Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка
рабочая программа (8 класс) по теме

Гудкова Анастасия Николаевна

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последнее время уделяется большое внимание деятельности школьных музеев. Музей должен стать составной частью воспитательной работы образовательного учреждения. Данная программа будет способствовать решению таких воспитательных задач как – развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_shkolnogo_muzeya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Белогорская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                        Утверждаю:

                                                                                        Директор:

                                                                                      _______________/Цыбезов А.В./

                                                                 

                                                                                  «____»______________2008г.

Программа

работы  школьного

историка - краеведческого музея  «Поиск»

           

                                       

                                           Руководитель:

                 учитель географии

                                   высшей квалификационной            

                                               категории 

                                      Гудкова  А.Н

Принято  

на педсовете

Протокол №____

от______________                                  

2008 г.

Пояснительная записка.

      В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последнее время уделяется большое внимание деятельности школьных музеев.  Музей должен стать составной частью воспитательной работы образовательного учреждения. Данная программа будет способствовать решению таких  воспитательных задач как –  развитие эмоционального восприятия мира, творческой деятельности, ценностного отношения к миру и воспитание эстетических чувств и патриотизма и, одновременно, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.

   Наш школьный музей состоит из пяти экспозиций:

1.История возникновения и развития поселка Белогорский.

2.Культура и быт жителей  п. Белогорский.

3.История школы.

4. История совхоза «Белогорский».

5.Страницы военной истории.

  Атмосфера  музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников.

   Основные направления деятельности музея – «экскурсионно-выставочная работа», «научно-фондовая работа», «научно-просветительная деятельность», которые:

- удовлетворяют ряд основополагающих принципов обучения: научность, доступность, систематичность изложения;

- способствуют усилению практической направленности знаний и профориентации учащихся;

- помогают осуществлять краеведческий подход в обучении и воспитании;

       Многие  задачи основных направлений «Учебно-воспитательной системы школы» осуществляются через деятельность музея.

Цели:

  1. Совершенствование новых форм и методов  героико-патриотического и нравственного воспитания учащихся;
  2. Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;
  3. Использование средств музейной педагогики для воспитания духовной, цельной, творческой личности,  обладающей развитым интеллектом.

Задачи:

  1. Совершенствовать содержание, форм и методов поисковой, собирательной, исследовательской деятельности;
  2. Формировать у подростков объективный  подход к историческим  событиям в жизни страны;
  3. Воспитывать у подростков чувства высокой нравственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины, уважения к боевым и трудовым подвигам народа;
  4. Активизация экскурсий, научно-фондовой, научно-просветительной деятельности в школьном музее;
  5. Создать  условия  для проведения в музее  занятий и  тематических мероприятий ОУ через классно-урочную систему воспитания, внеклассные мероприятия, через научное сообщество педагогов и учащихся

Деятельность школьного музея

Исследовательский

Работа с краеведческой литературой

Внеклассное занятие

Частично-поисковый

Объяснительно-иллюстративный

Методы

Работа с картографическим материалом

Массовые мероприятия

Полевое исследование

Учебная

Планирование и руководство

Внеклассная

Формы

Методы

Формы

Урок

Литературно-статистический

(архивный)

Экскурсия

Визуальное наблюдение

Кружок

Экскурсия

Экспедиция

                                                Школьный музей

Профиль:  историко-краеведческий.

Название: «Поиск»

Дата основания музея:   2003 г.

Дата паспортизации:  3 марта 2005 г.

№ паспорта музея: 10239

Состав совета музея:

1. Айдаргужин Тимур    –  директор музея

2. Варламова Мария       –  член совета музея, возглавляющий    

                                         экскурсионно-лекторскую группу.

3. Кузнецова Мария       –   секретарь музея.

4. Кустаева Жанна         -  член совета музея, возглавляющий группу

                                        переписки.

5. Рахманкулов Руслан – член совета музея, возглавляющий

                                           поисковую группу.

6.Ураков Алмат             -  хранитель музея.

7. Харламова Вера        - член совета музея, возглавляющий

                                        художественно-оформительскую группу.

Адрес: 461349 Оренбургская область    Беляевский район   п. Белогорский  улица Школьная 6  «А»

Руководитель музея: Гудкова Анастасия Николаевна

Стаж работы в музее: 1 год

Экспозиции:

1.История возникновения и развития поселка Белогорский.

