методическая разработка "Турнир по русскому языку"
методическая разработка (6 класс)

Федорова Наталья Николаевна

методическая разработка "Турнир по русскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_po_russkomu_yazyku.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 Иркутского районного муниципального образования

«Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

Декада гуманитарного цикла

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Великий и могучий русский язык»

Учитель: Федорова Н.Н.

Мамоны, 2020

Внеклассное  мероприятие.

Игра  «Великий и могучий  русский  язык».

Цель: способствовать развитию навыков грамотности, правильной устной и письменной речи;

          способствовать созданию условий толерантного общения и общения в группах; развитие социальных и общих компетенций.

          привитие   любви  к    русскому  языку,  показать  его  изучение  с  занимательной  точки  зрения.

Ход  игры.

1. Вступительное  слово  учителя.

«Корень  учения  горек», - говорили  древние  римляне  и  вколачивали  школьные  премудрости  розгами.  Древние  истины  мудры.  Никто  не  спорит. Но  меняются  времена,  меняются  нравы,  и  мы  вместе  с  ними.  Прошли  те  времена,  когда  учителя  представляли  с  плёткой.

Ведь  не  секрет,  что  русский  язык  считается  одним  из  самых  трудных  школьных  предметов.  С  одной  стороны,  знание  родного  языка  даётся  ребёнку  с  детства,  он  овладевает  им  так  же  естественно,  как  дышит  и  растёт.  С  другой  стороны,  это  сложный  предмет,  который  требует  большого  труда,  чтобы  его  изучить.  Мне  хочется,  чтобы,  играя,  вы  поняли,  что  изучение  русского  языка  это  не  только  трудно,  но  и  увлекательно.

         Эпиграф.   Ум  заключается  не  только  в  знании,  но  и  в  умении  прилагать  знание  на  деле.    

                                                            Аристотель,  древнегреческий  философ

2. Конкурсы (от каждой группы 1 курса по 5 человек)

А. «Разминка»

С  древних  времён  люди  ценили  мудрую  речь.  Одна  из  книг  библии – Книга  притчей  Соломоновых – говорит  о  том,  что  надо  «разуметь  притчу  и  замысловатую  речь,  слова  мудрецов  и  загадки  их».  Умение  отгадывать  загадки  считалось  признаком  мудрости.

Ваша задача- отгадывать загадки (кто отгадает, той группе и засчитывается балл, по 2 загадки на группу)

Загадки

Шёл  долговяз,  в  сыру  землю  увяз. (дождь) 

Землю  кусает,  в  сторону  бросает.    (лопата)                                                                           

Летом  одет,  зимой  раздет.  (дерево,  лес)                                                         

Ни  вода,  ни  суша,  в  лодке  не  проплывёшь  и  пешком  не  пройдёшь.  (болото)                          

Кверху  дном – полная,  книзу  дном пустая.      (шапка)

Днём  обручем,  ночью  змеёй.  (пояс)                                                                                                   Свернёшь – клин,  развернёшь – блин.  (зонтик)

Висит  свито,  не  руками  свито. (паутина)                                                                                   Только  родился,  а  уже  с  усами. (котёнок)

Крыльями  машет,  а  улететь  не  может.  (ветряная  мельница)

Овца   в   корове.  (шерстяной  носок  в  ботинке)

Что  было  завтра  и  будет  вчера?  (сегодня)

Когда  он  нужен – его  выбрасывают,  когда  не  нужен – поднимают.  (якорь)

Сильнее  солнца,  слабее  ветра,  ног  нет,  а  идёт,  глаз  нет,  а  плачет.  (туча)

Без  ног – бежит,  не  догонишь,  без  крыльев – летит,  не  поймаешь.  (время)

Чем  больше  от  неё  отбавишь,  тем  она  больше  становится.  (яма)

Бьют  Ермилку  по  затылку,  он  не  плачет,  только  ножку  прячет.  (гвоздь)

