конспект занятия "Конфликт или сотрудничество"
план-конспект урока на тему

 

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

«Конфликт или сотрудничество»

 

 

 

 

 

 

                                           

                 Работа выполнена

Стахановой Е.В.

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

 2010 год

 

 

 

Конспект

 занятия для 6 класса

 по теме:  «Конфликт или сотрудничество»

 

Общение с людьми является важнейшей составляющей жизни человека. Общение даже с близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда и во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющиеся противоречия. Очень важно научить подростков конструктивному поведению в данных ситуациях.

 

Это занятие рассчитано на шестиклассников (возраст 12 лет).

 

 

 

    Младший подростковый возраст – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются  резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

   Основные задачи развития:

-          формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

-          формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

-          формирование интереса к другому человеку как к личности;

-          развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа,

-          развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

-          развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

-          развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

-          развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

-          формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

    Необходимо сказать об особенностях эмоциональной сферы подростков. Для них характерны повышенная возбудимость и реактивность, резкие смены настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей периоду полового созревания. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечаются в «трудном» возрасте (12-14 лет).

   В этот период по существу происходит рождение личности, так как начинается сложный социальный процесс активного включения подростка  в общество взрослых.

   Типичными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Они периодически возникают в кругу семьи  или школьном классе в неблагоприятно сложившейся для подростка ситуации и четко направлены на тех лиц, которые как ему кажется, повинны в их  возникновении.

   В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей подростка протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестких поступков и т.п. Для детей и подростков также характерна реакция имитации – подражание поведению окружающих, авторитетных в их глазах людей. В детстве имитируются формы поведения родителей, близких родственников, героев кино, в подростковом возрасте – поведение старших подростков, занимающих положение лидеров.

   Реакция компенсации нередко возникает как своеобразная «психологическая защита» личности, восполнение неудач  в одной области успехами в другой.

   Психологические особенности этого возраста получили название « подросткового комплекса », а связанные с ними нарушения поведения – « пубертатного криза». Сюда относится особая чувствительность подростков к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим – излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность по отношению к окружающим, подчеркнутая  независимость, неприятие авторитетов и общепринятых правил.

   Сегодня, современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.

   Исходя из этого, можно  спрогнозировать качества личности, которыми должен обладать современный подросток  на выходе из школы.

   Однако, одних наших требований повзрослеть недостаточно для того, чтобы подростки смогли разобраться в себе, пересмотреть систему ценностей, научиться применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем, овладеть антистрессовой защитой  и  мы должны помочь им в этом.

                                      

 

                     

Цель: создание условий для формирования навыков взаимодействия.

 

Задачи:

  1. учить детей дифференцировать цели и пути достижения цели;
  2. способствовать осознанию стратегии поведения  конфликтной ситуации;
  3. способствовать осознанию эмоций и чувств в конфликтной ситуации;
  4. способствовать формированию собственного стиля поведения.

 

Оборудование:

  1. листы бумаги;
  2. фломастеры, ручки;
  3. чаша;
  4. бейджики: «Продавец», «Покупатель».
  5. тубус;
  6. лодочка;
  7. флажки;
  8. письмо;
  9. теория;
  10. антитеория.

 

 

 

 

   Ребята, к нам, людям, населяющим планету Земля, обратились за помощью инопланетяне. Вот текст письма.

 

    - Ребята, вы согласны на сотрудничество?                                           

В таком случае сообщаю вам, что все испытания состоят из четырех этапов, которые нам нужно будет пройти.

 

Итак, 1-е испытание:

   Люди часто относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

   Установка: Сядьте парами за столом лицом друг к другу (как в Армреслинге). Что такое Армреслинг? (Бой руками).

   Упражнения: «Конфликт или взаимодействие».

   «Ваша задача – за 30 секунд уложить руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков. 1 касание – 1 очко».

 

Вопросы:

  1. Какая цель была у каждой пары?
  2. каким путем вы шли к достижению цели?

 

Вывод:

   К достижению цели человек идет разными способами. К скорейшему достижению цели ведет сотрудничество.

