Анализ воспитательной работы школы
статья по теме

Анализ воспитательной работы школы за 2011-12 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vospitatelnoy_raboty_za_2010_bychkova.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы за 2011-2012гг.

                «Воспитание –великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.  

                 Вся воспитательная и образовательная деятельности в МОУ «Житнинская СОШ»  основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом всей работы педагогического коллектива школы стала  личность школьника, ориентированная на самопознании и самовоспитании, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.        

              В  2011-12 учебном году основной целью воспитательной работы являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся..            .

 Для реализации поставленной  цели были определены следующие   приоритетные направления: 

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Задачи воспитателя многогранны. Воспитатель создает психологически-комфортный микроклимат среди учащихся.

Ребенок переступил порог школы - этот период сложный для ребенка. Как пройдет его адаптация? Многое зависит от нас, взрослых, от умения включить воспитанника в ритм жизни школы.

Воспитательная работа в нашей школе начинает с ознакомления и изучения личных дел учащихся, их диагноза, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает учителю  лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.

В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.

Большое внимание уделялось инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. В связи с тем, что воспитанники испытывают много психологических проблем. Классные руководители уделяют большое внимание индивидуальной работе с учащимися, организуют для своих детей экскурсии, походы и т.п.

Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе, решению многих школьных повседневных проблем.

Анализ планов работы классных руководителей, их деятельности с учащимися показал, что большинство педагогов проектировали и вели работу по изучению личности воспитанника, осуществляли педагогическую фиксацию его стремления к саморазвитию, самовоспитанию. Но следует отметить, что диагностический инструментарий педагогов не всегда отвечал современным требованиям. Некоторые классные руководители ограничивались только выявлением уровня воспитанности, хотя диагностическая работа должна вестись по разным направлениям в течение всего учебного года.

Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность педагогов, поиск ими наиболее совершенных приемов воспитания и обучения школьников. Приступая к разработке мероприятия, они ставили перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающим для детей.

Об этом свидетельствуют результаты проведенных мероприятий. При ответе на вопрос, какое мероприятие, проводимое в группе, в классе, запомнилось, дети называют открытые воспитательные часы, открытые уроки в декадах учителей по предметам и экскурсии, которые прошли в школьном коллективе. Хочется отметить, чтобы педагоги могли "раскрываться" не только на открытых часах и уроках но и в повседневном общении с детьми.

УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

 Анализ социального положения показал, что социальный состав родителей неоднороден. В школе обучалось 209 учащихся из    семей. Количество родителей – , что даёт возможность произвести несложный подсчёт: 10%  семей являются неполными. 21  ребенок  проживает в неполных семьях;    детей из  многодетных семей  ( семей);  6 детей  воспитывают опекуны (семьи). Малообеспеченных семей в школе .  

 По сравнению с  2010-12  годом  наблюдается    увеличение количества неполных семей. Наблюдается увеличение числа неблагополучных семей, в которых один или оба родителя не занимаются воспитанием своих детей Неблагополучных семей  12. В этих семьях  родители или употребляют спиртные напитки, или не работают, или не контролируют учебную деятельность детей, в 2-х семьях родители и дети проживают в разных местах :детей воспитывают родственники. В 1 семье воспитанием  девочки занимается бабушка, отец употребляет спиртные напитки, мать бродяжничает. При планировании воспитательной работы мы старались прогнозировать и учитывать в работе с учащимися и их родителями   негативные  последствия социально- экономических  процессов , происходящих в обществе, поэтому преобладающим в планировании и практической  работе был личностно-ориентированный подход.  

С этой целью ежегодно обновляются социальные паспорта классов.

 В течение учебного года одной из задач  в работе школы являлась социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Все учащиеся из малообеспеченных семей находятся на контроле и оздоравливаются во время каникул в лагере с дневным пребыванием, организованным при МОУ «Житнинская СОШ»

   В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитывались опекаемые  дети и неблагополучные семьи, составлялись дважды в год акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания данной категории несовершеннолетних Доброй традицией школы стало участие в акции «Милосердие», операции «Забота» («Семья-семье»). Многие семьи  проявили действенную заботу о ближнем. Вещи и книги, собранные в результате проведённых мероприятий, были розданы многодетным семьям и малоимущим.

