Конкурсная программа:Через тернии к звездам
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Кудрявцева Тамара Николаевна

                                   Конкурсная программа    "Через тернии к звездам!"(9 классы)

Каждый год, примерно в одно и то же время, стало доброй традицией проводить мероприятия в рамках недели математики. 

                                Да, путь познания не гладок.                                                                                                                         

                               Но знаем мы со школьных лет

                               Загадок больше, чем разгадок

                               И поискам предела нет!

 Сегодня мы проводим конкурсную программу "Через тернии к звездам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_programma_cherez_ternii_k_zvezdam9_klass.rar404.39 КБ

Предварительный просмотр:

           Конкурсная программа    "Через тернии к звездам!"(9 классы)

(слайд1)

Каждый год, примерно в одно и то же время, стало доброй традицией проводить мероприятия в рамках недели математики.  

                               Да, путь познания не гладок.                                                                                                                                                                                                  

                               Но знаем мы со школьных лет

                               Загадок больше, чем разгадок

                               И поискам предела нет!

 Сегодня мы проводим конкурсную программу "Через тернии к звездам".

И я хочу представить Вам наших конкурсанток:

  1. Веселая, жизнерадостная, порой задумчивая, загадочная, таинственная Першина Анна.
  2. Ответственная,добросовестная,доброжелательная,целеустремленная,скромная Якимова Екатерина.
  3. Общительная,обаятельная,обворожительная,очаровательная,тактичная,дружелюбная Антонова Татьяна.

                                       Давайте поприветствуем наших участниц и пожелаем им удачи!  Поприветствуем и  их группы поддержки:

  1. Созвездие "ЭРИДАН" - Таня
  2. Созвездие "ФЕНИКС" - Аня
  3. Созвездие "ЛИРА" - Катя.

Первый тур.

Участница... Какая Я?!                           (презентация №1)

                                                                 (презентация №2)

                                                                 ( презентация №3)

Второй тур.

Логические задачи.(3*6)

1. Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу).

2. Почему человек назад оглядывается?(У него нет глаз на затылке)

3. Чего не обнесешь вокруг хаты?(Воду в решете)

4. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

5. Почему шпагу носят? (Она сама не ходит)

6. Чем до него докинешь? (Взглядом)

7. Почему корова ложится? (Садиться не умеет)

8. Какой колокольчик не звонит? (Полевой цветок)

9. Кого на свете больше всего? (Насекомых)

10. Что с земли не поднимешь?  (Тень)

11. Что общего между барыней и рабыней? ( Состоят из одинаковых букв)

12. Что портится быстрее всего? ( Настроение)

13. Как можно в решете принести воду? (Положить лед)

14. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники? (Без дроби)

15. Сын моего отца, а мне не брат. Кто он? (Я сам)

16. Что можно приготовить ,но невозможно  съесть? (Уроки)

17. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось?(5)

18. Как называется сотая часть числа? ( Процент )

Третий тур.

Рассеянный математик.(слайды2-4)

Наш рассеянный математик обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его в математический термин. Отгадайте по подсказкам слова, которые математик хотел написать и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял ровно по одной букве. Команды отвечают на вопросы по очереди.

1. Хотел написать название твердого горючего ископаемого, а получилось название плоской геометрической фигуры. (Уголь - угол).

2. Хотел написать название островного государства в Америке, а получилось название геометрической фигуры. ( Куба - куб.)

3. Хотел написать синоним слова "лучший товарищ", а получилась геометрическая фигура без углов. ( Друг - круг.)

4. Хотел написать название зимнего христианского праздника, а получилось равенство. (Рождество - тождество).

5. Хотел написать жителя европейского государства на Балканском полуострове, а получилось название одной из осей прямоугольной системы координат. (Грек - игрек.)

6. Хотел написать синоним слова "новости", а получилось круглое трехзначное число.                       (Вести - двести ).

7. Хотел написать синоним слова "дорога",а получилась цифра. (Путь - пять.)

8. Хотел написать главное занятие врачей, а получился разрез. (Лечение - сечение.)

9. Хотел написать название средневекового монголо-татарского государства, а получился отрезок в окружности, круге. (Орда - хорда.)

Четвертый тур.

Математика в лицах.

В этом туре командам предлагают вопрос, на который они могут ответить , посовещавшись в команде в течение одной минуты. Право ответа предоставляется той команде, которая первая поднимет руку. ( Слайды № 5-9.)

       1. Чтоб мудро жизнь прожить ,знать надобно немало.

            Два важных правила запомни для начала :

            Ты лучше голодай, чем что попало есть,

            И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

                                                                  ( Омар Хойям .)    

2. Какому поэту принадлежат эти математические строки: " Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? ( А. С. Пушкину .)      

3. Кто из известных античных ученых побеждал на Олимпийских играх?   ( Пифагор - состязания кулачных бойцов .)                  

