статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни
статья по теме

статья Практика работы образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Яковлева И.И., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №7» г. Губкина

Прасолова О.В., заместитель директора  по НМР МОУ «Лицей №5» г. Губкина

Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть - хорошими, умными и здоровыми

С.М. Громбаха

Сегодня проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Государство однозначно сформулировало «госзаказ» на здорового гражданина. Это очень важно. Понятно, что ни одну из проблем здоровья нации нельзя решить только государственными усилиями. И школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это приоритетное направление развития образовательной системы школы. Школа – это не только учреждение, которое призвано научить, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Задача школы — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Следовательно, обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.

Отрадно отметить, что в Губкинском городском округе для этого созданы все условия: значительно укрепляется материально-техническая база общеобразовательных учреждений, расширяется сеть детско-юношеских спортивных школ, благоустраивается территория округа, практически в каждом дворе построена спортивная площадка.

С целью активизации здорового образа жизни детей, развития физкультуры и спорта, их духовно-творческого потенциала приняты и реализуются программы: «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Губкинском городском округе на 2008-2009 гг.»; «Дети Губкинской земли на 2007-2010 гг.»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2007-2009 гг. в Губкинском муниципальном районе»; «Охрана и укрепление здоровья здоровых» на 2004-2010 гг.»; «Развитие физической культуры и спорта на территории Губкинского городского округа на 2009-2010 гг.»; «Развитие футбола на территории Губкинского городского округа на 2009-2012 гг.»; «Молодежь Губкинского городского округа» на 2009-2012 гг.»; «Основы духовно-нравственного воспитания населения Губкинского муниципального района» на 2007-2010 гг.»

В настоящее время в практику работы школ также широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся.

С 2004 года в МОУ «СОШ №7» была разработана программа эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков. К этому нас подтолкнул анализ заболеваемости учащихся, согласно которому практически здоровых детей в школе насчитывалось 80%, а остальные 20% были отнесены к заболеванием опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, психоневрологическим заболеваниям. В контексте рассматриваемой проблемы и была разработана программа «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в школе», в которой была учтена работа по преодолению отклонений и нарушений в здоровье детей в образовательном пространстве школы. Отсюда пристальное внимание к соблюдению гигиенических требований к освещенности, соблюдению принципов рассаживания учащихся, уменьшение зрительной нагрузки, организация двигательных мероприятий на уроке, организация правильного режима труда и отдыха, снижение эмоциональной нагрузки.

С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотрено проведение физкультпауз на 22 минуте урока в течение всего учебного года. Каждая из них тесно связана с темой урока.

Для проведения физкультпауз нами разработаны слоганы, которые одновременно вместе с упражнениями проговариваются или даже поются. Это очень полезно для развития легких. Для учащихся младших классов предусматривались динамические паузы на свежем воздухе, двигательные разрядки во время игр на переменах. Нововведением в процесс урока стали разминки и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции, использование схем зрительных траекторий, расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно - активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

Одним из направлений данной программы стало введение новой структуры учебного года: 6 четвертей и 3 триместра. У обучающихся появилось новое распределение каникулярного времени:

7октября по 10 октября

15 ноября по 22 ноября

32 декабря по 8 января

24 февраля по 2 марта

16 апреля по 20 апреля

Здоровьесберегающий эффект новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:

  1. снижением простудных заболеваний;
  2. меньшим напряжением сердечно - сосудистой системы;
  3. сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года;
  4. меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся.

Центральное место в организации здоровьесберегающего сопровождения занимает проблема обратной связи. Объектами диагностики являются:

  1. шестилетние дети;
  2. учащиеся начальной школы.

Основные виды диагностики:

  1. готовность ребенка к поступлению в школу;
  2. креативность;
  3. адаптация учащихся к условием обучения;
  4. воспитанность учащихся.

Проведенные диагностики позволяют обосновать индивидуализацию и дифференциацию при обучении.

К 2007 году проведенные мероприятия дали возможность коллективу школы, первому в городе Губкине, перейти к организации на базе школы региональной экспериментальной площадки «Создание педагогической системы, содействующей здоровью школьников». Задачи площадки стало формирование ценностных установок на сохранение здоровья ребенка и педагога. Важным аспектом этой работы является введение 4 часа урока физической культуры в учебный план, личностно-ориентированная технология урока, создание комфортного эмоционально-психического состояния учителя и учащихся. Обязательным результатом данной программы должно стать – создание таких условий обучения в школе, чтобы ребенку было комфортно и психологически и физически, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. И если забота о здоровье учащихся будет одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и будет осуществляется на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и привитие им основ здорового образа жизни.

«Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр»- такова  тема регионального эксперимента, в рамках которого МОУ «Лицей №5» строит свою работу по формированию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

Разработка и внедрение методики занятий по физической культуре в младших, средних и старших классах, основанной на применении подвижных, народных и спортивных игр, позволяет повысить показатели физической подготовленности, физического развития школьников, их потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и  способствует улучшению здоровья детей.

В эксперименте  принимают участие ученики 5-8 классов. В данных классах  введено по физкультуре три часа в неделю по учебному плану, четвертый час введен за счет кружков. Учителями физической культуры разработано календарно-тематическое планирование с использованием народных, подвижных и спортивных игр.

В школе имеется хорошая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом. В спортивном зале есть необходимое спортивное оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Учителя внедряют в практику работы игровые упражнения, элементы подвижных и спортивных игр:

5-6 классы: различные эстафеты, русская лапта, соревнования с элементами спортивных игр;

7-е классы: эстафеты с прыжками, со скакалками и мячами, элементы спортивных игр ( баскетбола, футбола);

8-е классы: спортивные игры (русская лапта, футбол, баскетбол), эстафеты, подвижные игры.

Уроки физической культуры проходят в соревновательной форме между учащимися 5 и 6 кол, между классами своей школы в параллели, между командами одного класса.

Результаты деятельность педагогов по теме регионального эксперимента:

     - охват обучающихся уроками физкультуры составляет 100%;

 - по оценке школьного медработника и результатам мониторинга

    здоровья

   обучающихся (октябрь 2009, май 2010) состояние здоровья

   обучающихся не ухудшилось;

 - увеличился охват воспитанников спортивными секциями (на 2%);

      - работают спортивные секции «Футбол», «Подвижные игры», «Русская

        лапта»;

      - охват школьными спортивными секциями 58%;

      - общее качество ЗУН по физической культуре составило 97,5%;

     - проводится  дополнительная подготовка обучающихся к сдаче норм и

       требований регионального физкультурного комплекса ГТО.

       По итогам 2009-2010 учебного года 66 обучающихся выполнили

          нормативы, 71 стали разрядниками.

Традицией лицея стало проведение Дней здоровья, школьных спартакиад, охват обучающихся – 82 %.

Педагогические коллективы школ открыты и готовы к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса. Мы не только приглашаем вас в гости, но и готовы показать весь накопленный практический опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Практико-значимый проект на тему «Формирование здорового образа жизни учащихся».

Как классный руководитель проектную работу по теме «Здоровый образ жизни» я проводила в 7 классе. На подготовительном этапе проекта были определены его цели и задачи. Проведено тестирование учащ...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

статья "Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни у учащихся в МОБУ «Центр образования»

Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни у учащихся в МОБУ «Центр образования»...

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С УЧЕТОМ ФГОС.

Аннотация: В школе осуществляется работа по программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Целью, которой является: обеспечение системного подхода к созданию здор...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Азбука здоровья"

Образовательная область "Познавательное развитие". Для детей 3-7 лет с недостатками слуха и ЗПР...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...