Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка на тему

Дунаева Галина Александровна

В документе представлен отчет о работе коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание эффективного опыта реализации  в МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов  курса «Основы духовной культуры».

   Российское общество переживает в наше время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи, государства.

В последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов.

Особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.

Все отмеченные выше отрицательные тенденции воспитания молодого поколения имеют место и в нашем микрорайоне, нашей школе.

Поэтому, замечая это, учительский коллектив обратился к новому направлению работы – созданию единого образовательно-воспитательного пространства по духовно-нравственному воспитанию наших учащихся.

Свою работу коллектив школы строит в соответствии с  «Концепцией модернизации российского образования», в которой подчеркнуто, что одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности.

 Программа работы по данному направлению является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

            Реализация духовно-нравственного воспитания преследует следующую основную цель: духовно-нравственное воспитание школьника, включающее развитие его национального самосознания и формирование его как свободного и ответственного гражданина России посредством создания в школе социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности, создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона.  Исходя из идеи реализации была создана Программа школы по духовно-нравстенному воспитанию  учащихся, ставшая продолжением эксперимента по созданию «Школы духовности и гражданственности»

Основные задачи Программы.

  1. Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
  2. Формирование духовно-нравственных качеств личности.
  3. Воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
  4. Разностороннее развитие детей и молодёжи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.
  5. Формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
  6. Формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами всех учебных предметов.

Одним из направлений Программы по духовно-нравстенному воспитанию  учащихся стало введение авторского   курса «Основы русской духовной культуры» (Рубцова Галина Ивановна, Щекина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы нашей школы) в школе. Предмет ведется в школе с 1 класса, он интегрирует практически все школьные предметы. Общий принцип построения этого курса - содержательно-модульный. Поэтому курс «разбит» на содержательные разделы (или модули), каждый из которых имеет законченную программу и может изучаться отдельно при знакомстве с основными духовно-нравственными, моральными и этическими понятиями курса. Программа курса одновременно построена так, что приобретаемые знания повторяются в разных формах в новых разделах и могут быть изучены вновь по модульной структуре.

 Содержание образования соответствует принципам научности и каноничности, требованиям стандартов второго поколения. Занятия предусматривают наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход.

Курс «Основы духовной культуры», у нас в школе введен в вариативную часть учебного плана почти во всех классах среднего и старшего звена. В классах с углубленным изучением предметов используются для этих целей часы дополнительного обучения. В классах начального звена используются интегрированные уроки окружающего мира и литературного чтения  и  часы дополнительного образования.

Общая цель изучения и освоения основ русской духовной культуры

- нравственное воспитание школьника, включающее развитие его национального самосознания и формирование его как свободного и ответственного гражданина России посредством создания в школе социально-педагогической среды (системы) условий, ориентированной на традиционные культурные ценности.


Задачи образовательной области «Основы русской духовной культуры»:

1. Включение духовно-нравственного содержания в программы общеобразовательных предметов и программы дополнительного образования.

2. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

4. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.

5. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.

6. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

7. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности.

8. Реализация комплекса мер по профилактике правонарушений подростками.

9. Просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного становления  и воспитания детей. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.

Основные содержательные линии образовательной области предмета «Основы русской духовной культуры»

1. Духовный мир человека и духовная сфера жизни общества

2. Истоки и основы нравственности

3. Нравственные идеалы в отечественной истории и культуре

4. Память о народном и воинском подвиге в российской истории и культуре

5. Традиции благотворительности и социального служения в России

6. Семья в российской культурно-исторической традиции

          7. Нравственность и экология природы и культуры

          8. Взаимоотношения науки, философии и религии

           9. Права, обязанности и достоинство человека

Работа коллектива состоит в выстраивании системы связи урочной работы, дополнительного образования и практической деятельности детей. Но не все учителя, способны вести работу по духовной культуре, поэтому работа по обучению педагогического коллектива остается актуальной. Осуществляя одно из главных условий постоянного повышения своего мастерства,  педагоги школы ежегодно посещают курсы по духовной культуре.

         Важной составляющей является – работа с родителями. Основы воспитания с малых лет закладываются, прежде всего, в семье. Но сегодняшние ученики воспитываются родителями, чье становление как личностей происходило в условиях социальных и политических перемен, поэтому перед школой стоит серьезная работа по духовно-нравственному образованию не только с детьми, но и с их родителями. Единое образовательное пространство подразумевает тесное взаимодействие школы  и родителей. Родители должны быть единомышленниками педагогов. В школе стали традиционными лектории для родителей по различным темам воспитания и обучения учащихся. Все чаще на родительских собраниях родители делятся опытом семейного воспитания, родители стали активными участниками классных мероприятий. Работа с родителями, как и вся работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Важно общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать способы их решения. 