В мае учащиеся нашей школы передали одежду и игрушки в детский реабилитационный центр «Ручеек» 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Гражданско-патриотическое  воспитание -  одно из основных направлений  воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Была проведена большая работа по достойной встрече дня   Победы в Великой Отечественной войне. Работа велась под девизом «Ради жизни на земле».

 С  23 января по 23 февраля в школе проходил месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества. На уроках мужества и классных часах   учащиеся  общались с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками боевых сражений в горячих точках. Ученики приняли участие в конкурсах :  «А, ну-ка , парни !», «Вперед, мальчишки» Но в связи с карантином не все запланированные мероприятия были проведены.

 Хотя школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, есть ещё резервы в данной работе, связанные прежде всего с поисковой деятельностью и пополнением краеведческими материалами школьного музея. Уголок боевой славы школьного музея был представлен на районный конкурс и отмечен благодарственным письмом.

В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ большое внимание в школе уделяется  профилактике   дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно наши учащиеся принимают участие в районном конкурсе «Безопасное колесо» .

На классных часах (1-7 классы) ведется разъяснительная работа по профилактике ДТП.

 Анализируя  работу школы по программам профилактической деятельности : по борьбе с наркоманией, алкогольной зависимостью и табакокурением, по борьбе с правонарушениями среди учащихся, можно отметить, что работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и токсикомании проводится  в соответствии с законом РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Акции  «Спорт против наркотиков», «Я выбираю жизнь», «Подросток», «Семья»  с   привлечением   специалистов центра занятости , представителей реабилитационного центра «Молодежь выбирает будущее»  по темам «Скажи волшебное НЕТ», «Легкомыслие –враг здоровью»-это лишь небольшой перечень мероприятий, проведенных в школе по данной проблеме.  Представители   ОППН выступали на общешкольном родительском собрании по теме «Ответственность родителей за правонарушения и преступления несовершеннолетних,  за незаконное распространение наркотических и психотропных средств». Классными   руководителями   были проведены  классные   часы   по  темам:   «Не начинай курить»,   «Пока   не поздно». Были проведены    конкурсы рисунков «Мы против наркотиков», «Нет вредным привычкам»( самыми активными были учащиеся 6 класса). Ежемесячно классные руководители проводят с учащимися классные часы, беседы, просмотры видеороликов, используя для достижения более высоких результатов передовые информационные технологии ( Бустаева Э.Д, Бычкова Е.А., Пятова И.Г., Грачева М.В., Никифорова Е.В., Семенова Е.Ю.) В ноябре прошедшего учебного года Учащиеся нашей школы Рублев Люба, Спрышков Саша, Спрышков Вова, Родионов Сергей получили сертификаты волонтеров антинаркотического движения и по окончании обучения провели в своих коллективах мастер- классы. В школе  не выявлено ни  одного случая употребления  наркотиков,  в наркологическом диспансере наши учащиеся на учете не состоят. Значит, итог работы по данной программе положительный  и накопленный опыт следует использовать, адаптируя его к новым жизненным реалиям.  Хотя один учащийся школы ( Долгов Андрей), обучающийся индивидуально был привлечен к уголовной ответственности за пособничество в распространении наркотических веществ.

                Можно также отметить, что в результате системной работы по правовому воспитанию учащихся в школе резко сократилось число подростков, требующих особого внимания со стороны учителей.

В школе активно ведется работа по Антитеррору. Оформлен стенд , проводятся классные часы и беседы по данной теме.

 Одной из эффективных форм физического воспитания являются  спортивные соревнования по различным видам спорта.  Учащиеся школы заняли  3  место в районных соревнованиях по футболу Результат нас не радует, так  как по итогам прошлого года  учащиеся были на 2 месте, а еще ранее на 1.      

Большое значение уделялось  внеклассной спортивно-массовой работе, одной из эффективных форм которой являлись  конкурсно - игровые программы и спортивные праздники: «Веселые старты» – для учащихся 1-4 классов; спортивно-игровая программа « Зарница »; традиционный Всероссийский  День  Здоровья; «Безопасное колесо», соревнования по легкой атлетике (приняли участие все учащиеся школы), игровая программа «Вперед, мальчишки» и многие другие спортивные соревнования по баскетболу и волейболу.(Калмыкова Т.В., Джантлеев К.С.)       

В  школе     уделяется  особое  внимание  правильной организации учебно- воспитательного режима работы школы и расширению гигиенических знаний учителей и учащихся.       