4. Жителей города Сиракузы было трудно удивить чем-нибудь ,но вот такое событие никого не оставило равнодушным. По главной улице города, высоко задирая бороду, бежал старик. Он был гол, пена пятнами покрывала его тело и стекала наземь.

Царь! Эврика, я нашел, как определить, сколько золота содержится в короне. Кто это был? ( Архимед .)              

5. Какая женщина-математик писала стихи, повести, пьесы?                                      ( Софья Ковалевская. )  

Вот одно из стихотворений Софьи Ковалевской.

                             Пришлось ли раз вам безучастно,

                             Бесцельно средь толпы гулять?

                             И вдруг, какой-то песни страстной

                             Случайно звуки услыхать?

                             На вас нежданною волною

                             Пахнула память прежних лет,

                             И что-то милое, родное    

                             В душе откликнулось в ответ.

                             Казалось вам, что эти звуки

                             Вы в детстве слышали не раз,

                             Так много счастья, неги, муки,

                             В них вспоминалося для вас.          

6.  Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математики профессора Остроградского. Кто она?( С. Ковалевская.)

7.Рассказывают,что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять  класс на продолжительное время, дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100.Но мальчик выполнил это задание мгновенно. О ком идет речь? (Гаусс)

8.Вечность тайну тебе нашептала,        

И умом изумленным постигнул ты то,

Что доселе не знал и не ведал никто.

Параллели стрелою нацелены ввысь,

Параллели пронзают межзвездные дали,

Параллели -ты чуешь – стремятся сойтись,

Только сразу такое постигнешь едва ли.

Ты, мол, разум утратил,- коллеги твердят.

-Чушь, нелепица, бред.

Ничего смехотворней и в мире то нет!

Над кем смеялись коллеги математики? (Лбачевский)

Домашнее задание1 участницы(сценка из школьной жизни)

Пятый тур.        

Математическая логика ( слайды 10-18  )    

По данным определениям отгадайте математический термин или понятие, которое является многозначным словом. Кто из участников команд даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

1. Астрономическая, административная, учетная, денежная, структурная, физическая, синтаксическая, штатная, двоичная... ( единица. )

2. Женская, львиная, тяжелая, счастливая, левая, правая, большая, меньшая, равная... (доля)

3. Свинцовая, барабанная, многоэтажная, правильная, сократимая, обыкновенная, десятичная, периодическая... ( дробь. )

4. Денежное, недовольное, устарелое, общеупотребительное, образное, устойчивое, математическое, алгебраическое, логическое… ( выражение. )

5. Несгораемая, кругленькая, крупная, контрольная, денежная, полученная…         ( сумма. )

6. Научная, сложная, простая, заковыристая, шахматная, арифметическая, олимпиадная, неразрешимая… ( задача. )

7. Судебное, историческое, окончательное, смелое, единственное, верное, неоднозначное, рациональное, нестандартное... ( решение. )

8. Любовный, Бермудский, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний... (треугольник. )

9. Болевая, материальная, мертвая, радиотрансляционная, огневая, торговая, горячая, жирная, последняя, десятичная... ( точка. )

Шестой тур.

 

Кто быстрее.  Вперед к звездам ! Конкурсанткам выдаются карточки с заданиями.

Пока участницы выполняют задания группы поддержки включаются в работу.

Седьмой тур.

По порядку называем пословицы, где встречаются цифры.

Домашнее задание2 участницы(сценка из школьной жизни)

Восьмой тур.

Разминка для ума.

Команды поочередно отвечают на вопросы:

1. Какой город России назван "в честь" знака математического действия?                ( Минусинск. )

2. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами? ( Кольцо. )

3. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? ( Лучи. )

4. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? ( Ауди. )

5. Обманный финансовый многогранник - это...( Пирамида. )

6. Каким бывает и полный дурак , и отличник, и сирота?(Круглый.)

7. Какая цифра прячется в центре каждой витрины?  ( Три. )

8. Что иногда происходит с персоналом предприятия? ( Сокращение. )

9. Сколько лет сидел старик из сказки А.С.Пушкина у самого синего моря?( 33 года. )

10. Какую часть тела составляет вода в организме человека? ( 2/3 . )

11. О каких числах идет речь? Одно из них - долг, другое - имущество. (положительное и отрицательное).

12. Первая женщина математик(  Ковалевская. )

13. Я - невидимка! В этом суть моя.

       Хотя меня нельзя измерить,

       Настолько я ничтожна и мала. (Точка. )

14. Смотри внимательно за мной:

       Когда из точки вне прямой

       Меня опустят на прямую

       И проведут наклонную любую,

       То я всегда короче, чем она. ( Перпендикуляр. )

15. Мне служит головой вершина.

       А то, что вы считаете ногами,

       Все называют сторонами. ( Угол. )

Девятый тур.

Конкурс художников ( музыка " 2*2=4").

Пока идет конкурс художников, все отвечают на вопросы.

Задача-шутка. Муж весит 6 пудов. Сколько весит вся семья?

