Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности
методическая разработка (6 класс) на тему

Дресвянникова Светлана Аркадьевна

Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dresvyannikova_s.a._opisanie_opyta.docx75.77 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт

Муниципальное образовательное учреждение                          «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района                                                Омской области

Описание опыта

Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности

Седельниково – 2010

Содержание

Условия возникновения опыта……………………………………………...3

§1. Теоретические положения понятия «этикет»………………………….5

§2. Критерии сформированности культуры поведения учащихся в обществе…………………………………………………………………….........8

§3. Разработка методики по развитию культуры поведения учащихся в обществе…………………………………………………………………………10

4. Проверка эффективности разработанной методики. Перспективы развития…………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..16

Приложения.

Условия возникновения опыта.

      С тех пор как в школе исчезли  подпорки всех идеологических  структур,

как исчезла система пионерской, комсомольской работы,  в  школе  образовался вакуум, который не может сейчас быть заполнен  окончательно.  Сегодня  школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда  ребёнок  приходит,  чтобы изучить  физику,  химию,  биологию  …  и  уходит.   Школа   перестаёт   быть воспитательным учреждением. Вся  идеология  школьной  работы,  и профориентационной  в том числе, должна  строиться   в  первую  очередь  на культуре, традициях,  эстетическом  воспитании  и  художественном  развитии. Эта проблема становится всё более актуальной в современной жизни.

Когда я пришла работать в школу, мне как классному руководителю дали пятый класс. Характеристика классного коллектива представлена в приложении №1. Практически все учащиеся этого класса были мне не знакомы. Заранее мною была составлена программу развития классного коллектива, где я постаралась учесть основные направления развития классного коллектива в целом и особенности каждого ребёнка в отдельности. Данная программа представлена в приложении №2. 

Наблюдая за учащимися своего класса, мною было замечено следующее: поведение учащихся в школе, за пределами школы не соответствовало тем нормам общественного поведения, которые принято считать за эталон. Например, в столовой дети не убирали за собой посуду и стулья после того, как покушали; при появлении постороннего человека во время урока они не приветствовали его «стоя», а дружно кричали «Здрасьте»; слушая выступление одного из своих одноклассников, они могли перебить его и продолжить свою мысль; многие учащиеся не следили за своим внешним видом (ногти, уши, опрятность в одежде и т.д.); общаясь между собой, ребята могли показывать неприличные жесты, и таких примеров большое количество. Складывалось впечатление о невоспитанности многих учащихся и о низкой культуре поведения.

Проблема культуры поведения была достаточно актуальной для данного класса. Хотя, пожалуй, эта проблема в наше время будет актуальной для любого класса и любой школы.

Именно проблеме этикета я и посвятила описание опыта работы с классным коллективом.

В связи с данной проблемой я поставила перед классным коллективом следующую цель: 

формирование и развитие у учащихся культуры поведения в обществе.

Кроме того мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме.
  2. Выбрать критерии сформированности культуры поведения учащихся в обществе.
  3. Разработать методику по развитию культуры поведения учащихся в обществе.
  4. Проверить эффективность разработанной методики.

§1. Теоретические положения понятия «этикет».

Что такое этикет? Понятие это философское, этическое. «Этикет совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда). В этом определении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений, которые в идеале должны быть взаимно доброжелательными. Этикет определяет поведение любого человека. Это не только те правила, которым необходимо следовать за столом или в гостях, это вообще все нормы человеческих взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил регулируются взаимодействия с окружающими».
      Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека общаться с себе подобными. Немаловажных целей в общении человеку помогает достичь речевой этикет. Под речевым этикетом следует понимать выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в тоже время исторически изменчивые. Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления, сообщения, реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.
Речевой этикет важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. Проблемами нравственности, этикета занимались такие педагоги – классики, как К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский и другие.

В  своём трактате  «Наставление  нравов»  чешский  педагог  Я.А.Коменский   цитировал древнеримского философа Сенеку,  который  писал:  «Научись  сперва  добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там  же он приводил известное народное  изречение:  «Кто  отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

 Культура  поведения  выражает,  с   одной   стороны,   нравственные требования  общества,  с  другой  -  усвоение  положений,   направляющих, регулирующих и контролирующих поступки  и  действия  учащихся.  Усвоенные человеком правила  превращаются  в  воспитанность  личности.  В  культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место  занимает  культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

     Дети  нуждаются  в  раскрытии  глубокого  внутреннего  смысла  культуры поведения, в понимании того, что  следование  приличиям  свидетельствует  об уважении  к  людям,  традициям,  иначе  они  будут  видеть  в   них   пустые условности.  Стиль  поведения   подростка,   юноши   в   значительной   мере складывается под влиянием  общественного  мнения,  поэтому  важно,  чтобы  в сферу общественных оценок вошла культура поведения.