Администрация школы старается улучшить межведомственный подход в укреплении здоровья учащихся: проводились совместные мероприятия   с больницей

Медосмотры и диспансеризация учащихся, проводимая поликлиникой, проходит строго по графику, срывов по вине школы не было. В каникулярное время (летом) 70 детей (1-8 классов) посещали школьный оздоровительный лагерь, 10 старшеклассников работали в составе ремонтной бригады и помогали готовить школу к новому учебному году.        

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

          Современные условия экологического воспитания характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Вопросы экологического воспитания в школе решаются в ходе различных мероприятий, посвящённых охране природы. В истекшем учебном году учащиеся школы приняли участие в  экологических конкурсах «Зеленая планета» (призер – Дорофеева Кристина.), «Знай, наших!» (6 класс) утренниках, конкурсах, играх, экскурсиях, посадке саженцев и цветов  в озеленении территории школы.  

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ  РАБОТА

Профориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках   профессий.

Классными руководителями и учителями - предметниками проводятся следующие мероприятия: классные часы по теме: «Профессия моих родителей», «Сто дорог - одна твоя»; знакомство с профессиями на уроках экологии , чтения, технологии, иностранного языка; проведены консультации по вопросам выбора профессиональных учебных заведений для реализации  профессиональных планов учащихся; индивидуальные беседы с учащимися и родителями по вопросам выбора профессиональных заведений; индивидуальные и групповые занятия с целью развития творческих способностей учащихся;; встречи  учащихся с представителями учебных заведений; обзор  научно-популярной и художественной литературы по вопросу  профориентации; участие в  Днях открытых дверей в Сузах, ВУЗах.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Одной из основных задач учителей  в 2011 -12 учебном году являлась задача укрепления сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей, вовлечения родителей в воспитательный процесс школы, создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Одной из основных форм работы с родителями оставалось родительское собрание. Классный руководитель направлял деятельность родителей. В большинстве своем - это был взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.            

Важной формой  работы с родителями по-прежнему остается деятельность родительского комитета, который вместе с  учителями решает общие задачи. Необходимо при участии родительского комитета шире привлекать родителей к участию во внеклассных   мероприятиях, к оформлению кабинетов, к благоустройству и озеленению школьной территории, к творческой совместной деятельности.           

Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать: уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, у многих родителей отсутствует  интерес  к школьной жизни. Для решения обозначенных проблем необходимо искать новые, нестандартные формы работы с родителями.        

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ           

В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию в 2011-12 учебном году была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.  На базе нашей школы  работало 9 кружков и 2 спортивные секции. Но недостатком данной работы является то , что большинство кружков имеет предметную .

Системой дополнительного образования в школе должны быть охвачены все учащиеся группы «риска» .

Название объединения дополнительного образования

Класс

Количество человек

Руководитель объединения

1

Оформительский

6

10

Бычкова Е.А.

2.

Комнатное цветоводство

9

8

6

4

Завадина И.Г.

3.

Познай себя

8

13

Грачева М.В.

4.

Занимательная грамматика

6

5

13

1

Мурзагалиева Г.М.

5.

Занимательная лингвистика

5

5

Бустаева Э.Д.

6

Художественный шкрифт

5

5

Кобин А.Н.

7

Путь к успеху

10

13

Семенова Е.Ю.

8.

Занимательное языкознание

7

15

Завьялова Е.В.

9

В мире сказок

3

4

5

5

Подопригорова Л.Б.

10

Баскетбол

5

6

7

8

2

4

5

4

Калмыкова Т.В.

 В  2011-2012 учебном году необходимо  расширить спектр услуг в сегменте  дополнительного образования.            

РАБОТА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ              

Анализ и изучение работы классных руководителей  с классными коллективами показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач, к детям предъявляются справедливые и разумные требования, которые  принимаются большинством учащихся, 50 учащихся школы посещают кружки и секции, умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время.             

Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время: в прошедшем учебном году из 208 учащихся школы 200 принимали участие в спортивных мероприятиях школы, района, что говорит об удовлетворительном  показателе  организации спортивно-массовой работы.      

КУЛЬТУРНО- МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

              По традиции в школе проходит ряд коллективных творческих дел в которых ребята принимают самое активное участие.

