Практикум "Легко ли быть журналистом?"
план-конспект урока по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Занятие кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_legko_li_byt_zhurnalistom.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Легко ли быть журналистом?»

(Коллективная работа над созданием публицистической статьи на экологическую тему)

Цели занятия:

1) формировать экологическую культуру школьников;
2) закрепить знания о публицистическом стиле речи, полученные на предшествующих уроках развития речи;
3) подготовиться к сочинению в жанре статьи в газету, использовать в статье средства публицистического воздействия на читателя.

Педагогические задачи:

1. Обучение. Формирование знаний о взаимодействии природы и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.

2. Воспитание ценностных ориентиров экологического характера; стремления к активной практической деятельности, к личному участию в делах по охране окружающей среды.

3. Развитие способностей к анализу экологических ситуаций.

Оформление урока: газеты, заранее подобранные ребятами, посвященные экологии Саратова, Лысых Гор.

                                  ХОД  занятия

1. Слово учителя. Беседа с учащимися

– Сегодня занятие  посвящено важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)

– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).

Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Ключи. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.

Да, наш район и красив, и знаменит, однако, как любой другой, он имеет немало экологических проблем.

И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района, мы обратимся к публицистическому стилю речи.

2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле

(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)

3. Беседа об экологических проблемах Ключей.

– Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.

Ребята по очереди выходят и прикрепляют к доске или на стенд красочно оформленные материалы, кратко сообщая их содержание.

 

4. Переход к практической работе

– Вы подобрали интересные материалы, фотографии; нашли интересную информацию в газетах и сами подготовили сообщения о наших проблемах. Но пока вы не пытались самостоятельно написать статью в газету.

Ставим цель – создать заготовку статьи, убедить потенциального читателя. Наши задачи – не сбиваться на «общие места», а выбрать интересный сюжет и облечь его в точную, запоминающуюся, незаштампованную форму.

На левом крыле доски можно заранее записать основные признаки жанра публицистической статьи и памятку «Как писать статью».

Памятка

1) Тщательно обдумайте тему.
2) Соберите материал.
3) Решите, какие типы речи вы будете использовать.
4) Составьте план.
5) Решите, какие средства языка вам потребуются.
6) Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.

– Сегодня вы работаете не в тетради, а на листе для рабочих материалов. Тема нашей будущей статьи – ужасное состояние  леса. (Ребята заранее знали о теме, ходили на экскурсию в лес, наблюдали, собирали материал и сделали наброски статьи в тетради. Один из учеников представляет схему, на которой видно, где расположен лес, какую площадь он занимает.

Цель работы на уроке – оценить наброски, дать пищу для ума и направить тех, кто самостоятельно плохо справился с этим заданием.)

5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов

Перед каждым учеником лист, на котором в колонке слева – задания, напротив заданий справа по ходу обсуждения ребята делают записи.

1) Заголовок (броский, эффектный).

2) Яркое начало.

3) Что? Где? Когда? (Документальная основа)

4) Лексика:

а) эмоционально-оценочные слова;
б) средства языковой выразительности.

5) Синтаксис:

а) ряды однородных членов;
б) вопросительные, восклицательные, побудительные предложения;
в) обращения;
г) повторы.

6) Концовка.

6. Подведение итогов

1) Мы обсудили некоторые экологические проблемы нашего района;
2) повторили признаки публицистического стиля речи;
3) подготовили рабочие материалы для статьи на экологическую тему.

Задание на дом. Написать статью в газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."

Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».Цель: самоопределение выпускников в выборе жизне...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....