2.Культура и быт жителей  п. Белогорский.

3.История школы.

4. История совхоза «Белогорский».

5.Страницы военной истории.

Виды экспонатов:  памятники материальной, духовной культуры ( альбомы, книги, фотографии и т.д.), археологические находки, публикации, исследовательские работы учащихся и педагогов, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.

Перечень обязанностей  актива музея

Актив музея:

1. Пополняет фонды музея путем организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими музеями ( папка №1);

2. Проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике (папка №2);

3.Изучает собранный материал и обеспечивают его учет и хранение ( книга №1);

4. Оформляет  экспозиции и выставки   (ответственные:  Ураков А, Харламова В.);

5.Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе   ( ответственные: Айдаргужин Т., Кузнецова М.);

6.Проводит экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей

(ответственные: Варламова М., Рахманкулов Р.);;

7. Принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц  ( ответственные: Кустаева Ж.,

 Кузнецова М.).

Перечень обязанностей  руководителя музея

1.Планирование работы музея

2.Организация работы по поиску и сбору материалов по теме музея.

3.Ведение учета музейных материалов.

4.обеспечение сохранности экспонатов.

5.Организация стационарных и передвижных выставок, пропаганда материалов музея путем организации экскурсий.

6.Курирование работы совета музея.

7.Участие в районных мероприятиях, связанных с деятельностью музея.

8.Подготовка отчета о проделанной работе.

График и тематика заседаний Совета музея

дата

тематика

ответственные

1

сентябрь

Утверждение плана работы музея на учебный год

Айдаргужин Т

2

октябрь

Организация поисковой работы к 90-летию ВЛКСМ

 Рахманкулов Р

3

ноябрь

 Составление сценарий экскурсий и проведение экскурсий  по музею

Варламова М

4

декабрь

Учет и хранение фондов музея

Ураков А

5

январь

Организация социума музея

 ( связь с общественностью, односельчанами)

Кустаева Ж

6

февраль

Инвентаризация  в музее

Харламова В

7

март

Работа с тетрадью воспоминаний

Кузнецова М

8

апрель

Проведение ЧКО в музее

Гудкова А.Н.,

Клетушкина Г.А.

9

май

Пополнение фонда музея..

Итоги работы музея за учебный год.

План на летние каникулы

Айдаргужин Т


План работы историко-краеведческого музея «Поиск» на 2008-2009 учебный год.

Дата (месяц)

класс

Тема

Форма проведения

Содержание

Ожидаемый результат

Ответственные

Август

      9

Подготовка экспозиций к проведению экскурсий в новом учебном году

 Работа в музее

Реставрация,  художественное оформление, регистрация экспонатов и документов

 Приведение музея в рабочее состояние

Гудкова А.Н.

Айдаргужин Т

Сентябрь

      9

 Школа, в которой я учусь

День открытых дверей

Экскурсия

Наша школа в прошлом и сегодня. Ее успехи и проблемы.  

Оформление стенда «Они учились в нашей школе»

Гудкова А.Н.

Харламова В

Октябрь

   8-9

Моя Малая Родина

День открытых дверей в рамках праздников «День пожилых людей»

Страницы истории села и совхоза

Участие в конкурсах «Мой любимый дедушка», «Мой земляк – участник Курской битвы»

Гудкова А.Н.

Варламова М

Айдаргужин Т

Ноябрь

  2-4

90 лет ВЛКСМ

Экскурсии по экспозициям музея

История комсомольских организаций школы и совхоза

Творческие работы

«Лучшие комсомольцы советского времени»

Гудкова А.Н.

Кузнецова М

Рахманкулов Р

Декабрь

 7-10

Отзовись фотография

Поисково-исследовательская собирательная работа «Первоцелинники по комсомольским путевкам»

Рассказы о первоцелинниках . Интервью со старожилами

Встречи с ветеранами-труда. Статья в газету «Вестник труда»

Гудкова А.Н.

Кустаева Ж

Январь

8-11

Дороги выпускников школы

Музейный урок о выпускниках школы

Сбор информации о судьбах выпускников нашей школы

Пополнение краеведческого материала

Организация вечера встречи с выпускниками школы

Гудкова А.Н.

