Рабочая программа дополнительного образования детей "Увлекательное вязание"
рабочая программа на тему

Татьяна Юрьевна Малышева

Программа "Увлекательное вязание" направлена на  овладение обучающимися техникой вязания крючком, дает возможность каждому открыть для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uvlekatelnoe_vyazanie.docx102 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация городского округа  «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50

                             

"Рассмотрено"                                                                                                  

___________" Утверждаю"          

на педагогическом  совете

протокол № 1 от 29.08.2016 г.

  В.И. Гулидова, директор

МАОУ СОШ № 50

приказ № 116 от 29.08.2016 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Увлекательное вязание»

художественной направленности

возраст детей, на которых рассчитана программа:  12-15 лет

нормативный срок освоения программы – 1 год

Программу составила:

Малышева Татьяна Юрьевна,

педагог дополнительного образования

г. Калининград

2016

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой

мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской ладошке, тем умнее

ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая Программа «Увлекательное вязание» (далее - Программа) разработана в соответствии со статьёй 2.12, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» № 1008 от 29.08.2013 г.; положения «О  дополнительной общеразвивающей программе» МАОУ СОШ       № 50 (далее – Учреждение), утвержденного В.И. Гулидовой, директором Учреждения.                                                                                                                               Программа имеет художественную направленность.

Программа является результатом исследовательской работы педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных прогрессивных методик, инновационных технологий обучения и передового педагогического опыта.

В основу программы положены идеи ряда ученых:

Е.В. Бондаревской о  личностно-ориентированном образовании (ориентированном на ребёнка, и открывающем пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека);

И.П. Волкова о развитии индивидуальных творческих возможностей ученика;

От  Д. Дьюи взята технология проектного обучения. На занятиях используются некоторые приёмы творческого проектирования

Программа «Увлекательное вязание», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.                                                                                  

Новизна Программы состоит в том, что она включает в себя несколько направлений. Такой подход позволяет детям освоить различные технологии в изготовлении вязаных работ, удовлетворить потребности в приобретении новых знаний, умений, применить знания комплексно на предметах быта, в одежде, интерьере, в предметном дизайне... Процесс усвоения программного материала проходит не только по принципу от простого к сложному, но и путем смены занятий, их разнообразия. Обучение строится по принципу проектной деятельности. Дети обучаются непосредственно в процессе вязания конкретного изделия и с каждым завершенным изделием узнают и отрабатывают новые приемы техники вязания. Такой метод обучения в процессе работы весьма эффективен. По окончании работы проходит обсуждение выполненных изделий, устраивается своеобразная мини – выставка,  что позволяет детям объективно оценить результаты своей деятельности и получить стимул для реализации новых идей.

Актуальность программы обусловлена выполнением социального заказа на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров и практических навыков, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире, а также её практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты,  учатся своими руками создавать неповторимые, уникальные вещи. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности, способствует самоутверждению, самореализации и успешной социализации личности ребенка. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, поможет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Программа ориентирована на изучение и творческое освоение богатых традиций своей Родины.

Практическая значимость. Занятия вязанием развивают не только мелкую моторику, глазомер, координацию движения, но и различные виды памяти, внимания, наблюдательности, воображения, мышления , раскроют творческий потенциал каждого ребенка. Приобретенные знания и навыки работы  дети могут применять в дальнейшей жизни.                                      Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что обучение технологии вязания проводится в процессе вязания конкретного изделия, благодаря чему интерес еще более возрастает после полученного результата. В данной программе необходимо отметить межпредметные  связи. Здесь пригодятся знания по математике (расчет, прибавление и убавление петель), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета). Знание народных обычаев и традиций, полученное на уроках истории, позволит обучающимся более трепетно относиться к тому, что было создано руками наших предков.  Работу дети начинают с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы могли быстро увидеть результат своего труда, проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная Программа. Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности. В основу программы положены идеи ряда ученых: Е.В. Бондаревской о  личностно-ориентированном образовании (ориентированном на ребёнка, и открывающем пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека); И.П. Волкова о развитии индивидуальных творческих возможностей ученика; От  Д. Дьюи взята технология проектного обучения.

Ключевые понятия. При освоении программы используются такие понятия, как: терминология вязания (первая (начальная) петля, воздушная петля, накид, столбик без накида, столбик с накидом, столбики с 2,3,4накидами,рельефный столбик, пико, пышный столбик, рачий шаг, петля поворота, внешняя полупетля, внутренняя полупетля, петля смещения, прибавка, убавка, круговое вязание, основная петля, раппорт, маркер) условные обозначения, технологическая карта, техника вязания, схема вязания, мастер-класс.

Цель: духовно – нравственное, художественное развитие личности, как носителя и хранителя русской национальной культуры и народных промыслов.

Создать условия для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания.

Задачи:                                                                                                                                                               1. Расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном творчестве;                                                                                                                                                                                  2. Научить техническим и специальным знаниям изготовления изделий крючком.                                3. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

4. Развить интерес к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства различных времен и народов.

5. Сформировать потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.

6.Воспитать интерес к декоративно-прикладному исскуству, обогатить нравственный опыт детей.                                                                                                                                                         Принципы отбора содержания.   Принцип доступности - могут заниматься как одаренные дети, так и дети «проблемные» – с отклонениями  в развитии, в поведении; дети, еще не нашедшие своего особого призвания; дети-инвалиды.  Принцип преемственности - программа дает возможности продолжить курс изучения предмета "Технология", где очень мало времени уделяется изучению технике вязания крючком.  Принцип актуальности- в современном мире уделяется все больше внимания возрождению старинного рукоделия. Вещи связанные своими руками очень дорого ценятся, они неповторимы, несут в себе положительную энергетику.       Основные формы  занятий. Практическая часть составляет от 65% до 75% учебного времени, в основном это индивидуальная работа. Присутствуют выставки, конкурсы, проекты. Каждое занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Все задания располагаются в порядке возрастающей трудности с учетом возраста воспитанников. Упражнения выполняются по готовым схемам, а также придуманным детьми самостоятельно. На занятиях дети делают записи в тетрадях, объясняющие выполнение наиболее сложных приемов, а также последовательность выполнения каждого изделия. Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы.                                                                                                Возраст детей и их психологические особенности. Программа рассчитана на обучающихся от 11 до 16 лет.                                                                                                                                                     Программа состоит из трех модулей:                                                                                                                             1 – обучение подростков 5 классов                                                                                                                               2 – обучение подростков 6,7 классов                                                                                                                       3 – обучение подростков 9,10 классов

В возрасте 10 -11 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребенка. Важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении творческих работ. Детям младшего возраста трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, что предупреждает переутомление.

