Д. Донской -освободитель земли русской.
классный час (8 класс) по теме

Воспитательный час "Д.Донской -освободитель земли русской" , знакомит  детей с историческим прошлым России, выдающимися людьми, которые оставили заметный след, своими делами и поступками. На примере конкретных исторических событий показан положительный образ князя Д.Донского , объединившего русские земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc559.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: На примере конкретных исторических событий продолжать формировать интерес детей к истории нашей Родины;

Задачи: познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским, объединившим русских князей;

Закреплять знания учащихся о русских воинах, на примерах показать, что сила в единстве;

Расширять кругозор, словарный запас; развивать память, воображение.

Часть первая:

- Было это очень, давно. Тогда еще не только ваших бабушек и дедушек не было на свете, а и многих городов и деревень наших не было. Вместо них шумели леса дремучие. Да и вообще городов и сел на Руси было мало. 

- А кто мне скажет,  как выглядели города в те времена?

( На доске картинка, изображающая древний город. Ученик рассказывает о том, что находилось за городскими стенами)

- Почему города обносили Крепостными стенами?

- Для каких целей копали ров?

-  Что кроме домов было спрятано за стенами и рвом? Почему?

В-ль: Жили в таких городах горожане, ремесленники, бояре, князья. И вот в городе Москве…

Часть вторая

Расскажу я про дела старые,

Да  про старые, про бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы люди добрые послушали,

Чтобы молодцы призадумались,

Что в  века не меркнет слава русская!

- Дмитрий Иванович Донской стал князем, когда ему было всего 9 лет. В Москве в то время митрополитом был Алексей. Он был человеком умным и справедливым. Митрополит Алексей опекал малолетнего князя Дмитрия, пока тот не вырос. Он воспитывал юного князя в вере православной, учил его быть справедливым правителем, любить свою Родину и не обижать людей. Таким и вырос князь Дмитрий. Полюбили его москвичи, верили ему и помогали во всем.

( На доске портрет  Дмитрия Донского)

 Был он высокого роста и крепкого телосложения. С благородными чертами лица, во всем облике его чувствовалась сила духа

- В то время пока как на Руси подрастал и становился великим воином князь Дмитрий далеко- далеко за Москвой в Диком Поле жил кочевой (путешествующий) народ – татары, и правил ими Великий хан по имени Мамай.

        С древности совершали они набеги на русские земли, грабили, брали в полон, (плен) русских людей, собирали с русских князей дань (плату) за то, что не было набегов этих страшных.

         Решили, русские князья не платит, дань Мамаю, тогда осерчал, Мамай собрал, большое войско и пошел на Русь. Расположился он на реке Дон и стал ждать, когда напасть.

         Князь  Дмитрий  тоже не сидел, сложа руки, вместе с другими князьями собрал войско. Даже святые люди монахи – встали в ряды воинов.

           Кузнецы- оружейники по всем городам  в предчувствии решающей битвы надевали кожаные передники, перехватывали волосы ремешками и вставали к горнам ковать новые мечи и топоры, щиты и кольчуги.

            Перед боем отправился князь Дмитрий за благословением  к  святому старцу Сергию:

( Дети  разыгрывают разговор старца и князя Владимира)

Князь Дмитрий: Благослови, святой отец. Верный слух - собирается идти на Русь Мамай. Подымаю рать.

Сергий: Иди против врагов земли русской. С божьей помощью победишь и сам невредим возвратишься.

Князь Дмитрий: Если Бог мне поможет, поставлю монастырь во имя Пречистой Богоматери.

Сергий: Дам тебе в помощь двух иноков – Пересвета и Ослябю. А теперь пойдем в храм и помолимся о даровании победы.

  -Настал день битвы.  Подошли русские к Дону, подумали, переправились через мост и сожгли его. Встали они на поле Куликовом, позади них реки кругом,  впереди татары, отступать некуда: или победить, или погибнуть.

            Увидел князь Дмитрий, что в передовом полку только молодые воины стоят, неопытные. Снял он княжеские одежды свои, отдал их своему ближнему боярину, сам надел доспехи простого ратника (воина) и встал в строй.

Слова Дмитрия перед Битвой:

         Любезные друзья и братья! – Ведайте, что я пришел сюда, чтобы русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить; честная смерть лучше плохой жизни…

 В те года далекие было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска.

 .Давайте послушаем, как проходил этот бой

(Рассказ ученика о поединке)

Вышли от русских – Монах Пересвет, а от татар – Богатырь Челубей. На всем скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налету копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь,  оба мертвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

- Первыми двинулись  в атаку татары

« И сошлись оба войска, крепко бились не только оружием, но и убивали друг друга врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхаясь от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться на Куликовом поле, тесное ведь место между Доном и Непрядвою». Но тут из засады ударил засадный полк и татары- ордынцы обратились в бегство.

Долго бились князь Дмитрий с другими князьями на Куликовом поле и победили врагов.

А сейчас хочу прервать я свой рассказ, мои маленькие друзья. И этой минутой почтим память отважных наших предков, добывших славную победу.

 Несколько дней хоронили русские погибших, самого князя Дмитрия нашли среди убитых, раненого, но живого. После Куликовской битвы на реке Дон и стали его звать Дмитрием Донским.

 После этой битвы поняли князья земли русской, что в единстве сила. Ведь только сообща можно победить врага.

( Посмотрите, пожалуйста, на доску там вы видите пословицы. - Как вы их понимаете?)

Сам погибай, а товарища выручай.

Дружба и братство – дороже любого богатства.

Друзья познаются в беде.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Нет земли краше, чем Родина наша.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Береги землю любимую, как мать родимую.

За край родной иди бесстрашно в бой.

А преданья старины забывать мы не должны!

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Разработка урока на тему "Сын Земли Русской - Святой благоверный князь Дмитрий Донской"

Урок помогает ребятам лучше узнать историю своего Отечества,  познакомиться с лучшими примерами патриотизма....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

Совместный проект по истории и информатике к 435-летию со дня рождения Д. М. Пожарского, имя которого носит Кадетский корпус, «Минин и Пожарский – освободители земли русской».

В 2013 году исполнилось 435 лет со дня рождения Дмитрия Михайловича Пожарского, имя которого с гордостью носит Кадетский корпус. К этой дате воспитанником 9 «А» класса Адиль-Заде Магомедом был р...

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...