Конспект внеклассного занятия
методическая разработка на тему

Прокопьева Евгения Алексеевна

Тема. Правила взаимоотношений с другими людьми. Находчивый ёжик.

Цель.  Профилактика агрессивности обучающихся начальной школы.

Задачи.

Обучающие:

  • Показать и научить детей безопасным способам выражения чувства гнева и раздражения;
  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развивать способности понимать эмоциональное состояние.
  • Корригировать эмоциональную сферу обучающихся

Воспитывающие:

  • Формировать у детей моральные представления, систему поведения и взаимоотношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Правила взаимоотношений с другими людьми. Находчивый ёжик.

Цель.  Профилактика агрессивности обучающихся начальной школы.

Задачи.

Обучающие:

  1. Показать и научить детей безопасным способам выражения чувства гнева и раздражения;
  2. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  1. Развивать способности понимать эмоциональное состояние.
  2. Корригировать эмоциональную сферу обучающихся

Воспитывающие:

  1. Формировать у детей моральные представления, систему поведения и взаимоотношения.

Ход занятия.

(Слайд 1.)1.Организационный момент.

В.: Ребята, давайте с вами изобразим хлопками дождик, который идет сначала медленно, потом усиливается, ливень, и обратно до наступления хорошей погоды.

А теперь давайте с вами послушаем, как идет дождь в лесу.

(слайд2.)

В.: Дождик закончился, и мы с вами можем отправиться на прогулку в лес. Сядьте удобно, расслабьтесь. (звучат звуки леса, слайды)

Текст: (вслушайтесь в голоса леса. Пение птиц и звуки дождя. Дождь закончился, и мы с вами отправляемся на прогулку по тропинке. Лес наполнился пением птиц, которые радуются. На пути мы любуемся дивными бабочками, божьими коровками, цветами, ягодами, грибами. Прогулка закончилась, мы возвращаемся в класс.)

-Понравилось вам гулять по лесу?

2.  Сказкотерапия «ЕЖИК»

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в этом сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!(слайд3)

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

(слайд 4) Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
- Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!

(слайд5)
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
- Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?

(слайд 6)
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. Если у нас в классе найдутся такие дети, то мы с вами будем учиться «прятать иголочки» и не колоться.

4. игра «Колючки»    

   -  Ребята! Что значит, когда говорят про человека: «Ощетинился, как ёж!» или «Он колючий, как ёж!»?

(Сердиться, выражать недовольство, грубить, не подпускать никого к себе)(слайд7)

   -  Как живет человек, когда он колючий, как ёж? Он радуется? Он помогает своим друзьям?

 С ним хочется дружить? С ним хочется гулять? С ним хочется вместе трудиться? С ним хочется делиться секретами и разговаривать?

   -  Такой человек называется агрессивным.

(слайд 8). Агрессия -- это поведение, причиняющее вред. Агрессия бывает   физическая (избиение, ранение) и словесная: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло.)

     - Давайте подумаем,  какие черты характера могут колоть как колючки и делают ребенка агрессивным? (Дети предлагают свои варианты: (Крик, Злость, жестокость, драчливость, жадность, вредность, обидчивость, кулаки.)  (слайд 9)

У вас на столах есть слова, слова, которые вы считаете относятся к агрессии, повесьте над колючим ежиком.

 (Работа на доске).

В.: Ребята!  Когда нас колют иголкой нарочно, то мы как себя ведем? Нам больно, обидно, мы злимся и начинаем защищаться, то есть тоже становимся агрессивными. Значит, агрессия порождает агрессию, раздражение.

(слайд 10)5. Игра «Рассерженные шарики»

В.: Ребята, что же является причиной драки?

Вы правы, ребята. Драки являются следствием агрессии человека.

Возьмите в руки шарик.

Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувство раздражения.

Скажите, что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполняют человека?

А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? А если мы с вами при этом еще и колючие ежики?

Возьмите по иголочке, представьте, что это ваша обида.

Ребята, а теперь уколите свой шарик так, чтобы он взорвался.

Что случилось с шариком?

Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным?

Почему?

Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? ( Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ним.)

Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой – либо агрессивный поступок.

Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

Давайте надуем шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке.

Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – чувство раздражения и гнева.

А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

Вы заметили, что шарик уменьшился.

Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

Остался ли шарик целым?

Напугал ли он кого – либо?

Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то никому не причиняем вреда?

Ребята, гнев и раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

В.: Положите свои сдутые шарики себе на парту.

Давайте с вами научимся не колоться, справляться с чувством агрессии и гневом.

6. Игра «Рубка дров»

-Представьте, вас кто-то обидел. Вы очень злитесь, у вас вырастают иголочки и вы хотите уколоть. Вместо этого, мы берем в руки воображаемый топор и начинаем рубить дрова! Ставим бревно на пень, поднимаем топор высоко над головой и опускаем на бревно, громко вскрикнув «Ха!»

Молодцы! Сколько чурок вы нарубили?

-Ребята, мы с вами нарубили дрова, скажите, прошло чувство гнева? Вам уже не хочется никого обижать?

Что можно еще сделать, если вы рассержены?

