«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»
материал на тему

 

В современном обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Возрастающая роль иностранного языка в жизни общества и общем образовании молодежи находит отражение в практике преподавания этого предмета в школе с учетом активно развивающихся процессов дифференциации обучения.
Как учебный предмет иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающимся потенциалом и в соответствии с этим служит формированию качеств личности, ее направленности на использование творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»

В современном обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных народов и культур. Возрастающая роль иностранного языка в жизни общества и общем образовании молодежи находит отражение в практике преподавания этого предмета в школе с учетом активно развивающихся процессов дифференциации обучения.
Как учебный предмет иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающимся потенциалом и в соответствии с этим служит формированию качеств личности, ее направленности на использование творческого потенциала.
Изучение иностранного языка повышает общую языковую культуру выражения мыслей, как на иностранном, так и на родном языке при условии хорошо поставленного обучения, а это, в свою очередь, благотворно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при изучении других гуманитарных и естественных предметов. Оно также развивает логическое мышление учащихся, поскольку само овладение языком связано с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, умозаключение. Изучение иностранного языка связано с работой слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. Оно оказывает большое влияние на развитие памяти, так как обучаемому нужно запоминать слова, словосочетания, клишированные выражения, схемы построения высказываний и их употребление в общении.)

В отечественной специальной педагогики, психологии и методиках обучения достаточно хорошо изучена категория детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения общеобразовательной школы: особенности познавательной, эмоциональной и волевой сферы, обучаемости, разработаны приемы обучения основам наук. Однако обучение иностранному языку учащихся с пониженной обучаемостью ведется по общей методике преподавания иностранного языка в школе, не учитывая психофизиологические особенности данной категории детей и условия, при которых обучение иностранному языка было бы эффективным.

В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка детьми, имеющими трудности в обучении? Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока.

Я обучаю детей среднего звена. Хорошо известно, что внимание учащихся в среднем звене неустойчиво и речевое развитие учащихся является одной из основных задач урока. Много внимания уделяется развитию произносительных навыков (учитываю особенности владения родным языком учащимися с пониженной  обучаемостью, так как при обучении произношению важен показ общего и различного в произношении русских и английских звуков, при этом особое внимание уделяю английским звукам и их сочетаниям, которые не имеют русских эквивалентов (например, звук, выражаемый на письме сочетанием букв  “    “ в определенном артикле “the”),также уделяю внимание на  чтения и аудирование. В ходе речевого общения учащихся учу правильно использовать закономерности построения английских фраз на основе правил построения родного языка к примеру : Крутой берег, Красная роза  и т.п.

При обучении иностранному языку  одним из условий достижения положительных результатов в  классах компенсирующего обучения является смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приемов обучения. И поэтому  при планировании урока я  включаю многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. При проведении релаксации не ставлю  перед обучающимся  цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Приведу некоторые виды разрядки, которые применяю на уроках английского языка.

I. Оздоровительные двигательные минутки.   Игровые двигательные минутки  использую как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной работы . Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи обучающихся. После физкультминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.  (зарядка hands up, hands down, hands on the hips). Введение и закрепление слов происходит  в игровой форме с использованием движения. Например, рисуя человека и комментируя, легко можно запомнить слова по теме “Внешность”. Делая рисунки, учащиеся не только отдыхают, но и усваивают непроизвольно лексический и грамматический материал.

II. Игра. Одно из наиболее перспективных решений задач обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является использование игровой деятельности,  в коррекционных целях.  Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в поговорки и пословицы, которые расширяют кругозор и обогащают словарный запас обучающихся. Вот несколько игр:

1. Я начинаю поговорку, а обучающиеся заканчивают ее.

2. Обучающиеся должны быстро найти русские эквиваленты пословицам на английском языке.

3.Игра «Snowball» . При помощи этой игры можно проверить любой лексический материал по теме.

Я широко использую на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия  с ними. Это способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Элементы театрализации являются прекрасным средством снятия психологического напряжения. Мы работаем по учебнику Кузовлева В.П.. Этот учебник содержит большое количество полилогов. При изучении и драматизации их дети активно используют движения, т.е. не просто рассказывают диалоги, а показывают их.

