Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»
рабочая программа по теме

Марченко Валентина Алексеевна

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_vyazanie_kryuchkom.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Михайловская общеобразовательная школа»

Киквидзенского муниципального района Волгоградской области

Программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Вязание крючком»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: с 10 до 15 лет

Количество детей: 10 человек

Руководитель: Марченко Валентина Алексеевна,

учитель математики и физики.

хутор Михайловка

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Издревле человек стремился украшать своё жилище, одежду, предметы быта, интерьер. Тем самым выражал свои индивидуальные художественные способности, делая свою жизнь более яркой, красивой, самобытной и эмоционально насыщенной. Рукоделие – это не стареющий вид прикладного искусства, он имеет многовековую историю и сегодня остаётся по-прежнему популярным. Поэтому не последнее место в нашей жизни занимают изделия выполненные вручную. Данная комплексная программа объединяет в себе два вида  рукоделия: вязание крючком и бисероплетение, которые дополняют друг друга.

    Программа рассчитана на 3 года обучения и предполагает комплексное обучение детей различным техникам вязания крючком и бисероплетения. Образовательная программа предусматривает обучение технологии вязания цветов от простого - к сложному, и позволяет по мере освоения технических приёмов вязания крючком и бисером выполнять простые и изысканные модели цветов, букетов, декоративных панно. Также в программу входит бисероплетение, которое является самостоятельным видом прикладного творчества.

 Вязание крючком и плетение бисером - это возможность проявить свои творческие способности, свою индивидуальность. Также  это всегда отдых, разрядка, успокоение для души. Связанные вручную цветы, букеты,  художественно оформленные панно и картины  всегда актуальны и придают интерьеру изысканность и индивидуальность. Вязание остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать модные узоры и модели, с небольшими материальными затратам.

   Время, обучения по данной программе, три года. Основной состав обучающихся - девочки. На занятия  принимаются все желающие без предварительного отбора, по собственному желанию. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Для мониторинга используется таблица диагностики обучения и личностного развития учащихся  приведенная  на стр.9. По окончании обучения дети должны знать: назначение материалов и оборудования, технологию выполнения изделий, характерные особенности и правила ухода за изделиями, уметь составлять цветовую гамму, подбирать материал, самостоятельно работать со схемами,  выполнять законченное вязаное изделие крючком. Освоив навыки вязания и бисероплетения, ребёнок может приступить к работе над более сложными изделиями, как самостоятельно, так и продолжая занятия в объединении.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

  1. создать условия для обучения основам техники вязания крючком и основам бисероплетения;
  2. развивать эстетический вкус, фантазию, творческое отношение к выполняемой работе; развивать умение творчески относиться к работам и мнениям кружковцев;
  3. воспитывать толерантность.

Задачи:

  1. Научить соблюдать технику безопасности при работе с крючком, нитками, металлической проволокой, леской, бисером и инструментами, необходимыми в работе.
  2. Воспитывать эстетический вкус через умение подбирать цветовую гамму, и необходимые принадлежности для будущего изделия;
  3. Научить выполнять  изделия из ниток и бисера, применяя различные техники вязания крючком и плетения бисером.
  4. Научить детей правилам ухода за изделиями.
  5. Воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость;
  6. Создать условия для реализации творческих задумок детей, прививать им культуру общения в группе, создавать благоприятный микроклимат.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема занятия

Количество часов

теор.

практ.

всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Виды петель, их обозначение на схеме.

1

1

2

3

Начальная петля и воздушная петля.  

1

1

2

4

Столбик без накида и полустолбик.

0,5

0,5

1

5

Столбики с накидами.

1

1

2

6

Рельефный столбик. Соединительный столбик.

1

1

2

7

Цветок «Астра»

1

2

3

8

Цветок «Георгин»

1

4

5

9

Цветок «Гербера»

1

4

5

10

Вязание бисером. Инструменты и материалы.

1

-

1

11

Техника плетения бисером.

1

7

8

12

ИТОГО

10,5

21,5

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Водное занятие. (1ч)

План работы учебной группы. Правила поведения в группе и режим работы. История искусства  художественного вязания крючком. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Виды петель, их обозначение на схеме. (2ч)

Знакомство с нитками и крючком. Виды петель. Обозначение петель на схеме. Схемы вязания цветов.

  1. Начальная петля и воздушная петля. (2ч)

 Начальная петелька. Цепочка из воздушных петель. Панно из воздушных петелек. Цветы из воздушных петелек.

  1. Столбик без накида и полустолбик. (1ч)

Введение крючка спереди в воздушную петлю предыдущего ряда. Петля подъёма. Способы введения крючка в столбики без накида предыдущего ряда. Техника выполнения полустолбика.

  1. Столбики с накидами. (2ч)

Введение крючка с накинутой нитью спереди в петлю предыдущего ряда. Техника выполнения столбика с двумя, тремя, четырьмя накидами.