Возрастная группа 12-14лет. В этот период происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на результативность. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий уровень группы. Высокий уровень аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели достаточны для участия в учебно-исследовательской работе, подготовки и защиты собственных проектов на конференциях.

У обучающихся 15-17-лет уже формируются профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, самосовершенствования. Основное направление- проектная деятельность.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы- 3года.                                          Режим занятий:                                                                                                                                                   с воспитанниками 5 классов 1 раз в неделю 3 часа                                                                                               с воспитанниками 6,7 классов 1 раз в неделю 3 часа                                                                                               с воспитанниками 9,10 классов 1 раз в неделю 3 часа                                                                                               Возможно, продолжать занятия и после 3-го модуля обучения для желающих развивать свой творческий потенциал дальше. Длительность занятий составляет 35 минут.

Модуль

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятия, мин

Общее количество часов

1 модуль – обучение подростков 5 классов

1 год обучения

3

35

150

2 модуль – обучение подростков 6,7 классов

2 год обучения

3

35

150

3 модуль – обучение подростков 9,10 классов

3 год обучения

3

35

150

Особенности набора детей.  В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, не всегда имеющие опыт и навыки вязания, обладающие какими-либо художественными способностями или просто дети, которые имеют желание заниматься по данному профилю.                                                                                                                                               Приемы и методы организации занятий: Программа предлагает инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно – воспитательной деятельности работы с детьми: беседы – показ, беседа – обсуждение, конкурсы, викторины, самостоятельная работа, выставки вязаных изделий, экскурсии, работа со старинными образцами, посещение музея, подготовка и проведение праздничных ярмарок-распродаж. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено: предоставление участнику коллектива свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Изучение каждой темы завершается практическими занятиями, конкурсами на лучшее вязаное изделие, мини выставками. Воспитанники, имеющие организаторские способности, овладевшие навыками вязания, проводят мастер-классы для детей младшего возраста. В результате освоения Программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающимися технологией вязания разнообразных изделий.

Прогнозируемые результаты.  

По завершению освоения первого модуля воспитанники должны знать:

  • правила поведения;
  • правила техники безопасности при работе с крючком, с режущими и колющими инструментами;
  • общие сведения по истории вязания;
  • основные приемы вязания крючком и технику выполнения несложных изделий;
  • условные обозначения, понятия "раппорт";
  • основы цветоведения;
  • основы материаловедения: классификацию и свойства волокон;

уметь:

  • свободно пользоваться схемами по вязанию;
  • гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
  • различать пряжу из натуральных и химических волокон;
  • пользоваться описаниями и схемами;
  • выполнять изделия: игрушки из помпонов, вязаные сувениры и несложные игрушки, салфетки из мотивов, аппликации из вязаных деталей;
  • организовать и содержать в порядке рабочее место;

приобрести навыки:

  • четкого выполнения основных приемов вязания;
  • умение выполнять несложные изделия и создавать свои на основе полученных знаний, используя творчество и фантазию, «стильно» оформлять изделия.

По завершению освоения второго модуля должны знать:

  • сведения о материалах и инструментах. приспособлениях для выполнения работ;
  • способы вязания мелких деталей (сувениров и украшений к одежде);
  • правила ухода за изделиями;
  • разные способы вязания салфеток;
  • технологию вязания цветов и цветочных композиций;
  • технологии вязания игрушек.

уметь:

  • сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работы
  • разбираться в схемах и чертежах;
  • вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
  • создавать своими руками красивые и полезные вещи;
  • ухаживать за  изделиями и хранить их согласно правилам.

        приобрести навыки:

  • умения изготавливать подарочные изделия;
  • умения вязать изделия самостоятельно по описаниям и схемам;
  • умения коллективно работать и создавать коллективные работы.

По завершению освоения третьего модуля воспитанники должны знать:

  • основы проектной деятельности;
  • правила при составлении узора при вязании крючком.

уметь:

  • вести учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  • выполнять изделия самостоятельно;
  • самостоятельно выбирать фасон, узор, производить расчет петель;
  • применять полученные знания на практике.

 приобрести навыки:

  • вязания различных изделий как по готовым схемам, так и по своим разработкам;
  • умения самостоятельно разрабатывать и создавать творческие проекты с использованием знаний, умений и навыков, полученных за период обучения;
  • использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности;
  • заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.

совмещать ранее изученные техники и методики для создания работ более высокого качества.

Механизм оценивания  образовательных результатов:

Текущий  контроль

Итоговый   контроль

     Внешний контроль

  Ответ на занятии, тестовые  задания, самостоятельные работы,  обсуждения выполненных работ .

 Выставки творческих работ, участие в выставках, творческих конференциях школьного уровня, портфолио ученика                                      

Участие в муниципальных,  региональных, международных конкурсах и выставках,олимпиадах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы Формой подведения итогов Программы является итоговая аттестация в форме выставки, (1-ый и 2-ой модуль) и творческого отчета (3-ой год модуля).

В отделе декоративно – прикладного творчества существуют уровни обученности:

I уровень - репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III и IV уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

В целях улучшения освоения Программы проводится промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация проводится индивидуально и строгих сроков не имеет. Итоговая –обязательная и проводится в конце года. Обучающийся может сам вести учет своих творческих достижений. Для этого в рабочей тетради, где воспитанник отмечает свои достижения, можно использовать следующую схему:

Карточка самооценки

Тема.

Что мною сделано

Мои успехи и достижения

Над чем мне нужно работать

Воспитанник учится формировать самооценку, что очень важно для его развития. Все приходят с разными навыками и способностями, поэтому сроки реализации программы могут быть индивидуальны. Если ребенок успешно освоил программу, то ему создается отдельное направление с учетом его запросов, интересов и потребностей. Также осуществляется индивидуальный подход к детям, не успевшим реализовать программу.

Критерии умений и навыков технологических приемов в различных разделах программы (первый модуль обучения по 10-бальной шкале)

Вид работы

Низкий уровень

2-3 балла

Средний уровень

4-7 баллов

Высокий уровень

8-10 баллов

Умение пользоваться инструментами

Не знает и путает инструменты, не умеет ими пользоваться

Знает предназначение, но не уверенно держит в руках

 Хорошо знает и применяет в работе

Знания основных свойств  материалов. Умение подбирать нужные материалы.

