"Вечный след"
методическая разработка (7 класс) по теме

Клопова Галина Михайловна

 Внеклассного мероприятие, посвященное 100-летию Кронштадтского морского собора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт - Петербурга «Град чудес»

Методическая разработка  внеклассного мероприятия

100 - летию Морского собора

        

«Вечный след»

Автор – составитель : педагог дополнительного образования

Клопова Г.М.

Санкт - Петербург

2013г.

Пояснительная записка.

                                                                             «Родной край, его история, -  основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».  

Д. С.  Лихачев

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А  ориентиры  эти там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Для России это:

    Патриотизм – любовь к своей Родине, своему народу, служение Отечеству;

      социальная справедливость – свобода личная и национальная, доверие к людям,  справедливость, милосердие, честь, достоинство;

      человечность – стремление , уважение к миру  во всем мире, международное сотрудничество;

      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа, знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Не случайным стал выбор материала об истории и строительстве в нашем городе храмов, соборов и церквей. Особенно актуальным это становиться сейчас, когда утеряна вера.   

Во  все времена, для человека посещение храма  было сродни  празднику. Присутствие в нем,  умиротворяло душу. Человек  искал  любви, защиты и благословения на добрые начинания. Приходя в храм  молился об исцелении, об укреплении веры и наставлении на путь истинный, о даровании благословения и милосердия. Особенно, когда приходилось уходить в море, не ведая, суждено ли тебе вернуться назад .

Цель:

Воспитывать духовность у молодого поколения, через изучение культурных ценностей своей малой родины.

Задачи:

  1.  развитию интереса к истории своей  малой родины  и своей страны.
  2. воспитывать нравственно-патриотические чувства, гражданственность, достоинство.
  3. Формировать у молодых  гражданскую позицию, осознание своей роли в истории государства.
  4. воспитывать чувство гордости и уважения к  истории своего города.
  5. прививать любовь к поэзии
  6. прививать любовь к родной культуре, литературному наследию .
  7. формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.
    Форма проведения: литературная гостиная

Место приведения :   ДДТ актовый зал

Наглядные пособия:

  1.      афиша и объявление о мероприятии
  2.      свиток
  3.      презентация Power Point  (Приложение №1)

Предварительная работа:

  1. разработка и репетиция сценария
  2. разучивание литературного материала
  3. подготовка презентации

               Возраст учащихся  10-12 лет

Ведут мероприятие обучающиеся старшей группы студии

Время мероприятия : 45 мин.

Дата и время проведения: 18 февраля 2013 года в 17 час.

         Сценарный ход мероприятия

Голос за кадром. Крики чаек, всплеск волн .Фото Кронштадта издалека.

Гранит, бетон и броневая сталь

На камне выбита рожденья дата

Смотрящего неустрашимо вдаль

Могучего и грозного Кронштадта.

Здесь все морскою доблестью живет,

Сынов на подвиг кличет неустанно.

Отсюда пролегал наш русский флот

Дороги на моря и океаны.

Музыкальная заставка.

Выход чтеца  в костюме Петра I

А. Митрофанов: Петр стоял по колено в воде и промерял глубины у берега острова. Вдруг, на мгновение, в его глазах померк свет, и закружилась голова. Государь тогда чуть не упал в ледяную воду. После этого случая, его не отпускала мысль, что именно здесь состоится битва со шведами. Он представил, как паруса неприятеля закроют горизонт, как шведы высадят десант. Но русская пехота атакует врага, и он потеряет много солдат. А следом начнется артиллерийская дуэль, в которой русские пушки накроют огнем шведский адмиральский корабль. И шведы отступят.

         Строить крепость! Дабы укрепить остров, и защитить от нападок врагов Санкт-Петербург!

Звучит фонограмма. По очереди выбегают чтецы.

Лиза Тросницкая : И началось строительство!

