Сценарий внеклассного мероприятия "Математическое путешествие"
методическая разработка (10 класс) по теме

Мордвинова Наталья Васильевна

Для проведения этого мероприятия необходима предварительная подготовка, к которой  привлекаются учащиеся. Предлагаемые задания не сложные и направлены в основном на логическое мышление и скорость выполнения. При необходимости задания можно  заменить более сложными. Интерес к игре возрастает если "оснащение" для "путешествие" будет подобрано в старинном стиле. В сценарии чередуются расчеты и инсцинировка шуточных стихов, логические заключения и скороговорки. Основная цель "Математическое путешествие"  заключается в том, чтобы показать насколько интересна математика и как широко она используется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskoe_puteshestvie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Мордвинова Наталья Васильевна.

заместитель директора

по учебной работе,

преподаватель математики.

ГБОУ СПО «Армавирский

индустриально-строительный

техникум» Краснодарского края

г.Армавир

Сценарий

внеаудиторного мероприятия

«Математическое

путешествие»

«Математическое путешествие»

ЦЕЛЬ:

Прививать любовь и интерес к математике

Развивать логическое мышление, смекалку  

Прививать эстетический вкус

Воспитывать познавательный интерес, уважение к трудам знаменитых математиков

Этапы  путешествия

  1. Вступительное слово ведущих
  2. Представление участников вечера
  3. Представление жюри
  4. Проведение игры
  5. Во время пауз - игра со зрителями
  6. Чтение стихов
  7. Инсцинировка стихотворений
  8. Подведение итогов.

Оснащение путешествия:

  1. Карта – 2 шт.
  2. Оснащение пунктов указанных на карте (плакаты, фломастеры,  карточки с заданиями, координатные плоскости на доске и мел)
  3. Замки – 6 шт., ключи – 6 шт.
  4. Ларец «Сокровищница знаний»
  5. Музыкальное оформление

Команд:

  1. Доклады
  2. Костюмы к инсценировке стихотворений

«Математическое путешествие»

1 ведущий:

 Здравствуйте друзья!

2 ведущий:

Мы рады с вами отправиться в математическое путешествие

 звучит мелодия из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".

На фоне музыки читаются стихи.

1 ведущий: 

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов,

Не слышно рокота и гула

Уж из-под яблочных ковров...

И укрощенный мирный атом

Послушен разуму людей;

Над Падуном, плотиной сжатым,-

Свет электрических огней!

Все это - плод людских исканий,

Все это создано не вдруг

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте кстати,

Ракете той был дан прицел,

Ее маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений -

В них сила разума влилась,

В них - объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь!

2 ведущий: 

Математика важна в нашей жизни. А для того чтобы ею владеть надо обладать знаниями, смекалкой, логикой мышления, пространственным воображением.

1 ведущий: 

Говорят,  что талисманом математики является «Сокровищница знаний». Это ларец,  в котором хранятся все знания, расчеты и открытия математики.

2 ведущий: 

А ключом от этого ларца является трудолюбие, целеустремленность, интерес и желание познать неизвестное.

1 ведущий: 

Сегодня на нашем вечере в путешествии за  "Сокровищницей знаний" участвуют две экспедиции.

2 ведущий:

 Цель этих экспедиций: найти «Сокровищницу знаний» и доставить ее в кабинет математики.

1 ведущий: 

                           Первой экспедицией, представителями группы № ____  руководит _______________

Второй экспедицией, представителями группы № ____  руководит _______________

2 ведущий:

 Для того чтобы  «Сокровищница знаний» была найдена как можно быстрее, из архивов России мы взяли карты указывающие путь к замку "Триумфа", где и находятся «Сокровищница знаний». Пожалуйста,  руководители  экспедиций подойдите на жеребьевку карт.

/проводится жеребьевка с помощью цифрового кубика/

1 ведущий: 

Итак, с картами разобрались. А теперь ознакомьтесь с правилами и техникой безопасности.

  1. Открыть карту после знакомства с правилами.
  2. Указанные пункты на картах, обнаружить в зале.
  3. В каждом пункте получить задание, быстро и правильно выполнить его.
  4. Во время привалов - отдыхать!
  5. Показать домашнее задание.
  6. Защитить доклад о великих математиках.
  7. Получить «Сокровищницу знаний» и передать ее преподавателям математики

2 ведущий: Запрещено!

