка фрагмента сказки.

Король. А вот и верноподданный. Подойди, я хочу тебя рассмотреть… (Маленький Принц зевает).  Этикет не разрешает зевать в присутствии Короля. Я запрещаю тебе зевать.

Маленький Принц. Я нечаянно. Я долго был в пути и совсем не спал.

Король. Ну, тогда я повелеваю тебе зевать. Итак, зевай! Таков мой приказ.

Маленький Принц. Ноя робею. Я больше не могу.

Король. Тогда… Тогда я повелеваю тебе то зевать, то …

Маленький Принц. Можно присесть?

Король. Повелеваю: сядь!

Маленький Принц. Ваше величество, где же ваше королевство?

Король. Везде.

Маленький Принц. И звёзды вам повинуются?

Король. Ну, конечно, я не терплю непослушания.

Маленький Принц. Мне хотелось бы поглядеть на восход солнца. Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться...

Король. Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.

Маленький Принц. А как же заход солнца?

Король. Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

Маленький Принц: А когда условия будут благоприятные?  

Король: Гм,гм…сегодня это будет в 7 часов 40 минут  вечера .И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Учитель: Итак, перед нами человек- с одной стороны, вроде бы мудрый, а с другой- приспосабливаться к обстоятельствам. Кто же он на самом деле- мудрец или приспособленец?

(выступления ребят)

А могли бы вы предъявлять людям неразумные требования?

А теперь вспомните по порядку, кого встречал М. П. на разных планетах?

На первой планете читателей встречает король, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз.Неограниченная власть и беспрекословное повиновение- предел его мечтаний. Вместе с тем образ этот несет на себе отпечаток веры французских рационалистов 18 в. в просвещенного монарха. «Власть прежде всего должна быть разумной,»- эти слова отчасти примиряют М. П. с властолюбцем, ибо пронизаны гуманизмом.

От апатичных ему людей малыш попросту сбегает, как сбежал от честолюбца. Равнодушие к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателей второй планеты в самовосхваление и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своем ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребенку просто глупым и смешным.

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу,который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия

Встречает в своих странствиях М. П. и «делового человека», занятого бессмысленным подсчетом звезд. Карикатурная фигура этого ничтожества, пытающегося превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятать ее в свой личный сейф,

Вводит в сказку мотивы социальной сатиры. Светлый мир детства болезненно сталкивается  с царящим везде бесчеловечием.

По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, он груб, ибо « за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда ничего не делал.» Образы почти всех обитателей соседних планет, воплощающие человеческие пороки в их обнаженной сути, доведены автором до гротеска.

На пятой планете читатель встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у М. П. восхищение: « Прекрасное занятие. Это по- настоящему полезно, потому что красиво.» Из всех встреченных малышом людей, он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за умение не покладая рук работать и вопреки лени и трудностям освещать людям путь, за то, что этот взрослый думает не только о себе». Но ведь мысли автора во многих случаях выражает малыш, а он мечтает подружиться с фонарщиком.

Чтец: Фонарь Л. Ф. Воронковой

Живет на улице фонарь.

Уж так заведено.

Живет на улице фонарь

Чтоб было не темно.

Железный сгорбленный старик

Он с лампою в руке

Сто лет, наверно, тут стоит,

От шума вдалеке.

Невелики его дела

Великим тут не стать:

Он переулок до угла

Обязан освещать.

Под утро он погасит свет

И вновь зажжется в срок.

Он грустно смотрит людям вслед

Он очень одинок.

Но в час полуночного сна

Когда весь город спит,

Восходит низкая луна

И рядом с ним висит.

- Обитающий на шестой планете географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя « слишком важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий лишь о вечном, заставляет М. П. вспомнить о его недолговечной розе, задуматься и пожалеть ее. Он же советует мальчику посетить планету Земля, у которой « неплохая репутация».

Учитель: Путешествие на Землю вначале лишь обостряет растерянность героя, приводит его почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами( значит роза его обманывала, утверждая, что она  единственная  и неповторимая). Сделав это горькое открытие, М. П. « лег в траву и заплакал».

Песня « Город золотой»

Учитель: А сейчас вспомним еще один загадочный персонаж- Змею.

Сценка

М. П.: Добрый вечер.

Змея: Добрый вечер.

М. П.: На какую планету я попал?

Змея: На Землю . В Африку.

М. П.: Вот как. А разве на Земле нет людей?

Змея: Это пустыня. В пустынях никто не живет, но Земля большая…

М. П.: ( присел на камень) Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Смотри, вон моя планета, прямо над нами…Но как до нее далеко.

