Внеклассное занятие по математике в 5 классе "Время и его измерение"
методическая разработка (5 класс) по теме

Булыкова Светлана Борисовна

На занятии рассказывается об истории возникновения часов, приведены прмеры и изображения различных часов. Во второй части занятия обучающимся предлагаются различные загадки и задачи, связанные со временем и часами, а также даются некоторые рекомендации по организации своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vremya_i_ego_izmerenie.zip868.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Время и его измерение»

для учащихся 5 класса

составила: учитель математики Булыкова С.Б.

Цель занятия: познакомить учащихся с историей измерения времени, видами часов, развивать логическое и творческое мышление учащихся, воспитывать бережное отношение ко времени (своему и чужому), дать рекомендации по организации своей деятельности.

Ход занятия

Человек со временем связан непрерывно: рождается, умирает, а время продолжает идти. День, ночь, зима, лето – это крупные отрезки времени. Наш организм приспосабливается ко времени. Время в каждой местности разное. Главные часы – это земной шар. Вместе день и ночь – сутки – всегда постоянно.

С детских лет мы привыкли узнавать точное время. «Который час?» - спрашиваем друг друга, если нет возможности взглянуть на часы. Неумение рассчитывать время приводит к неприятностям: можно опоздать в школу, к поезду, на встречу с друзьями, прослыть неаккуратным человеком.

Потребность измерять время возникла много тысяч лет назад. Первобытные люди измеряли время числом суток. Затем люди обратили внимание на непрерывно меняющийся внешний вид Луны на ночном небе: серп, полкруга, круг. И возникло представление о лунном месяце: приблизительно 29,5 суток. Время стали измерять лунными месяцами.

Наряду с этим люди стали замечать и смену погоды: засуха, дождь и т.п. Они пытались определить продолжительность каждого времени года. Особенно люди стали этим интересоваться с возникновением земледелия. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное количество дней. Первыми в истории человечества определили длину земного года – 365 дней – жители Древнего Египта. Как же они сосчитали?

Астрономы древности заметили, что сразу же после дня летнего солнцестояния (22 июня) в предрассветных кругах древнего светила появляется яркая звезда; древние египтяне назвали ее Сотис (Сириус). И в этот день начинался разлив Нила. Время от одного появления Сотиса до другого стали считать 1 год. За это время и Солнце проходит свой годовой путь. Этот длинный отрезок времени они разделили на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а оставшиеся 5 дней оставили «довеском».

В Вавилоне 5-6 тыс лет назад время дня уже разделили на части. Получилось 24 части или часа: 12 часов – день, 12 ч – ночь.

 В 1700 году царь Петр Первый ввел единую систему времени – 24 одинаковых часа.

До 20 века в каждом городе было свое время. Около 200 лет назад международная конференция ученых предложила всемирное время, которым мы пользуемся и сейчас. Чтобы удобнее было определять время, люди придумали часы.

Сначала были солнечные часы. Солнечные часы – всех часов предки. Сейчас они редки. Циферблат на земле лежит, а по нему солнышко бежит! Они бывают на площадях, на лужайках и в саду – у солнышка на виду.

Солнце! Солнце! Солнце встало,

Улыбнулось с вышины!

Засияло, засверкало

Над просторами страны.

Солнце любят все на свете:

Нет другой такой красы!

Солнце греет, солнце свети,

А еще оно – часы.

Смотрите в ясный день

Вокруг большой колонны

Плывет, скользит по кругу тень

Упрямо, непреклонно!

Сверкало солнце в небесах,

А тень колонны старой

Кружилась в солнечных часах,

И первой стрелкой стала.

Но у солнечных часов был недостаток – для их работы необходимо было солнце. Можно определять время и по Луне, и по звездам, но для этого нужна ночь.

Стали думать люди и придумали другие часы – водяные.

Стоит сосуд. Вода течет.

А с ней течет минутам счет.

Вода течет, часы идут, на ручеек похожи.

И ночью время стерегут, и днем, конечно, тоже.

Вода потихоньку вытекала из бака, и люди смотрели: до какой черточки дошла вода, а около черточек – цифры. Возни с такими часами было много – воду надо было постоянно доливать, переливать. А время они показывали неточно.

А годы шли… Еще часы изобрели.

Нехитрые, но точные,

Назвали их – песочные.

(Демонстрация песочных часов). Два стеклянных пузырька соединены вместе в виде восьмерки, внутри – песок.

Их стоит лишь перевернуть – песчинки двигаются в путь.

Веселой струйкою текут,

 Пути минутам счет ведут.

Когда часы работают, песок их верхнего пузырька сыплется в нижний. Они были разноминутные: на 5 мин, 10 мин, даже на 1 ч.

Вновь годы шли за шагом шаг.

Еще прошло немало,

И день настал:

- Тик-так! Тик-так! –

Тихонько прозвучало.

Сверкнул тарелкой циферблат,

А по его тарелке…

- Сюда! Смотрите стар и млад:

Бегут по кругу стрелки.

Дивитесь люди чудесам!

Бегут своим маршрутом:

Поменьше – счет ведет часам,

Большая – счет минутам.

Первые часы в России были изготовлены более 600 лет назад часовым мастером Лазарем. Вот что написано про эти часы в старой летописи: «На всякий час ударяет молотком в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные. Не чловек ударяет, но человека видно, самозабвенно, самодвижно, страннолепно сотворено и человеческой хитростью преизмечтано преухитрено». (Как вы понимаете эти слова?)