  1. Расстраиваться из-за неудачи.
  2. Бояться вопросов.
  3. Ссориться.

1 ведущий: 

Эти правила утвердил научный совет, который будет оценивать ваши достижения. Научный совет представляют:

1……………………………….

2. ……………………………….

3. ……………………………….

2 ведущий: В путь друзья! Вас ждет успех!

/экспедиции начинают изучать карту, подходят к пунктам Вавилон и Египет/

1 ведущий: 

Итак, первый пункт назначения - это знаменитые источники развития математики Вавилон и Египет. Для того чтобы получить средство передвижения, вам надо с завязанными глазами нарисовать по одной геометрической фигуре, в такой последовательности:

  1. прямоугольник
  2. круг
  3. трапеция

4.        треугольник

/у каждой команды есть перечень фигур. Действия команд сопровождаются медленной мелодией/

2 ведущий: 

Вы обратили внимание на ношу слона и коня.

Это мозаика, которую вам предстоит собрать.

/звучит музыка "танец маленьких утят". Экспедиции собирают мозаики./

1 ведущий: 

Друзья, медлить нельзя. В путь! Что вас ждет на этот раз? А вот и препятствия. Это горы Гаусса и Дракон Пространства.

2 ведущий: 

Итак, для того чтобы покорить первую гору Гаусса вам необходимо выполнить задание, оно указано на карточке. Прочтите задание.

        Вычислить устно 412

  / экспедиция дает ответ/

1 ведущий: 

А сейчас, сражение с первой головой дракона.

/ экспедиция читает вопрос и дает ответ/

        На кустарнике сидело 11 воробьев, кот поймал одного воробья, самого ленивого. Сколько воробьев осталась на кустарнике.

2 ведущий: 

Вторая гора Гаусса приготовила вам следующий вопрос.

/задание на карточке/

Что легче, тонна пуха или тонна угля?

/ экспедиция читает и дает ответ/

1 ведущий: 

Вторая голова дракона готова к отаке.

            Вычислить устно 312

/ экспедиция читает задание и дает ответ/

2 ведущий: 

Перед вами третья гора Гаусса.

     У мельника был дом, в доме 4 окна, на каждом окне по 4 кошки, а у кошки по 4 котенка. Сколько ног.

/ экспедиция дает ответ/

1 ведущий: 

Последнее сражение с драконом.

Летела сорока, а за ней сорок. Сколько всего птиц.
                                                                                              / экспедиция читает задание и дает ответ/

2 ведущий: 

После битвы с драконом и покорения столь высоких вершин гор, экспедиции делают привал.

Уважаемый научный совет проводит анализ  результатов экспедиций. А у нас  игра со зрителями.

Мне нужна девушка и юноша, прошу подойти желающих ко мне. Вы умеете считать до 10!? ... Вот и прекрасно!

Сейчас каждый из вас делает по 10 шагов, причем на каждый шаг произносите имя. Юноша произносит женские имена, девушка - мужские.

Итак, начинает девушка.

/ победителю вручается приз/

1 ведущий: 

Научный совет объявит достижения наших экспедиций.

/выступление научного совета/

2 ведущий: 

Дорогие друзья, вы набрались сил для дальнейшего путешествия?! Тогда в путь!

/экспедиции продолжают "путешествие" /

1 ведущий: 

А вот и препятствия: пещера "Овальная и топь "Гравитация"

Для того чтобы пройти через пещеру надо выполнить задание, которое написано у вас на карточке.

     5 горнорабочих за 5 часов проходят 5 м. тоннели.
Сколько горнорабочих  за 100 часов пройдут 100 м. тоннели.

/экспедиция отвечает на вопрос/

2 ведущий: 

Перебраться через топь "Гравитация" можно только с помощью вертолета. Откройте задание.

        Вертолет покрывает расстояние через топь "Гравитация" в 1ч. 20мин. Однако обратный перелет он совершает всего лишь за 80 мин. Как это объяснить?

/ экспедиция дает ответ/

1 ведущий: 

Интересно, что нас ждет впереди!? А ждут нас реки: "Апофема" и " Медиана"

На реке "Апофема" нужно получить плот, для чего и выполняется задание,  указанное на карточке.