Галина Митрофанова: Работы велись холодной зимой 1703-1704 годов. По льду с помощью лошадей доставлялись на санях к нужному месту бревна. Из них собирали большие ящики-ряжи, которые нагружали камнями.

Диана Пахонова: Лед по периметру ряжей окалывали, ящики под собственной тяжестью опускались на дно, укрепленное сваями.

Мария Андреева: И  уже весной, 1704 года, крепость была построена. Ее осветили и дали ей имя Кроншлот (Коронный замок), а в мае над фортом был поднят русский флаг - этот день считают днем рождения Кронштадта.

Музыкальная перебивка.

А. Митрофанов: – «Содержать сию цитадель, аще случится, хоть до последнего человека» Здесь будет морская  крепость, которая навсегда закроет путь неприятелю в русские земли!»

Музыкальная перебивка.

Г. Митрофанова

Бьются о берег волны седые,

Их усмиряет серый гранит,

Остров на службе в вечном дозоре

Твердо у стен Петербурга стоит.

К. Сосновских

Остров в заливе хоть мал, да удал-

Родиной флота российского стал!

Рвались на Котлин чужие армады

Но не под силу! Не взяли преграды!

А. Митрофанов:  Так и вышло. За три века не раз пришлось давать отпор врагу. Сюда пытались попасть и шведы, и немцы, и англичане, и французы. Но никому не удалось взять Кронштадтскую  крепость.

Чтецы уходят

Звучит фонограмма крики чаек, плеск волн.. Звучит рында

А. Митрофанов

Весной, когда в море не гаснет закат,

Лишь дымкой туманятся дали,

Встречает гостей легендарный Кронштадт

Свидетель петровских баталий.

М. Андреева

Ты создан, мой город Великим Петром

И служишь России во славу

Молва о тебе, как ликующий гром

Плывет над морскою державой.

Г. Митрофанова                                                                                    

Духовности символ - собор твой Морской

Стоит как маяк над волнами.

Российского флота легендой живой

он вечно останется с нами.

На сцену выходит ведущий в тельняшке и со свечой  в руке.

Слайды №6

Звучит песнопение  

Л. Безуглова

 Церковный сумрак. Мирная прохлада,

Немой алтарь.

Дрожащий свет негаснущей лампады

Теперь, как встарь.

Здесь шума нет, и сердце бьется глуше

И не болит.

Здесь много горя выплакали души

У древних плит.

Здесь люди Богу муку поручали,

Здесь вечный след

Безвестных слез, несказанной печали

Забытых лет.

Старинный храм, — защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

Д. Пахонова:

В 1896 году Главный Командир Кронштадтского порта адмирал
Н.И.Казнаков, на обращение моряков, получил Высочайшее разрешение на
постройку нового каменного морского собора-памятника, взамен деревянной
церкви.

Г. Митрофанова: 

Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. Так, в 1901 году, был принят официальный проект строительства нового храма.

А. Митрофанов: На это  требовалось огромные денежные вложения, государственных финансов не хватало, в сборе пожертвований храма  участвовали обычные граждане города, государственные деятели. Как ни странно, но самая большая часть денежных средств была собрана обычными моряками, которые отдавали одну четвертую часть заработка на возведение храма.

М. Андреева: Он по праву считался духовным центром всего Российского флота  и был задуман, как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран. Сюда приходили моряки и офицеры, перед дальним походом, с надеждой  вернуться  с победой назад.

Л. Безуглова:

Уходят моряки, Уходят в Магелланы...
Свою мечту нашли они в седых морях,
Уходят корабли, уходят постоянно,
И возвращенья их, ты вечно будешь ждать.

