Литературный праздник, посвященный 300-летию со дня рождения В.М. Ломоносова
методическая разработка по теме

Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_holmogorskiy_geniy.doc931 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Владимировская школа»

 «Холмогорский гений» 

(Литературный праздник, посвященный

300-летию со дня рождения В.М. Ломоносова)

Авторы: Шевченко В.Я.,

учитель русского языка и литературы,

Алехина Т.И.,

учитель начальных классов

с. Владимировка

2011 год

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: учащиеся 9-14 лет

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью

великого русского учёного М.В. Ломоносова, его важнейшими работами в разных областях.

ЗАДАЧИ: 1.  Совершенствовать у обучающихся знания биографии учёного, его научной деятельности.

2. Способствовать формированию интереса к окружающему миру, его познанию  через самообразование.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и уважение к людям, ее прославившим. 

АКТУАЛЬНОСТЬ: 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова.

ПЕРИОД ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: изучение специальной литературы, создание творческой группы для разработки сценария, подготовка декораций, подбор песен, отбор участников.

ТИП ЗАНЯТИЯ: литературно-музыкальная композиция.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: классная комната.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 30 - 40 минут.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 1) МТО: компьютер, мультимедийный проектор. 2) МО: план – конспект. 3) Оборудование: портрет В.М. Ломоносова, оформление классного уголка в стиле русской избы, выставка детских рисунков и поделок.

РЕФЛЕКСИЯ: прошли конкурсы рисунков, стихов, творческих работ; классные часы, посвященные жизни и творчеству Михаила Васильевича Ломоносова. Дано показательное мероприятие по творчеству М.В. Ломоносова в условиях сетевого взаимодействия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

          (Дети в парадной форме, участники сценок одеты в костюмы действующих лиц, звучит спокойная музыка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

          Учитель:  (слайд №1) 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, первого русского академика Петербургской АН, почётного члена Стокгольмской и Болонской академий наук, основателя Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.  Наука, творчество, прогресс – эти слова так прочно  вошли  в нашу жизнь, что мы часто даже не задумываемся, какой огромный смысл и какая гигантская человеческая

деятельность стоят за ними. А если мысленно вернуться на несколько столетий назад?

            (Слайд №2) Своё участие в праздновании  в праздновании юбилея Ломоносова  наша школа отметила рядом мероприятий: конкурсы рисунков, стихов, творческих работ; классные часы, посвященные жизни и творчеству Михаила Васильевича Ломоносова. Их задача, не только показать школьникам тот трудный путь к исполнению заветной мечты, который прошел великий мыслитель Михаил Ломоносов, но и пробудить в них стремление к самообразованию, постоянному расширению кругозора и постижению новых научных вершин. Праздник «Холмогорский гений», является заключительным мероприятием, своеобразным отчетом, о том, что дети узнали об этом великом человеке.

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных,

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой.

(Н.А. Некрасов)

 (Исполняется песня «Все, что сердцу дорого»)

(Приложение1)

Учитель: (Слайд №3) На берегах Ледовитого океана, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.

(В.Г.Белинский «Литературные мечтания», 1834 г.) (Слайд №4)

- Кто же он  - Михаил Васильевич Ломоносов?

- Каков смысл слов А.С. Пушкина, ставших эпиграфом  к нашему празднику и адресованных Михаилу Васильевичу?

    «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

(Демонстрация слайдов №5-18 «Достижения М.В. Ломоносова в разных областях»

1-й ведущий.  (Слайд №19) О раннем детстве и отрочестве Ломоносова до нас дошли крайне скудные сведения. У Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых 19 ноября 1711 год родился сын Михаил.

Сценка 1.  Действующие лица:

Два женских голоса за кадром

Мачеха М.В. Ломоносова

Отец М.В. Ломоносова

1 чтец

Занавес закрыт.

Магнитофонная запись: шум моря, на фоне которого раздаются

женские голоса.

1 голос: Марьяна! Марьяна!

2 голос: Слушаю, говори!

1 голос: Ты слышала, что у Василия Дорофеевича сын родился?

2 голос: Сын? Вот радость-то им!

Занавес открывается.

(Мать и отец Ломоносова сидят на деревянной скамье в своем доме.

Женщина держит ребенка (куклу) и качает ее, напевая колыбельную песню.