Не различает виды материалов по свойствам

Различает виды материалов по свойствам, но не умеет правильно применить их к изделию

Хорошо разбирается  в свойствах материалов, грамотно применяет к разным видам изделий

 Овладение основными приемами вязания крючком.

Не владеет технологиями выполнения  различных столбиков, не знает назначения

Владеет технологиями выполнения столбиков, умеет правильно применять их в изделии

 Владеет всеми основными приемами вязания крючком, умело сочетает их в изделии

 Владение способами художественного

оформления.

 Имеет поверхностные знания о способах художественного

оформления.

Знает некоторые приемы художественного

Оформления и только их применяет в изделии

 Знает все основные приемы, умело применяет в изделии, соблюдает точность и аккуратность.

Изготовление  поделок к выставкам

Нет желания проявить фантазию, выполняет работу без инициативы и не аккуратно

Выполняет работу аккуратно, но не умеет проявить фантазию и самостоятельность.

Всегда проявляет инициативу и фантазию, выполняет работу заинтересованно и аккуратно

Критерии оценивания личности воспитанника

Отношение к себе и к окружающим

Отношение к делу

Низкий уровень

1-3 балла

1.Находится на занятиях без желания, не принимает участия в коллективном творческом процессе

2. Пришел в творческое объединение «за кампанию», не может определиться, зачем ему это нужно

3. В творческое объединение привели родители, редко проявляет интерес к творческой деятельности

1. Не проявляет старательность, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель

2. Берется за работу с желанием, но не доводит до конца, присутствует ради общения

3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения

 Средний уровень

4-6 баллов

1.Периодически стремится к творческой деятельности, побуждаемый желанием выделиться среди других

2.Часто стремится к совместной творческой деятельности в целях общения с друзьями и  самовыражения

3. Регулярно стремится к творческой деятельности в целях, старается хорошо выполнить дело

1. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений

2.Может работать с интересом, особенно, если хочет выделиться перед другими

3.Работает добросовестно, ждет одобрения педагога

Высокий уровень 7-10 баллов

1. Участвует в творческом процессе, проявляет мотив самореализации.

2. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие

3. Участвует в творческом процессе побуждаемый потребностью самореализации

4. Активно стремится к совместной творческой работе, имеет высокий творческий потенциал

1.Работает добросовестно, старательно, любую работу доводит до конца, считает что иначе нельзя.

2.Проявляет интерес и  активно участвует в коллективной работе, проявляет творчество и фантазию

3. Может возглавить творческую группу

Организационно-педагогические условия реализации программы Реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную позицию творца. Педагог ориентирует обучающегося на высокое качество, помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает для него мир творчества.

Учебный план

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

Содержание

Теория

Практика

Самоподготовка

Всего

Введение в программу

3

3

Раздел 1.Игрушки помпоны своими руками.

1

5

6

Раздел 2. Вязание крючком. Основные приемы вязания.

3

24

27

Раздел 3. Вязание сувенира и игрушки

1

26

27

Раздел 4. Аппликация из вязаных деталей

1

17

18

Раздел 5. Ажурное вязание по кругу

1

11

12

Раздел 6. Простая игрушка.

1

11

12

Раздел 6.Итоговое занятие. Выставка творческих работ. Подведение итогов  по программе. Награждение за активную и творческую работу.

3

3

Самоподготовка

42

                                                  Всего часов:          

11

97

42

150

ВТОРОЙ МОДУЛЬ

Содержание

Теория

Практика

Самоподготовка

Всего

Введение в программу

2

2

Раздел 1. Игрушки -сувениры

1

11

12

Раздел 2. Игрушки-зверушки.

2

33

35

Раздел 3 Игрушка из фактурной  пряжи.

1

21

22

Раздел 4. Мне бы все в куклы играть.

2

32

34

Раздел 5. Итоговое занятие. Выставка творческих работ. Подведение итогов  по программе. Награждение за активную и творческую работу.

3

3

Самоподготовка

42

42

                                                              Итого:          

8

101

42

150

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

Содержание

Теория

Практика

Самоподготовка

Всего

Вводное занятие

1

1

Раздел 1. Игрушки зверюшки на каркасе

2

28

30

Раздел 2.Коты знакомые и загадочные

1

29

30

Раздел 3.  Мне бы все в куклы играть.

1

29

30

Раздел 4.  Цветы, которые никогда не завянут

1

14

15

Раздел 3. Итоговое занятие. Выставка творческих работ. Подведение итогов  по программе. Награждение за активную и творческую работу.

3

3

Самоподготовка

42

42

                                                              Итого:          

6

102

42

150

Календарный учебный график Программы

Год реализации

программы

Начало

Учебного

года

I

Учебный период

I

Каникулярный период

II

Учебный период

II

Каникулярный период

III

Учебный период

III

Каникулярный период

IV

Учебный период

IV

Каникулярный период

V

Летний период

Продолжительность

учебного года

Учебный период

Июнь

Июль

Август

1 ГОД

1-ЫЙ

РАБОЧИЙ ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ

8

недель

9-ая

неделя

8

недель

18-ая

неделя

6

недель

25-ая

неделя

6

недель

32-ая

неделя

7

недель

5

недель

5

недель

4

недель

52 недели

Условные обозначения:

Ведение занятий по расписанию.

Самостоятельная подготовка.

Подведение итогов.


Календарно- тематическое планирование

Первый модуль

Календарные месяцы

Содержание

Цели и задачи

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Ожидаемые результаты

Сентябрь.

Введение в программу.3ч

0.1 Знакомство с обучающей программой. Правила поведения в мастерской.

0.2 Права и обязанности воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.

0.3 Начальная диагностика.

Вводное занятие.

Сформировать основные навыки безопасного поведения во время занятий. Познакомить с видом рукоделия, ассортиментом изделий, применением в быту.

Лекция с элементами беседы, вовлечение в игровую деятельность.

Инструкция по ТБ, презентация ассортимента изделий и их применения в жизни.

Знания по т/б, мотивация на успешную деятельность.

                                                                                          Раздел 1.  Игрушки помпоны своими руками.6ч

1.1 История развития. Материалы и инструменты.

1.2 Изготовление классического круглого помпона. 1.3 Помпоны на карандаши.

1.4 Игрушка из помпонов "Цыплята". Заготовка шаблонов.