 

2-е испытание:

   Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся? Соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, к потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждения. Поэтому важно знать, как себя вести в конфликтных ситуациях.

 

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации».

   Ситуация: Кто-то дразнит или обзывает тебя.

   Обдумайте, пожалуйста, все возможные варианты решения ситуации.

 

(Варианты ответа записываются на листах бумаги).

Вопрос: Какие из предложенных вами вариантов решения проблемы наиболее эффективны? (По записям подчеркните два лучших).
 

Вывод:

   В качестве вывода хочется вспомнить пословицу: «Не всякое добро вернется добром, но любое зло – вернется большим злом».

 

3-е испытание:

   Упражнение «Чаша чувств».

   Выполнение этого задания очень важно для представителей нашей планеты, так как у нас нет эмоций и чувств и поэтому у нас не возникают конфликты.

 

Задание: Напишите чувства, которые вы не хотели бы испытывать во время конфликтов. (Для этого используйте листы красного цвета).

   На листах белого цвета напишите те чувства, которые вы хотели бы испытывать во время конфликтов.

   Оба листочка необходимо поместить в «чашу чувств».

 

   Ребята, давайте зачитаем все те чувства, которые лежат в этой чаше. Кто мне поможет?

 

Вопрос: Так какие же чувства более приятны для каждого из нас? (Дети делают самостоятельные выводы).

 

4-е испытание:

   В своей жизни человек выполняет разные социальные роли – дочь, сын, ученик, зритель, больной, пассажир и т. д.

   В каждой из этих ролей человек выбирает свой стиль поведения. Вам предлагается игра «Продавец и покупатель».

   Один из участников будет учтивым и весьма профессиональным продавцом, другой – требовательным, капризным, нагловатым покупателем. Продавец пытается обслужить капризного покупателя несмотря ни на что. Переходить рамки вежливости продавцу нельзя. Покупателю нельзя применять физическую силу и нецензурную лексику. Продавцу можно порекомендовать в качестве одного из вариантов поведения тактику «Принцип заезженной пластинки».

   Вопрос: А что это значит? Как вы понимаете «принцип заезженной пластинки»?

(Ответы детей).

 

Чтобы не говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза.

 

   Если условия игры понятны, то начнем. (Бейджики: покупатель, продавец).

  

   Теперь поменяемся ролями. Внимание! Начали.

 

   Вопрос:

  1. Ребята, кто вам больше понравился в этой ситуации?
  2. Почему?
  3. Что ты чувствовал, когда был продавцом?
  4. Что ты чувствовал, когда был покупателем?

Спасибо.

 

   Ребята, я думаю, вы успешно прошли все испытания и сейчас мы можем дать ответ инопланетянам. Как вы считаете, мы может подтвердить или опровергнуть их теорию? (Ответы детей).

 

-          Посмотрите, после каждого этапа мы делали выводы. Давайте их еще раз прочитаем. (Ребенок зачитывает).

-          Ребята, могут ли быть наши выводы ответами на утверждение теории инопланетян? (Работа с текстами – плакатами. В тубус вложить тексты).

 

 

 

   Жизнь на Земле сложна и интересна. Общение со сверстниками, то есть друг с другом является важнейшей составляющей нашей жизни. Общение даже между близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющиеся противоречия, а вот то, как вы проявите себя дальше зависит от каждого из вас.

 

Рефлексия:

   У меня в руках лодочка – это наша жизнь. Ее несет бурное течение. Она попадает в пятибальный шторм или же, наоборот, оказывается в местах, где полный штиль. Движущей силой нашей лодки является парус. Давайте поставим наши паруса. Возьмите парус и оставьте на нем свою запись. 

 

    Всем спасибо.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.konflikt_ili_sotrudnichestvo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

«Конфликт или сотрудничество»

                                           

                 Работа выполнена

Стахановой Е.В.

                                               

Сыктывкар

 2010 год

Конспект

 занятия для 6 класса

 по теме:  «Конфликт или сотрудничество»

Общение с людьми является важнейшей составляющей жизни человека. Общение даже с близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда и во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющиеся противоречия. Очень важно научить подростков конструктивному поведению в данных ситуациях.

