Краеведение как одно из направлений повышения познавательной деятельности учащихся.
статья по теме

Борзина Альбина Евгеньевна

Из опыта работы руковоиетлем краеведческого кружка  в школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_kak_odno_iz_napravleniy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №34  г.  Иркутска

___________________________________________________________________

664020 г. Иркутск, ул. Макаренко, 4

тел. (3952) 387108

Краеведение  как одно  из направлений повышения  познавательной деятельности учащихся.

Выполнила:

Борзина  А.Е.,

учитель истории

 и  краеведения

Иркутск

2006 г.

Краеведение  как одно  из направлений повышения  познавательной деятельности учащихся.

    Борзина  А.Е., учитель

истории и краеведения,

МОУ СШ №34,

Г. Иркутска

    Преподавание  истории требует  обновления, особенно  в  связи  с переходом  к профильному  обучению.  Основные компоненты  учебной деятельности – цель, содержание  и способы являются  постоянным  предметом  споров    педагогов.  

  Как  повысить интерес к предмету?  Эта   проблема  волнует    многих учителей   в  последнее время.  Решению   задачи  в определенной  мере способствует  краеведческая  работа  в  школе.   Так ли  эта  работа  необходима  в системе  школьного  образования?  Изучение самостоятельной научно-поисковой работы  школьников  позволит проследить  динамику  их  мотивационной  сферы    в связи с историческим  краеведением.   Учение – процесс  чаще   всего  малоинтересный  в силу объективных  и субъективных причин, но  увлекательное   и  интересное наполнение  способно  радикально его  изменить.

       Имея  общую  цель   с  урочной  системой, краеведение относится  в  большей степени  к  внеклассной работе  и отличается   от  нее  организационными,  методическими  формами,  сущность  и  характер  которых   заключается в следующем:

  1. Осуществляется  во внеурочное  время;
  2. Базируется  на добровольном  участии  школьников;
  3. Краеведческая  работа  осуществляется   благодаря   исследовательской работе самих учеников;
  4. Краеведение  способствует формированию   мировоззрения  учеников, их национальному воспитанию;
  5. Мероприятия  чаще  всего  посвящены  актуальным событиям  отечественной истории;
  6.  Способствуют  повышению  познавательного интереса   учащихся   к  предмету.
           
    Я  считаю,  что школьное   историческое   краеведение  является  неотъемлемой частью   преподавания  истории, поскольку  его содержание соответствует  общепедагогическим  и дидактическим   требованиям,  предъявляемым к современному  школьному  образованию.

        Добровольный характер краеведческой   деятельности   позволяет  организовать  деятельность    учеников  по  интересам, способствует   развитию  индивидуальных  способностей, инициативы  и  самостоятельности   в познании  исторического  материала. Мной  разработана  программа  «История  моего  города  в  истории страны»  для 9-11 классов  по усмотрению  преподавателя.

      В  ходе  своей работы я   заметила, что  работа  по изучению истории  родного края   имеет  значительно  больше  возможностей по сравнению   с уроком, позволяет  учителю   выявить  психологические  и  возрастные особенности  школьников, создает  условия  для более  полной    реализации  их   потенциала, для  формирования  интеллектуальных  и практических умений  за  счет  работы   в  библиотеках,  музеях,   со свидетелями  тех  или  иных  событий,  с  очевидцами и  т.д.   Очень  тесно с  краеведением  связана  исследовательская  работа  учащихся.    Суть исследовательской работы  состоит в  сопоставлении  данных первоисточников,  их  творческом анализе  и произведенных     на   его  основании новых  выводов.  Результатом исследований  должно стать написание  реферата. Чаще всего  школьный реферат – простое переписывание  материала  по  теме.  Не  соблюдается  ни структура  реферата  в частности,  ни  правила  написания  научных работ,  в  общем. Для   научения  навыкам    написания школьной  исследовательской  работы  в  нашей   школе разработана программа  «Юный  исследователь»,  содержащая строго установленные    и   принятые    в научном сообществе  признаки, соответствие  которым позволит  отнести работу  к разряду  исследовательских.  