        Вычислить устно: 652

                      /экспедиция дает ответ /

2 ведущий:

Река "Медиана" не дает пройти, нужна лодка, а для этого необходимо выполнить задание.

        Вычислить устно: 552

/экспедиция дает ответ /

1 ведущий:

Для того чтобы переплыть через реку, надо произнести скороговорки.

Для экспедиции на реке "Апофема"


Пётр Петрович,

По прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понёс по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так. 

                                           И.Г. СУХИН

Для экспедиции на реке "Медиана"

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

                                           И.Г. СУХИН

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ЗРИТЕЛЕЙ

        1. Летела стая, совсем не большая. Сколько в ней было птиц, и каких?

        2. Во сколько раз меньше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двузначное число?

        3. 4 яйца сварили за 4 минуты, За сколько минут сварилось одно яйцо?

        4. Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог

            поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста.

     Если человек перевезет волка, то коза съест капусту, если повезет капусту, то волк съест

     козу. Подумал человек и перевез свой груз. Как он это сделал?

5.  Горели 6 свечей, 1/3 из них погасли.  Сколько свечей осталась?

 6.  Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?

            7. Лестница состоит из 9 ступеней. На какую ступень надо встать, чтобы быть как раз на

               середине лестницы?

8.Не  далеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы

   10 ступенек, расстояние между ними 30 см.. Самая нижняя ступенька касается поверхности

   воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду   за каждый час на 15см

   Через,  сколько времени покроется водой 3-я ступенька лестницы?

9.Какой знак можно поставить между двумя пятерками, чтобы получить число меньше 6, но

   больше 5?

10.В два часа дня в Киеве шел дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10 часов?

11.В корзине шесть яблок. Как разделить их между тремя мальчиками, чтобы каждому  

     досталось по два яблока и чтобы два яблока остались в корзине?

2 ведущий: Слово научному совету.

/ научный совет сообщает результаты игры/

1 ведущий: 

Впереди очень сложные и опасные препятствия: лес «Перпендикуляров» и пропасть «Интеграл»

Задание леса «Перпендикуляров»:

     К вершине  дерева, высотой 3 метра привязана веревка, длиной 5 метров. На сколько метров нужно отступить от дерева, для того чтобы натянутую веревку  и закрепить ее на земле.

/ экспедиция дает ответ/

Задание пропасти «Интеграл»:

     Отвесная скала пропасти 4 км., пологая скала этой пропасти 5 км.. Какой длины должна быть канатная дорога для перехода через пропасть.

/ экспедиция дает ответ/

2 ведущий: 

В результате решения ваших задач вы получили прямоугольный треугольник с катетами 3 и 4, а его  гипотенуза 5. Так вот, такой треугольник называется "идеальным", а его древнее название "Египетский треугольник"

1 ведущий: 

Вы проделали долгий и сложный путь, но осталось совсем немного. Сейчас решающий момент: препятствие, состоящее из трех дорог. Развилки "синусов" и "косинусов"

2 ведущий: 

У развилки 3 дороги, на каждой дороге свое задание, за правильный ответ получаете ключ. Этим ключом вы должны открыть замок на воротах крепости "Триумф"

1 ведущий: 

Сложность в том, что у вас три дороги, три ключа. Если вы выберете правильную дорогу, дадите правильный ответ на вопрос, то сможете открыть ворота крепости. В случае неудачи, попытку можно повторить.

2 ведущий: 

Крепость  "Триумф"  близка, а сейчас привал!

1 ведущий: 

Наши экспедиции  подготовили доклады о великих математиках: Софьи Ковалевской и Архимеде.

С этими докладами ознакомился научный совет и оценил труды наших участников.

2 ведущий: 

Когда человек покидает наш мир - это горе, когда великий человек уходит из жизни - это трагедия. Уход из жизни Архимеда и Софьи Ковалевской, как и других великих людей не оставил равнодушными поэтов. Поэты им посвятили свои красноречивые строки, в которых отразили память о жизни и смерти этих людей.

