Развлекательно-интеллектуальный марафон. Станция "Русский язык"
материал (5 класс) на тему

Малина Татьяна Юрьевна

В данном материале представлены задания по русскому языку и литературе развлекательно-интеллектуального характера. Материал был использован при проведении Недели наук в школе (заключительный этап)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_nauk_russkiy_yazyk.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

станция «Русский язык и литература» (для 5 и 6 классов)

Здравствуйте, ребята! Сегодня не простой день, и незря именно в конце декабря проходит этот интеллектуально-развлекательный марафон. Оказывается, в это время на Руси праздновали Наумов день. А вот какое отношение он имеет к учению, вы сейчас узнаете.

В стародавние времена, поздней осенью, примерно в первых числах ноября, когда завершались все крестьянские полевые работы и подбирались домашние дела, детей отдавали на обучение грамоте какому-нибудь местному грамотею – дьячку или писарю. А где-то через месяц, в день покровителя учеников – в Наумов день, - проходил древнейший обряд, связанный с посвящением в ученики. Учитель приглашался в дома своих учеников, его с почестями усаживали в передний угол, угощали и одаривали подарками. Учитель приносил с собой букварь и плетку. После трёх символических ударов плеткой ученик демонстрировал все то, чему он успел научиться за месяц. Глава семейства благодарил учителя и просил его: «Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи – чаще плеткой хлещи». Ученики, чтобы избежать наказания за свое невежество, часто обращались к своему покровителю со словами: «Батюшко Наум, наведи на ум». С той поры дошли до нас поговорки «Пророк Наум наставит на ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведет».

        А чтобы проверить, кто самый сообразительный и всезнающий, нужно пройти несколько конкурсов.

Конкурс 1 «Любимый сказочный герой»

Назови героев любимых сказок:

  1. Сказочный персонаж, побывавший со своим другом на Луне? (Незнайка)
  2. Деревянный человечек, ужасно не любивший нравоучений? (Буратино)
  3. Верный друг Винни-Пуха? (Пятачок)
  4. Герой сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей)
  5. Царевна, заливающаяся слезами с утра до вечера? (Несмеяна)
  6. Человечек-пропеллер? (Карлсон)
  7. Благородный пес – защитник Мальвины? (Артемон)
  8. Зловредная старушка, персонаж многих русских сказок? (Баба-Яга)

Конкурс 2 «Кто больше?»

Составьте из букв слова – чем больше, тем лучше

С Ш С Б Н О

У А Ь О Н Л

С А Е О

В С Н К Е

Л Е П Т Н

 А С О Г Е

Шуба, слон, оса, осень, ноша, нос, банан, лоб, небо, шоссе

Снег, нога, кот, нота, поле, пол, весна, весло, слово, лес

Конкурс 3 «Спорт в русском языке»

Вспомните и назовите виды спорта, которые начинаются с букв слова

С -                слалом, стрельба из лука

П -                 парусный спорт, плавание

О -                 охота на лис, ориентирование на местности

Р -                 регби

Т -                 теннис

Конкурс 4 «Юный художник»

Всем хорошо известны слова детской песенки:

Точка, точка, запятая,

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик –

Вот и вышел – человечек.

Каждая команда получает лист с точкой и запятой. Каждый член команды рисует от точки или запятой одну закорючку и передаёт другому – должен получиться человечек.

Рисуем маркером быстро.

Конкурс 5 «Угадай, кто сказал»

Вспомните, кто из сказочных или мультипликационных героев поет или говорит:

- Хорошими делами прославиться нельзя! (Старуха Шапокляк)

- Кажется, дождь собирается… (Пятачок)

- Пустяки, дело житейское… (Карлсон)

- Свободу попугаям! (попугай Кеша из м/ф «Возвращение блудного попугая»)

- Мама, почто ужика обижаете? (Ваня из м/ф «Золотое кольцо»)

- Ребята, давайте жить дружно! (Кот Леопольд)

Конкурс 6 «Бюро находок»

Герою какого произведения надо вернуть потерянную вещь (достаем из сундука)

5 класс

  1. Яблоко (царевне, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»)
  2. Белая лента (Людмиле, В.А.Жуковский «Три пояса»)
  3. 20 печатных страниц (Алеше, А.Погорельский «Черная курица…»)
  4. Орехи (белке, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
  5. Иголка (Кощею Бессмертному, «Царевна-лягушка»)
  6. Кубок (молодой паж, баллада В.А.Жуковского «Кубок»)
  7. Кусочек сыра (Вороне или Лисице, басня  И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)

6 класс

  1. Носовой платочек и пряник (Татьяна, И.С.Тургенев «Муму»)
  2. Каравай (Филька, К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»)
  3. Яблоки (Валеку и Марусе, В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
  4. Маленькая корзинка (падчерица, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
  5. Орехи (Васютка, В.Астафьев «Васюткино озеро»)
  6. Отвертка, точило и мешочек гвоздей (Робинзону Крузо, Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)
  7. Роза (маленький принц А.Экзюпери «Маленький принц», Герде или Женщине, умевшей колдовать из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева»)
  8. Ведро с белой краской и кисть (Тому Сойеру, М.Твен «Приключения Тома Сойера»)
  9. Медный изумруд (Степану или Хозяйке Медной горы, П.Бажов «Медной горы хозяйка»)
  10. Кукла (Марусе или Соне из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», Дине или Жилину из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)

Наступают последние дни декабря, скоро новый год вступит в свои права, а вы отправляетесь на каникулы и, наверняка, очень весело проведете это время. А кто из вас знает, какова этимология слова «каникулы» и почему их называют «собачьими днями»?

«Каникулой» древние египтяне называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. Появляется она на небосводе ежегодно в самый разгар лета, 26 июля. Было замечено, что с этого времени начинается нестерпимая жара. В это время – в «собачьи дни» - прекращалась всякая активная общественная жизнь египтян, в том числе и учебная. Поначалу каникулами называли только летний отдых, а потом и всякий перерыв в учении.

Поэтому мы вам желаем веселого времяпрепровождения в «собачьи дни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат об участии в образовательном марафоне "Английский язык 2010"

Сертификат об участии в образовательном марафоне "Английский язык 2010"...

Лингвистический марафон "О языке - занимательно"

Внеклассное мероприятие "О языке - занимательно" предназначено для учащихся 5 - 7 классов. Мероприятие расчитано на игру двух команд, при этом без внимания не остаются и зрители: им также предлагается...

Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии

Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять ...

Информационный марафон по русскому языку "Знаешь ли ты русский язык?"

Материал данного урока позволяет учащимся вспомнить и повторить все группы лексики.У учителя есть возможность провести в игровой форме контроль знаний учеников....

Интеллектуальный марафон. Английский язык-Литературное чтение.

Данная разработка направлена на реализацию межпредметных связей "Иностранный язык-Литературное чтение" во внеклассной деятельности....

Концертно-развлекательная, интеллектуальная программа для летнего лагеря «Сто затей для ста друзей» или "Великая путаница!"

Данное мероприятие составлено из разных разработок учителей прошлых лет, работающих воспитателями в летнем лагере. Конечно же, добавлены свои новые идеи. Интересно мероприятие  тем, что все перем...

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный марафон " (английский язык, 6 класс)

Интеллектуальный марафон - внеклассное мероприятие на английском языке для учащихся 6 класса.Цель этого мероприятия - формирование языковой компетенции , закрепление имеющихся знаний в области английс...