Итак,  этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой  культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни  всеми народами  в  соответствии  с  их  представлениями  о  добре,  справедливости, человечности  -  в  области  моральной  культуры  и  о  красоте,   порядке, благоустройстве,   бытовой   целесообразности   -   в    области    культуры материальной.

Одним из основных принципов  современной  жизни  является  поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов.  В  свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при  соблюдении  вежливости и сдержанности.  Поэтому  ничто  не  цениться  окружающими  нас  людьми  так дорого, как вежливость и деликатность. Но в  жизни  нам  нередко  приходится сталкиваться  с  грубостью,  резкостью,  неуважением  к   личности   другого человека. Причина здесь в  том  ,что  мы  недооцениваем  культуру  поведения человека, его манеры.

      Манеры - способ держать себя, внешняя  форма  поведения,  обращения  с

другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация,  характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

      В обществе  хорошими  манерами  считаются  скромность  и  сдержанность человека,  умение  контролировать  свои  поступки,  внимательно  и  тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки  громко говорить,  не  стесняясь  в  выражениях,  развязность   в   жестикуляции   и поведении,  неряшливость  в  одежде,  грубость,  проявляемые  в  откровенной недоброжелательности к окружающим, в  пренебрежении  к  чужим  интересам   и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний,  в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном  оскорблении  достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии,  употреблении  унизительных кличек, прозвищ.

       Манеры  относятся  к  культуре  поведения  человека  и   регулируются

этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение  ко всем людям, безотносительно к их должности  и  общественному  положению.  Он включает в себя учтивое  обращение  с  женщиной,  почтительное  отношение  к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.  В  целом  этикет  в  цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых  лежат

принципы гуманизма.

§2. Критерии сформированности культуры поведения учащихся в обществе.

Для того чтобы осуществлять наблюдение за учащимися,  мне необходимо было определить основные критерии с сформированности культуры поведения учащихся в обществе.

Критерии я взяла из программы развития классного коллектива «Спектр» и оформила результаты в следующую таблицу №1, представленную в приложении №3. В данную таблицу были занесены баллы по развития данного критерия у учащегося на начало учебного года. Максимальный балл – 5.

Кроме того были проведены следующие анкеты:

  1. Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся (приложение №4).
  2. Анкета-тест «Эмпатия» (выявление способности к сопереживанию, сочувствию) (приложение №5).

В начале учебного года были проведены данные диагностики, а также одновременно с ними мною осуществлялось наблюдение за поведением учащихся.

По результатам диагностики были получены следующие результаты.

Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Анкета-тест «Эмпатия»

(выявление способности к сопереживанию, сочувствию)

§3. Разработка методики по развитию культуры поведения учащихся в обществе.

Анализируя данные в предыдущем параграфе можно прийти к выводу, что учащиеся пятого класса действительно испытывают проблемы поведения  в обществе, т.к. в основном преобладает средний уровень развития качеств личности ребёнка и уровень ниже среднего.

В разрешении данных проблем помогут следующие формы работы с классным коллективом:

1. Проигрывание ситуаций, ролевые игры, беседы.

2. Упражнения:

  1. обратиться к человеку с вопросом;
  2. извиниться и перебить разговор беседующих;
  3. принести извинения за оплошность движений;
  4. пользоваться приборами во время еды: во время первого блюда, второго, десерта;
  5. извиниться за небольшое опоздание, вежливо объяснить причину;
  6.   съесть конфету и найти место для обертки;
  7. быстро выйти из комнаты в группе детей, не толкнув никого;
  8.   выслушать сообщение и задать уточняющий вопрос;
  9. идти по улице навстречу друг другу;
  10.  выразить почтение к старику;
  11.  произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли;
  12. произнести утреннее, дневное, вечернее приветствия;
  13. высказать добрые пожелания при расставании;
  14. вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие;
  15. сервировать стол на несколько персон;
  16. обратиться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю;
  17. возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение;
  18. делать комплимент собеседнику по поводу его суждения;
  19. встать при входе в комнату женщины, встать при обращении с                              вопросом стоящего человека (старшего, женщины);
  20.  пропустить в дверях старшего, девочку, женщину;
  21. преподнести и принять угощение.

3. Ролевые игры.

4. Тематические классные часы.

5. Инструктажи, викторины.

Исходя из всего выше сказанного, мною была разработана циклограмма работы с классом на текущий учебный год, позволяющая развивать у учащихся умения правильного поведения в обществе.