1.5 Игрушка из помпонов "Цыплята".Практическая работа по изготовлению.

1.6 Игрушка из помпонов "Цыплята". Сборка, оформление. Обсуждение готовых работ

Сформировать умения работы с пряжей, познакомить обучающихся с изделиями из помпонов; познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для выполнения игрушек в данной технике; научить приемам намотки пряжи на шаблоны; познакомить с последовательностью выполнения игрушек из помпонов.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация образцов, показ приемов вязания.

Практический: упражнение.

Аналитический: наблюдение, самоанализ, взаимоанализ.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Презентация по изготовлению игрушек.

Продукт данного раздела- игрушка из помпонов.

Раздел 2.  Вязание крючком. Основные приемы вязания. 27ч

2.1. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Знакомство с ассортиментом изделий.

2.2. Основы материаловедения. Санитарно-гигиенические правила безопасной работы.

2.3 .Основы цветоведения.

Познакомить с материалами и инструментами для вязания крючком, научить правилам подбора крючков в соответствии с толщиной нити, способствовать пониманию правильного выбора нитей в зависимости от вида изделий и их назначений, способствовать усвоению первоначальных навыков вязания.

Научить основным приемам вязания крючком, чтению схем, развить образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук, развивать трудовую и творческую активность.

Беседа с детьми,   показ схематического обозначения петель и столбиков, объясне-ние материала, чтение основного узора, самостоятельная работа со схемами, вязание простых схем,

обучение приемам прибавления и убавления петель.

Ассортимент изделий.  Инструменты и материалы. Методическая и обучающая литература. Обучающие презентации по  приемам вязания основных столбиков и петель.

Образцы вязания.

Знания истории рукоделия.

Знать и уметь выполнять основные виды петель, приемы вязания крючком.

Уметь вязать круг, овал, простые узоры по схеме.

Продукт данного раздела- картина "Птички на окне".  

Ок-тябрь

2.4  Условные обозначения, применяемые при работе с крючком.

2.5 Приемы образования начальной воздушной петли. Начало вязания.

2.6 Цепочка из воздушных петель. Изготовление закладок для книг.

2.7 Картины из цепочек. Ассортимент изделий.

2.8  Панно " Птички на окне". Выбор цветовой гаммы. Практическая работа - вязание цепочек.

2.9  Панно " Птички на окне". Практическая работа -изготовление помпонов.

2.10  Панно " Птички на окне". Сборка. Оформление. Обсуждение готовых работ.

2.11 Соединительный столбик. Назначение. Приемы вязания. Практическая работа по изготовлению образца.

2.12 Столбик без накида. Назначение. Приемы вязания. Практическая работа по изготовлению образца.

2.13 Вязание по кругу. Технология выполнения.

Схема вязания круга.

2. 14 -2.15  Круг. Практическая работа.

Но-ябрь

2.16-2.17  Овал. Схема вязания. Практическая работа.

2.18-2.19   Полустолбик с накидом. Применение. Приемы вязания. Практическая работа по изготовлению образца.

2.20-2.22  Столбик с накидом. Применение. Приемы вязания. Практическая работа по изготовлению образцов.

2.23 Столбики с двумя накидами. Применение.

Приемы вязания. Практическая работа по изготовлению образца.

2.24  Схема вязания крючком. Чтение схем.

2.25 Убавление и прибавление петель.

 2.26-2.27  Практическая работа - вязание простых узоров по схеме.

Раздел3.  Игрушки-сувениры.27ч

3.1 .Технология выполнения плоских игрушек- сувениров. Основные правила вязания.  Материалы и инструменты.

 Познакомить детей с историей вязаной игрушки, дать основы теоретических и практических навыков по созданию вязаной игрушки, научить работе с текстами - описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Материалы и инструменты. Методическая и обучающая литература. Образцы готовых изделий.

Знать правила вязания игрушек-сувениров.Продукт данного раздела- закладка "Котенок",

сувенир "Совенок",

игрушка -сувенир "Котенок на подставке",

игольница "Пирож-ное", одна любая игрушка-сувенир  по выбору.

Де-кабрь

3.2 Сувенир-закладка в книгу "Котенок" Цветовое решение. Выбор материала. Изучение описания.

3.3 Сувенир-закладка в книгу "Котенок" . Вязание деталей головы и тела.

3.4 Сувенир-закладка в книгу "Котенок" . Соединение деталей и обвязка края.

3.5 Сувенир-закладка в книгу "Котенок" . Соединение деталей и обвязка края.

3.6 Сувенир-закладка в книгу "Котенок" . Оформление изделия.

3.7. Технология выполнения объемных игрушек- сувениров. Основные правила вязания.  Материалы и инструменты.

3.8.Игрушка -сувенир "Совенок". Подбор цветовой гаммы. Приемы вязания объемной формы.

3.9 Игрушка -сувенир "Совенок". Вязание основы.

3.10 Игрушка -сувенир "Совенок". Набивка основы наполнителем. Прием завершения края.

3.11  Игрушка -сувенир "Совенок". Вязание крылышек, заготовок для глаз.

3.12  Игрушка -сувенир "Совенок". Сборка,

оформление.

3.13. Игрушка-сувенир "Котенок на подставке"  Цветовое решение. Выбор материала. Изучение описания.

Ян-варь

3.14 Игрушка-сувенир "Котенок на подставке".  Вязание головы по описанию. Набивка наполнителем, закрытие края.

3.15 Игрушка-сувенир "Котенок на подставке".  Вязание тела по описанию. Набивка наполнителем.

3.16 Игрушка-сувенир "Котенок на подставке".  Вязание хвоста по описанию. Набивка наполнителем.

3.17 Игрушка-сувенир "Котенок на подставке".   Вязание основы, крепление основы к картону.

3.18 Игрушка-сувенир "Котенок на подставке".   Сборка. Оформление изделия.

3.19 Сувенир -игольница" Пироженое". Цветовое решение. Выбор материала. Изучение описания.

3.20 Сувенир -игольница" Пироженое" Вязание основы верхней части.

3.21 Сувенир -игольница" Пироженое" Вязание основы нижней части..

3.22 Сувенир -игольница" Пироженое" Вязание взбитых сливок.

3.23 Сувенир -игольница" Пироженое". Вязание украшений для оформления.

3.24 Сувенир -игольница" Пироженое". Сборка. Оформление изделия.