(Указание: Веса мужа достаточно для решения задачи. )

Решение: Жена - его половина, дети их произведение.

Ответ: 27 пудов.

В ящике лежит "кружало". Что это по нашему?     ( Циркуль. )

Домашнее задание3 участницы(сценка из школьной жизни)

Десятый тур.

Кто быстрее.

1. Расшифруй название  Через тернии.(слайд19)

Для этого тура заготовить по одной карточке с заданием.

Задание: Однажды в английском графстве Камберленд разразилась буря. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили вещество, обладающее удивительными свойствами. Расшифруйте его название, расположив корни уравнения в порядке убывания.

  1. Т  90*x = 6300                                     Х = 70,6
  2. Г  y : 60 = 600                                      У = 36000
  3. И  2500 : z = 5                                      Z = 500
  4. Р   90 + х = 6300                                  Х = 6210
  5. Ф  у - 60 = 600                                     У = 660
  6. А   2500 - z = 5                                     Z = 2495

2. Первая команда.

пшьопешис - йюдле шесамьшин

Вторая команда.

идно аз хевс вес за огодно

Третья команда.

комсав ен сузар листасофь

Одиннадцатый тур.

" Рассуждалки."

( По две каждой команде, ответ с 1-й попытки 4 балла, со 2-й - 3 балла, с 3-й - 2 балла, с 4-й - 1 балл. )

1. СОН.

* Функциональное состояние организма.

* Характеризуется снижением обменных процессов.

*Потребность в нем с возрастом значительно уменьшается:

                             у новорожденного - 21-23 часа.

                             в 4 года                       - 12 ч.

                             в 8 - 10 лет                 - 10 ч.

                             в 15-16 лет                 - 9 ч.

                             у взрослого                - 6-8 ч.

*Бывают "вещие."

2. ВИТАМИНЫ.

*Способны увеличивать запас бодрости и трудоспособности.

*Усиливают сопротивляемость организма болезням.

*Содержатся  в растительной и животной пище, но больше всего их в свежих фруктах и зелени.

*Продаются в аптеке, многие мамы покупают их своим детям.

3. УРАВНЕНИЯ.

*Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаёшь.

*Иногда задачи решаются только с его помощью.

*Не знаю, есть ли у него стебли и листья, но корни у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.

*Во 2-м классе они - простые, в 7-м линейные, в 8-м - квадратные, а в 10-м -тригонометрические.

4. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.

*Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто её еще не изучал.

*В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе её изучают. И мы узнаем из нее о сторонах этой фигуры.

*Её нужно доказывать. А зачем? Ведь он её доказал уже давным-давно.

*А над самим учёным часто смеются, говорят, что у него штаны - во все стороны равны.

5.СЧЁТЫ.

*Ими пользуются в магазине.

*Простейший калькулятор.

*На лесенке-стремянке развешаны баранки, щелк да щелк, пять да пять, учимся считать.

6. ЛУЧ.

*Они доходят до нас от солнца.

*Бывает координатным.

*Числовым.

7. ГРАДУС.

*Одна шестидесятая его равна одной минуте.

*Они встречаются на этикетках спиртных напитков.

*Единица измерения углов.

Двенадцатый тур.

Знаете ли вы, что каждый из вас в год съедает пищи почти в 20 раз больше, чем вес вашего тела. Но всегда ли мы правильно питаемся? К сожалению, нет. Но мы точно знаем, что источником витаминов являются ягоды, полезные для нашего здоровья.

Нужно составить слово:(слайд26)

киви + шпон = шиповник

лико + губа = голубика

бука + клин = клубника

курс + бани = брусника

дон + грива = виноград

тина + косяк = костяника

иран + чек = черника

низ + яма +лек = земляника

минор + сода = смородина

шрам + око = морошка

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет!

Пусть добрым будет ум у Вас,

А сердце умным будет!

Подведение итогов (благодарственные письма учителя, грамоты конкурсанткам, сладкие призы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Через тернии к звездам..."

Классный час спланирован в форме заочного путешествия. Сопровождается презентацией, музыкой. Проводился в рамках городского конкурса "Самый классный классный"...

КВН "Через тернии к звездам"

Внеклассное занятие содержит материал для проведения КВН по астрономии...

День космонавтики "Через тернии к звездам"

Сценарий классного часа для студентов (старшеклассников), посвященного Дню космонавтики....

Методическое пособие по МХК "Через тернии к звездам"

В предлагаемом методическом пособии представлены материалы, призванные помочь учителю и ученикам организовать работу, прежде всего, по созданию портфолио по предмету «мировая художественная культура»....

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»

Особое внимание хотела бы обратить на классные часы, c помощью которых мы можем развивать личностные качества. Классные часы я разделила на три типа  в зависимости от деятельности уча...

Через тернии к звездам

В ноябре 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения М.В Ломоносова.На основании распоряжения Правительства РФ от 19.07.2007 г. № 951-р   «Об утверждении плана мероприятий по п...