Змея: Красивая планета. А что ты будешь делать здесь, на Земле?

М. П.: Я поссорился со своим цветком.

Змея: А, вон оно что…

М. П.: А где же люди? В пустыне все- таки одиноко…

Змея: Среди людей тоже одиноко.

М. П.: Странное ты существо. Не толще пальца...

Змея: Но могущества у меня больше, чем в пальце короля….Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль. Всякого, кого я коснусь, возвращаю на Землю, из которой он пришел. Но ты чист и явился со звезды. Мне жаль тебя. Ты слаб на этой земле, жесткой, как гранит.В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь…

М. П.: Я все понял… А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?

Учитель: Что же такое понял М. П.? Что предлагает ему Змея? Как эту притчу применить к  нашей повседневности? Что следует понимать под укусом Змеи?

( Выступления учащихся о печальной истине)

-Ты идешь со мной напрасно,- говорил в сказке М. П. летчику: тебе будет больно на меня смотреть. Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда.

-Видишь, это очень далеко,- продолжал принц.- Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести.

И у Экзюпери было тяжелое тело 44-  летнего человека, изломанное и неловкое после стольких аварий.

Экзюпери: Я был пять раз ранен тяжело и три раза смертельно… Меня могут услышать,- писал он,- только в том случае, если я и мои товарищи будем рисковать свое жизнью за наше дело.

-Сент- Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. Первая из них произошла, когда во время народного гулянья в Версале он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. « Мне- то крышка, но не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и нашел в себе и самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы только он один.

Учитель: Какую же роль в сказке играет Змея? Отрицательный или положительный это персонаж?

( Выступления учащихся)

- Принц не просто умрет после укуса Змеи. Он улетит на свою планету. Без укуса- он не может улететь: слишком тяжело его тело. Значит, тело его останется на Земле, а на родную планету, видимо, улетит душа.

Учитель: В сказке Экзюпери используется прием аллегории, иносказание. Пустыня ассоциируется с одиночеством, а что- с мотором?( сердце). Подтектс в этой сказке может быть, например, такой: человек оказался очень одинок и беспомощен в этом мире, все от него отвернулись и сердце его стало « сдавать»- т. е. стала уходить вера в людей, в доброе, хорошее. Душа уже не летала. И вот явилось воспоминание о себе самом, каким был в детстве и это было- как глоток воды в пустыне. Даже если весь мир покажется злым и бессмысленным можно обнаружить в себе источник радости и вдохновения. Значит, получается, что человек не зол по натуре. А как вы полагаете?

-Я думаю, написанная во время войны сказка, воплотила ностальгию и изобразила несовершенство мира. Люди добрые, честные, наивные, выглядят в этом мире, как бы инопланетянами, упавшими с дальней звезды, но именно этими людьми и прекрасна наша планета.

Учитель: Какую главную мысль выделили бы вы в сказке « М. П.»?

( Выступления учащихся)

-Самое главное в нашей жизни- это узы братства, ответственность за тех, кого мы приручили, т. е. за тех, кто нам доверяет, любит нас.

Учитель: Не каждому удается всю жизнь видеть мир с высоты птичьего полета.

Песня « Нежность»



Предварительный просмотр:

7 класс

Сага  (Тест)

  1. Сага – это…

А) былина,

Б) баллада,

В) песня.

  2.   Потомки кельтов населяют…

        А) Англию,

        Б) Часть Гренландии,

        В)  Часть Франции.

3.  Дети в Ирландии воспитывались…

       А) В своей семье,

       Б) В чужой семье,

       В) В специальных домах.

4.   Богатырь метал копьё

       А) Рукой,

       Б) Ногой,

       В) Двумя руками.

5.   Сага  - это…

     А) всякое сказание,

     Б) Миф,

     В) Небылица.

6.  Кухулин получил прозвище

     А) орла,

     Б) пса,

     В) коня.

7. Кухулин мог совершать прыжок со спины…

    А) лосося,

    Б) угря,

    В) окуня.

   

 



Предварительный просмотр:

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-минитюры по картине Левитана «Большая вода», побудить учащихся к размышлению о картинах Левитана,

послушать сообщения учащихся о жизни и творчестве художника, воспитание  эстетического вкуса и любви к родине.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания в форме беседы (с использованием презентации).

Слайд «Портрет Левитана».

Учитель. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – выдающийся русский живописец-пейзажист, автор всемирно известных картин. Назовите их, ребята.

