Программа объединения дополнительного образования "Лоскуток".
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Калбазова Ирина Ивановна

Программа разработана для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loskutok.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

Направленность программы «Лоскуток»  –  художественно – эстетическая.

Новизна - в программе используются новые педагогические технологии в проведении занятий, позволяющие не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания, но и создать условия для максимального развития творческого потенциала, укрепить патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых способствует изучение народной культуры и искусства. Материал излагается в игровой форме, с использованием  компьютерных технологий.

Актуальность: Данная программа базируется на анализе детского и родительского спроса     и  направлена на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Способствует гармоничному взаимодействию  всех поколений в семье и развитию образного и пространственного воображения, формированию  навыков работы с чертежными инструментами и приспособлениями.

Педагогическая целесообразность: Данная образовательная программа педагогически целесообразна т.к.: разработана с целью расширения и углубления знаний в области  материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.

Цель дополнительной образовательной программы -  создание условий для формирования нравственной и творческой личности через развитие мотивации к познанию и творчеству через увлечение народной культурой и национальными традициями.

Задачи:

     Обучающие:

=познакомить обучающихся с народными промыслами, традициями русского народа.

  =обучить приемам и технологиям изготовления различных видов изделий из текстильных материалов.

  = сформировать практические навыки работы с различными инструментами.

   Развивающие:

 =привить любовь к искусству, народной культуре и традициям.

  =развить знания в области декоративно-прикладного искусства.

  =развить творческие способности, фантазию, воображение, образное   мышление.

  =развивать мелкую моторику.

  =развивать индивидуальные способности воспитанников.

   =развивает желание научится делать вещи своими руками.

   Воспитательные:

  =воспитывать нравственно этические и личностные качества.

=воспитать уважение к труду и людям труда.

  =воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах.

=воспитывать  терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих- занятия проводятся в игровой форме, в процессе обучения используются мультимедийные программы и видеозаписи, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной образовательной программы:

12-14лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа  содержит теоретическую и практическую части и рассчитана на 1год  с общим объёмом   144  часа. Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Количество воспитанников в группах: 12человек.

Режим занятий:

2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Формы организации детей на занятиях - групповая.

Формы проведения занятий

мастер-класс,

игра сюжетно-ролевая,

посиделки,

ярмарка,

представление,

открытое  занятие,

экскурсия,

выставка,

творческий отчет.

Ожидаемые  результаты:

В результате обучения по данной программе к концу первого года обучения ребенок  будет знать:

= историю народной культуры, традиции русского народа, современные виды игрушек.

= технологию выполнения народных игрушек и современных кукол.

= различные материалы и инструменты для изготовления кукол и поделок.

= правила техники безопасности при ручных и машинных работах.  

Ребенок будет уметь:

= выбирать материал для конкретной модели.

= пользоваться инструментами для ручных и машинных работ.

= организовывать рабочее место.

= изготавливать куклы, поделки.

= выполнять  эскизы.

= работать на швейной машине.

У ребенка будут развиты:

= знания в области декоративно-прикладного искусства.

= способности для самостоятельного решения творческих задач.

=образное мышление, воображение.

У ребенка будут воспитаны:

= нравственно-этические качества.

= уважительное отношение к искусству и декоративно-прикладному творчеству.

= уважение к людям труда.

= личностные качества.

= аккуратность.

 Увидеть результаты достижений каждого ребенка поможет:

= наблюдение.

= мониторинг.

= анализ результатов анкетирования.

= активность обучающихся на открытых занятиях.

 Способы проверки результатов:

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются результаты:

= начальный (цель-тестирования выявить способности и умения обучающихся)- сентябрь.

= текущий (в течение всего учебного года).

= промежуточный (проверить уровень освоения детьми программы за полугодие) - декабрь.

= итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения) - май.

Формы подведения итогов реализации программы:

= участие в ежегодных городских, краевых выставках детского декоративно-прикладного творчества,

= открытое занятие.

= игра.

= ярмарка.

                                     

                      Учебно-тематический план.      

