Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»
методическая разработка (10 класс) на тему

Ложкина Любовь Алексеевна

Игру "Свадебные обряды на Руси" лучше проводить с учащимися 10-11 классов во внеурочное время. Учащиеся предварительно изучают материалы по культуре Руси (журнал "Читаем, учимся, играем" № 9, 2007 г.). Игра способствует расширению кругозора учащихся, активизации познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_v_10.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»

Учитель истории Ложкина Л.А.

Цель: формирование познавательного интереса к изучению истории своей Родины, расширение кругозора учащихся, развитие умения работать с историческими источниками

Оборудование: слайдовая презентация по теме, листочки, листочки  с названиями обрядов, протокол для жюри, черный ящик, призы, картины

Начало: отрывок из мультфильма «Жил-был пес»

Вступительное слово. Представление жюри

Задания:

  1. Расставьте элементы свадебного обряда в нужной последовательности (3 балла)

(Засылка, сватовство, смотрины, рукобитье, вытие, девишник и мальчишник, венчанье, свадьба)

  1. Объясните происхождение слова «невеста».

(В языческой Руси невест себе добывали, т.е. крали из чужого рода. Невесть, не знает, без вести от своих осталась). 

  1. Известно, что чтобы сватовство прошло успешно сваты надевали разные сапоги или валенки.  День сватовства тоже выбирали специально. В какой день и время суток не ходили свататься, т.к. это считалось плохой приметой?

(Не ходили свататься в понедельник и по  вечерам)

  1. Почему жених вносил в дом невесту на руках? (чтобы домовые признали девушку членом своей семьи)
  2. Если сватовство завершалось успешно, назначали день рукобитья, во время которого родители девушки и парня били по рукам, но не голыми руками. Что они одевали на ладонь и почему?

(Натягивали рукав или полу шубу, иначе молодые будут жить бедно)

  1. Придумайте речь сватов. Почему они никогда не говорили о цели своего визита прямо?

(Чтобы не спугнуть обряд)

  1. Что такое смотрины? Чьи родители проводили смотрины и с какой целью?

(Мать жениха или родственница приходила смотреть девушку, а родители девушки ходили смотреть дом и хозяйство жениха)

  1. В какое время года и почему играли свадьбы в языческой Руси? (осенью, когда собран урожай)
  2. Сейчас на голове невесты обычно фата. А что одевали невесте на голову в языческой Руси? (венок из полевых цветов)
  3. Выражение «заварить пиво» означало готовиться к свадьбе. На свадебное пиво загадывали: «Если пиво сварится удачно, то жизнь молодых будет счастлива». Пиво, приготовленное к свадьбе, до совершения брака не давали пить посторонним, чтобы те не испортили жизнь молодых. А что означало выражение «квасить невесту»?

(Не отдавать девушку замуж)

  1. Но бывали случаи, когда невеста сама не хотела выходить замуж. Каким образом она сообщала об этом?

(шла на пивоварню и опрокидывала пивоварный чан)

  1. После просватанья  девушку называли невестой, а парня женихом. Именно с этого момента невеста одна или с подругами начинала причитать. Песни и причитания передавали тревогу и беспокойство невесты за будущую жизнь.

Запросватал меня батюшка,

Заручила родна матушка

Далеко далекошенько.

За три речки глубокие,

За три горы высокие,

За три леса темные.

Кого в плаче девушка называла  «лесом темным» и «зверями лютыми»?

(чужую сторону и чужих людей)

  1. В день свадьбы, перед отъездом в церковь ближайшая подруга невесты выносила какой-то предмет с особым приговором:

Раздайся, народ, расшатися народ,

Красна девица идет!

Не одна она идет,

Девью красоту несет!

(украшенная лентами, куделью, маленькая елочка или березка)

Что это за предмет? Что жених должен был сделать с этим предметом?

(выкупить и выбросить в поле по дороге на венчание в церковь)

  1. Во многих уголках России было принято сразу после венчания совершить обряд «окрутить невесту». Что представлял собой этот обряд?

(переодевали невесту в церковной сторожке в наряд замужней женщины, заплетали волосы в 2 косы и,  уложив их, повязывали повойник).

