Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»
материал (11 класс) по теме

 

Который год мне   не даёт покоя

               Всё то же неотступное виденье.

               В тот миг, когда державные часы

               На Спасской башне отбивают полночь,

               Когда ещё не смолк, не отзвучал тяжёлый звон –

               С двенадцатым ударом они на площадь Красную вступают

               И начинают шествие своё  -

               За рядом  ряд , колонна за колонной,

               И, как штандарты воинских частей ,

               Плывут над ними стяги, на которых

               Как номера дивизий и полков, стоят

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompoziciya.doc85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Литературно-музыкальная композиция по стихам                               

                             репрессированных и гонимых поэтов России

                                   «Забвению не подлежит…»

                                                    11 класс

Тема:  «Забвению не подлежит…»

Оформление: Плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна, тонкие восковые свечи, портреты репрессированных и гонимых поэтов, живые цветы.

Музыкальное и звуковое сопровождение:  Бетховен  «Лунная соната», Шостакович «7 Симфония»,  Моцарт «Реквием»,  В.Высоцкий «Я не люблю..»,  В.Долина  «Обэриуты», А.Розембаум  «Анафема»,  отрывки из поэмы   в исполнении  А.Ахматовой.

Тихо звучит «Реквием» Моцарта

Зажигается свеча (она будет гореть весь урок)

Учитель на фоне музыки:

                                Чисты их имена,

                                И горек голос лир,

                                И дух высок, и словно осияно…

                                Владимир,

                                Марина, Борис,

                                И Александр, и Анна.

                                                           

Музыка умолкает, в полной тишине идёт перекличка из разных концов зала.  (Ребята сидят  среди зрителей, когда называют себя, встают и идут за стол)

 Ахматова Анна Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

 Клюев Николай  В 1934 году был выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в «кулацкой агитации». Умер в Томской тюрьме.

 Мандельштам Осип Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

    Цветаева Марина Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.    

 Баркова Анна Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

  Василенко Виктор Поэт, искусствовед. С 1947 по 1956 года отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

Андреев Даниил  С 1947 года по 1956 года отбывал заключение во Владимирской тюрьме по необоснованным обвинениям.

Тереньтьева Мария               Шаламов Варлам                   

Домбровский Юрий                Ручьев Борис   

 И другие отбывали  заключение по  необоснованным обвинениям.  

                   

                   

 

Ученик: Который год мне   не даёт покоя

               Всё то же неотступное виденье.

               В тот миг, когда державные часы

               На Спасской башне отбивают полночь,

               Когда ещё не смолк, не отзвучал тяжёлый звон –

               С двенадцатым ударом они на площадь Красную вступают

               И начинают шествие своё  -

               За рядом  ряд , колонна за колонной,

               И, как штандарты воинских частей ,

               Плывут над ними стяги, на которых

               Как номера дивизий и полков, стоят

                       

                            (ГОЛОСА С МЕСТ)

             29-й, и 30-й, и 33-й, и 34-й,  и 35-й , и 37-й

                      и   все другие годы остальные.

  Учитель:

                   Эти убили, а эти ославили.

                   Кто ж наши Каины?

                   Кто ж наши Авели?

                   Даже могил никаких не оставили,

                   Горько в родимой земле им лежать.

                   Нашим убитым,

                   Нашим замученным

                   Мы даже памятник не поставили.

                   Стыдно и не за что нас уважать.

   Пусть наша встреча будет своеобразным памятником всем

   Репрессированным поэтам России.

                Зажигается свет. Выходят 6 учеников

1 ученик: Знаете ли вы, в чём  обвинили поэта Гумилёва? Он не донёс органам Советской власти, что  ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт отказался от категорически от предложения .Но доносить не пошёл, мешало понятие о чести .

2 ученик:  Что такое честь? По словарю Даля, это внутреннее, нравственное достоинство человека доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Поэтому отправляли на Лубянку тех , кто стремился сохранить в чистоте свою совесть .

3 ученик: Но непогрешимыми считали себя и те, кто вершил свой неправый суд. Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек. Все были расстреляны.

4 ученик: Михаил Фрунзе, красный командир, обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем за рубеж. Десятки офицеров, низших чинов, рядовых остались. Их, безоружных, с привязанными к ногам камнями бросили в море.

5 ученик: К 1919 году были уничтожены 320 тысяч священнослужителей. Уничтожалась интеллигенция. Умер Александр Блок – за день до его получения разрешения властей выехать на лечение за границу.