Ты  от  неё – она  за  тобой,  ты  за  ней – она  от  тебя.  (тень)

Не  видно  и  не  слышно  её. Стоит  заговорить  о  ней – и  она  исчезнет.  (тишина)

Перья  есть,  а  не  летает,  ног  нет,  а  не  догонишь.  (рыба)

Б. «Грамматическая  арифметика» (1 задание на 1 группу)

ЯР + любимое  лакомство  собаки  (яркость)

ЯР + необходимый  предмет  для  отправления  письма  (ярмарка)

РОВ + ПОЗА = вид  транспорта   (паровоз)

ТОСКА + ПАР + ШОВ = молочный  продукт  (простокваша)

РОВ + ГРОЗА = ?  (разговор)

БА + большой  деревянный  сосуд = ?   (бабочка)

БА + музыкальный  звук = ?   (батон)

КАР + знак  препинания = ?  (карточка)

КИТ + РАНА = ?  (картина)

ПАРК + ИВА =?   (крапива)

В. «Своя игра» (группа выбирает задание, по 2 задания на группу)

1. Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)

2. Инфинитив (неопределенная форма глагола)

3. Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы: кто? что? (существительное)

4. Причастие с зависимыми словами (причастный оборот)

5. Особая форма глагола, обозначающая добавочное действие, отвечающая на вопросы: что делая? что сделав? (деепричастие)

6. Самостоятельная неизменяемая часть речи (наречие)

7. Буквы алфавита, не обозначающие звука (ь, ъ)

8. Служебные части речи (союз, предлог, частица)

9. Раздел науки о языке, в котором описываются знаки препинания и правила их употребления в предложении (пунктуация)

10. Части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

11. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение)

12. Часть речи, обозначающая признак и отвечающая на вопросы: какой? чей? (прилагательное)

13. Падежи (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

14. Деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот)

15. Раздел русского языка, изучающий части речи (морфология)

16. Раздел русского языка, изучающий лексическое значение слов (лексикология)

17. Часть речи, обозначающая число или количество, отвечающая на вопрос: сколько? (числительное)

18. Раздел науки о языке, изучающий звуки, ударения, слоги (фонетика)

19. Виды звуков (согласные, гласные)

20. Какая часть речи спрягается? (глагол)

Г. Задание: «Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка- это не забава.

         Она закладывает в душу пЕрвоначальные пОнятия добра и зла ,  дает яркие обрАзы мира , и от того ,  какими они будут  зачастую зависИт формирование нравственНых качеств личности.

Игрушка должна сОздавать условия для рАзвития ,  оставляя возможность для самостоятельного творчества  ,  должна учить добру и красоте  , мудрости и спОсобности к сопЕреживанию.

Г. Задание:

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Но ведь игрушка- это не забава.

 Она закладывает в душу п..рвоначальные п..нятия добра и зла   дает яркие обр..зы мира  и от того   какими они будут  зачастую завис..т формирование нравствен..ых качеств личности.

Игрушка должна с..здавать условия для р..звития  оставляя возможность для самостоятельного творчества    должна учить добру и красоте   мудрости и сп..собности к соп..реживанию.

А3

А4

Л4

Л5

Л6

М

О

ЖЮРИ

Листок оценивания для жюри

Конкурс

Группа

«Разминка»

«Грамматическая арифметика»

«Своя игра»

«Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания»

Общие баллы

Место

№ А3

№ А4

№ Л4

№ Л5

№ Л6

№ М

№ О

Примечание

1 конкурс «Разминка» - 1 правильный ответ – 1 балл, дополнение другой группы -0,5 балла

2 конкурс «Грамматическая арифметика»- за каждый правильный ответ – 1 балл

3 конкурс «Своя игра» - 1 правильный ответ – 1 балл, дополнение другой группы – 0,5 балла

4 конкурс «Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания» - 1 правильный ответ – 1 балл

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...