  1. В старину было принято приглашать на свадьбу знахаря или колдуна. В его обязанности входило охранять молодых и совершать необходимые магические действия. Особое внимание обращалось на одежду невесты. Каким образом защищали невесту от колдовства? (в подол ее платья втыкали иголки без ушек. «Иголка с ушком поволокет за собой,  а без ушка не сможет»)
  2. Показ невесты происходил разным образом: иногда смотрительницу вводили в комнату, где невеста стояла в лучшем своем наряде с лицом, закрытым покрывалом. Иногда невеста сидела за занавесом, и занавес открывался, когда приближалась смотрительница. Смотрительница прохаживалась с нею по комнате, заговаривала с нею, стараясь выпытать, умна ли, хороша ли, умеет ли говорить.

А если у родителей дочь-невеста урод, что предпринимали иногда такие родители? (показывали младшую сестру, про один глаз)

  1. Черный ящик: этот предмет дарил перед венчанием отец невесты жениху. Тот принимал подарок и говорил: «Я не думаю иметь в ней нужды, но беру ее и буду беречь как подарок» (плеть)
  2. Священник давал новобрачным деревянную чашу с вином. Муж принимал, отпивал и передавал жене. Оба пили 3 раза. Куда потом девали чашу? Какое поверье существовало в связи с этим действием?
  3. Какой обряд должна была совершить жена, чтобы продемонстрировать покорность мужу? По какой примете  делали вывод: будет ли жизнь ее счастливой? (снять с мужа сапоги, в один сапог клали монету)
  4. Жених с невестой на свадьбе ничего не ели и не пили, хотя блюда ставили перед ними. Но одно блюдо им заворачивали в скатерть и давали с собой. Что это было за блюдо? (обычно холодная  курица)
  5. В каком случае при венчании нельзя было венец класть на голову, его держали на плече?
  6. Как только невеста переступала порог родительского дома, чтобы поехать на венчанье, тут же мыли полы в доме. Почему?
  7. Откуда пошел обычай не показывать жениху до свадьбы свадебное платье? (Платье стоило дорого и его могли украсть)

Вопросы для зрителей

  1. Назовите картину и ее автора (Федотов «Сватовство майора»)
  2. Сам Федотов так писал об этой картине «Майор толстый, бравый, карман, дырявый, Стоит в прихожей, крутит ус, дескать,   я … (продолжите фразу)
  3. Назовите картину и ее автора (Пукирев «Неравный брак»)
  4. Этот правитель, желая увеличить численность населения в Сибири, поселял пашенных крестьян там и заставлял их своих дочерей отдавать замуж за ссыльных. За ослушание с них брали большой штраф (пеню). (Алексей Михайлович)
  5. Известен такой случай в истории, когда русский князь посватался к полоцкой княжне Рогнеде, та ответила «Не буду я сына рабыни разувати». Назовите имя князя. (Владимир  Первый)
  6. Известно, что повторные браки на Руси не приветствовались. Григорий Богослов писал «Первый брак – закон, второй – прощение слабости человеческой « и т.д. Какой по счету брак он назвал «свинским житием»?
  7. Эта правительница по выражению древних юридических памятников  «сидела на вдовьем стольце». Назовите ее имя. (Ольга)
  8. На Руси при одном из гаданий связывали хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивал петух, то…
  9. Какой брачный возраст устанавливал Судебник 1550 г.? (12 лет и 15 лет)
  10. Этот вид казни на Руси применялся только по отношению к женщине. Что это за вид казни и за какое преступление он применялся?
  11. Почему русские девушки, особенно из  знатных семей старались красить зубы в черный цвет ?
  12. Он украшал голову и замужней россиянки, и церковь (кокошник)
  13. Назовите имя первой жены Ивана Грозного (Анастасия Захарьина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)

Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...

Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)

Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...

Интеллектуальная игра по географии 7 класс

Интеллектуальная игра "По странам и континентам" по географии материков и океанов в 7 классе. Игра представлена в виде компьютерной презентации. Игру можно использовать для уроков обобщения....

Презентация "Свадебные обряды на Руси"

Презентация о свадебных обрядах на Руси...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса "Своя игра" (классный час)

Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. О...

Интеллектуальная игра для 5-7 классов. “Игры разума”

ldquo;Игры разума” – Командная интеллектуальная игра, в которой команды соревнуются друг с другом за призовое место. Игра очень динамичная, развивает множество компетенций. Также игра спо...