Учащиеся называют: «Март», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем»…  

Учитель. Что вы знаете о жизни и творчестве художника?

Саша Н. Левитан родился в семье железнодорожного служащего, учился в Московском училище Живописи, ваяния и зодчества. С 1891 года – член Товарищества передвижников. В своих первых произведениях вводил в композицию жанровые мотивы. В живописи ставил перед собой задачу создать портрет природы и в её образе передать состояние, настроение, переживание человека.

Айнагуль А. Большое влияние оказали поездки на Волгу (1886, 1888). Это сказалось в картине «Вечер на Волге», где пространство и широкие дали приобрели большую эмоциональность и выразительность. Итогом волжских поездок стали картины «После дождя» и «Вечер. Золотой плёс».

Алмас Д. Поэтические раздумья о жизни отразились в одной из самых известных картин «Над вечным покоем» (1894). Выраженные в картине эмоции были близки настроению многих героев Чехова, с которым Левитана связывала дружба и общность взглядов. Они смотрели на мир с оптимизмом.

Павел Б. В последние годы жизни Левитан тяжело болел, но он верил в светлое начало, в жизненные силы природы. Это нашло отражение в последнем периоде творчества (1896-1897). Таковы его картины «Март», «Весна. Большая вода», «Золотая осень» и в особенности «Свежий ветер».

Учитель. Сделайте вывод из вышесказанного об И.И. Левитане.

Саша Г. В творчестве Левитана русская  пейзажная живопись поднялась к невиданным возможностям выражения в образах природы и самых тонких человеческих переживаний.

Лексико-орфографическая работа.

Живопись, пейзаж, колорит, акварель, передний план, задний план, холодные и тёплые тона.

Учащиеся записывают слова в тетради, объясняют их значение.

Эмоционально – оценочная лексика.

Левитан - пейзажист, художник, создатель пейзажа настроения, певец русской природы, патриот, философ…

Учитель. А теперь давайте остановимся подробнее на нескольких картинах мастера пейзажа.

Слайд «Золотая осень».

Витя А. Левитан – создатель пейзажа настроения. Он умело передаёт состояние природы, окружающего мира. На картине «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в медно-золотом убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-жёлтые берёзки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой.

Айнагуль А. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Но просто описать их невозможно. Их надо видеть. Видеть «Золотую осень» с её глубочайшей синевой небесного свода и золотом опадающих берёз.

Алмас Д. По своей живописности, точности красок и простоте она равна пушкинским описаниям осени.

Маша М. На правом берегу – ряд ещё зелёных ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображённый художником, полон света.  В картине преобладают жизнерадостные светлые тона.

Саша Н. Почти на линии горизонта заметны очертания далёких строений, леса, полей, засеянных озимью. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времён года.

«Унылая пора. Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса»,-

писал Пушкин. Наверное, эти строки повторял Левитан, работая над картиной.

Павел Б. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж очень добрый, он не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме, ведь в природе всё одинаково прекрасно, и каждое из времён года имеет свою прелесть.

Учитель. Сделайте вывод о своём отношении к картине «Золотая осень».

Коля М. Глядя на картину «Золотая осень», я невольно любуюсь ею и проникаюсь чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Слайд «Над вечным покоем».

Учитель. Вернёмся к одной из самых загадочных и прекрасных картин Левитана. Это картина «Над вечным покоем». Чем, по вашему мнению, она отличается от предыдущей картины?

Валера С. Образ северной русской природы наделён в пейзаже героическими чертами. Известно, что художник создал её под впечатлением от озера близ Вышнего Волочка.

Учитель. В чём состоит необычность изображённой картины?

Саша Г. Художник созерцает мир с птичьего полёта, словно паря над ним. Перед его взглядом разворачивается панорама стихий – неба, воды, земли.

Витя А. В картине звучит мотив загадочности русской земли. Небо не отражается в воде, но есть то, что примиряет враждующие стихии. Это устремленный вперёд утёс с деревянной церквушкой, свидетельствующей о присутствии веры в душе человека.

Айнагуль А. Противостояние силы человеческого духа и бесконечности мироздания приобретает в картине зпический, вселенский размах.

Учитель. Ребята, а какая картина Левитана, указывающая на присутствие человека знакома вам с младших классов?

Слайд «Март».

Учитель читает фрагмент стихотворения Б.Л. Пастернака «Март».