Это занятие рассчитано на шестиклассников (возраст 12 лет).

        Младший подростковый возраст – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются  резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

   Основные задачи развития:

формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

формирование интереса к другому человеку как к личности;

развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа,

развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

    Необходимо сказать об особенностях эмоциональной сферы подростков. Для них характерны повышенная возбудимость и реактивность, резкие смены настроения, что связано с перестройкой гормональных и физиологических процессов, присущей периоду полового созревания. Наиболее выраженная эмоциональная неустойчивость и смена настроения отмечаются в «трудном» возрасте (12-14 лет).

   В этот период по существу происходит рождение личности, так как начинается сложный социальный процесс активного включения подростка  в общество взрослых.

   Типичными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Они периодически возникают в кругу семьи  или школьном классе в неблагоприятно сложившейся для подростка ситуации и четко направлены на тех лиц, которые как ему кажется, повинны в их  возникновении.

   В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей подростка протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестких поступков и т.п. Для детей и подростков также характерна реакция имитации – подражание поведению окружающих, авторитетных в их глазах людей. В детстве имитируются формы поведения родителей, близких родственников, героев кино, в подростковом возрасте – поведение старших подростков, занимающих положение лидеров.

   Реакция компенсации нередко возникает как своеобразная «психологическая защита» личности, восполнение неудач  в одной области успехами в другой.

   Психологические особенности этого возраста получили название « подросткового комплекса », а связанные с ними нарушения поведения – « пубертатного криза». Сюда относится особая чувствительность подростков к оценке другими своей внешности, способностей и наряду с этим – излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность по отношению к окружающим, подчеркнутая  независимость, неприятие авторитетов и общепринятых правил.

   Сегодня, современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.

   Исходя из этого, можно  спрогнозировать качества личности, которыми должен обладать современный подросток  на выходе из школы.

   Однако, одних наших требований повзрослеть недостаточно для того, чтобы подростки смогли разобраться в себе, пересмотреть систему ценностей, научиться применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем, овладеть антистрессовой защитой  и  мы должны помочь им в этом.

                                       

                     

Цель: создание условий для формирования навыков взаимодействия.

Задачи:

учить детей дифференцировать цели и пути достижения цели;

способствовать осознанию стратегии поведения  конфликтной ситуации;

способствовать осознанию эмоций и чувств в конфликтной ситуации;

способствовать формированию собственного стиля поведения.

Оборудование:

листы бумаги;

фломастеры, ручки;

чаша;

бейджики: «Продавец», «Покупатель».

тубус;

лодочка;

флажки;

письмо;

теория;

антитеория.

   Ребята, к нам, людям, населяющим планету Земля, обратились за помощью инопланетяне. Вот текст письма.

    - Ребята, вы согласны на сотрудничество?                                            

В таком случае сообщаю вам, что все испытания состоят из четырех этапов, которые нам нужно будет пройти.

Итак, 1-е испытание:

   Люди часто относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

   Установка: Сядьте парами за столом лицом друг к другу (как в Армреслинге). Что такое Армреслинг? (Бой руками).

   Упражнения: «Конфликт или взаимодействие».

   «Ваша задача – за 30 секунд уложить руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков. 1 касание – 1 очко».

Вопросы:

Какая цель была у каждой пары?

каким путем вы шли к достижению цели?

Вывод:

   К достижению цели человек идет разными способами. К скорейшему достижению цели ведет сотрудничество.

2-е испытание:

   Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся? Соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, к потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждения. Поэтому важно знать, как себя вести в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации».

   Ситуация: Кто-то дразнит или обзывает тебя.

   Обдумайте, пожалуйста, все возможные варианты решения ситуации.

(Варианты ответа записываются на листах бумаги).

Вопрос: Какие из предложенных вами вариантов решения проблемы наиболее эффективны? (По записям подчеркните два лучших).