3.25 Изготовление игрушки- сувенира по выбору

Фев-раль

3.26-3.27  Изготовление игрушки- сувенира по выбору

Раздел 4.Аппликация из вязаных деталей 18ч

4.1.Обзор изделий, созданных способом аппликации. Применение в украшении одежды и интерьера.

 4.2 Технология вязания деталей аппликации. Условные обозначения и чтение схем вязания листочков.

4.3 Плотный лист. Практическая работа по вязанию.

4.4 Лист с утолщенным краем. Практическая работа по вязанию.

4.5 Овальный лист. Практическая работа по вязанию.

4.6 Лист с зубчиками. Практич. работа по вязанию.

4.7 Технология вязания цветов. Условные обозначения и чтение схем вязания.

4.8 Цветок с узкими лепестками. Пр. раб. по вязанию.

4.9  Многослойный цветок. Пр. работа по вязанию.

4.10 Роза. Практическая работа по вязанию.

 Сформировать знания о способах создания композиций из вязаных деталей, практические навыки вязания элементов по схемам  с последующим применением их в композиции. Создать условия для реализации творческих задумок обучающихся.

Словесный: объяснение. Наглядный: демонстрация образцов, показ приемов вязания.

Практический: упражнение.

Аналитический: наблюдение, самоанализ, взаимоанализ.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий.

Знать приемы вязания деталей аппликации, уметь выполнять их по схеме, варианты применения. Продукт данного раздела- аппликация "Земляничка"

Март

4.11 -4.12 Создание аппликации из готовых деталей.

4.13 Аппликация"Земляничка" Выбор цветовой гаммы.

4.14 -4.15 Аппликация"Земляничка" Практическая работа по вязанию основы-круга.

 4.16 Аппликация"Земляничка"  Практическая работа по вязанию листочков.

4.17 Аппликация"Земляничка" Практическая работа по вязанию ягод и цветов.

4.18 Аппликация"Земляничка". Инструменты и приспособления для закрепления деталей на основу. Техника безопасности при работе с ними.

Оформление в композицию.

Раздел 5. Ажурное вязание по кругу 12ч

5.1 Обзор изделий связанных по кругу. Применение в оформлении интерьера и украшении одежды. Чтение схем вязания.

5.2  Общие понятия композиции и мотива. Использование мотивов в композиции.

5.3 -5.5  Вязание мотивов.

Научить учащихся художественному вязанию крючком. Сформировать практические навыки и умения вязания ажурных узоров по кругу,  научить читать схемы вязания и применять их в работе. Научить приемам соединения мотивов и оформлению готового изделия.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация образцов, показ приемов вязания.

Практический: упражнение.

Аналитический:

Методическая и обучающая литература. Образцы готовых изделий.

Уметь читать схемы вязания, вязать по схеме небольшие мотивы. Продукт- салфетка из мотивов.

Апрель

5.6  Приемы соединения мотива в процессе вязания.

5.7  Салфетка из мотивов. Выбор изделия . Чтение схемы. Выбор материала.

5.8 -5.11 Практическая работа по вязанию салфетки.

5.12  Влажно-тепловая обработка изделия

наблюдение, самоанализ.

Раздел 6. Простая игрушка.12ч

6.1  Знакомство с миром вязаной игрушки. Виды игрушек. Технология выполнения игрушек. Основные правила вязания.  Материалы и инструменты.

 6.2  Игрушки - "Пухлики". Подбор цветовой гаммы.  Чтение описания. Выбор персонажа.

6.3  Игрушки - "Пухлики". Вязание основы: голова-тело-ноги.  Техника смены цвета нити.

6.4-6.6  Игрушки - "Пухлики". Вязание основы: голова-тело-ноги. Набивка наполнителем.

 Познакомить с видами вязаной игрушки. На примере вязания простой игрушки закрепить знания и практические навыки  приобретенные ранее,  учить работе с текстами - описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Материалы и инструменты. Методическая и обучающая литература. Образцы готовых изделий.

Знать правила вязания простой игрушки. Продукт- игрушки "Пухлики".

Май

6.7 Игрушки - "Пухлики". Вязание основы: голова-тело-ноги. Разделение вязания на две равные части.

6.8 Игрушки - "Пухлики". Вязание ног.

6.9 Игрушки - "Пухлики". Вязание ручек.

6.10 Игрушки - "Пухлики". Вязание мордочки, ушек и хвостика.

6.11 Игрушки - "Пухлики" Вязание деталей для оформления.

6.12  Игрушки - "Пухлики" Сборка и оформление.

Раздел 6. Итоговое занятие.3ч

6.1 Выставка творческих работ, сделанных за год.

6.2 Выставка творческих работ, сделанных за год.

6.3Подведение итогов  по программе.

Подвести  итоги за год. Контроль роста, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Выставка работ .

 Июнь

Работа по программе летней занятости "Творческая мастерская"

Применять полученные умения и навыки.

Творческая деятельность.

Интернет.

Изделие на выбор.

   Июль

Самоподготовка

Применять полученные умения и навыки.

Творческая деятельность.

Интернет.

Изделие на выбор.

Ав-густ

Самоподготовка

Применять полученные умения и навыки.

Творческая деятельность.

Интернет.

Изделие на выбор.

Второй модуль

Календарные месяцы

                                Содержание

Цели и задачи

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Ожидаемые результаты

Сен-тябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Введение в программу2ч

0.1.Знакомство с обучающей программой. Правила поведения в мастерской. Права и обязанности воспитанников.

0.2 Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика.

Сформировать основные навыки безопасного поведения во время занятий. Познакомить с программой, ассортиментом изделий, применением их в жизни.

Лекция с элементами беседы, вовлечение в игровую деятельность.

Инструкция по ТБ, презентация ассортимента изделий и их применения в жизни.

Знания по т/б, мотивация на успешную творческую деятельность.

Раздел 1. Игрушки -сувениры 12ч

1.3 Технология вязания игрушки-сувенира. Обзор вязаных праздничных сувениров. Многообразие  техник исполнения.

1.4 Сувенир "Забавный котик". Цветовое решение. Выбор материала. Изучение описания.

1.5. Сувенир "Забавный котик". Вязание основы: ноги-тело-голова.  Набивка наполнителем. Закрытие края.

1.6. Сувенир "Забавный котик". Вязание ручек и хвостика.

1.7 Сувенир "Забавный котик". Сборка и оформление. Обсуждение готовых работ

1.8. Брелок "Совенок". Технология вязания узора со сменой нити. Изучение схемы. Выбор цветовой гаммы.