Солнце греет до седьмого пота,

И ликует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Маша М. «Март»- самое мажорное произведение Левитана. В картине природа преображается яркими красками. Звонким контрастом  звучат жёлтые и голубые краски. Все цвета насыщены светом. И хотя вокруг ели лежит снег и чувствуется лёгкий морозец, весенним ликованием наполнена каждая часть пейзажа.

Витя А. На переднем плане в глубине картины сосновый бор.  Там затаилась тишина и холод.  Взгляд растворяется  во множестве впечатлений, но внимание зрителя останавливает пригревшаяся на солнце лошадёнка. На картине показано весеннее пробуждение природы.

Учитель. И прежде чем приступить к работе по описанию ещё одной картины Левитана, подведите итоги  сказанному о поэте и его творчестве.

Саша Н. Редко у кого из художников природа средней России выражена с такой полнотой, как у Левитана. Левитан показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самого обычного – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе.

Маша М. сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу и пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающеё природе такое разнообразие красок и форм, о каких раньше и не подозревали.

Учитель. Почему картины И.И. Левитана  можно считать патриотическими?

Коля М. Картины Левитана можно назвать патриотическими в самом высоком значении этого слова. Чувство родины рождается как будто бы из незначительных вещей, таких хотя бы, как мостки через речку, старый осокорь на ветру, или душистые заросли вереска, из которых создаётся великолепное целое, любимое нами до боли в сердце, то целое, что зовётся Родиной.

Валера С. Мне нравятся картины Левитана: и «Над вечным покоем», где мастерски передано величавое в своей угрюмости ненастье. И «Март», с его блёстками тающих снегов.

3. Систематизация собранного на уроке материала о жизни и творчестве Левитана. Подготовка к сочинению «Моя любимая картина И.И. Левитана».

Слайд «Весна. Большая вода».

Учитель. В ваших учебниках русского языка помещена репродукция известной картины. Давайте рассмотрим её и подготовимся к написанию миниатюры на тему «Моя любимая картина».

Беседа по содержанию картины

Откройте упражнение 346 на странице 158, прочитайте вопросы и ответьте на них.

  1. Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?
  2. Что мы видим на переднем плане?
  3. Что изобразил художник на заднем плане?
  4. Какими красками передаёт он цвет воды и неба?

Учитель. Сейчас вам необходимо написать миниатюру по картине «Весна. Большая вода».

Что, кроме описания картины,  вы включили бы в своё сочинение?

Учащиеся отвечают, составляют примерный, рабочий план к сочинению.

Слайд (план сочинения).

1. Кто такой И.И. Левитан?

2. Какова основная тема его творчества?

3. Чем поразила меня картина?

4. Любимое Левитаном время года.

5. Пожелание ровесникам.

Учащиеся пишут миниатюры, минут через 5-10 зачитывают их в классе.

Примерные ответы учащихся.

- Исаак Ильич Левитан – один из любимейших русских художников. Живописец-передвижник создавал «пейзажи настроения», которым присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность, а иногда и скорбная одухотворённость образов.

- Левитан – мой самый любимый художник. На его полотнах я нахожу так много милого и дорогого мне. Родная природа, вешние разливы рек – всё это близко моему сердцу. Мне, как и Левитану, нравится  весна. Никто, я думаю, до Левитана не смог так описать весну.

- Основная тема  творчества художника – тема любви к родине.

- Картина «Большая вода» напомнила мне о весне. Художник изобразил весну уже вступившею в свои права. Я гляжу на картину и чувствую тишину, разлитую вокруг.

- На картине, наполненной теплом и светом, сочетаются тёплые и холодные тона. Светло-голубое небо, жёлто-коричневые веточки деревьев, синева половодья…

- О присутствии человека на картине говорит много деталей: оставленная у берега лодка, деревня…

- Я хочу, чтобы все люди смогли понять и полюбить картины Левитана.

- Левитан своими картинами, неброскими пейзажами учит любить русскую природу, любить родину.

4. Итоги урока.

Слайд «Пейзажи Левитана».

Учитель. Вглядывайтесь в картины Левитана. И тогда перед вами предстанет страна во всей её привольной красоте. И вы полюбите её ещё больше, чем любили до тех пор, пока её не показал вам этот сказочный художник.

Учащиеся дают оценку своей работы на уроке. Учитель оценивает работу класса в целом  и каждого ученика в отдельности.

5. Домашняя работа: дописать миниатюру по картине Левитана, переписать её в тетради для творческих работ.

МБОУ «Тузуклейская ООШ» Камызякского района, Астраханской области

Сочинение на тему:

«Моя любимая картина И.И. Левитана»

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе

                                    Учитель русского языка

                          Балмуханова С.О.  