Вывод:

   В качестве вывода хочется вспомнить пословицу: «Не всякое добро вернется добром, но любое зло – вернется большим злом».

3-е испытание:

   Упражнение «Чаша чувств».

   Выполнение этого задания очень важно для представителей нашей планеты, так как у нас нет эмоций и чувств и поэтому у нас не возникают конфликты.

Задание: Напишите чувства, которые вы не хотели бы испытывать во время конфликтов. (Для этого используйте листы красного цвета).

   На листах белого цвета напишите те чувства, которые вы хотели бы испытывать во время конфликтов.

   Оба листочка необходимо поместить в «чашу чувств».

   Ребята, давайте зачитаем все те чувства, которые лежат в этой чаше. Кто мне поможет?

Вопрос: Так какие же чувства более приятны для каждого из нас? (Дети делают самостоятельные выводы).

4-е испытание:

   В своей жизни человек выполняет разные социальные роли – дочь, сын, ученик, зритель, больной, пассажир и т. д.

   В каждой из этих ролей человек выбирает свой стиль поведения. Вам предлагается игра «Продавец и покупатель».

   Один из участников будет учтивым и весьма профессиональным продавцом, другой – требовательным, капризным, нагловатым покупателем. Продавец пытается обслужить капризного покупателя несмотря ни на что. Переходить рамки вежливости продавцу нельзя. Покупателю нельзя применять физическую силу и нецензурную лексику. Продавцу можно порекомендовать в качестве одного из вариантов поведения тактику «Принцип заезженной пластинки».

   Вопрос: А что это значит? Как вы понимаете «принцип заезженной пластинки»?

(Ответы детей).

Чтобы не говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза.

   Если условия игры понятны, то начнем. (Бейджики: покупатель, продавец).

   

   Теперь поменяемся ролями. Внимание! Начали.

 

   Вопрос:

Ребята, кто вам больше понравился в этой ситуации?

Почему?

Что ты чувствовал, когда был продавцом?

Что ты чувствовал, когда был покупателем?

Спасибо.

   Ребята, я думаю, вы успешно прошли все испытания и сейчас мы можем дать ответ инопланетянам. Как вы считаете, мы может подтвердить или опровергнуть их теорию? (Ответы детей).

Посмотрите, после каждого этапа мы делали выводы. Давайте их еще раз прочитаем. (Ребенок зачитывает).

Ребята, могут ли быть наши выводы ответами на утверждение теории инопланетян? (Работа с текстами – плакатами. В тубус вложить тексты).

   Жизнь на Земле сложна и интересна. Общение со сверстниками, то есть друг с другом является важнейшей составляющей нашей жизни. Общение даже между близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющиеся противоречия, а вот то, как вы проявите себя дальше зависит от каждого из вас.

Рефлексия:

   У меня в руках лодочка – это наша жизнь. Ее несет бурное течение. Она попадает в пятибальный шторм или же, наоборот, оказывается в местах, где полный штиль. Движущей силой нашей лодки является парус. Давайте поставим наши паруса. Возьмите парус и оставьте на нем свою запись.  

    Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

План конспект урока английского языка в 4 классе с использованием элементов обучения в сотрудничестве.

План конспект урока английского языка в 4 классе с использованием элементов обучения в сотрудничестве.УМК: «Enjoy English-4» авторы: Биболетова М.З.; Добрынина Н.В. и другие,издательс...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

Конспект занятия.Путешествие в страну "Сотрудничество"

В игровой форме проведено занятие для обучающихся ОВЗ с целью развития коммуникативвных умений и навыков....

Конспект занятия "Мир дружбы и сотрудничества"

Задачи:  §  формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;§  развитие умения аргументировать свою точку зрения;§  воспитывать ...

Конспект урока на тему: «Башкортостан – территория мира и сотрудничества» (10 класс)

Конспект урока на тему: «Башкортостан – территория мира и сотрудничества» (10 класс)...

Конспект урока английского языка в 7-м классе с применением образовательных технологий обучения в сотрудничестве по теме “True friends”

Урок английского языка в 7-м классе с применением образовательных технологий обучения в сотрудничестве...