    В   нашей школе уже несколько лет  работает  краеведческий  кружок  «Юный  исследователь».  Деятельность школьного кружка  необходимо отнести  исследовательской работе   проводимой  сверхучебного  плана.  Эта форма  оптимизации  учебной деятельности наиболее   эффективна  для  развития  познавательной деятельности   учащихся. Занимаясь  в  свободное  время вопросами,  какой-либо науки,   ученик   снимает    одну  из проблем  современной школы – проблему мотивации   к  учению.    Таким  образом,    мы должны признать,  что   исследовательская  мотивационная среда  вырабатывает  у  участников  инициативную  линию поведения. А   человек  инициативный  всегда стремится  наиболее оптимальными способами  добиться  наилучших      результатов  в своей деятельности, в нашем случае – в учебном процессе.

     Конструктивная   работа  школьников начинается  с повышения  познавательного   процесса  и осознании   потребности в  новых   знаниях.  Оптимальным  способом  развития  учебных умений   я  считаю  вовлечение  учащимися  в  поисковую  деятельность  краеведческого направления.

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №34  г.  Иркутска

___________________________________________________________________

664020 г. Иркутск, ул. Макаренко, 4

тел. (3952) 387108

Поисково-краеведческая  и музейная  работа  в школе.

Выполнила:

Елизарова  Л.Э.,

учитель истории

 и  краеведения,

учитель высшей категории

Иркутск

2006 г.

Поисково-краеведческая  и музейная  работа  в школе.

Елизарова  Л.Э.,

учитель истории  и  краеведения,

МОУ СОШ  №34

   В  области краеведения  я работаю  с  1997 г.  В  2000 г.  мною  была  адаптирована  программа  Рабецкой  З.И.  «Земля  Иркутская» для  учащихся  старших  классов  средней  школы.  Уже  тогда  я задумалась над тем как  предать краеведческой  работе    практическо-исследовательскую  направленность.

   В  2006 г.  мной  была  разработана  программа  «Музееведение» для  учащихся 6-8 классов.  Данная  программа  ставит  своей  целью  создать  оптимальные условия  для  учителей  и  учащихся  в  использовании  краеведения  при  обучении  и воспитании  подрастающего поколения.

   Программа  дает возможности  воспитать  у  школьников  чувства  патриотизма, любви к Родине, гордости  за  ее  прошлое, стремление  участвовать  в   созидательной  деятельности  во  имя  Отечества,  что  на  данный  момент  является  наиболее  востребованным  в  современном  обществе.  Программа  также  позволяет  формировать  у  учащихся  исследовательские  навыки, научное мышление,  создавать  компьютерные  программы, организовывать  объединения  учащихся на  принципах  самоуправления.

    Через систему  краеведческой работы  школы  предполагает  воспитать  в  будущем  гражданина  России:  

  1. чувство  гражданственности  и  патриотизма, гордость  за принадлежность  к своей  нации, гордости  за свою Родину;
  2. высокий  нравственный   и культурный  потенциал, способность  корректировать   свое общение  с  окружающими   в  соответствии  с ситуацией, умение строить свою  жизнь гармонично  и  нравственно;
  3. чувство личной  ответственности  за  все  происходящее  в  окружающем мире, потребность  быть  деятельным соучастником  в  общественной, учебной, трудовой  и  досуговой сферах  жизни;
  4. способность к творчеству, потребность  в углубленном  изучении  какой-либо  отрасли  науки,  умение самостоятельно  добывать  новые  знания;
  5.  физическое  совершенство;  умение  избегать  всего, что может  вредить  здоровью, адаптироваться  и сознательно  выбирать  здоровый  образ  жизни.

       Для  решения  поставленных  задач  учитывается  сложившееся  социально-педагогическое  пространство  школы, связанное  с краеведением.  

   

ЦСН

ВУЗЫ                                                                                      МУЗЕИ   ГОРОДА                                                              

ШКОЛА

ДДЮТ                                                                                

Краеведческий   центр

                                                                                        ИАЗ

ЦИМПО

      Наша  школа  сотрудничает с  городскими  краеведческими организациями, музеями,  историческими факультетами  ВУЗов,  краеведческим архивом  ИАЗ.  С  организациями, находящимися далеко от  школы,  взаимодействие  осуществляется  на  уровне  активного участия  в городских, областных  краеведческих  мероприятиях, конференциях, смотрах,  экскурсиях.

