Математический бой
материал (6 класс) по теме

Жиян Анна Ивановна

Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_matematike.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

по математике

«Математический бой»

6 – 7 классы

учитель математики

МОУ СОШ №1

Жиян Анна Ивановна

Чебаркуль, 2013

Правила боя:

 Математический бой проводится среди учащихся 6-7-х классов. От каждого

класса выбирается команда из 6 (8) человек. Каждая команда выбирает капитана, девиз и отличительную черту в одежде. Кроме того, от каждого класса выбирается команда болельщиков, которая готовит номер (связанный с математикой), которым заполняется одна из пауз между конкурсами. Игра состоит из 5 конкурсов, после каждого конкурса, во время паузы, жюри подводит итоги. В каждом туре вопросы предлагаются командам либо в порядке установленной очереди и, если команда не может ответить или отвечает неправильно, то право ответа переходит к команде болельщиков этой команды. Если команда болельщиков не смогла помочь своей команде, то задание предлагается одновременно всем командам, оно выполняется

письменно и передается в жюри. За каждое правильное решение выставляется определенное количество баллов, за неполное решение баллы снимаются, а также снимаются баллы за нарушение очередности ответов. В конце игры жюри подводит итоги, и объявляются места, которые занимает каждая команда.

 Цели:

развивать познавательный интерес, интеллект; воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формировать дружеские отношения, умение работать командой.

Оборудование:

карточки с вопросами (16 штук) - конкурс “Разминка”;

карточки с вопросами (4 карточки – 1 задание, 4 карточки – 2 задание, 4

карточки – 3 задание, 4 карточки – 4 задание, 4 карточки – 5 задание, 4

карточки – 6 задание) – конкурс “Минутка”;

карточки с заданиями (4 карточки – задание капитану, 4 карточки – задание

командам) – конкурс капитанов;

карточки с кроссвордом (4 штуки);

призы командам;

призы болельщикам.

Жюри – ученики старших классов;

Участники - 4 команды по 6 (8) человек;

Болельщики - 4 команды;

2 ученик - доклад о Софье Ковалевской.

Домашнее задание:

Придумать название команды, девиз, отличительную черту в одежде.

Вступление

Доклад о жизни Софьи Ковалевской.

Жизненный путь С.В. Ковалевской был гораздо труднее, чем у ее коллег –

мужчин. И не потому, что она была менее талантлива – все учителя отмечали

удивительную легкость, с которой Соня усваивала сложные научные понятия и

решала трудоемкие задачи. Но по законам царской России XIX века наука

считалась делом исключительно мужским.

Когда Соне исполнилось 8 лет, ее отец, начальник московского арсенала

генерал В. В. Коровин-Круковский, был уволен в отставку, и семья переехала в

загородное имение. Как ни удивительно, этот переезд самым серьезным образом повлиял на дальнейшую судьбу Сони. К приезду барина все комнаты были оклеены новыми обоями. Но на детскую обоев не хватило, и одна стена осталось оклеенной страницами книги петербургского математика М. В. Остроградского. Девочка проводила целые часы перед таинственно покрытой формулами стеной, пытаясь найти порядок, в котором страницы следовали друг за другом. Впоследствии 15-летняя Соня за одну зиму изучила весь курс дифференциального и интегрального исчисления

– ведь формулы были ей уже знакомы. Генерал любил свою младшую дочь, но к ее увлечению математикой относился неодобрительно. Софья использовала популярный в то время способ вырваться из-под родительской опеки, и оформила фиктивный брак с ученым биологом В.О. Ковалевским.

В1868 году супруги Ковалевские выехали в Германию, где Софья Васильевна

могла продолжить образование – обучение в российских университетах было для женщин недоступно.

Вначале С. В. Ковалевская училась в Гейдельберге – в одном из немногих

университетов Германии, куда принимали женщин. Она предпочла бы учиться в Берлине, где читал лекции крупнейший немецкий математик Карл Вейерштрасс, но порядки в Берлине были столь же реакционные, как и в России. Ковалевская решилась на крайний шаг – обратилась непосредственно к Вейерштрассу с просьбой о частных уроках. При первой встрече Вейерштрасс дал ей несколько трудных задач и предложил подумать над ними на досуге. Не исключено, что он рассчитывал, таким

образом, отбить у молодой женщины странную охоту к математике. Но к его

изумлению, ровно через неделю, все задачи были безукоризненно решены. За четыре года обучения у Вейерштрасса Ковалевская решила три принципиальных проблемы математического анализа. В 1874 году Геттингенский университет, без защиты диссертации, присудил ей степень доктора философии с высшей похвалой. После этого Софья Васильевна возвращается в Петербург и почти на 6 лет оставляет занятие математикой. Теперь ее интересует журналистика, общественная деятельность, семейные дела. Брак с В. О. Ковалевским из фиктивного брака становится фактическим. В 1878 году рождается дочь, Соня младшая. В гостеприимном доме Ковалевских бывают многие известные ученые и писатели – Менделеев, Боткин, Чебышев, Тургенев, Достоевский…

В 1883 году после трагической смерти мужа С. В. Ковалевская уезжает в

Швейцарию, приняв предложение занять место профессора в Стокгольмском

университете.

В 1889 году по инициативе Чебышева ее избирают членом-корреспондентом

Санкт-Петербургской Академии наук. Но и после этого ей не разрешают преподавать на родине.

В 1891 году Ковалевская умерла от простуды в Стокгольме.

                             I. Конкурс “Разминка” (16 вопросов)

Капитан команды называет номер вопроса для соперников.

