Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся
статья

Приставкина Ирина Васильевна

 

 

«Всё начинается с семьи -
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…» 

 

В данном выступлении предоставлен опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Новокурская средняя общеобразовательная школа»

Бейский район

V РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

«ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ:

 РАЗНЫМ ДЕТЯМ – РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ТРАДИЦИЯХ

РОССИЙСКОГО И СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

Приставкина Ирина Васильевна,

заместитель директора по воспитательной работе

Новокурск - 2013

СЛАЙД 1,2

«Всё начинается с семьи -
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…»

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка, являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.

Бесспорно, работа по духовно - нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

СЛАЙД 3

       Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи.

 Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

СЛАЙД 4

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

СЛАЙД 5

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Работа нашего педагогического коллектива  школы показывает,  что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов.

Мы считаем, что не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируемся на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщаем  родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

СЛАЙД 6

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

  • чтение книг совместно с ребенком;
  • выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

СЛАЙД 7,8

  • участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;  проведение дней здоровья;

СЛАЙД 9,10

  • проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

СЛАЙД 11

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

СЛАЙД 12

    К индивидуальным формам мы относим организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаем специалистов различных направлений:  врачей, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

СЛАЙД 13

Проводим  встречи со специалистами служб  системы профилактики, отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.

Традиционными  формами  взаимодействия семьи и  школы являются:

СЛАЙД 14

Лекции

 Конференции.

 Практикум 

Открытые уроки 

СЛАЙД 15

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день наши педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

Наряду с традиционными формами  наши педагоги применяют нетрадиционные  формы  сотрудничества семьи и школы:

Педагогическая дискуссия (диспут) 

Ролевые игры 

  •            Круглые столы
  • Устные журналы              СЛАЙД 16,17
  •    Практикумы                                
  •  Родительские вечера
  • Родительские ринги и др.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

СЛАЙД 18 Анкета «Семья и школа».  

СЛАЙД 19  Анкета «Искусство жить с детьми».

Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

Исходя из запросов родителей о создании кадетского класса, в 2013 году в нашей школе вводится казачий компонент. Так как 5 класс - это класс мальчишек (что составляет 66 % от общего количества учащихся класса), поэтому на базе этого класса создаётся казачья группа.

Почему именно казачество? Колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения бережно сохранило и донесло до наших дней православное казачество.

Духовно-нравственное воспитание в казачьих семьях имеет свою особую специфику, основанную на семейных традициях, жизненных принципах, устоях и ценностях, которые сложились вследствие естественноисторического процесса.

Казачьи семьи всегда отличались прочностью брачных уз, трудолюбием и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, физически крепкими, с особым трепетным отношением к Отчизне.

Семья казака прививает детям чувство личного долга и личной ответственности за моральное и материальное состояние домочадцев и общины.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

СЛАЙД 20

1.Уважительное отношение к старшим.

2.Безмерное почитание гостя.

3.Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Одно из направлений в казачьей кадетской группе мы планируем проведение воспитательных мероприятий с участием семей воспитанников.

Педагогика казачества богата разнообразием форм и методов нравственного, культурного, физического, воинского воспитания.

Реализация их  будет проходить через внеклассную и внеурочную деятельность: СЛАЙД 21

  • Викторины
  • Практикумы
  • Встречи и беседы с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, показ фотографий
  • Использование мультимедийных технологий, интернет-ресурсов
  • Экскурсии
  • Участие в культурно-массовых мероприятиях

СЛАЙД 22

Нами были предприняты первые шаги, для того, чтобы заинтересовать детей и родителей в этом направлении, что дало свои положительные результаты.

Восстанавливая духовную связь прошлых поколений и современного казачества через семью, мы можем приумножить истинные духовные ценности. Возрождение истинного казачества должно заключаться не в восстановлении сугубо внешних форм казачьей общественной организации, образовании новых искусственных социальных институтов, а в культивировании прежде всего внутренних качеств.

В современном обществе существует острая необходимость возрождать и развивать богатую культуру, высокие моральные принципы, позитивные элементы хозяйственно-бытового и семейного укладов, положительные общественные, поведенческие стереотипы и нравственные установки.

В завершении, хотелось бы отметить положительные плоды воспитания в казачьей семье. Воспринятое на генном уровне христианское воспитание в семье, закрепленное историческими знаниями, православными и народными традициями, ведет к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации.