III. Песня на уроке. Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность обучающимся  не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные.  Вот, например,  песня “Say hello”, “Clap your hands”, “Mr.Smith, the Keeper”, “Put your hands in” и др., являются любимыми песнями у ребят . И в то же время речевая зарядка. Обучающиеся расслабляются во время прослушивания песни  и с удовольствием занимаются этим видом деятельности.

IV. Новизна и нетрадиционность учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность так же служит релаксации обучающихся, т. к. затрагивают эмоциональную сферу. Интерес вызывает знакомство с новыми иллюстрированными журналами на английском языке, рассказ о каком-нибудь городе с показом фотографий, картинок, забавные истории и т. д. Рассказ способствует снятию усталости напряжения, созданию расслабленной обстановки, он не носит учебного характера.

Результаты использования различных видов разрядки говорят сами за себя.  После физкультминуток, игровых технологий, различных песен ребятам кажется, что урок быстро проходит (не ждут перемену), уроки - интереснее, повышена активность на уроке.

V. Проектная работа. . Развитие творческих способностей учащихся на уроке проходит и через использование элементов проектной деятельности. Обучающиеся настолько ярко и эмоционально представляют свой проект. Презентация проектов является своего рода праздником для детей.

Таким образом, особую роль релаксации на уроке иностранного языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Немаловажную роль играет дозирование домашнего задания. Стараюсь учитывать особенности каждого ребёнка, не перегружая (не провоцируя серьёзные нарушения в состоянии здоровья обучающихся).Планируя и разрабатывая уроки в классе компенсирующего обучения, я своей целью ставлю помощь ребенку в реализации его потенциальных возможностей и коррекции его имеющихся недостатков. Систематическое и последовательной использование предлагаемых в разработке приемов, методов  позволяет мне добиться осуществления этой цели

воспитание и всестороннее его развитие, определение наиболее результативных путей, способов, средств, направленных на своевременное оказание помощи. по теме «Интерьер моей комнаты» (УМК под ред. К. Кауфман, М. Кауфман). Цель урока – систематизация знаний учащихся по теме «Моя квартира». Известно, что речевое развитие учащихся является одной из основных задач урока. Много внимания уделяется развитию произносительных навыков, чтения, аудирования. В ходе речевого общения учащихся учат правильно использовать закономерности построения английских фраз на основе правил построения родного языка. Одним из условий достижения положительных результатов в таких типах классов является смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приемов обучения. Поэтому учитель предлагает учащимся задания, тренирующие память и внимание, практикует выполнение заданий по образцу, разрабатывает и использует в работе папки на каждого ученика с подстановочными упражнениями для закрепления нового грамматического материала. Использование парной и групповой форм работы способствует усилению активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся. Одно из наиболее перспективных решений задач обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является использование игровой деятельности, что и делает учитель, применяя игру в коррекционных целях. Развитие творческих способностей учащихся на уроке проходит и через использование элементов проектной деятельности. Учащимся предлагается задание обставить комнату из различных предметов мебели и описать ее на английском языке. Состав коррекционного класса, как правило,  неоднороден: здесь обучаются дети с различным уровнем развития интеллекта Поэтому при обучении грамматическому материалу, аудированию педагог разрабатывает и применяет дифференцированные задания, позволяющие разным по степени обученности детям работать на равных, не испытывая дискомфорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита на научно-методическую конференцию "Современное образование: опыт, проблемы, перспективы"

Добрый день! Вашему вниманию я представляю свою работу «Кружковая работа по изо и технологии, как средство развития творческого потенциала учащихся»....

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Система работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности: опыт, проблемы, перспективы.

Эта работа выполнена в форме презентации .Выступлние проводилось в рамках работы творческой группы учителей математики г.Кандалакша....

Механизм формирования условий подготовки к ЕГЭ по математике: опыт, проблемы, перспективы.

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в  общеобразовательном учебном  учреждении: опыт, проблемы, перспективы...

Семинар по теме "Реализация ФГОС на уроках Технологии: опыт, проблемы, перспективы"

План проведения районного семинара по теме "Реализация ФГОС на уроках Технологии: опыт, проблемы, перспективы", проведенного в ЛСШ №1 Благовещенского района...