1.9. Брелок "Совенок". Вязание двух частей тела-головы. Техника смены цвета.

1.10. Брелок "Совенок". Вязание двух частей тела-головы. Техника смены цвета.

1.11. Брелок "Совенок". Соединение деталей. Вязание крылышек, глаз.

1.12. Брелок "Совенок". Сборка и оформление. Обсуждение готовых работ.

 Познакомить детей с историей вязаной игрушки, дать основы теоретических и практических навыков по созданию вязаной игрушки, научить работе с текстами - описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Мастер-класс по изготовлению игрушек.

Продукт данного раздела- сувенир"Забавный котик", брелок "Совенок", игольница "Улитка-цветочек".

                                                                                                        Раздел 2.  Игрушки-зверушки.34ч

4.1 Бескаркасная игрушка. Ассортимент изделий, применение .Технология изготовления

4.2. Розовый кот. Чтение технологической каты, последовательность выполнения. Выбор цветовой гаммы.

4.3. Розовый кот. Практич. работа по вязанию головы.

4.4 Розовый кот. Практич. работа по вязанию головы.

4.5 Розовый кот. Практич. работа по вязанию ручек.

4.6 Розовый кот. Практич. работа по вязанию ручек.

4.7 Розовый кот. Практич. работа по вязанию ножек.

4.8. Розовый кот. Практич.  работа по вязанию ножек.

4.9. Розовый кот. Практическая работа по вязанию хвостика и мордочки..

4.10. Розовый кот. Практ. работа по вязанию шапочки.

4.11. Розовый кот. Практ. работа по вязанию шарфика.

4.12. Розовый кот. Сборка и оформление. Обсуждение готовых работ.

4.13  Игрушка на каркасе. Особенности изготовления каркасных игрушек. Обзор изделий.

4.14 Котик Марсик. Чтение технологической каты,  определение последовательности выполнения. Выбор цветовой гаммы.

4.15  Котик Марсик. Пр. раб. по вязанию ножек.

4.16  Котик Марсик.  Пр. раб. по вязанию ножек.

4.17 Котик Марсик. . Прак. работа- соединение ножек, переход на туловище

4.18  Котик Марсик. . Пр.раб. по вязанию туловища.

4.19  Котик Марсик. Практическая работа по вязанию туловища. Изготовление каркаса.

4.20   Котик Марсик. Практическая работа –переход на вязание головы.

4.21  Котик Марсик. Пр. раб. по вязанию головы.

4.22   Котик Марсик. Пр. раб. по вязанию ручек.

4.23   Котик Марсик. Пр. раб. по вязанию ручек.

4.24  Котик Марсик. Практическая работа по вязанию ушек и мордочки.

4.25.  Котик Марсик. Сборка и оформление. Обсуждение готовых работ.

4.26-4.34 Вязание игрушки по выбору.

Познакомить  с особенностями вязания бескаркасных и каркасных игрушек-животных , дать основы теоретических и практических навыков по созданию вязаной игрушки  , закреплять знания по работе с текстами -описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Мастер-класс по изготовлению игрушек

Знать правила выполнения игрушки без каркаса и игрушки на каркасе, уметь их применять в работе. Продукт раздела- игрушка розовый кот, мишка- Валентинчик , игрушка по выбору.

                                                                             Раздел 3. Игрушка из фактурной  пряжи.23ч

5.1  Виды и особенности фактурной пряжи.  Технология вязания. Варианты и разнообразие изделий.

5.2 Игрушка-сувенир «Овечка». Чтение технологической каты, последовательность выполнения. Выбор цветовой гаммы.

5.3  Игрушка-сувенир «Овечка». Практическая работа по вязанию туловища.

5.4 Игрушка-сувенир «Овечка». Практическая работа по вязанию головы.

5.5 Игрушка «Овечка». Пр. раб. по вязанию ножек.

5.6 Игрушка «Овечка». Сборка, оформление. Обсуждение готовых работ.

5.7 Игрушка «Кот – шарик» Чтение технологической каты, последовательность выполнения. Выбор цветовой гаммы.

5.8  Игрушка «Кот – шарик» Практическая работа по вязанию туловища-головы.

5.9  Игрушка «Кот – шарик» Практическая работа по вязанию туловища-головы.

5.10 Игрушка «Кот – шарик» Практическая работа по вязанию туловища-головы.

5.11  Игрушка «Кот – шарик» Наполнение туловища-головы синтепоном. Оформление.

5.12  Игрушка «Кот – шарик» Прак. раб.по вязанию лап.

5.13  Игрушка «Кот – шарик» Прак. раб.по вязанию лап.

5.14 Игрушка «Кот – шарик» Прак. раб. по вязанию лап.

5.15 Игрушка «Кот – шарик». Прак. раб. по вязанию хвоста..

5.16 Игрушка «Кот – шарик».  Сборка, оформление.  Обсуждение готовых работ.

5.17 -5.23 Вязание игрушки по выбору.

Познакомить  с видами и особенностями фактурной пряжи, дать основы теоретических и практических навыков по созданию вязаной игрушки из фактурной пряжи, закреплять знания по работе с текстами -описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Мастер-класс по изготовлению игрушек.

Знать особенности выполнения игрушек из фактурной пряжи, уметь работать с фактурной пряжей. продукт раздела- игрушка-сувенир "Овечка", Игрушка "Кот-шарик", изделие по выбору.

                                                                                 Раздел 4. Мне бы все в куклы играть.34ч

7.1 Виды вязаных игрушек-кукол. Технология вязания .Чтение технологических карт.

7.2. Куколка-малышка. Чтение и проработка технологической карты. Выбор цветовой гаммы.

7.3 Куколка-малышка. Практическая работа по вязанию детали: голова-тело.

7.4  Куколка-малышка. Практическая работа по вязанию детали: голова-тело.

7.5. Куколка-малышка. Практическая работа по вязанию детали: голова-тело.

7.6 Куколка-малышка. Пр. работа по вязанию ручек

7.7. Куколка-малышка. Пр. работа по вязанию ножек.

7.8 Куколка-малышка. Пр. работа по вязанию ножек.

7.9 Куколка-малышка. Пр. работа по вязанию башмачков, юбочки

7.10 Куколка-малышка. Пр. работа по вязанию паричка и хвостиков..

7.11 Куколка-малышка Сборка, оформление. Обсуждение готовых работ.