(слайд 11)

Безопасно: (дети зачитывают хором слайды)(красить, рвать бумагу, выбивать пыль из подушки, говорить, что чувствуешь; играть в футбол; отжиматься; расслаблять)

Опасно: (дети зачитывают хором) (критиковать; обзываться; драться; злиться; запугивать; грубить; грызть ногти; жалеть(себя); обманывать)

7. Упражнение «Прячем колючки»

В.: Ребята, давайте с вами еще раз повторим, что же относится к агрессии? А как вы думаете, какие качества помогут нам справиться с чувством гнева и помогут спрятать колючки?

(Доброта, отзывчивость, любовь, дружба, внимательность, терпеливость, ответственность, ласка)

Давайте, слова, обозначающие эти качества, повесим над веселым, добрым ежиком.

У меня есть ежик (показ ежика, где колючки-зубочистки), попробуйте погладить этого ежика. Он колется? Вам неприятно? Я предлагаю спрятать нашему ежику колючки, давайте их накроем мягкими шариками. Прежде, чем накрыть колючку шариком, вы должны сказать качество доброго ежика.

(дети накалывают на зубочистки пенопласт, и называют слова)

8. Пальчиковая гимнастика

Ёжик колкий (руки в замок, большие пальцы обеих рук отставлены образуя «носик» ежика)
Покажи иголки (удерживая руки в замке, крутим ими в районе кисти)
Вот они (выпрямляем пальцы удерживая в замке)
Ёжик ёжик колкий (крутим руками в районе кисти)
Спрячь свои иголки
Вот так! (первая позиция)

9. Психотехника «Цветопись» (у детей на столе карточки с изображением квадратов и кругов)

   В.: Ребята, изобразите, пожалуйста, настроение колючего и неколючего ёжика: раскрасьте цветными карандашами квадраты.

В.: Молодцы! Мы с вами сегодня научились справляться с агрессией и чувством гнева.

-Возьмите ваши шарики, надуйте их. Фломастером на шариках изобразите мордочку ежика, каким вы себя чувствуете.

10.Итог

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы узнали сегодня для себя полезного? Интересного? Что больше всего запомнилось? Как вы думаете, каким не нужно человеку быть? А с каким хочется дружить, общаться? Поднимите такого ежика, какое у вас сейчас настроение. Спасибо Вам за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Находчивый Ежик. Подготовила: воспитатель Прокопьева Е.А. Правила взаимоотношений с другими людьми.

Слайд 9

Это поведение, причиняющее вред! Агрессия

Слайд 10

Агрессия Физическая (избиение, ранение) Словесная (оскорбление, отказ от общения, клевета

Слайд 11

злость жестокость драчливость обидчивость эгоизм жадность крик вредность

Слайд 13

Опасно Критиковать Обзываться Драться Злиться Грубить Обманывать Грызть ногти Красить Рвать бумагу Играть в футбол Отжиматься Расслабляться Выбивать пыль из подушки Если я рассердился Безопасно

Слайд 14

доброта отзывчивость внимательность терпеливость ответственность



Предварительный просмотр:

Самоанализ внеклассного мероприятия

4 класс

Воспитатель: Прокопьева Евгения Алексеевна

Тема: Правила взаимоотношений с другими людьми. Находчивый ежик.

Внеклассное занятие проводилось с учащимися 4 «А» класса. В классе обучается 9 человек: 4 девочки и 5 мальчиков. Данные дети в большинстве из малообеспеченных и многодетных семей. Некоторые из детей склонны к бродяжничеству, попрошайничеству.  Данные учащиеся не умеют контролировать свои эмоцию, чувство раздражения и гнева перерастает в агрессию.

Агрессивность детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, мною была поставлена цель занятия: Профилактика агрессивности обучающихся начальной школы.

Во время занятия были поставлены и реализованы следующие задачи:

Обучающие:

Показать и научить детей безопасным способам выражения чувства гнева и раздражения;

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

Развивать способности понимать эмоциональное состояние.

Корригировать эмоциональную сферу обучающихся

Воспитывающие:

Формировать у детей моральные представления, систему поведения и взаимоотношения.

Учитывая возрастные особенности детей,  внеклассное занятие проходило в форме тренинга, где использовались различные игровые методы и приемы. Так, на занятии  использовались релаксация, сказкотерапия, инсценировка, метод беседы и обсуждения. Проводилась работа по расширению словарного запаса детей, работа со словами и определениями.

Для занятия было подготовлено следующее оборудование: мультимедийная презентация, проектор, цветные карандаши, воздушные шарики по количеству детей, карточки со словами, наглядное пособие «Ежики».

В ходе занятия применялись различные виды работы, что позволяло провести занятие динамично и не утратить учащимся интерес. Санитарно-гигиенические требования выполнены, охранительный режим соблюдается: проведена физминутка, пальчиковая гимнастика перед работай с карандашами. Поставленные цели и задачи были достигнуты. На протяжении всего занятия поддерживалась доброжелательная обстановка, дети были заинтересованы и принимали участие. Вместе с тем, не все учащиеся были достаточно активны, что свидетельствует о высокой утомляемости данных детей. Необходимо проводить дальнейшую систематическую работу с детьми, для достижения всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»

Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...

Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»

Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто­имости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...