Считаем, что воспитание у обучающихся таких качеств, как товарищество, братство, дружба и взаимовыручка на основе системного использования культурно-исторических традиций казачества не может не дать положительного результата в деятельности, как в целом нашего образовательного учреждения, так и каждого участника учебно-воспитательного процесса.  СЛАЙД 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Новокурская Средняя общеобразовательная школа», Бейский район ВсЁ начинается с семьи Приставкина Ирина Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе

Слайд 2

«Всё начинается с семьи - Призывный крик ребёнка в колыбели И мудрой старости докучливые стрелы… Всё начинается с семьи… Умение прощать, любить и ненавидеть, Уменье сострадать и сложность в жизни видеть… Всё начинается с семьи…»

Слайд 3

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. В.А.Сухомлинский

Слайд 4

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С.Макаренко

Слайд 5

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Слайд 6

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся. 6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей. 7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья. основные направления взаимодействия семьи и школы

Слайд 7

совместная работа ребёнка и родителей

Слайд 9

Участие в выставках, соревнованиях, акциях

Слайд 11

Проведение совместных праздников

Слайд 12

Основные формы работы с семьёй групповые индивидуальные

Слайд 13

Поздравление с праздниками

Слайд 14

традиционные формы взаимодействия семьи и школы Лекция Конференция Практикум Открытые уроки

Слайд 15

День открытых уроков

Слайд 16

нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы Педагогическая дискуссия (диспут) Ролевые игры Круглый стол Устный журнал Родительские ринги Практикум Родительские вечера

Слайд 18

Анкета для родителей «Искусство жить с детьми» 1.Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми? (да, нет, не совсем) 2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам? (да, часто, нет, очень редко) 3. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения? Какие? (да, нет) 4. Проверяете ли Вы, домашнее задание у ребенка? (да, нет, редко, каждый день, нет времени) 5. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)? (да, часто; нет, редко, совсем не обсуждаем) 6. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи? (да, часто, редко, нет) 7. Часто ли вы проводите свободное время с ребенком? (часто, редко, нет времени) 8. Способны ли вы оказать влияние на своего ребенка? (да, нет, не всегда) 9. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе? (да, нет, не совсем, трудно сказать) 10. Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребенка? (да, нет, очень редко) 11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 12. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? 13. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе? 13. В какой помощи от школы нуждаетесь вы? 14. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году? 15. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

Слайд 19

Анкета для родителей «Семья и школа» 1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании: - взаимное непонимание детей и взрослых; - успеваемость детей; - непослушание; - бездуховность ; - лень; - половое воспитание. 2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или школа? - безусловно, семья; - в большей мере семья; - в равной степени и семья и школа; - школа, так как там ребёнок проводит много времени; - школа и улица. 3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем? - лекциями о воспитании; - специальными практическими занятиями; - информацией об особенностях развития вашего ребёнка;- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме. 4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия? - час в неделю; - примерно пару часов в месяц; - трудно сказать, - нет времени; 5. Удовлетворены ли вы: уровнем преподавания – да, нет, не совсем, трудно сказать; питанием в школе - да, нет, не совсем, трудно сказать; отношениями между школьниками в классе - да, нет, не совсем, трудно сказать; 6. Вашими отношениями с педагогами - да, нет, не совсем, трудно сказать; Вашими отношениями с администрацией - да, нет, не совсем, трудно сказать; отношениями вашего ребенка с педагогами - да, нет, не совсем, трудно сказать; 7. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению? 8. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе? 9. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/ отрицательное 10. Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения 11. Ваши замечания, предложения

Слайд 20

Основные законы в казачьих семьях Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Слайд 21

Внеклассная и внеурочная деятельность Викторины Практикумы Встречи и беседы с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, показ фотографий Использование мультимедийных технологий, интернет-ресурсов Экскурсии Участие в культурно-массовых мероприятиях

Слайд 22

«Наши первые шаги»

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию.

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно - нравственному воспитанию

Данный доклад был представлен на августовской педагогической конференциив 2011 г...

Из опыта работы школы по духовно-нравственному воспитанию

В документе представлен отчет о работе коллектива школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию

Из опыта рабты по патриотическому воспитанию...