Раздел, темы

Количество часов

 Всего

 

  Теория

 Практика


1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Вводное занятие

Куклы материнства и детства.

Куклы календарных праздников и обрядов.

Куклы для дома.

Куклы для здоровья.

Куклы игровые.

Куклы возрастные.

Шитьевые игрушки набивные.

Посещение выставки.

Лоскутные изделия.

 Итоговое занятие.


    2

   10

   12


    4

    4

    8

    4

   66

    2

   30

    2

   

       2

       2                

       3                


       1                                

       1                

       2                

       1                

      16              

       2

       8                



     

       8

       9


       3                

       3

       6

       3

      50

     

      22

Итого часов:

  144

Методическое обеспечение образовательной программы


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса    ( в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие.

Беседа

Иллюстрати-

вный, репродуктивный.

Плакаты, фотографии с изображением кукол, мультимедийные материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Тест.

2

Куклы материнства и детства.

Презентация, мастер-класс, практическое занятие

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы, раздаточный материал,

Компьютер, мультимедийный проектор.

Текущ

ий

3

Куклы календарных праздников и обрядов

Презентация, игра сюжет-

но-ролеваяпрактическое занятие мастер-класс.

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы, видеозаписи,

аудиозаписи.

Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы.

Текущ

ий

4

Куклы для дома.

Презентация, практическое занятие мастер-класс.

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы, раздаточный материал,

Компьютер, мультимедийный проектор. ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы.

Текущ

ий

5

Куклы для здоровья

Презентация, посиделки, практическое занятие

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы.

Текущ

ий

 6

Куклы игровые

Презентация, практическое занятие

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы.

Теку

щий

7

Куклы возрастные.

Презентация, практическое, посиделки, занятие мастер-класс, откры

тое занятие

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы.

Компьютер, мультимедийный

проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы.

промежуточный

8

Шитье

вые игрушки набивные

Презентация, мастер-класс, практическое занятие

Выставка, Творческий отчет.

Наглядный,

Вербальный, практический

Иллюстративный.

Фотографии, мультимедийные материалы, схемы,  

образцы изделий, раздаточный материал, видеозаписи.

Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. швейная машина.

Текущ

ий

9

Выставка

экскурсия

10

Лоскут

ные изделия

Презентация, мастер-класс, практическое занятиеярмар

ка

Наглядный,

вербальный, практический

обьяснитель

но-иллюстративный.

Фотографии, мультимедийные материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. Швейная машина,

картон.

11

Итоговое занятие

Презентация, мастер-класс, представление, практическое занятие

Наглядный,

Вербальный, практический

Фотографии, мультимедийные материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор.

итоговый

12

Итого часов

144

                  Прогнозируемые результаты

- овладение учащимися знаний  об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;

- овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;

- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;

- повысить активность участия детей  в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях;

- рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений.

Литература для учителя:

Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.

Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2008г.

Войдинова Н.М. Куклы в доме. Профиздат. Москва.2005.

Ванханен.Н.А. Фантазия из колготок. 2007г.

Кукольный сундучок. « Традиционная народная кукла своими руками».  Из-во Белый город. 2008г.

Лариса Денисова. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга.  2001.  

Рики Тимс.  Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007г.

Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007г.

Журнал.  Кукольный мастер №2. 2007г. Москва.

Ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/502747/

                          http://loskutnik.ru/

                          http://loskutnik.ru/article/view/loskutnye_prihvatki.html

                     http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html

Литература для ученика:

      1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.:     Просвещение, 1981.

      2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2003.

      3. Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2005.

      4. Журнал «Рукоделие» № 7, 2012 г.;  № 4, 2012г.

      5. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н.  Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2006.

      6. Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 2007г.

      7. Е. Артамонова. Кукла. М.:Эксмо.2000.

      8. Т.Г. Лихачева. «Моя подружка-мягкая игрушка». Ярославль. Академия развития. 2000г.

      9.Н.Соснина. «Русский традиционный костюм». Иллюстрированная энциклопедия. СПБ «Искусство».1999г.

    10. Ресурсы: страна мастеров.

                           Кукла Тильда.

                            Куклы примитивы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...