6 ученик: Крестьянину - доносчику обещано 25% от конфискованного зерна. 58 статья – вплоть до расстрела. содержала специальный 12 пункт о недонесении. Наказание – вплоть до расстрела. Можно ли оправдать или забыть такое? Конечно же, нет.

Звучит песня А. Розенбаума «Анафема»

1 ученик: Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых их страха порою даже родными?

2 ученик: Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек, а репрессировано было 2000. Почему? За что?

3 ученик: Вспомните судьбу русских поэтов 19 века. Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера.  « Горька судьбы поэтов всех времён. Тяжеле всех судьба казнит Россию…», сказал Кюхельбекер.

4 ученик:                   Темен  жребий русского поэта:

                                    Неисповедимый рок ведёт

                                    Пушкина под дуло пистолета,

                                    Достоевского на эшафот.

                                    Может быть, такой же жребий выну,

                                    Горька детоубийца – Русь!

                                    И на дне твоих подвалов сгину.

                                    Иль в кровавой луже поскользнусь,

                                    Но твоей Голгофы не покину,

                                    От твоих могил не отрекусь.

                                    Доконает голод или злоба,

                                    Но судьбы не изберу иной.

                                    Умирать, так умирать с тобой

                                     И с тобой, как Лазарь встать из гроба.

5 ученик:  Поэт серебряного века Максимилиан  Волошин посвятил эти стихи памяти Блока и Гумилёва.

6 ученик: События 1917г  стали для Анны Ахматовой «горькой» вехой в истории страны  «грозные» обстоятельства « уже  в февральской революции для поэтов живших в это смутное время, включаются в цепь исторических бед России, её поражений и обид, повторяющихся с роковой неизбежностью  и вызывающих желание оставить этот край, эту несчастную страну «навсегда». Новые вынуждены были уехать за границу, многие остались…

                 Не покинула Россию и Анна Ахматова

                 Мне голос был, он звал утешно,

                 Он говорил: « Иди суда,

                Оставь свой край глухой и грешный

                Оставь Россию навсегда.

                Но равнодушно и спокойно

                Руками  я замкнула слух,

                Чтоб этой речью недостойной

                 Не осквернился скорбный дух.

Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала об единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.

                  Показать бы тебе насмешнице

                  И любимице всех друзей,

                  Царскосельской весёлой грешнице,

                  Что случиться с жизнью твоей –

                   Как трёхсотая, с передачею,

                   Под крестами будешь стоять  

                   И слезою своей горячею

                   Новогодний лед  прожигать.

                   Там тюремный тополь качается,

                   И ни звука, - а сколько там.

                   Ниповинных жизней кончается…

С последними словами стихотворения включается пластинка с записью голоса музыки А.Ахматовой « Вместо предисловия» или «Посвящение».  

   Одновременно тихо звучит «Аве Мария».

Сын Ахматовой и Гумилёва был по сути дела мальчиком. Очень часто утренний вывод арестантов на  оправку начинался под быстрый стук детских шагов по кафельному полу тюрьмы. Страна умилялась « Колыбельной» из кинофильма «Цирк»: «Сто путей, сто дорог для тебя открыты».  А в Часовой башне Бутырской тюрьмы не пела шептала своему  сыну поэтесса Мария Терентьева, жена репрессированного поэта Ивана Катаева.

1 ученик:                    Утром рано на рассвете

                                     Караульный придёт

                                     На проверку встанут дети,

                                     Солнышко блеснёт…

                                                   

2 ученик: Две тысячи репрессированных поэтов… Это только членов Союза писателей, а многие такого членства ещё и не имели. Но они ни в чём не изменили себе. Они не  хотели расставаться с поэзий даже в тюрьме. Однако Николаю Гумилёву на вопрос: можно ли ему писать стихи, - быстро ответили: прозу можно, стихи нет. Правдивого поэтического слова страшились, а за найденные стихи могли отправить в карцер или даже дать новый срок.

3 ученик: Николай Степанович почему-то думал, что умрёт 53-х лет. Он был уверен, что смерть нужно заработать и что природа скупа  и с человека выжмет все соки и, выжав, - выбросит. «Меня не убьют, я ещё нужен», - говорил Гумилёв. Да во время  войны его не убили, но 3 августа 1921 года замечательного поэта, известного путешественника,  профессора арестовали по подозрению в таганцевском заговоре. В заговоре, которого не было, ибо пока никто не доказал, что он существовал. Можно привести добрый десяток «за»  невинность Гумилёва, но ни у кого нет документальных улик. Только домыслы, вымыслы.