     6.   Рельефный столбик. Соединительный столбик. (2ч)

Введение крючка с накинутой нитью и обвитие вертикальных элементов предыдущего ряда. Техника выполнения рельефного столбика с двумя и тремя накидами.

  1.  Цветок «Астра». (3ч)

Схема вязания цветка «Астра».  Замыкание воздушных петель в кольцо и обвязывание их столбиками без накида. Петли подъёма. Обвязывание воздушных петель столбиками с накидом и полустолбикаим. Техника выполнения цветка по схеме.

  1.  Цветок «Георгин». (5 ч)

Схема вязания цветка «Георгин». Замыкание воздушных петель в кольцо. Обвязывание кольца полустолбиками. Вязание лепестков георгина. Обвязывание лепестков.

  1.  Цветок «Гербера». (5ч)

Схема вязания цветка «Гербера». Замыкание воздушной цепочки в кольцо. Вязание двух рядов лепестков герберы. Сборка цветка.

    10.Плетение бисером. Инструменты и материалы. (1ч)

История бисероплетения. Материал и инструменты: нитки, иглы, ножницы, проволока, леска, плоскогубцы. Виды бисера: бисер, рубленый бисер, стеклярус, бусины.  Демонстрация работ из бисера.

11.Плетение бисером. (8ч)

Техника плетения бисером: плетение в крестик, параллельное плетение, наращивание проволоки, спаренный столбик, петельная техника, гобеленовое плетение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

По окончании первого года обучения, учащиеся

 Должны знать:

  1. Технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
  2. Различные виды ручного вязания крючком и плетения бисером;
  3. Правила ухода и хранения изделий из ниток и бисера.

Должны уметь:

  1. Подбирать необходимые инструменты и материалы для выполнения работы;
  2. Выполнять столбики, вязать по кругу, выполнять простейшие изделия крючком;
  3. Читать схемы для вязания крючком и плетения бисером;
  4. Выполнять простейшие техники плетения бисером;
  5. Подбирать цветовую гамму для будущего изделия, выполнять простейшие изделия крючком.
  6. Общаться в коллективе, оказывать необходимую помощь и поддержку друг - другу, оценивать свои работы и работы других кружковцев.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема занятия

Количество часов

теор.

практ.

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Плетение  из бисера «Орхидея»

    1

5

6

3

Плетение из бисера «Гортензия»

1

5

6

4

Плетение бисером «Дельфины»

1

5

6

5

Плетение бисером «Божья коровка на листке»

1

3

4

6

Вязание крючком «Букет ромашек»

2

6

8

7

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

8

24

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Вводное занятие. (1 ч).

План работы кружка. Повторение правил безопасности труда. Демонстрация изделий, выполненных учащимися за лето.

2. Плетение из бисера «Орхидея». (6 ч.).

Подбор бисера и проволоки. Плетение петель. Выполнение отдельных частей цветка: два заострённых лепестка белого цвета, 2 круглых лепестка белого цвета, 2 лепестка разного цвета, 1 лепесток из бисера разных оттенков, 1 пестик. Сборка цветка. Изготовление стебля.

3. Плетение из бисера «Гортензия». (6 ч.).

Подбор бисера и материала. Изготовление отдельного цветка: работа с низкой бисера, её деление на части, составление цветка. Сборка цветка гортензия. Изготовление листьев.

4. Плетение бисером «Дельфин». (6ч).

Плетение спины дельфина: параллельное плетение. Изготовление брюшка: подплетение спаренным способом, параллельное плетение. Изготовление плавников. Сборка дельфина.

5. Плетение бисером «Божья коровка на листике». (4ч).

Подбор бисера и материалов. Изготовление божьей коровки: параллельное плетение. Изготовление листика: параллельное плетение, спаренный способ. Сборка композиции.

6.Вязание крючком «Букет ромашек». (8ч).

Подбор материала. Вязание элементов цветка ромашка. Вязание на проволоке. Сборка цветка. Составление букета с использованием колосков злаковых растений.

7.Итоговое занятие. (1 ч).

Подведение итогов работы за год. Практические советы. Планы на будущее.

Выставка работ кружковцев.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

По окончании первого года обучения, учащиеся должны знать:

  1. как применять известные им техники плетения бисером и вязания крючком для изготовления изделий.

Уметь :

  1. плести бисером на проволоке, используя параллельное плетение, плетение спаренным способом; вязать крючком, выполнять столбики с накидами, читать схемы.
  2. Составлять композиции из бисера и вязаных цветов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема занятия

Количество часов

теор.

практ.

Всего

1

Вводное занятие

-

1

1

2

 Плетение бисером бабочка «Вороний глаз»

1

2

3

3

Плетение бисером «Синекрылая бабочка»

1

2

3

4

Изготовление композиции «Цветы и бабочка»

1

2

3

5

Изготовление саше «Розочка с бонбоньеркой».

1

3

4

6

Бонсай своими руками.

2

6

8

7

Подготовка творческого отчёта работы кружка.