2012 год.



Предварительный просмотр:

Тест по трагедии «Гамлет» Шекспира

1. Соотнести  элементы композиции трагедии

  1. Экспозиция    
  2. Завязка  
  3. Кульминация    
  4. Развязка

а) встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.

б) сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.

в) рассказ брата Лоренцо и примирение семей.

г) изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.

2.Найдите неверное утверждение

  1. Пьеса делится на части, действия, акты. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления.
  2. В основе драматического произведения лежит конфликт.
  3. В пьесе в  монологической формах воссоздается речь героев, воспроизводятся их поступки, поведение вцелом.
  4. В пьесах есть ремарки (авторские пояснения), помогающие представить героев и понять их поступки.

3. Что рождает в сердцах зрителей

А) Ощущение безысходности                                              Б) Стремление к суициду

Б) Чувство сопереживания, которое возвышает и облагораживает душу.

4. Какой мотив является в пьесе ключевым?

 А) Любовь выше всего, она всепобеждающа; но окружающие постоянно вмешиваются в их судьбу

Б) Судьбы, роковой случайности.

В) Столкновение поколений (отношение отцов детей)

Г) Бессмысленная вражда родов.

5. Где происходят события?

А) Италии, в Вероне и Падуе.

Б) Италии, в Вероне и Мантуе.

В) Италии, Во Флоренции

6. От кого мы узнаём о возрасте Джульетты?

А) Матери

Б) Отца

В) Брата Лоренцо

Г) Кормилицы

7. Способом характеристики персонажей драматического произведения являются                 (указать лишнее) …

А) их монологи и диалоги, поступки,

Б) отзывы о них других героев

В) авторские ремарки

Г) Экспозиция драмы

8. Хор на сцену выходит

А) Перед каждым действием                         Б) В  конце каждого действия

В) Один раз в первом акте                           Г) Дважды в начале трагедии



Предварительный просмотр:

8 КЛАСС, литература.

Тест по комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль».

  1. Семья Простаковых это (укажите лишнее)

а) Простаков;

б) Простакова;

в) Еремеевна;

г) Митрофан

      2. О ком из героев идет речь?

« Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире?»

а) Простаков;

б) Митрофан;

в) Тришка;

г) Скотинин.

  1. Кому из героев принадлежат слова. К кому они обращены?

« При твоих глазах мои ничего не видят.»

а) Митрофан-Софье;

б) Простаков-Простаковой;

в) Еремеевна-Скотинину;

г) Вральман-Кутейкину.

  1. Кто из героев определен членом в наместничестве?

а) Правдин;

б) Милон;

в) Стародум;

г) Скотинин.

  1. Кому из героев принадлежат слова?

« Я влюблен и имею счастье быть любим.»

а) Цыфиркин;

б) Вральман;

в) Правдин;

г) Милон.

  1. Отец Стародума служил:

а) Петру Великому;

б) Богоподобной Екатерине 2;

в) Щедрой Елизавете Петровне.

  1. О ком идет речь?

« Ты, батюшка! Гость наш бесценный!»

а) о Простакове;

б) о Милоне;

в) о Скотинине;

г) о Стародуме.

  1. Митрофана  госпожа Простакова заставляет учиться, чтобы…

а) порадовался отец.

б) стать умным и получить чин;

в) об этом узнал Стародум;

г) гордилась Софья.

  1. Кто из учителей был отставным сержантом?

а) Цыфиркин;

б) Кутейкин;

в) Вральман.

  1. Как звучит заключительная реплика в комедии « Недоросль»?

а) « Вот безделия достойные плоды»;

б) « Вот злонравия ужасные плоды»;

в) « Вот злонравия последние следы»;

г) « Вот злонравия достойные плоды».

  1. Какой афоризм не звучит в комедии?

а) « Повинную голову меч не сечет»;

б) « Тщетно звать врага к больным неисцелимо»;

в) « Каков поп, таков и приход»;

г) « Прямое достоинство в человеке есть душа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»

Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме:  сочинение- описание по картине  И.А.  Тихой «Аисты»...

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Материалы к урокам русского языка и литературы

Материалы к урокам, карточки, ЭОР...

Презентация к уроку русского языка как писать сочинени-описание по картине. 5 класс.

Презентация .Как писать сочинение по картине. Основные этапы подготовки ....

материалы к урокам русского языка и литературы

Здесь вы найдете интересную информацию к урокам русского языка и литературы...