4 ученик: Но 24 августа 1921 года петроградская ГУБЧеКа  примет постановление о расстреле 61 человека, проходившего по этому «делу» , среди которых был Николай Степанович Гумилёв. Сейчас мы говорим не о тайне «дела Гумилёва» - речь идёт о трагедии народы, о насилии. И в конечном счёте о том , что должна была быть восстановлена справедливость, потому что поэт а России больше чем поэт.

5 ученик: Поэту  Сергею Поделкову после лагеря задали вопрос: « Что были для Вас в лагере стихи? «Он ответил не задумываясь: «Жизнь»

                        Звучит стихотворение поэта  Сергея Поделкова

6 ученик: «Часто не на бумаге, а в памяти сохранились многие стихотворные строки. Или свои стихи выдались за стихи незапрещённых  Блока или Твардовского», - вспоминает А.Солженицын. Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос: « За что?». Многие  свято верили в непогрешимость Сталина и Власти, они писали полные недоумения и веры строки.

                                    За что? Пусть Господь разберёт

                                    И движется длинный – предлинный

                                    Нам, к гибели нашей черед

                                    Но, брат мой, вмурованный в камень.

                                    Пойми, не даром легли,

                                    Мы то, чем крепится фундамент

                                    Всей будущей жизни земли.

1 ученик: Но не все были так наивны. Осип Мандельштам напишет откровенное стихотворение, полное горечи и презрения

       

                                   Мы живём, под собою не чуя страны,

                                   Наши  речи за десять шагов слышны.

                                   А коль хватит на полразговорца,

                                   Так припомним кремлёвского горца

                                   Его толстые пальцы, как черви, жирны,

                                   А слова, как пудовые гири, верны,

                                   Тараканьи смеются усищи,

                                   И сияют его голенища.

                                   А вокруг него сброд толстошеих вождей,

                                   Он играет услугами полулюдей,

                                   Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

                                   Он один и собачит и тычет.

                                   Как подкову кует за указом указ –

                                   Кому в лоб ,кому в пах, кому в бровь, кому в глаз.

                                   Что ни казнь у него – малина,

                                    И широкая грудь осетина.

Извращённый мир, извращённая власть «полулюдей», лишённых лица и речи – здесь бесчеловечность оказывается обычной нормой.

2 ученик: Конечно, легче всего было бы убить поэта, но вождю надо было сначала Мандельштама поставить на колени. Он  был арестован 13 мая 1934 года, но Сталин отдал распоряжение  сохранить ему жизнь, так как испугался. Да-да испугался этого щуплого, рано постаревшего отверженного  интеллигента, и отправил в ссылку. Кто мог подумать, что теперь начался поединок один на один?

           Вождь решил ужесточить правила игры после возвращения  из ссылки и в 1938 году  вновь, обвинив поэта в контрреволюционной деятельности, отправил его по этапу, где, немного не дожив до 48 лет, русский поэт Осип Мандельштам умер.

Звучит музыка Моцарта

3 ученик:     Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Леонид Мартынов, Ярослав Смеляков, Павел Васильев-это новая волна репрессированных поэтов.

                                             

 

                                 Звучит песня Долиной « Обэриуты».

 

4 ученик: Смерть Сталина в 1953 году не оставила лавину репрессий и предательства.

                                       Пусть мне говорят «Успокойся» -

                                       Спокойным я быть не умею,

                                       Покуда наследники Сталина

                                       Живы ещё на земле,

                                       Мне будет казаться,

                                       Что Сталин ещё в Мавзолее

                                                                                               

5 ученик: Кандидат наук Васильев поздравил писателя Солженицына с пятидесятилетием. Вызвали в КГН. Писатель Чёрных открыто выразил беспокойство по поводу того, что создаётся новый культ – культ Брежнева. Перестали печатать. Среди тех, кого «не одобряли» власти, был и Владимир Высоцкий.

Звучит песня В.Высоцкого «Яне люблю»

   6 ученик: Октябрьскую революцию Клюев воспринимает  с воодушевлением  (как и февральскую)В начале 1918 года поэт вступает в партию большевиков, ведёт  лекционную работу, выступает с чтением революционных стихов. Борцы с «опиумом  для народа» быстро разглядели в поэте врага. Весной 1920 года его исключают из партии, почти перестают  печатать. Клюев стал неугоден, стал раздражать власти. Клюев вступил в неравный бой , поэтому неудивительно, что он стал одной из первых жертв  репрессий тридцатых годов .

                 2 февраля 1934 года он был арестован, сослан в Нарымский край. Долгие годы жила легенда о том, что в конце 30-х годов поэт был освобождён, а по дороге из ссылки умер действительности же Клюев был расстрелян в Томске в 1937 году.