Клетушкина Г.А.

Кузнецова М

Февраль

   9-10

Герои вокруг нас

Встреча с односельчанами – участниками локальных войн

Поиск информации о людях, принявших участие в военных действиях

Стенд «Герои вокруг нас»

Статья в газету : «Равнение на героев»

Гудкова А.Н.

Скорый П.П.

Ураков А

Март

   5-10

Мои родословные корни

Поисково –исследовательская работа «Традиции народов п. Белогорский»

Сбор информации  о традициях, ритуалах, поверьях, обрядах, обычаях и т.п. ,

Вечер «Фестиваль народов моей малой Родины»

Гудкова А.Н.

Клетушкина Г.А.

Рахманкулов Р.

Апрель

  2-4,

5-7

Быт  и культура  села  в начале ХХ века

Музейный урок- экскурсия  «История одного экспоната»

Предметы быта и культуры  жителей села в начале ХХ века

Творческая работа    

 «Рисунок о прошлом »

Гудкова А.Н.

Дусканова Р.Г.

Кузнецова М.

Май

   1-11

Этот день Победы.

 Урок памяти:

 «Митинг  9 мая»

Встреча с ветеранами и вдовами

Формирование патриотических чувств, уважения к отечеству, его прошлому, настоящему, будущему

Сбор информации о  обелиске «Памяти  павшим в ВОвойне»

Гудкова А.Н.

Дусканова Р.Г.

Айдаргужин Т.

Май

 1-10

Моя Малая Родина

Поисково-краеведческие экспедиции (походы) по  родному краю

Сбор информации о достопримечательностях и экологическом состоянии окрестностей  п.Белогорский

Дневники - отчеты о походах и экспедициях.

Гудкова А.Н.

Клетушкина Г.А.

Ураков А.

Июнь

7-8

Нам этот мир завещано беречь

Поисково-исследовательская деятельность

Сбор информации, краеведческого материала, исторических экспонатов и т.п.

Обновление экспозиций музея.

Статья в газету «Вестник труда» о итогах работы музея за год

Гудкова А.Н.

Айдаргужин Т.

Руководитель: Гудкова А.Н.


ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности для учащихся в помещении музея

Утверждаю                                                                   Утверждаю

Председатель                                                              Директор

профсоюзного                                                              школы__________________

комитета ___________                                                 «___»________________2007г.

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности для учащихся в помещении музея

I. Общие требования безопасности

  1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в музее.
  2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из музея.
  3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
  4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
  5. Не открывать форточки и окна.
  6. Не передвигать столы и стулья.
  7. Не трогать руками электрические розетки и экспонаты
  8. Травмоопасность в кабинете :

-при включении электроосвещения

-при включении приборов ТСО

9.        Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не
отвлекаться
 и не травмировать своих товарищей.

10.  Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

II. Требования безопасности перед началом занятий

  1. Не открывать самостоятельно ключом дверь музея.
  2. Входить в музей спокойно, не торопясь, в сопровождении учителя.
  3. Приготовить учебные принадлежности для записей.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя, экскурсовода.


  1. Соблюдать порядок и дисциплину во время посещения музея.
  2. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
  3. Не переносить оборудование и ТСО .
  4. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
  5. Поддерживать чистоту и порядок в помещении музея.
  6. Не перекладывать на другое место альбомы, книги и др.

IV.        Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.        При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть
помещение по указанию
  учителя в организованном порядке, без паники.

  1. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
  2. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

V.        Требования безопасности по окончании занятий

  1. Не покидайте помещение без разрешения учителя.
  2. Все взятые для работы экспонаты, альбомы и пр. положите на мест
  3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
  4. Выходите из музея спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________________________________________

Заведующий учебным кабинетом ________

                       СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда        (Ф.И.О.)

Дата___________________

 200      г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

План работы школьного историко-краеведческого музея

План работы музея расчитан на 3 года и отражает основные направления деятельности школьного музея...

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Рабочая программа школьного Историко-краеведческого музея .

Цель программы заключается в подготовке учащихся к жизни в современном обществе , воспитанию любви ; к "малой родине",формированию компетенций, необходимых современному; россиянину.Главная задача ...

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.

Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....