-

9

9

8

Итоговое занятие

-

1

1

Итого

6

26

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Вводное занятие. (1ч)

План работы в кружка. Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация вязаных изделий, выполненных учащимися за лето.

2.Плетение бисером бабочка «Вороний глаз». (3ч)

Подбор материала. Изготовление брюшка бабочки параллельным плетением. Изготовление крыльев бабочки. Сборка бабочки.

3. Плетение бисером «Синекрылая бабочка». (3 ч).

Подбор материала. Изготовление брюшка бабочки параллельным плетением. Изготовление больших и малых крыльев параллельным плетением. Прикрепление крыльев к брюшку бабочки.

4. Изготовление композиции «Цветы и бабочка». (3ч.).

Подбор цветов для композиции. Изготовление паспарту для композиции. Оформление композиции.

5.Изготовление саше «Розочка с бонбоньеркой». (4ч.).

Изготовление саше: мешочек, подбор трав. Изготовление лепестков розочки. Сборка розочки. Оформление саше.

6.Бонсай своими руками. (8 ч.).

Изготовление ствола деревца из проволоки и гипса. Плетение листочков и цветов для бонсая. Плетение в произвольной технике, освоенной учащимися.

Салфетка с бисерной каймой: Вязание круга, изучение схемы бисерного плетения, плетение ажурной каймы.

Шапочка с бисером: Выбор узора, вязание образца и расчёт петель, нанизывание бисера на пряжу, вязание шапочки.

7.Подготовка творческого отчёта работы кружка. ( 9ч).

Индивидуальная работа учащихся. Подготовка к творческому отчёту.

8. Итоговое занятие. (1ч).

Подведение итогов работы за год. Демонстрация работ. Практические советы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Программа третьего года обучения предполагает более углубленное изучение бисероплетени и вязания крючком.

По окончанию третьего года обучения, обучающиеся

Должны  знать:

  1. правила составления композиций из бисера и вязаных изделий;
  2. составлять схемы для плетения бисером и вязания крючком;
  3.  способы ухода за вязаными и бисерными изделиями;
  4. различные техники плетения бисером и вязания крючком;

Должны уметь:

  1. выполнять все техники вязания крючком и плетения бисером, предусмотренные учебно-тематическим планом;
  2. подбирать  изделия для составления композиций из бисера и вязаных крючком;
  3. самостоятельно  рассчитывать количество ниток на данное изделие, подбирать цветовую гамму, оформлять композиции;
  4. самостоятельно вязать или плести, читая условные обозначения схем;
  5. сочетать в одном изделии различные приёмы вязания крючком и плетения бисером;
  6. слушать и выполнять рекомендации педагога, ставить и решать самостоятельные творческие задачи, работать и общаться в коллективе.

                                                                                                               

Приложение 1

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения и личностного развития воспитанника.

____________________

____________________

показатели

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

нач.года

кон.года

нач.года

кон.года

нач.года

кон.года

Уровень развития позновательных процессов


Внимание


Восприятие


Память

Уровень развития личностных качеств воспитанника

Старательность, трудолюбие


Взаимопомощь

Доведение работы до конца

Общий уровень самоопределения воспитанника



Ключ:

Не владеет – 0 баллов

Низкий уровень – 1 бал

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла

Библиографический список.

Кружок «Вязание крючком»

Литература:

  1. ИзораВаккариФранцароли. Вяжем цветы крючком. М.: «Издательская группа «Контэнт», 2009г.
  2. Елена Хомбах. Вязанные цветы своими руками. М.: Мой мир, 2008г.
  3. ДонателлаЧиотти. Бисер. – Москва «Мир книги» 2004г.
  4. Бетти Барнден. Вязание крючком. Энциклопедия. М.: Арт-Родник, 2009г
  5. Джейн Девис. Вязание с бисером. – Москва «Ниола 21-век» 2005г.
  6. ДонателлаЧиотти. Цветы и букеты из бисера.М.: «Издательская группа «Контэнт»., 2009г.
  7. Е. Золатарета. Подарки из бисера.М.;, Айрис-Пресс, 2009г.

Введено в действие

приказом директора

МКОУ «Михайловская  ООШ»

от _____________________№____

_____________/Н.М. Дудникова/

«___»________________________

Утверждено на педагогическом

совете МКОУ «Михайловская ООШ»

протокол от  ________________№____

Председатель педагогического совета

________________/Н.М.Дудникова/

«___»_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»

Программа дополнительного  образования по направлению« Декоративно-прикладное  творчество»"РАДУГА"...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности «Вязание в радость»

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся, посредством обучения технике ручного вязания.Направление: декоративно-прикладное творчество,  ручное вязаниеСроки реализа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Вязание крючком"

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению ин...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Увлекательное вязание"

Программа "Увлекательное вязание" направлена на  овладение обучающимися техникой вязания крючком, дает возможность каждому открыть для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализо...

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...