К. Сосновских: 

На памятных досках были высечены имена 12 тысяч погибших за Отечество моряков, за которых в соборе ежедневно возносилась молитва. Здесь бережно сохранялись реликвии, связанные с морской славой державы. Через это наглядное изображение на стенах храма истории флота, отошедшим в вечность морякам-героям воздан будет долг благодарной памяти со стороны русского народа, а настоящим и будущим поколениям морских
чинов, в поучение и назидание, представлены будут высокие образцы мужества, самоотвержения и  любви к Родине»

М. Андреева

Жил простой моряк когда-то,
Дружный с ветром и волной.
Он седой залив Кронштадта
Называл землей родной.
Он на берег и для милой
Не спускался ни на шаг –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.

Д. Пахонова

Но однажды в день туманный
Уходили моряки
В край, где нет ни океана,
Ни пролива, ни реки.
Вместе с ними в тучах пыли
Шел и он сквозь дым и мрак –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.

За родную землю эту
Всех солдат и моряков
Он, пройдя в боях по свету,
Пал вдали от берегов.
Но бессмертен в вечной были
О героях и боях –
Неизвестный по фамилии
Дальних плаваний моряк.

         

Педагог: Морской собор .Он является отзвуком тех времен, когда Кронштадт был начальным и конечным пунктом всех кругосветных и дальних плаваний русских моряков. Десятки раз провожали кронштадтцы корабли, отправлявшиеся в труднодоступные и малоизвестные районы земного шара. Шли русские моряки не для разбоя и наживы, а для того, чтобы завязать дружеские и торговые отношения с иными народами, для того, чтобы открывать тайны нашей планеты. Но не всем суждено было вернуться в родную Кронштадтскую гавань. Море - злобная, коварная стихия. Иногда побеждает оно и храбрейших.

Звучит песнопение. Звук колокола.

А. Митрофанов

Мы в сердце, молитвой согретом,

Научимся святость беречь.

Струится спасительным светом

Алтарная русская речь.

Так было когда-то... Так будет!

Ход крестный. Победный салют.

Красивые русские люди

В намоленном храме поют.

Царит мир. Отвергнуты войны.

Над храмом - божественный свет.

Дышу и легко, и спокойно.

Есть вечность... Забвения нет!

Используемая литература:

Раздолгин А. А. Кронштадтская крепость  — Л.: Стройиздат, 1988.

Селяничев А. К. Кронштадт — крепость русской морской славы .М.: Воениздат, 1954.

Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт. — Кронштадт: Тип. газ.

 Краткий путеводитель / Авт.-сост. И. П. Винокуров, П. Н. Завирюха, Т. М. Знайда. — Л.: Лениздат, 1962. «Котлин», 1904

Капустин М. Кронштадт / М. Капустин // Учительская газета. — 1990. — № 18

Елагин С. И. Начало Кронштадта / С. К. Елагин // Кронштадтский вестник. — 1866. — №.№ 1, 3, 5, 6.  

Использованы стихи:

Андрей Блох  «Церковный сумрак»

В. Винников «Баллада о неизвестном моряке» 

П. Прудников «Уходят моряки» 

Ю. Инге « Крепость Кронштадт»

М.Аминова «Посвящение»      

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"

Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...

«ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».

Речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам ра...

Районная акция "След в след"

       Одним из ведущих направлений деятельности МБОУ ТСОШ является профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании, профилактика правонарушений и преступлений учащихся...

Презентация по геометрии 10 класс по теме :"Метод следов. Построение следа секущей плоскости."

Презентация  по теме "Метод следов.Построение секущей плоскости." поможет лучше усвоить и закрепить материал . Построение следа секущей плоскости в прямоугольном параллелепипеде.Секущая плоскость...

Буклет "Не устану следить, чтобы вечный огонь не погас"

Буклет создан в предверии празднования Победы в Великой Очечественной войне (1941-1945)...

Порядок следования крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий.

Конспект урока по математике на тему "Порядок следования: крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий." для 1 (дополнительного) класса учащихся с интеллектуальными нарушен...

Встреча с ветераном ВОВ "Остался в сердце вечный след войны"

Сценарий встречи с ветераном Великой отечественной войны учащихся 5-6 классов...