- За каждый правильный ответ – 2 балла. Если команда не дает правильного

ответа, то отвечают болельщики этой команды (за правильный ответ

болельщиков – 1 балл команде)

  1. Ученик 1 класса живет на 10 этаже, но доезжает до 7-го, а потом идет пешком.

Почему?

(Мал ростом – не дотягивается до кнопки 10-го этажа)

  1. У трех трактористов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как это

получилось?

(Трактористы – сестры)

  1. Два сына и два отца съели три яйца. Сколько съел каждый?

(Одно – сын, отец, дед)

  1. Яйцо всмятку варится две минуты. Сколько времени потребуется, чтобы

сварить 5 яиц всмятку?

(2 минуты)

  1. Летела стая гусей. Охотник убил одного. Сколько осталось?

(Один – убитый, остальные улетели)

  1. Вы капитан корабля, на борту у вас 25 матросов, каждому по 25 лет. Сколько

лет капитану?

(Столько, сколько лет тому, кто отвечает на вопрос)

  1. В каком случае верно равенство: 19 + 15 = 10.

(Время: 19ч = 7ч, 15ч = 3ч, 7ч + 3ч = 10ч)

  1. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые?

(В самолетах нет стоп-кранов)

  1. Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало, Сколько яиц осталось?

(Нисколько, все разбились)

  1. Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется?

(пять)

  1. Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет

солнечная погода?

(Нет, будет ночь)

  1. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же

направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую

сторону отклоняется дым поезда?

(У электропоезда нет дыма)

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

( 50 пальцев)

  1. В воде оказалась 10-я ступенька пароходной лестницы. Начался прилив: вода в

час поднимается на 30см. Между ступеньками лестницы 15см. Через сколько

часов вода скроет 6-ю ступеньку?

(Не окажется в воде; лестница поднимается вместе с пароходом)

  1. Пять рыбаков съели пять судаков за один день. За сколько дней десять рыбаков

съедят десять судаков?

(За 1 день)

  1. Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Петербурга в

Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет

дальше от Москвы в момент встречи?

(Одинаково)

II. Конкурс “Минутка” (6 вопросов)

На каждую задачу отводится 1 минута. За правильное решение – 1балл.

  1. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня

вдвое. Сколько лет мне теперь?

(23года)

  1. В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда

учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго ящика взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух ящиках?

(20 ножниц)

  1. Есть 64 ореха. Сколько будет четверть четверти?

(4 ореха)

  1. Число 666 увеличьте в полтора раза, не производя с ним никаких

арифметических действий.

(Число 666 перевернуть – 999)

  1. Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: “Не

производя никакой записи, увеличь это число на12 и покажи мне ответ”.

Недолго думая, товарищ показал ответ, покажите и вы.

(Число перевернуть- 98)

  1. В квадратном зале поставьте вдоль стенки десять кресел так, чтобы у каждой

стенки стояло кресел поровну.

(в противоположных углах по одному креслу и возле каждой стены – по 2

кресла)

III. Конкурс капитанов (1 вопрос + 1 вопрос)

Капитанам дается задание, они садятся отдельно от команды и выполняют его.

Затем могут присоединиться к команде. Первый капитан – 4балла, второй капитан – 3 балла, третий капитан – 2 балла, четвертый капитан – 1 балл.

Задание капитанам:

  1. Найдите значение выражения:

1919 : 19 – (25 · 37 + 43 ·25 + 25 ·20) : 25           Ответ: 1.

         Задание команде:

  1. В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда

учитель взял несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взял

столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух

ящиках?

(20 ножниц)

Игра со зрителями

(10 вопросов)

Пока идет конкурс капитанов, проводится игра со зрителями.

                     Вопросы зрителям:

  1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3

кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?(4)

  1. Это слово имеет латинское происхождение, означающее “лён, льняная нить,

шнур, верёвка”. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем

его сейчас в математике. (Линия)

  1. В семье у каждого из 6 братьев по сестре. Сколько детей в семье?(7)
  2. При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм,

фут, пуд, фунт, золотник) были приведены в определённую систему? (Пётр I)

  1. Как называются цифры “0,1,2,3,…”? (Арабские)
  2. Найдите лишнее по смыслу слово, остальные замените общим названием:

метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр

(кг; единицы длины)

  1. В школе 370 учеников. Найдётся ли среди них хотя бы 2 ученика, день

рождения которых приходится на одну и ту же дату? (да, 370>365)

  1. Сколько концов у 3,5 палок?(8)
  2. На что похожа половина яблока?(На другую половину)
  3. Какая геометрическая фигура является частью прямой?  (Луч, отрезок)

IV.  Конкурс “Кроссворд”

Время на разгадывание и составление кроссворда – 15 минут.

За быстрое и правильное решение соответственно – 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1

балл.

По горизонтали:  По вертикали:

мера времени

наименьшее семизначное число

мера длины

упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений

числа, буквы, связанные знаками действий

оценка

десять сотен

знак арифметического действия

зарабатывают на уроке.  задание на вычисление

наука, изучаемая в школе

равенство, содержащее букву

мера жидкостей

арифметическое действие

четырехугольник

результат

часть целого

человек, получающий знания

математический символ

наибольший разряд в классе единиц.

Подведение итогов

Награждение команд и болельщиков.

В разработке был использован материал с источника:

http://festival.1september.ru/articles/514432/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Математический КВН "Математический серпантин"

С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся  кажды...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...