1 ведущий: 

                           Стихи "Памяти Архимеда" и "На смерть Ковалевской" прочтет учащийся ________________

                                                                                                                            /музыкальный фон/

         Памяти Архимеда

Далеко от нашего Союза

И до нас за очень много лет

В трудный год родные Сиракузы

Защищал ученый Архимед

Многие орудья обороны

Были сконструированы им

Долго бился город непреклонный

Мудростью ученого храним

Но законы воинского счастья

До сих пор никем не учтены

И втекают вражеские части

В темные пробоины стены

Замыслом неведомым охвачен

Он не знал, что в городе враги,

И в раздумье на земле горячей

Выводил какие-то круги

Он чертил задумчивый, не гордый,

Позабыв текущие дела,-

И внезапно непонятной хордой

Тень копья чертеж пересекла

Но убийц спокойствием пугая,

Он, не унижаясь, не дрожа,

Руку протянул, оберегая

Не себя, а знаки чертежа

Он в глаза солдатам глянул смело:

"Убивайте, римляне-враги»

Убивайте, раз такое дело,

Но не наступайте на круги!"

                                                        В.Шефнер

На смерть  Ковалевской

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

Прощай!  Тебя мы свято чтим,

Твой прах, в могиле оставляя:

 Пусть шведская земля над ним

Лежит легко,  не подавляя...

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами,

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься,

И в сонме блещущих планет

Кольцо Сатурна не затмится.

                                               Ф.Леффлер (перевод  Д.Михаловского)

2 ведущий: Друзья, нам пора отправляться в путь

/ вопросы на карточках/

Развилка "Синусов"

  1. Разделить устно 489621:11
  2. По координатам построить точки и последовательно соединить их.
  3. У линейки четыре угла. Если один угол срезать, сколько останется?

Развилка "Косинусов"

  1. Разделить устно 893871 на 11

2.  По координатам построить точки и последовательно соединить их.

3.  Комнату освещало 3 свечи. Две из них погасли. Сколько свечей  осталось.

/экспедиции выбирают вопросы, дают на них ответы, делают попытки открыть замки./

1 ведущий: 

Вот видите, крепость "Триумфа" открылась перед вами. И следующее испытание «Домашнее задание»

К нему наши экспедиции сейчас готовятся – это инсценировка стихов.

/научный совет сообщает предварительные результаты игры/

2 ведущий: 

 Друзья, наши экспедиции подготовили домашнее задание. Это инсценировка стихотворений. «Треугольник и квадрат»  и «Ученый кот»

/ команды показывают инсценировки /

1 ведущий: 

Теперь мы предоставляем слово научному совету.

/ победителю вручаются «Сокровищницу знаний», приглашаются преподаватели математики,  и передается «Сокровищница знаний» в кабинеты математики - как талисман знаний математики/

2 ведущий:

«Сокровищница знаний» – это только талисман. А сокровищница знаний каждого из нас – это новые знания, которые мы пополняем каждый день: это изучение математики, других наук, секретов мастерства ваших профессий, это знакомство с  искусством, музыкой.

 1 ведущий: 

И в заключении стихотворение великого математика XIXв. Софьи Ковалевской (1850-1891).

Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомнение
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье твоём неизменном,
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной
Небо покроется чёрною мглой –
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.

Лживые призраки, злые введенья

Сбить тебя будут пытаться с пути;

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти;

Если храниться в нем искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай,

Горе тебе, коль, врагам уступая,

Дашь ты похитить ее невзначай!

1 ведущий: 

Этими поэтическими строками мы заканчиваем нашу встречу. Благодарим вас за внимание и участие в нашем путешествии. До новых встреч!

/звучит песня «Изгиб гитары желтой»/

Литература:

Я.И.Перельман   Занимательная алгебра. Занимательная геометрия -  М., 2002

Шустеф Ф.М.  Материал для внеклассной работы по математике. – Минск, 1984

И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин  За страницами учебника математики – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Читалию"

В данной методической разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, цели которого: формировать и развивать интерес к чтению, воспитание уважения к книге, развивать смекалку, логику, эрудиц...

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по следам капитана де Клие"

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по следам капитана де Клие"...

Сценарий внеклассного материала "Путешествие в страну Инфознайка"

Данное мероприятие можно провести в рамках недели информатики и математики....

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по городам-героям".

к сценарию прилагается презентация, выполненная в программе Prezi...