Мужчина сидит и ремонтирует прохудившиеся рыболовные сети)


Ученик. (Слайд 20)
В деревне Денисовке, близ Холмогор,
У Белого моря, в округе помор
Родился сынишка, он крепок, силен.
Отец мальчугана Михайлой нарек.
2-й ведущий. Мать мальчика рано умерла, отец женился вторично. Мачеха невзлюбила пасынка, настраивала против него отца. Ломоносов называл мачеху злой и завистливой. От криков и попреков Михайло забивался в подклеть, по целым дням сидел, не евши, за книгами, лишь бы в дом не возвращаться. (Слайд 21)

1-й ведущи1. Лишь только Михайле исполнилось 10 лет, отец стал его брать с собой на рыбную ловлю. Работа в суровом холодном море сделала Михаилу упорным, сметливым, научила быть наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Девятнадцать лет своей жизни провел он на севере и уже не уступал сноровкой бывалым добытчикам - без богатого улова домой возвращался редко.
2-й ведущий.
 (Слайд 22) Но у Михайлы с детства была неодолимая страсть - книги. «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого - первые недуховные книги Ломоносова, которые он выучил наизусть. «То были врата учености моей», - сказал о них Ломоносов. А первым учителем его был крестьянин Иван Шубной.

(Песня «А тайны рядом»)
1-й ведущий. Вскоре надумал его отец женить. Но Михайло не хотел жениться, а жизнь в отцовском доме была непереносимой. Кроме того, слыхал он от людей, что ученые книги все по латыни пишутся, а латыни обучаться ближе Москвы негде.

Сценка 2. Действующие лица:

1 чтец

Юноша Михайло Ломоносов

1 чтец: Отец хотел, чтобы сын, как и он сам и как многие поморы, стал

рыбаком. У Михайло же была другая мечта: он задумал отправиться в

Москву учиться. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом

отправляется в Москву.

На сцене Ломоносов (юноша) собирается тайно уйти из дома.

В заплатанный мешок он складывает книги.

Ломоносов: Как трудно, непосильно трудно уходить отсюда. А уходить

надо. Ведь большая часть научных книг написана на латинском языке,

которому можно обучиться только в Москве, Киеве, Петербурге. Желание

учиться у меня великое. А покинуть отчий дом хочу ради того, чтобы

научиться писать стихи. Трудно уходить. А дома оставаться не могу еще и

потому, что отец желает меня женить против моей воли. А мачеха… Нет,

ухожу. Прощай, родное Поморье, прощай, край родной. Прощайте, мои

друзья! Прощай, отец!

(Уходит).

(Приложение 2)

Ученик. (Слайд 23) Как хотелось юноше учиться,
Как хотел он многое узнать,
Что из своего селенья с караваном
В дальний путь, в Москву сумел он убежать.
2-й ведущий. (Слайд 24) Бегство Ломоносова совершилось 7 декабря 1730 года. Паспорт юноше удалось достать тайком. Сосед Фома Шубной, вероятно родственник первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и тремя рублями денег.

Ученик. Три рубля в кармане денег было.
Надо хлеб купить, бумагу, обувь, квас.
Я на все согласен,
Всякое приму мученье,
Лишь бы только знанья получать.
1-й ведущий. (Слайд 25) Непросто было поступить Михаилу Васильевичу в первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. Но он добился своего и стал учиться. Товарищи по возрасту были значительно моложе его и встретили великовозрастного детину обидными насмешками. К тому же он был плохо одет и обут. Но это не испугало его, наук он не оставил.

Сценка 3. Действующие лица:

1 чтец

2 чтец

Юноша Михайло Ломоносов

Три ученика

Чтец: Путь был долог, около месяца добирался Ломоносов до Москвы. В

начале января 1731 года он оказался в Москве.

Непросто было Ломоносову поступить в первое в России высшее учебное

заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Ему пришлось назваться

сыном холмогорского дворянина, так как крестьянских детей в Академию не

принимали. К тому времени ему исполнилось 19 лет, но попал он в самый

младший класс, где обучались дети 10-11 лет.

(Михайло и ученики)

1 ученик: Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

2 ученик: Ну и здоровый!

3 ученик: Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным,

проговорил: "Что с тобой сделать? На крышу забросить?"

1 чтец: Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на

чудо стали смотреть.

1 ученик: Да он лучше учителей все знает!

2 ученик: Посмотри, как говорит!

2 чтец: М.В. Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за

один год прошел три класса Академии. Он научился читать и писать по

латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и

арифметику. За короткий срок М.В. Ломоносов добился больших успехов и

стал первым по все предметам.


Ученик. За полгода, изучив науки,
Переводят сразу в третий класс.
Молодец, Михайло Ломоносов,
Не теряет время просто так.
2-й ведущий. (Слайд 26) Юношу заметил архимандрит. И рекомендовал отправить его в Петербург.
1- ведущий. (Слайды 27, 28) В Петербурге он пробыл недолго. Изучать иностранные языки он едет в Марбург. Но уже в то время его влекли металлургия, горные дела.
2-й ведущий. В Россию Ломоносов возвращается с громадным запасом. Его манит русская речь и родная природа.