Циклограмма классных мероприятий по развитию культуры поведения учащихся в обществе

Сроки проведения

Работа с учащимися

Работа с родителями

Работа с учителями-предметниками

сентябрь

1.Наблюдение за учащимися.

2. Заполнение анкет.

1. Родительское собрание по теме «Этикет дома и в школе»

Посещение уроков классным руководителем учителей-предметников с целью выявления отклонений от норм поведения обучающихся.

октябрь

1.Ролевая игра «Знаешь ли ты правила этикета?»

2. Посещение кинотеатра.

3. Классный час «Культура поведения».

3. Акция «Неделя добра».

Психолого-педагогический консилиум с учителями-предметниками с целью объективной характеристики каждого обучающегося.

ноябрь

1.Классный час «Умею ли я слушать?»

2. Посещение драматического театра.

1. Родительский лекторий «Дети и театр».

2. Привлечение членов родительского комитета для организации поездки в театр.

Привлечение ситуаций с уроков учителей-предметников для проведения классного часа «Умею ли я слушать?»

декабрь

1.Беседа «С чего начинается вежливость?»

2. Классный час «Поговорим о культуре речи».

Приглашение на классный час Классный час «Поговорим о культуре речи» учителя русского языка и литературы.

январь

1.Классный час «Толерантность».

2. Беседа «Что такое тактичность и деликатность?»

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

февраль

1.Беседа «Искусство беседы за столом.

2. Внеклассное мероприятие – игра «Чаёвничание».

Совместный праздник с родителями, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Конкурс рисунков с учителем ИЗО на тему «Сервировка праздничного стола».

март

1.Беседа «Мой режим дня».

2. Классный час «Конструирование школьной формы».

3. Классный час «Мои жесты».

Индивидуальное посещение семей с целью ознакомления с режимом дня отдельных учащихся.

Приглашение на классный час учителя физической культуры с выступлением по теме «Режим дня и здоровья школьников»

апрель

1. Акция «Неделя добра».

2. Внеклассное мероприятие «День книги».

Совместное мероприятие с родителями по сбору книг, вещей, игрушек для социального центра «Родник».

Конкурс сочинений на уроках русского языка и литературы на тему «Что такое милосердие?».

май

1.Повторное анкетирование.

2. Классный час «Откровенный разговор"

Классное родительское собрание по анализу выполнения воспитательной программы  за год.

Приглашение учителей-предметников на родительское собрание.

Мероприятия, описанные в циклограмме, представлены в приложении №6.

4. Проверка эффективности разработанной методики. Перспективы развития.

Для определения эффективности разработанной методики мною была проведена повторная диагностика по развитию культуры поведения учащихся в обществе в конце учебного года. Были получены следующие результаты.

Результаты развития основных критериев усвоения этикета представлены в приложении №7.

Диагностика выявления коммуникативных склонностей учащихся

Анкета-тест «Эмпатия»

(выявление способности к сопереживанию, сочувствию)

Таким образом, исходя из результатов, полученных в ходе диагностики, можно увидеть, что уровень учащихся на начало  учебного года и на конец учебного года существенно отличаются и имеют положительную динамику роста.

В перспективе я планирую расширение представлений учащихся об этикете, а также сохранение имеющихся навыков учащихся правильно вести  себя в обществе.

Заключение.

Этикет  проявляется в тысяче и тысяче  мелочей:  в  умении  уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в  умении  незаметно  помочь  другому, беречь природу,  не  мусорить  вокруг  себя  -  не  мусорить  фантиками от конфет  или руганью, дурными идеями.

      В основе всех хороших манер лежит  забота  о  том,  чтобы  человек  не

мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали  себя  хорошо.  Надо  уметь  не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры,  сколько  то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к  природе, к своему прошлому.

Я надеюсь, что те навыки, которые мои пятиклассники усвоили в течение этого учебного года, не забудутся ими по выходу на каникулы. Аня будет убирать за собой со стола, Илья будет всегда носить сменную обувь, Карина научится слушать других, Серёжа всегда будет опрятно выглядеть и все остальные, прежде чем совершить какой-то плохой поступок, вспомнят о правилах этикета и поступят с точностью наоборот.

Дресвянникова Светлана Аркадьевна                           МОУ «Седельниковская  СОШ№1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».

Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...

Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ...

презентация "Развитие твоческих способностей учащихся как средство формирования личности ребенка".

Презентация представляет собой дополнительный материал к докладу "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"....

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС

Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...

Формирование навыков культуры поведения у детей с ОВЗ

Выступления на семинарах, методических объединениях...