Воспитательный час "Путешествие по царству цветов"
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Сапалова Тамара Александровна

 

закрепление знаний учащихся о садовых цветах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_chas.doc702 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ ЦВЕТОВ"

Воспитатель: Сапалова Т.А.

6 класс

апрель, 2013 год.

Цель: закрепить знания о цветах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся о садовых цветах.

Воспитывающие: воспитывать нравственные качества: любовь и бережное отношение к представителям растительного мира.

Коррекционно-развивающие:

Коррегировать и развивать внимание,   мышление, память, речь при помощи загадок, стихов, легенд о цветах, игр: «Назови имена» и «Таинственный ящик».

Узнавание и называние луковиц и клубней цветов через игру: «Отгадай по загадке».

Оборудование:

Презентация о цветах.

Иллюстрации цветов.

Луковицы и клубни цветов.

Таинственный ящик.

Рисунки учащихся: «Мой любимый цветок».

Карточки с загадками.

Плакаты: «Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок».Г.Х.Андерсен.

«Светлеет грусть, когда цветут цветы».Н.Рубцов.

Записи:

«Подснежник» - П.И.Чайковский.

Спокойная музыка.

Песня: «Не рвите цветы, не рвите» - Ю.Антонов.

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

« Будет интересно!»

Что же это за чудо природы?

Которое надо беречь и любить!

Которое  можно на праздник

И просто так подарить.

Дети: это цветы.

Воспитатель: нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроения

Цветы даже лучше  друзей

 Они никогда не обидят,

 Они просто живут,

 Но все понимают и видят.

 Цветы необходимы людям даже в самое трудное время. И, конечно же, без цветов не обходится почти не один народный праздник, ни одно семейное торжество.

Многие из них имеют свою историю, о многих сложены в народе красивые легенды.  Некоторые легенды прочно вошли в жизнь и их следует знать. Для этого мы отправимся в путешествие по стране цветов. Я надеюсь, оно будет интересным, а главное познавательным. В основе этих легенд скрыты те или иные особенности растений. Итак, мы отправляемся в таинственный мир цветов.  Нашим проводником будет первый цветок весны – подснежник.

Звучит музыка П.И.Чайковского.

Давайте послушаем стихотворение об этом цветке.

Я белый подснежник,

Весенний цветок.

Я вылезти, встать

Из-под снега не мог.

Но утром апрельским

Запахло весной, и

Я распустился, цветочек лесной.

Древнюю легенду об этом цветке нам расскажет  Вика. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл снег, и Ева замёрзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

Смелый подснежник первый просыпается весной и приглашает нас отправиться в гости…в Грецию

Здесь нас встречает изящный  весенний цветок, расцветающий одним из первых в наших садах и парках  Его любят за красивую форму, но больше всего за то, что он говорит о весеннем расцвете природы.

 Вы узнали, что это за цветок? Найдите его среди иллюстраций.

Дети: это нарцисс.

Воспитатель: а что вы знаете об этом весеннем цветке?

 Дети: нарцисс - луковичное растение. Как только сходит снег, появляются верхушки листьев нарцисса, а затем и нежные цветы. Когда цветение заканчивается растение засыхает, а в земле остается луковица, из которой  следующей весной опять распускается прекрасный цветок. Луковица нарцисса ядовита и способна одурманивать человека, а большой букет этих цветов может вызвать головную боль.

Воспитатель: из цветов нарцисса делают эфирное масло, которое используют для изготовления духов.

С нарциссом связан древнегреческий миф об очень красивом юноше Нарциссе.

Давайте послушаем легенду, которая называется: «Эхо и Нарцисс».    

                       

Дети: красивая и болтливая нимфа Эхо жила беззаботно и весело до тех пор, пока не встретила Нарцисса, охотившегося в лесу. Нимфа влюбилась в юношу, но он не ответил на ее любовь.

 Тогда нимфа уговорила Венеру наказать его, а потом, грустная и мечтающая о смерти, отправилась бродить по горам. Постоянно думая о своем горе, она таяла и чахла, и вскоре от нее остался один только мелодичный голос.

 Боги приговорили ее вечно блуждать в одиночестве по горам и повторять последние звуки слов, долетавших до ее уха.