7.12 Кукла Поваренок. Чтение и проработка технологической карты. Выбор цветовой гаммы.

7.13-7.17 Кукла Поваренок. Практическая работа по вязанию единой детали: ноги-тело-голова.

7.18 Кукла Поваренок. Практическая работа: изготовление каркаса, набивка игрушки наполнителем.

7.19 Кукла Поваренок. Пр. раб. по вязанию пальчиков.

7.20 Кукла Поваренок. Практическая работа по сборке пальчиков в ладонь. Изготовление каркаса для рук.

7.21 Кукла Поваренок. Пр. работа по вязанию рук.

7.22 Кукла Поваренок. Пр. работа по вязанию колпака.

7.23 Кукла Поваренок. Сборка, оформление. Обсуждение готовых работ.

7.24-7.34 Вязание куклы по выбору.

Научить применять полученные знания и умения в изготовлении кукол. 

Развивать творческие способности, внимательность и эстетический вкус при изготовлении изделий.

Словесные (объяснение, беседа);наглядные (показ, демонстрация презентации); практические (изотовление куклы).

Презентации о видах и способах изготовления кукол, технологические карты изготовления, образцы кукол.

Знать технологию вязания игрушки-куклы, уметь применять в работе. Продукт раздела- куколка малышка, Кукла "Поваренок", кукла по выбору.

Раздел 8.  Итоговое занятие.3ч

8.1-8.3 Выставка творческих работ, сделанных за год. Подведение итогов  по программе. Награждение за активную и творческую работу.

Подвести  итоги за учебный год. Контроль роста, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Выставка работ.

   Июнь

Работа по программе летней занятости "Творческая мастерская"

Применение полученных умений и навыков.

Творческая деятельность.

Изделие на выбор.

   Июль

Самоподготовка

Применение полученных умений и навыков.

Творческая деятельность.

Интернет.

Изделие на выбор.

Ав-густ

Самоподготовка

Применение полученных умений и навыков.

Творческая деятельность.

Интернет.

Изделие на выбор.

Третий модуль

Календарные месяцы

Содержание

Цели и задачи

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Ожидаемые результаты

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Вводное занятие1ч

0.1 Знакомство с обучающей программой. Правила поведения в мастерской. Права и обязанности воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.  Начальная диагностика.

Познакомить с программой, ассортиментом изделий.

Лекция с элементами беседы, вовлечение в игровую деятельность.

ИнструкцияТБ, презентация ассортимента изделий и их применения в жизни.

Знания по т/б, мотивация на успешную творческую деятельность.

Раздел 1. Игрушки зверюшки  на каркасе.30ч

1.2  Каркасная игрушка- символ года. Особенности создания.

1.3 Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Чтение технологической каты,  определение последовательности выполнения. Выбор цветовой гаммы.

1.4  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Пр. раб. по вязанию ножек.

1.5  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Пр. раб. по вязанию ножек.

1.6 Хрюлик Веня и хрюша Нюся.. Прак. работа- соединение ножек, переход на туловище

1.7  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Пр.раб. по вязанию туловища.

1.8  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Практическая работа по вязанию туловища. Изготовление каркаса.

1.9   Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Практическая работа –переход на вязание головы.

1.10  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Пр. раб. по вязанию головы.

1.11  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Пр. раб. по вязанию ручек.

1.12 Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Пр. раб. по вязанию ручек.

1.13-1.14 Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Практическая работа по вязанию ушек и мордочки.

1.15-1.1.17  Хрюлик Веня и хрюша Нюся. Сборка и оформление. Обсуждение готовых работ.

1.18-1.30 Вязание игрушки по выбору.

Продолжать знакомить  с особенностями вязания  каркасных игрушек-животных , дать основы теоретических и практических навыков по созданию вязаной игрушки  , закреплять знания по работе с текстами -описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Мастер-класс по изготовлению игрушек

Знать правила выполнения игрушки без каркаса и игрушки на каркасе, уметь их применять в работе. Продукт раздела- игрушка розовый кот, мишка- Валентинчик , игрушка по выбору.

Раздел 2. "Коты -знакомые и загадочные ". 30ч

2.1  Индивидуальный выбор конкурсных работ к неделе "Прусского кота".

2.2  Чтение технологических карт,  определение последовательности выполнения. Выбор цветовой гаммы.

2.3 -2.20 Практическая работа по вязанию выбранных изделий.

2.20.-2.30 Сборка и оформление композиции.

Продолжать знакомить  с особенностями вязания  каркасных игрушек-животных , дать основы теоретических и практических навыков по созданию вязаной игрушки  , закреплять знания по работе с текстами -описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Мастер-класс по изготовлению игрушек

Знать правила выполнения игрушки без каркаса и игрушки на каркасе, уметь их применять в работе. Продукт раздела-композиция для участия в конкурсе .

Раздел 3. Мне бы все в куклы играть 30ч

2.1  Каркасная кукла. Индивидуальный выбор работ.

2.2  Чтение технологических карт,  определение последовательности выполнения. Выбор цветовой гаммы.

2.3-2.20 Практическая работа по вязанию выбранных изделий.

2.20.-2.30 Сборка куклы  и оформление композиции.

Продолжать знакомить  с особенностями вязания  каркасных кукол , закреплять знания по работе с текстами -описаниями по созданию игрушек, создать условия для самостоятельного творчества.

Показ схематического обозначения петель, объяснение материала, использование индивидуальных карт, самостоятельная работа со схемами, текстами, контроль за выполнением работы каждым ребенком.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий. Мастер-класс по изготовлению игрушек

Знать правила выполнения игрушки без каркаса и игрушки на каркасе, уметь их применять в работе. Продукт раздела - кукла  для участия в конкурсе .

Раздел 4. Цветы, которые никогда не завянут 15 ч

4.1. Вводное занятие. Обзор изделий, применение. Материалы и инструменты. Общие рекомендации по изготовлению.

4.2. Лилия. Изучение схемы вязания.  Выбор цветовой гаммы. Техника ввязывания проволочного каркаса в лепестки.

4.2-4.15. Пр. раб. по вязанию лепестков.

 Сборка и оформление.

Научить применять полученные навыки вязания в изготовлении цветов. Научить вязать крючком объемные цветы из пряжи, научить приемам и способам сборки .  Развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности, фантазию . Создать условия для реализации творческих задумок обучающихся.

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация образцов, показ приемов вязания.

Практический: упражнение.

Аналитический: наблюдение, самоанализ, взаимоанализ.