1 ученик: Многие, слишком многие не дожили до реабилитации. Многих ещё предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь.

«Забвение пережитого – смерть души» , - говорил Шаламов.

Нельзя забыть предательство, нельзя забыть их муки.

         Борис Ручьёв вошёл в историю советской литературы как поэт героического и драматического плана. В его стихах, в его личной судьбе отразились противоречия эпохи её взлёты и падения.

                           

                                           Какой бы  пламень гарью нас не метил,

                                           Какой бы пламень нас не обжигал,

                                           Мы станем чище, мы за всё ответим  –

                                          Чем крепче боль, тем памятней закал.

2 ученик: Нельзя не быть благодарным поэту за такие стихи. Даже это одно четверостишие кажется отчеканенной душевной сутью не только самого автора, но и целого поколения. Борис Ручьёв нам дорог тем, что в самые трудные дни  своей жизни он не позволил страданиям согнуть себя, а высекал из сердца стихи и поэмы, пронизанные высоким чувством веры в жизнь, в справедливость и будущее,  в непобедимость силы народа. Борис Ручьёв не выставляет напоказ свои шрамы от ран, не говорит: «Вот посмотрите, какой я мученик!», не хнычет, не проклинает жизнь, а мужественно, с достоинством говорит о тех ударах судьбы, которые были ему нанесены незаслуженно.

                Нельзя забыть предательства  и нельзя забыть их муки.

3 ученик:                            Приснилось мне, что старые друзья

                                             Опомнились, раскаялись , вернулись

                                             И что ко мне тревожа и дразня,

                                             Приветливые руки протянулись.

                                             И дружеские руки отстраняя,

                                             Я говорю без гнева и досады:

                                             -друзья мои, не трогайте меня,

                                              Мне ничего ни от кого не надо.

                   В зале наступает тишина, идёт перекличка поэтов.

 

Тегер Елена                         Поэтесса,  десять лет провела на Колыме.

Плужников Евгений        Уже больным туберкулёзом был отправлен на Соловки. Там вскоре и умер.

Васильева Елизавета     (Она же легендарная Черубина де Гебриак). Хромую, её отправили по этапу на Урал.

               Простите нас, не названные нами. Мы слышим ваши голоса.

Диалог с залом. Чтение стихов или короткие рассказы о поэтах,      подготовленные заранее.

4 ученик:                  - Мы к вам идём в сегодняшний ваш день,

                                    И в завтрашний ваш день и в день грядущий

                                   - Мы к вам идём – куда ж нам друг без друга,

                                    Мы память, что жестока и горька,

                                    И мы её горчайшая строка,

                                    Но в памяти – грядущему порука,

                                    Цена ж забвенья слишком высока.

                                                         Гасится свеча

Учитель на  фоне музыки «Аве Мария»:

                       Наша встреча подошла к концу.  Нет границ у памяти, но есть предел забвенью. Мы вспомнили - и они снова как будто с нами, все кого мы назвали и о ком подумали.

                                                               

                                       Список литературы:

  1. И.П. Карпов, Н.В.Шенцева, Р.А.Кудрявцева Новое о судьбах крестьянской поэзии 20-х-30-х годов. Йошкар – Ола, 1990 г., выпуск1
  2. И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина Русская литература 20 века. Московский лицей, 1997 г.
  3. Б. М. Романова. Реквием. Сборник русских и советских поэтов.Москва, 1989 г.
  4. Е.Осетров, О.Салынский. Возвращение. Москва, 1991 г.
  5. С.Солженицына. Вся Россия делится на сны. Литературное образование. Москва, 1994 г.

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам репрессированных и гонимых поэтов предназначен для постановки на сцене. Данная копмозиция позволит учащимся 11-ых классов не только узнать п...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Забвению неподвластно"

Сценарий "Забвению наподвластно", посвященный Дню памяти калмыцкого народа. 28 декабря -День памяти жертв депортации....

Сценарий и презентация "Мы любим английский язык" для праздника в средней школе. Литературно-музыкальная композиция на стихи английских поэтов для учащихся 5-7классов.

Сценарий и презентация "Мы любим английский язык" для праздника в средней школе. Литературнo-музыкальная композиция на стихи английских поэтов для учащихся 5--7 классов....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная гостиная «Мы слышим ваши голоса…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов России)

Литературно-музыкальная гостиная«Мы слышим ваши голоса…» (по стихам  репрессированных и гонимых поэтов России)...

сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ушла война в забвенье – и в земле живет, и в нас»

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств....