Декада науки. Внеклассное занятие по математике "Великие математики"
материал (8 класс)

Екатерина Владиславовна Смирнова

Декада науки. Внеклассное занятие по математике "Великие математики"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие «Великие математики» Подготовила учитель математики МБОУ ГШИ № 2 Смирнова Е.В.

Слайд 2

Она не могла всю жизнь решить, «к чему у неё было больше склонности – к математике или литературе» К О В А Л Е В С К А Я

Слайд 3

Ковалевская Софья Васильевна ( 1850 – 1891 гг.)

Слайд 4

Выдающийся российский математик, создатель неевклидовой геометрии. Л О Б А Ч Е В С К И Й

Слайд 5

Лобачевский Николай Иванович ( 1792 – 1856 гг.)

Слайд 6

Русский изобретатель, внесший огромный вклад в развитие отечественной математики и механики. Основал Петербургскую математическую школу, подарившую миру множество талантливых ученых. Ч Е Б Ы Ш Е В

Слайд 7

Чебышев Панфутий Львович ( 1821 – 1894 гг.)

Слайд 8

Один из крупнейших советских математиков 20 в., академик АН СССР, потерявший зрение в 14 лет. П О Н Т Р Я Г И Н

Слайд 9

Понтрягин Лев Семёнович ( 1908 – 1988 гг.)

Слайд 10

В 1918 году она стала одной из первых женщин, принятых на физико-математический факультет престижного Московского государственного университета. Б А Р И

Слайд 11

Бари Нина Карловна ( 1901 – 1961 гг.)

Слайд 12

. Его Памятник установлен на Аллее Космонавтов в Москве в 1981-м году, в год 20-летия первого полета человека в космос. К Е Л Д Ы Ш

Слайд 13

Келдыш Мстислав Всеволодович ( 1911 – 1978 гг.)

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике

Великие математики

Цель:   - развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития.

Задачи:

  • выявление степени усвоения учащимися сведений из истории математики;
  • расширение знаний учащихся, развитие познавательного интереса к изучению математики;
  • воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • формирование дружеских отношений.

Форма занятия:с применением игровых технологий и ИКТ.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация.

Правила игры:

  • Выбираются  тройки игроков после правильного ответа на вопрос.
  • Для каждой тройки игроков подготовлено задание с указанием количества букв в отгадываемом слове.  

Мероприятие построено на деятельной основе с использованием игровой технологии на примере популярной игры «Поле чудес».

Ход игры

С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…

Сегодня мы начинаем игру, посвященную российским ученым, внесшим вклад в развитие математики.

Вопросы для выбора участников I тура:

1. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон? (периметр).

2.Сколько горошин может войти в пустой стакан? (одна горошина).

3. Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лен», «льняная нить», «шнур», «веревка». В каком значении мы употребляем его сейчас на уроке математики?  (линия)

4. У стола 4 угла. Один угол отрезали. Сколько углов осталось? (5 углов).

5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50).

I тур

Задание 1. Она не могла всю жизнь решить, «к чему у неё было больше склонности – к математике или литературе»

К

О

В

А

Л

Е

В

С

К

А

Я

Историческая справка. Софья Васильевна Ковалевская — российский математик и механик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. Первая в Российской империи и Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики. Автор повести «Нигилистка» и книги «Воспоминания детства».

Чтобы получить возможность заниматься наукой, Софье Ковалевской пришлось заключить фиктивный брак и уехать из России. В то время российские университеты просто не принимали женщин, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь согласие отца или мужа. Так как отец Софьи был категорически против, она вышла замуж за молодого учёного Владимира Ковалевского.

Главное научное достижение Софьи Ковалевской — решение задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. Точнее, она нашла третий случай разрешимости этой задачи. Первые два были найдены Эйлером и Лагранжем — признанными классиками математики. Одна из теорем в аналитической теории дифференциальных уравнений называется теоремой Коши — Ковалевской — по именам француза и русской, почти одновременно нашедших решение. Она исследовала задачу Лапласа о равновесии колец Сатурна. Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики. В 1889 году получила большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка.

Вопросы для выбора участников II тура:

1.Как называется часть прямой ограниченная двумя точками? (отрезок)

2. Какое число в Древнем Риме записывается буквой D? (500).

3. На прямой отметили 10 точек. Сколько образовалось при этом лучей? (20).

4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду?  (нет, будет ночь).

5. Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось? (две свечи).

II тур

Задание 2. Выдающийся российский математик, создатель неевклидовой геометрии.

Л

О

Б

А

Ч

Е

В

С

К

И

Й

Историческая справка. Лобачевский Николай Иванович. В гимназии, где учился Лобачевский, его недолюбливали. Мальчик пристрастился к пиротехническим опытам, за что даже однажды попал в карцер. Преподавателям не нравилось «мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство и вольнодумствие» ученика. Несмотря на все это, Николай отлично учился.

Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Императорском Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. По выражению Н. П. Загоскина, Лобачевский был «великим строителем» Казанского университета.

    Лобачевский создатель неевклидовой геометрии. Но он также получил ряд ценных результатов и в других разделах математики: так, в алгебре он разработал, независимо от Ж. Данделена, метод приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах, уточнил понятие непрерывной функции, дал признак сходимости рядов и др. В разные годы он опубликовал несколько содержательных статей по алгебре, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и проблемам образования

Вопросы для выбора участников III тура:

1. Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки (дюйм).

2. Если начертить четырехугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже? (8)

3. Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива»? (гипотенуза).

4. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (2,3).

5. Почему из Минска в Москву самолет летит 1 час 20 минут, а их Москвы в Минск 80 минут? (1ч 20мин = 80мин).  

III тур  

Задание 3. Русский изобретатель, внесший огромный вклад в развитие отечественной математики и механики. Основал Петербургскую математическую школу, подарившую миру множество талантливых ученых.

Ч

Е

Б

Ы

Ш

Е

В

Историческая справка. Чебышев Панфутий Львович

К самым значимым открытиям Пафнутия Львовича относятся работа по исчислению интегралов и труд по теории чисел, созданный в рамках диссертации о «Теории сравнений». В 1851 году ученый издал статью «Об определении числа простых чисел…», ставшую настоящим прорывом в этой области.

Спустя 16 лет профессор явил миру трактат «О средних величинах», позже получивший название «теорема Чебышева». Эта работа стала фундаментом для развития теории вероятности и главным инструментом современной статистической науки. Этих двух трудов вполне хватило бы, чтобы имя математика прогремело на всю планету.

За годы работы Чебышев был удостоен членства в 25 академиях России и Европы. западные коллеги отзывались о Пафнутии Львовиче, как о величайшем аналитике и называли «гордостью мировой математики».

О Всемирной парижской выставке 1878 года, где были продемонстрированы величайшие научные достижения, весь мир говорил с придыханием. Посетители мероприятия любовались невиданными для того времени изобретениями – паровыми машинами, телеграфом, фонографом и лампами накаливания русского инженера Павла Яблочкова. С особым интересом парижане и гости города наблюдали за стопоходящей машиной Чебышева, чей механизм напоминал организм лошади.

Игра со зрителями  

Задание. Один из крупнейших советских математиков 20 в., академик АН СССР, потерявший зрение в 14 лет.

П

О

Н

Т

Р

Я

Г

И

Н

Историческая справка. Понтрягин Лев Семёнович

В 14 лет Лев попытался отремонтировать примус, который взорвался прямо у него в руках. Мальчик получил сильнейшие ожоги лица. Сама жизнь его была в столь серьёзной опасности, что на глаза сразу не обратили внимание. И только по истечении некоторого времени, когда уже было совсем плохо, его перевели в специальную глазную лечебницу. В целом он провёл в больнице около пяти месяцев. Попытка вернуть зрение последующей хирургической операцией вызвала сильнейшее воспаление глаз и привела к полной слепоте.

Его работы оказали определяющее влияние на развитие топологии и топологической алгебры. Он внёс значительный вклад в теорию колебаний, вариационное исчисление, теорию управления. В теории управления Понтрягин — создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит т. н. принцип максимума Понтрягина; имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления.

Финал  

Играют победители в «тройках». Если определились только два победителя, то в финальной игре принимает участие победитель игры со зрителями.  

Задание. Бари Нина Карловна

В 1918 году она стала одной из первых женщин, принятых на физико-математический факультет престижного Московского государственного университета. (Это был первый послереволюционный прием, когда доступ в университет оказался открытым для женщин.)

Историческая справка.  

Первые результаты по теории множеств Нина Карловна получила еще в студенческие годы, когда училась на третьем курсе университета. О результатах своих исследований она доложила на заседании математического общества. Ее слушали прославленные ученые нашей страны.

В 1926 году Бари завершила свою докторскую работу по теме тригонометрических разложений, получив премию Главнаука за свою диссертационную работу.

Степень доктора физико-математических наук ей присудили в 1935 году, когда она была уже известным ученым, имевшим большие заслуги в изучении тригонометрических рядов и теории множеств.

Н.К. Бари оставила неизгладимый след в науке, которой она была предана всем своим сердцем. Но она не замыкалась в рамках только “чистой" науки. Нина Карловна была активной общественницей. Много лет она являлась заседателем народного суда, принимая в этом деле самое горячее участие. Безвозмездно много сил и энергии отдавала Бари организации и проведению научной работы среди студенческой молодежи. Педагогическую деятельность Н.К. Бари начала в двадцать лет. Студенты Московского университета, в котором работала с 1926 года, любили Нину Карловну за глубокий ум, вдохновенные лекции, за неустанное стремление увлечь и направить своих слушателей по нехоженным тропам науки.

15 июля 1961 года Н.К. Бари погибла, попав под поезд.

Супер игра

Задание. Его Памятник установлен на Аллее Космонавтов в Москве в 1981-м году, в год   20-летия первого полета человека в космос.

К

Е

Л

Д

Ы

Ш

Историческая справка. Келдыш Мстислав Всеволодович– советский исследователь, внесший неоценимый вклад в развитие прикладной математики и механики. Участвовал в проектах по изучению аэродинамики, был одной из ключевых фигур в отечественной космической программе.

Значимость исследований профессора в области математики ничуть не меньше, чем его открытия в аэродинамике. Труды доктора по функциональному анализу и дифференциальным уравнениям вызывали среди коллег удивление и восхищение. Мстислав Всеволодович имел глубокие познания в математике, умел самым неожиданным образом использовать те или иные открытия. Исследования ученого в сфере механики и математики принесли ему признание среди соотечественников и сделали авторитетной фигурой в мировом научном сообществе.

После войны исследователь занялся разработками в области ракетостроения и атомного вооружения. В 1951 году при участии профессора был основан Московский физико-технический институт, расположенный в подмосковном Долгопрудном.

В 1950-е он провел ряд значимых исследований по выводу искусственных тел на орбиту Земли, позже занимался вопросами полетов на Луну и другие планеты солнечной системы. Вместе с Королевым Келдыш составил письмо к высшему руководству страны, в котором предлагалось создать и запустить в космос искусственный спутник Земли.

В 60-х ученый возглавлял «лунную» программу, включавшую полеты на автоматических станциях «Луна».

Находясь на руководящем посту в Академии наук, ученый внес огромный вклад в развитие новых для страны наук – молекулярной биологии, кибернетики, квантовой электроники и генетики. Параллельно с основной работой, Мстислав Всеволодович продолжал заниматься космическими вопросами в составе различных комиссий.

На закате лет ученый занимался созданием космических солнечных электростанций для получения альтернативных источников электроэнергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка задач-шуток для внеклассных занятий и уроков математики.

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку задач-шуток с ответами. Можно использовать на уроках математики, для проведения КВН, математических утренников и т.п....

внеклассное занятие "Клуб веселых математиков"

внеклассное математическое занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Решаем лингвистические задачи" (5-11 классы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Страноведческая викторина" (5-7 классы)

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Страноведческая викторина" (5-7 классы)...

Внеклассное занятие-деловая игра «Математика в цифровом веке»

Внеклассное занятие-деловая игра «Математика в цифровом веке» проводилось в рамках конкурса профессионального мастерства преподавателей общеобразовательных дисциплин "Моя педагогическ...

Конспект внеклассного занятия по теме "Математика и экология" с защитой проектов

Внеклассное занятие было представлено на заседании методического объединения учителей математики района...