 Но Венера не позабыла о прощальной просьбе Эхо и решила наказать Нарцисса. Однажды, после долгой погони за зверем, он поспешил к уединенному пруду, чтобы утолить свою жажду.

 Он быстро опустился на траву и наклонился над прозрачными водами, чтобы напиться, и тут же замер в удивлении. В воде он увидел столь прекрасное лицо, что тут же потерял голову от любви, решив, что это какая-то нимфа смотрит на него со дна пруда

Нарцисс не отходил от пруда ни на минуту. Он не ел и не пил и вскоре умер, так и не догадавшись, что нимфа была всего лишь его собственным отражением в воде. Боги с сочувствием взирали на прекрасное тело мертвого Нарцисса и решили превратить его в цветок, носящий имя юноши. Этот цветок растет по берегам тихих прудов, отражаясь в их чистой воде.

Воспитатель: ребята, а вот если бы вы оказались на месте Нарцисса, о чем бы вы стали мечтать?

Дети: снова оказаться среди людей человеком.

Воспитатель: вот и Нарцисс мечтал об этом, быть среди людей человеком, с сердцем, открытым для дружбы, полным добра и любви. (показ слайдов).

С сожалением мы покидаем Грецию, прощаясь с нежным, очаровательным нарциссом.

Ребята, посмотрите на этот таинственный ящик  Вы узнаете, что в нем лежит, если правильно ответите на вопрос. Это вещество есть в каждом доме. Его готовят из разных цветочных запахов. ( духи).

 Мы продолжаем наше путешествие и попадаем в Турцию-родину тюльпанов. Здесь садоводы улучшили качество диких тюльпанов и вырастили много новых сортов. Затем луковицы завезли в Европу .В Россию эти цветы привез Царь ПетрI. Луковицы тюльпанов в то время стоили дорого и выращивались только в усадьбах богатых людей Сейчас эти цветы можно встретить повсюду: в парках, на городских клумбах, на приусадебных участках.

Ребята, давайте вспомним, как нужно выращивать эти прекрасные цветы.

Дети: цветок растет из луковицы, которая находится в земле и хорошо переносит морозы .Весной сначала появляются листья, а потом распускаются цветы из шести лепестков. Они широко раскрываются на солнце и закрываются ночью и в пасмурную погоду. Цветок держится на крепких, длинных стебельках. После цветения растение засыхает, и луковица отдыхает в земле до следующей весны.

Воспитатель: из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане.

Дети: в золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До него никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и со смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор повелось дарить тюльпаны тем, кто испытывает счастье.

Воспитатель: лишь немногие декоративные растения могут соперничать с тюльпанами по разнообразию форм цветка. Есть тюльпаны, похожие на бокал, на чашку, на пион, на лилию. Окраска сортовых тюльпанов самая разнообразная: от чисто-белой, желтой, красной, фиолетовой и почти черной до сочетания двух, трех или нескольких цветов. Цветы неприхотливы.  Каждый раз они встречают весну вместе с нами.

 

Не радужное марево тюльпанов,

Не золотые выплески зари,

Колышется симфония тюльпанов

Возвышенной мелодией земли.

(показ слайдов).

Воспитатель: поблагодарим тюльпаны за гостеприимство и отправимся дальше.

Следующей остановкой будет Франция, где нас ждет нежнейший из цветков, пользовавшийся почетом в древнем мире Название он получил от древнегреческого слова «ли-ли»- «белый- белый»

Вы, наверное, сразу догадались, о каком растении идет речь? Покажите его среди иллюстраций.

Дети: это лилия.

Воспитатель: ребята, а что вы знаете об этом цветке?

Дети: у лилии высокий прямой стебель, узкие листья. Форма цветка- колокольчик или воронка. В центре видны длинные тычинки. Цветы выделяют сладкий сок и имеют очень сильный запах. Это привлекает большое количество насекомых.

Воспитатель: известна легенда об этом цветке, давайте ее послушаем.

Дети: греческая богиня Гера кормила младенца своим молоком, и капли молока упали на землю. Они превратились в прекрасные белые лилии.