Основа всех современных часов – маятник. Источником питания в часах является гиря,  пружина, батарейка.

В 18 веке часы носили только богатые люди. Они украшались драгоценностями. Часы являлись произведениями искусства.

Сейчас часы есть в каждом доме и у каждого человека. Есть часы электронные, часы – кулон, часы с кукушкой, специальные часы для летчиков, водолазов (зачем?). самые маленькие часы – стрекоза. Увидеть их можно только под микроскопом. Хранятся они на международной выставке часов в Швейцарии. Самые точные часы – электронные и атомные.

У нас в стране самые точные часы – Кремлевские куранты (Куранты – это часы с перезвоном).

Как часовые на посту

Часы шагают в темноту,

И слышится их четкий шаг:

Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Ты на часы свои взгляни,

Прислушайся – идут они?

Часы тебя не подведут,

Они в любое время

Тебе подскажут время.

Чтоб не проспал ты саой урок,

Часы тебя разбудят в срок,

Хоть спрячь ты свой будильник

В комод иль в холодильник.

- Как долго тянется урок!

Совсем напрасен твой упрек,

Лентяю две минутки

Порой длинней, чем сутки.

Зато минутки мчатся вскачь,

Когда идет хоккейные матч.

Часы твердят, что спать пора,

Мы засыпаем до утра,

Спят взрослые и дети.

Часы за все в ответе.

Время нужно любить и беречь. Не случайна поговорка «Делу – время, потехе – час». Всему свое время.

Одно из самых трудных дел –

Не делать сразу двадцать дел.

А что ни час –

Уметь все время

Иметь на все

Свой час и время.

И на безделье, и на труд,

И на веселье пять минут,

И на потеху сладкий миг,

И долгий час – на чтенье книг.

Берегите свое время и уважайте время других людей. Если попусту расходовать время, можно ничего в жизни и не сделать.

Загадки.

1. Кто в году четыре раза переодевается? (природа)

2. Какие часы показывают точное верное время только два раза в сутки? (которые стоят)

3. Пришел на день, а ушел через год (Новый год)

4. Что это за 7 братьев: годами равные, а именами разные? (дни недели)

5. Стучат, стучат, не велят скучать,

    Идут, идут, а все тут, да тут. (Часы)

Задачи с циферблатом.

1. Если в 12 часов дня идет дождь, можно ли ожидать солнечной погоды через 36 часов? (нет, т.к. будет 12 часов ночи)

2. Назовите пять дней недели подряд, не называя чисел и дней недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. Когда в Москве полдень, то в Петропавловске- на Камчатке 9 часов вечера. Сколько времени будет в Москве, когда на Камчатке будет 2 часа дня? (5 часов утра)

4. Часы бьют каждый час и каждые полчаса. Войдя в комнату, я услышала один удар часов, а через некоторое время еще один. Когда это было? (12ч 30 мин и 1 ч или 1 ч и 1ч 30 мин).

5. От Москвы до Санкт-Петербурга 600 км. Поезд прибыл в Санкт-Петербург в 6 часов вечера. Когда он вышел из Москвы, если скорость поезда 60 км/ч? (в 8 часов утра)

Игра «Знай минуту»

Как можно точнее определить протяженность одной минуты путем веселого счета про себя: 1 шимпанзе, 2 шимпанзе и т.д. до 60. Кто досчитает, поднимает руку. По команде «Начали!» (Учитель засекает 1 минуту).

Люди в зависимости от времяпровождения делятся на «Сов», «Жаворонков» и «Аритмиков».

«Жаворонки» - рано встают, наиболее активны в первой половине дня (примерно каждый пятый).

«Совы» - наиболее активны вечером, поздно ложатся, поздно встают (каждый третий)

«Аритмики» (более половины) действуют по обстоятельствам или по привычке.

Наш организм действует по биологическим часам.

Трижды в день начинается прилив и отлив физических сил, трижды наступает усталость.

Настроение тоже подвержено слову «три»

Мастерить лучше между 15 и 16 часами.

Заниматься спортом 13.30

Слабость наступает в 4-5 ч утра (самый сладкий сон)

«Слепые» часы – 2 ч ночи: ничего не помню, ничего не делаю.

Готовить уроки лучше с 16.30 до 18.00

Важнейшие дела проводить с 10 до 12 часов: писать контрольные работы, диктанты, сдавать зачеты и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Внеклассное занятие по математике "Мир математики"

Внеклассное занятие по математике "Мир математики" предназначено для обучающихся старшей школы.  Разработка содержит конспект занятия с презентациями и раздаточным материалом. Занятие может быть ...

Внеклассное занятие по математике "Ох, уж эта математика! "

Разработка внеклассного занятия по математике...

Внеклассное занятие по математике в 5 классе «Великие математики всех времен»

Цель: Познакомить уч-ся с биографией и открытиями великих математиков, показать    связь математики с жизнью.           Развить ло...

Внеклассное занятие по математике: «Ключи от замка Математики».

Внеклассное мероприятие по математике с использованием интерактивной доски,    проводилось во время недели математики. Мероприятие носит познавательный характер, Содержит оригина...

Внеклассное занятие по математике «Математика и здоровье».

Пропаганда здорового образа жизни посредством решения задач по математике за курс 5 класса....

Декада науки. Внеклассное занятие по математике "Великие математики"

Декада науки. Внеклассное занятие по математике "Великие математики"...