 (Исполняется русская народная песня)

(Приложение 2)

Сразу же после возвращения на Родину Ломоносов принимается за работу.  Сколько книг ему пришлось прочесть, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и изобретениям. Эти открытия были сделаны в различных областях  физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории и словесности. Еще Ломоносов слагал стихи, неплохо рисовал. 

(Исполняется басня М.В. Ломоносова «Волк и лиса»)

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк,

И взял пастуший посох в лапу.

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит ...

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако, чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул.

И Жучко с ним бросился в бой.

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил.

Тут поздно бедный волк приветил,

Что чересчур перемудрил.

В полах и в рукавах связался,

И волчьим голосом сказался ...

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сам родился волком,

Тому лисицей не бывать.
1-й ведущий. Долго не давала покоя М.В. Ломоносову тайна северного сияния.
Я миру докажу,
Что волшебное свечение
С синими, розовыми, сиреневыми переливами
Вызвано вспышками солнечного излучения электрическими разрядами в воздухе.
2-й ведущий. (Слайды 29-32) Михаил Васильевич Ломоносов сам разработал способ получения разноцветных кусочков непрозрачного стекла и сделал из них свыше сорока мозаичных работ. Ученый просит правительство разрешить ему построить стеклянную фабрику «к пользе и славе России». Разрешение было получено. И первая фабрика расположилась в шестидесяти верстах от Петербурга, близ деревни Усть-Рудица.
Ученик. Любуется народ умением творца.
Вот полотно - мозаика.
Портрет великого царя Петра.
Ученик. Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
2-й ведущий. (Слайд 33) Но главным смыслом жизни для Ломоносова была наука. Ей он отдавал всего себя без остатка. Самоучка, сын рыбака, Ломоносов многого достиг в жизни. Он был удостоен самого высокого ученого звания – стал академиком. Его имя получило всемирную известность.
Ученик. Ломоносов, по твоей стезе
Через тернии - к знаньям
Мы идем за шагом шаг.
Пусть Россия гордится и нами!
Будущее ее в надежных руках!

(Песня «Друзья, берегите минуту и час»)

(Приложение 1)

Учитель
. Как всякий большой ученый, Михаил Васильевич Ломоносов заботился о развитии науки и распространении научных знаний. Без изобретений и научных открытий прошлого современные поколения ученых не сумели бы создать того, что мы имеем сейчас в науке. Жизнь и деятельность Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.

И вот прошли века, пройдут еще столетья,
И знак бессмертия превыше пирамид.
Что Ломоносов, сам себе воздвигнул,
Россия, в памяти навечно сохранит!

(обращение учителя к детям)

«Везде исследуйте всечастно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет» (М.В. Ломоносов)

Приложение №1

 Все, что сердцу дорого

Слова М. Пляцковского                             Музыка Ю.Чичикова

Все, что сердцу дорого, в песню так и просится –

И рассвет малиновый, и под небом рощица.

Поглядишь с пригорочка – видно речку синюю,

Видно даль бескрайнюю, что зовут Россиею.

Припев: Родина, Родина, милые края

Поле васильковое, песни соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна!

Все, что сердцу дорого, взгляду открывается

И на слово тихое эхом отзывается.

В даль бежит  тропиночка,  в травах чуть  заметная,

За собой зовет она, как мечта заветная.

Припев:

Все, что сердцу дорого, все цветы и радуги –

Это наша Родина от Саян до Ладоги.

Это наша Родина с юга и до севера –

Со снежком рассыпчатым и цветеньем клевера.

Припев

Друзья, берегите минуту и час

Слова М. Раскатова                                   Музыка Е.Птичкина

Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей.

   Мы учились дружно очень

  На четыре и на пять.

  Для того, чтоб стать рабочим,

  Надо многое узнать.

  А иначе ни дороги, ни пути

  Не открыть нам, не понять

  И не найти.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Великие россияне. Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М., 2004.

Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. М., 2003.
Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий. Ярославль, 2007.Тема: «М.В. Ломоносов – первый русский учёный»
Чутко Н.Я. Твоя Россия. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности М.В.Ломоносова...

Викторина ко 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Развивающая игра в форме викторины.Состоит из презентации с вопросами, ответами и иллюстрациями и текстовым файлом....

Сценарий ко Дню рождения М. В. Ломоносова

В архиве содержатся сценарий к юбилею Ломоносова, презентация и викторина...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 300летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова, "Путь к тайнам Вселенной" - один из способов организации познавательной и ценностно-ориентационной ...

Сценарий литературного праздника "130 лет со дня рождения К. И. Чуковского".

Сценарий составлен для младших школьников с нарушением слуха. Предполагается, что праздник является итоговым мероприятием в системе совместного планирования работы по чтению, развитию речи, ознакомлен...

Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Зпо     Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова....

Сценарий литературного праздника "У Есенина день рождения"

Сценарий литературного праздника "У Есенина день рождения"...