      Одним  из  центров  воспитательной  работы  по данному  направлению и  является  музей  истории  школы.  Школьный  музей – это  творческое  сотрудничество  учителей и учеников, он  соединяет воедино  многие  поколения  учителей и выпускников разных лет, является  многолетним  хранителем  и  продолжателем  лучших  традиций  школьной  жизни. Связывая  в  ходе  поисковой работы  разные  поколения, музей  пробуждает  в  подростках  чувство  милосердия  к  старшим, ветеранам  войны  и труда  музей  формирует  в  юном  гражданине  чувство   сопричастности  ко всему, что  происходит в окружающем мире, стремление  принять  посильное  участие  в  важных  событиях,  происходящих в России.

     Опыт  показывает, что  школьный  музей  соединяет разные  формы  внеклассной работы, позволяющий выделить  общую  тенденцию:  стремление  к  системности  в работе,  к массовому  приобщению  учащихся  к  истории, искусству, к  углубленному изучению   предметов, интеграции  и творческому  развитию  отдельной личности.

    В  рамках  названной  программы, школьный  музей  может  выполнять  следующие функции:

  1. поисковая  и  научно-исследовательская  работа  с учащимися, которая выражается  в  поисковых  заданиях  для классов  как  разовых, так  и  перспективных  в  виде  направления  поиска  на  несколько тлеет,  в  исследованиях  и  обобщении  краеведческого  материала  в  фондах  музея  старшеклассниками;
  2. научно-методическая  работа  с педагогическим  коллективом. На семинарах  методических  объединений  классных  руководителей, педсоветах   педколлектив   обсуждает план  краеведческой работы,  ее перспективы, определяет  цели  и  задачи  общешкольного  мероприятия,  заслушивает  классных  руководителей  и  краеведческой работе  в  каком-либо классе;
  3. координаторская  работа  с  общественными  организациями  через  Интернет,  положения  о  конкурсах  и смотрах, что  обеспечивает  полную  реализацию  способностей  учащихся;
  4. организационное  проведение общешкольных  мероприятий, объединяющих  усилия  учащихся  и учителей.

Музей  организует  и  контролирует  подготовку  и празднование  юбилея  школы  и музея,  ежегодный  День  школы, встречи  с выпускниками, с ветеранами войны. Цель  каждого  мероприятия – пробудить  в  ребенке  чувство милосердия,  гуманизма, стремления  к красоте,  активное  участие  в общем, деле  через  самоуправление  ученического  коллектива.

   Краеведческая работа  школы  планируется  с  учетом  традиционных  мероприятий,  которые  сложились  внутри  школы  и с  учетом  городских, областных  мероприятий.

    Для  осуществления  данной программы  школы располагает  следующей  материальной  и  научно-методической  базой  и кадровым  обеспечением:

  1. комната – музей
  2. руководитель  краеведческой  работы.
  3. кружок  «Юный  исследователь»
  4. детская  организация  «Цифровые  аборигены»
  5. компьютерный  класс,  Интернет-площадка.
  6. ученический орган  самоуправления  - Совет  музея.
  7. Программы, обеспечивающие  работу  музея

Музейные  фонды  широко  используются  в учебно-методической  и  воспитательной  работе  школы:

  1. При написании  школьных сочинений  на  темы:  «Памятники  нашего  района»,  «Мне  рассказали  о войне»,  «Наши выпускники»,  «Каска, пробитая  пулей»,  «Из семейного  архива»   и  т.д.
  2. Уроки мужества,  уроки истории  при  изучении тем  о войне,  о  60-80-х  гг., готовятся  сообщения  по  материалам   музея  о выпускниках,  погибших в годы  войны.

Весь  актив  музея  занимается  поисковой  работой, сбором  интересных  экспонатов, воспоминаний, участвуют  в  вахте памяти  и  поисковой  работе  школы.  

   

Использованная  литература.

  1. Игольницына  Л.М., Мальцев А.В., Говорина  М.Г. Профилактика  социально-негативных  явлений  в среде  детей, подростков и молодежи. Иркутск, 2005
  2. Практикум по психологическим играм  с  детьми и подростками/ под. ред. Битяновой М.Р., Санкт-Петербург, 2006
  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками, Москва, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся

«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся» Доклад на семинаре по дефектологии

Материал поможет раскрыть, что главный смысл деятельности учителя состоит в том,чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию  успеха...

Пути повышения познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках физики посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности

Практическая направленность физического образования заключается в умении:•выявлять•классифицировать•наблюдать• описывать• оценивать•делать выводы из анализа мышления...