Праздник «Школа, здравствуй» Выборы школьного самоуправления.(5-9 классы) Выпуск классных уголков  День  здоровья. Осенний кросс (1-10 класс Калмыкова Т.В.. учителя нач. школы.). День пожилых  День учителя. День самоуправления ( 10 класс Семенова Е.Ю.) Осенний  субботник  День  матери  Мастерская Деда Мороза и новогодние мероприятия ( 10 класс, 9 класс, Хабибулина Л.В., Подопригорова Л.Б., Грачева Т.В.Рублева М.В. ) День святого Валентина.( 10 класс Семенова Е.Ю.) День Защитника Отечества. Месячник оборонно-массовой работы  (Джантлеев К.С., Калмыкова Т.В., Кл. руководители, Бычкова Е.А., Пятова И.Г.)

Хорошо прошли классные мероприятия к 8 марта, хотя и после карантина, в 5 кл (Бустаева Э.Д.), 6 кл. (Бычкова Е.А.), 7 кл. (Пятова И.Г.), 8 кл. (Грачева М.В.) и в начальной школе.

День космонавтики – юбилейный. Ребята нашей школы приняли участие в районных и областных конкурсах , посвященных этому событию. А в начальной школе прошло КТД «Путешествие к разноцветным солнцам» (вед. Алексеева И.В.)    

В 5-10 классах прошли тематические классные часы с использованием ИКТ.                          День здоровья – традиционное мероприятие. Несмотря на дождливую погоду данное мероприятие прошло хорошо.(Калмыкова Т.В.)

Самым значимым значимым праздником России остается День Победы. К нему были приурочены тематические классные часы , митинг у обелиска и концерт в котором принимали активное участие учителя и учащиеся школы.

Интересно прошли внеклассные мероприятия в начальной школе : «Прием в первоклассники» (Хабибулина Л.В.) и «Прощание с начальной школой»( Алексеева И.В.). Также учителями начальной школы был подготовлен утренник по мотивам зимних сказок , но в связи с карантином провести его не удалось.

Учащиеся  школы  принимали участие в районных  и  областных  мероприятиях,   становились  победителями  различных конкурсов  и  соревнований.

В районном конкурсе сочинений Моя семья Халявкин П., Косарев Д., Круглова Л. Заняли призовые места. Учащиеся нашей школы Завьялова Я. , Рублев П., Рублева Л. Дорофеева К. – лауреаты и призеры конкурсов «Лукойл», декоративно- прикладного искусства, фотоконкурсов.

Так как прошедший учебный год дважды прерывался на карантин большинство запланированных мероприятий было проведено.

Несмотря на это, план воспитательной работы реализован не в полном объеме: некоторые мероприятия были отменены или проведены хуже, чем было запланировано.

Но  наряду  с  этим  выявлены некоторые  недостатки в  воспитательной   деятельности  школы,  к числу  которых   относятся:

недостаточное  взаимодействие семьи  и школы;

недостаточная работа  по  вовлечению  подростков  из  неблагополучных семей

.не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу.  

.классные руководители недооценивают роль ученического самоуправления в развитии личностных качеств учащихся

.иногда классные руководители формально выполняют  функции руководства учебно-воспитательным процессом в классных коллективах.            

 Воспитательная  работа школьной библиотеки остается по-прежнему формальной, наблюдается низкая заинтересованность учащихся в проводимых мероприятиях, не всегда работа библиотеки согласована с интересами школьников, слабо ведется работа с семьей. В новом учебном году библиотеку следует включить в систему школьного соуправления с тем, чтобы, с одной стороны,  отследить интересы учащихся, которые библиотека может удовлетворить,  с другой стороны – привлечь учащихся к посильной работе в подготовке совместно с библиотекарем школьных мероприятий, тематических выставок.  

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2010-11 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий 2011-2012 учебный год:

Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.

Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.

Развивать  внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.

Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.

Организовать единую систему работы школьного Совета профилактики правонарушений совместно с сельским советом.

Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010 - 2011 учебный год....

Анализ воспитательной работы школы за 20101-2011 учебный год

В отчете показана деятельность ОУ за прошедший учебный год по направлению воспитательной работы....

анализ воспитательной работы школы

Данный анализ работы школы составляется ежегодно по итогам работы всех кружков, Концепции воспитательной работы, программ воспитания и т.п....

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 уч. год.

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 уч. год. Цель воспитательной программы школы:Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого являет...

Анализ воспитательной работы школы за 2011-2012 учебный год

Анализ работы содержит информацию по основным направлениям работы школы: личность, коллектив, здоровье, семья....

Анализ воспитательной работы школы за год

Воспитание педагогическим коллективом школы рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся, самоопре...