Методическая и обучающая литература.

Образцы готовых изделий.

Знать правила изготовления цветов. Уметь их применять в работе. Продукт раздела-веточка лилии.

Раздел 5. Итоговое занятие. 3ч

3.1-3.2.Выставка творческих работ.

3.3Подведение итогов  по программе. Награждение за активную и творческую работу.

Подвести итоги за учебный год.

Выставка творческих работ.

   И-юнь

Работа по программе летней занятости "Творческая мастерская"

Применять полученные умения и навыки.

Творческая деятельность.

Изделие на выбор.

   И-юль

Самоподготовка

Применять полученные умения и навыки.

Творческая деятельность.

Изделие на выбор.

Ав-густ

Самоподготовка

Применять полученные умения и навыки..

Творческая деятельность.

Изделие на выбор.


Основные направления и содержание разделов Программы

В содержании программы можно выделить основные разделы: «Введение в программу», «Вязание крючком», «Творческие отчёты»

Разделы имеют место как на первом, на втором так и на третьем году обучения с элементами усложнения технологий.

Раздел I: «Введение в программу» обучает правилам техники безопасности и личной гигиены, знакомит с правилами поведения на занятиях, материалами и инструментами, с содержанием программы. Проводится диагностика в форме анкетирования.

Раздел II: «Вязание крючком» знакомит с историей ручного художественного вязания, с приёмами вязания крючком, с условными обозначениями в схемах узоров. В процессе занятий обучающиеся записывают схемы построения узоров вязания, приобретают знания о значении цвета, учатся гармонично сочетать цвета.  Обучающиеся приобретают умения и навыки в изготовлении разнообразных поделок: игрушек и сувениров, цветов и фруктов, бижутерии, украшений к одежде, применяют творческий подход к изготовлению каждой работы. На втором году обучения обучающиеся выполняют более сложные работы. К каждой работе подходят творчески, индивидуально. На третьем году обучения обучающиеся выполняют творческий проект.

Раздел III: «Творческий отчет» - выставки готовых изделий, защита творческих проектов.

Оценочные материалы. Каждый раздел дополнительной общеразвивающей программы завершает выставка выполненных работ в кружке, которая позволяет определить по качеству выполненных изделий усвоение данного раздела.  Выставка проходит в более раскрепощенной обстановке, каждый воспитанник представляет свою работу, отмечает все трудности, возникшие в процессе выполнения, что позволяет четко определить, над чем еще нужно поработать с данным учеником индивидуально.

Также для отслеживания эффективности работы программы и динамики личностных изменений, обучающихся применяются следующие методы отслеживания результатов:

- педагогическое наблюдение: отслеживается активность на занятиях, участие обучающихся в конкурсах, защита проектов.

- педагогический анализ участия детей в массовых мероприятиях (конкурсах, конференциях), защиты проектов, активности обучающихся на занятиях и т.п.

- мониторинг. Для проведения педагогического мониторинга используются: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения,  педагогические отзывы, журнал учета, а также ведение портфолио детского объединения, накопление фотоматериалов.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. входной контроль;
  2. текущий контроль;
  3. промежуточный контроль;
  4. итоговый контроль.

Методическое обеспечение Программы

Пособия по технологии изготовления изделий - 5 штук;

  1. Методические рекомендации по выполнению творческих работ - 10 штук;
  2. Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленные педагогом – 30 штук;
  3. Проектные работы обучающихся - 30 штук;
  4. Таблицы по охране труда - 10 штук;
  5. Образцы готовых изделий и работ – 10штук;
  6. Технологические карты - 15 штук;
  7. Инструкционные карты - 15 штук;
  8. Компьютерные презентации - 15 штук;
  9. Мультимедийные разработки занятий.                                                                                                  

Материально-техническое обеспечение Программы

Основное оборудование:

  1. Наличие светлого помещения;
  2. Ученические столы и стулья;
  3. Шкаф для хранения дидактического материала и необходимых технических средств;
  4. Мультимедийный проектор;
  5. Рабочее место учителя, оборудованное компьютером.

Основное оснащение:

1.  Материалы для практических занятий (пряжа, ткань, картон, проволока, бисер, клей, синтепон);

2. Инструменты (крючки, иголки, ножницы, карандаши, ручки, линейки);

3. Материалы для теоретических занятий (наглядный материал, выставочный комплекс);

4. Диски CD.

5. Тематические периодические издания

Список используемой литературы

Основная литература

1.Концепция художественного образования Российской Федерации.

2. Межведомственная программа развития системы дополнительного  образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

3. Требования и методические рекомендации к образовательным программам дополнительного образования детей управления воспитания и дополнительного  образования детей и молодежи Министерства Российской Федерации.

4. Проект стандартов для общеобразовательной школы («Искусство»   № 18/2002) 

Л.В. Горнова,Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева.,«Студия Декоративно- прикладного творчества», Изд-во «Учитель», Волгоград., 2008г.

5.А. Блондель.,С.Деон. « Игрушки- помпоны своими руками». М., ООО «ТД  Издательство Мир Книги», 2010год.

6.Н. Ковпак., О.Черноморская., «Цветы, связанные крючком», М.:изд-во «Культура и традиции» 2009г.

7.Ева Экснер, « Цветы и фрукты круглый год», Изд-во  АРТ-РОДНИК, 2009г.

8.Журналы «Золотая коллекция вязания крючком», М,: изд-во Континент.

9.Журналы «Валя- Валентина», «ОВА-ПРЕСС» 1995- 2014гг.

10.Журналы «Диана Креатив» 2005-2014год.

11.Н.П.Белая, « Магия кружев», Минск, «Полымя» 2011г.

13.Н.П.Белая, « Волшебные кружева», Минск, «Полымя» 2011г.

14.Хайди Фукс и Мария Хаттер, «Вязание крючком», отпечатано в Словакии2008г.  Перевод ТОО «Внешсигма», Москва.

15.Журнал «Вязаные игрушки» №7,: ЗАО « Издательство « Газетный мир».

16.С.В.Офицерова "Вязаные игрушки" М.:АСТ-ПРЕССКНИГА,2011г.

17. Большая книга православного рукоделия. Издательство"Клуб семейного досуга" Харьков, Белгород 2012год

Интернет ресурсы

  1. www.livemaster.ru
  2. https://ami.guru/forum/index.php
  3. http://magicthread.ru/metodichka/o-programme-volshebnaya-nit.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"

Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...