      Масштаб преобразований предполагает быть системным, на материалах духовно-нравственного образования планируется выстроить всю воспитательную систему школы. Она будет охватывать урочную и внеклассную деятельность обучающихся с привлечением всех членов педколлектива, родителей учащихся.

   Результатом внедрения Программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся являются следующие показатели:

  1. учащиеся школы стали победителями районных конкурсов творческих мультимедийных проектов 2007–2010 гг. по духовно-нравственной тематике («История церковного песнопения», «Архитектура православного храма», «Песня, помогавшая в бою», «Блокада Ленинграда» и т.д.).
  2. в 2007 году проект «Сакральный смысл славянской азбуки» занял второе место в областном конкурсе. В 2010 году проект «Архистратиг земли русской Александр Суворов» стал лауреатом областного конкурса.
  3. в 2010 году ученица 9б класса Максимова Алена стала победителем районной олимпиады по духовному краеведению.
  4. 3 учителя школы награждены грамотами Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия  «За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования».
  5. с 2009 года в школе в результате сотрудничества членов районного общества «Дети войны» и старшеклассников ведется сбор материала и оформление Книги памяти «Детство, опаленное войной».
  6. снизилось количество учащихся социального риска, стоящих на учете в ОДН на 50%, в КДН – в 2,5 раза.
  7. уменьшилось количество социально неблагополучных семей, состоящих на этих же видах учета в 6 раз.
  8. школа является районным ресурсным центром по ОДК в Дмитровском районе.
  9. проведена оценка влияния предмета «Основы русской духовной культуры» на нравственное становление обучающихся. Учащимся в соответствии с возрастными особенностями, были предложены эпизоды из литературных произведений и вопросы по ним:
  1. Какова тема текста?
  2. Как вы сформулируете основную мысль произведения?
  3. Определите внутреннее состояние главного героя.
  4. Какие черты характера проявились у главного героя.
  5. Дайте оценку поступка героя с духовно-нравственной точки зрения.
  6. Как бы в подобной ситуации поступили вы?

Выяснилось, что 100 % учащихся в первую очередь обратили внимание на проявление добрых чувств литературного героя. Все близко к сердцу приняли конфликтную ситуацию, правильно определив суть негативного поведения героев, 91 % учащихся оказались готовы к осознанному нравственному выбору  в подобной ситуации.

Для определения степени важности предмета «Основы русской духовной культуры» в жизни учащихся школы им было предложено составить расписание уроков на неделю. 80 % учеников четырех - пятых классов, где предмет ведется второй год, поставили ОДК в расписание первым или вторым уроком, 50 % - поставили ОДК сдвоенными уроками 3-4 раза в неделю, что говорит о высоком интересе к предмету.

При выполнении зачетной работы на уроках технологии учащиеся 10 – 11 классов выбирают темы, связанные с русской духовной культурой («Дни творения», «Святой заступник земли Дмитровской Дмитрий Солунский», «Христианская основа сказки Андерсена «Снежная королева» и т.д.). Таким образом, идет интеграция предметов и постоянно пополняется фонд видеопособий по программе ОДК.

Постоянно идет сотрудничество с Дмитровским благочинием, встречи, круглые столы, родительские собрания.

      Курс «Основы духовной культуры»  (авт. Е.И. Щекина) может быть интересен на муниципальном  и региональном уровне. По данному направлению школа постоянно работает со многими школами Дмитровского района, являясь ресурсным центром, на её базе проходят курсы для учителей предметников, проходят образовательные районные чтения, посвященные священномученику С. Звездинскому.

Опыт работы был представлен

- на Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование в формировании этнического самосознания и общероссийского гражданского сознания (2007 г.),

- на областных Рождественских чтениях «Проблемы семейного воспитания в содержании предметов школьного образования как возможность духовного образования будущего гражданина» (2008 г.),

- на областных Рождественских образовательных чтениях «Молодежь – будущее России» (2009 г.)

- в Министерстве образования Московской области в 2010 г.на конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: опыт и перспективы введения»,

- на областной Ассамблее учителей русского языка и литературы.

 Для слушателей курсов повышения квалификации учителей-словесников «Русский язык – средоточение духовной культуры народа» при ИОСО РАО автором курса Щекиной Еленой Исааковной прочитано ряд лекций.  

Информацию  так же можно получить на школьном сайте, в публичном отчёте, методической копилке  ИУМЦ  Дмитровского района, в школе при обмене опытом.  

   Возможными формами распространения  инновационного опыта могут быть мастер-классы, конференции, заседания клубов, выступления учителей на заседаниях РМО, семинары учителей-предметников и заинтересованного сообщества, дни открытых дверей, публичный отчет директора, курсы повышения квалификации учителей района.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся

laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...

Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»

. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, вел...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...