Воспитатель: особое место занимали лилии в истории Франции. Нам об этом расскажет Иван.

Король франков Хлодвиг в пятом веке одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Возвращающиеся с поля битвы солдаты украсили свои щиты и шлемы этими цветами. С тех пор на знамена и в герб Франции вошли три лилии. Цветы лилий заполнили сады, и Францию называли королевством лилий.

Воспитатель:. лилии бывают самых разных цветов: оранжевые, розовые, желтые. красные,  бордовые. Они являются символом красоты и совершенства .Таня нам расскажет стихотворение:

 Нет цветка нежнее лилии,

Она растет в моем саду.

Пионы, астры и цинии

В сравненье  с нею не идут.

Воспитатель: сейчас мы в этом убедимся, посмотрев на эти изумительные, восхитительные цветы.

(показ слайдов).

Ребята, очень жалко расставаться  с прекрасными лилиями, но нам надо продолжать наше путешествие.. Пока мы находимся в дороге, давайте поиграем в игру: «Назови имена» Какие женские имена произошли от названия цветов (Маргарита, Роза, Лилия, Анюта, Виола, Камелия, Мальва).

Воспитатель: наш путь лежит в  Юго - восточную Азию

 К кому мы отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие пахучие….

Ай, ай, ай! Колючие!

Дети: это роза.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы знаем о розе.

Роза-царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

Меня называют царицей цветов

За запах, за цвет моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов!

Древние греки и римляне создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Считалось, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря. По христианской мифологии роза — символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу.

В древности у восточных народов роза считалась священным цветком, символом божественной тайны. В Древней Индии тот, кто принес царю розу, мог просить исполнения любого желания. Розами платили дань, а розовое масло ценилось на вес золота.

 По древнему персидскому преданию, лепестки царственной розы были сначала белоснежными. Но вот увидел благоуханную красавицу розу соловей – и полюбил ее всей душой. В порыве восхищения прижал он нежный цветок к груди, но тут из пронзенного шипами сердца брызнула кровь, и лепестки розы окрасились в алый цвет.

 Ни один цветок не сравнится с розой по благородству формы, красоте и изысканности аромата.

РОЗА — символ божественной тайны.

О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свиток алых лепестков.

 (просмотр слайдов).

Воспитатель: огромное спасибо за гостеприимство царице цветов, а

сейчас мы немного отдохнем.

У нас в саду растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

А к кому мы отправимся дальше, догадайтесь сами, послушав описание.

Это высокое стройное растение с красивыми, как лилии цветами, собранными в два ряда в заостренный прямой колос. Листья - длинные, узкие, торчат, как острые шпаги.

Если вы догадались, о каком растении идет речь, покажите его среди иллюстраций .

Дети: это гладиолус.

Воспитатель: Он происходит из далекой Африки, с мыса  Доброй Надежды. (показ слайдов).Ребята, расскажите, что вы знаете о гладиолусе.

В средние века существовало поверье, что если носить луковицу гладиолуса на груди, то это может сделать человека неуязвимым т.е. спасти его от ударов меча и стрел.

Дети:

У крылечка нашей школы

 Клумбу свежую стеречь            

Встал на стражу гладиолус

По  латыни это – «меч».

И как будто строгий воин,

В светлых латах лепестков

Поднимается, спокоен,

Неприступен и суров.

Воспитатель: гладиолусы – величественные цветы – благородства, мужества и верности.  Давайте полюбуемся этими чудесными цветами.(просмотр слайдов).

Поблагодарим гладиолус за гостеприимство и отправимся дальше. Следующей нашей остановкой будет Мексика. (показ слайдов).А приглашает нас в эту страну один из посланников осени, получивший свое название в честь русского путешественника академика Георги. Вы догадались, о каком  растении идет речь?

Дети: это георгин.

Воспитатель: давайте вспомним, что мы о нем знаем,в народе есть такая легенда.

Дети:  давным – давно георгины считались царскими цветами и росли только в садах  царей и вельмож. Эти цветы были недоступны простым людям. В одном из богатых садов служил бедный садовник Георгий. Он влюбился в красивую девушку и подарил ей  прекрасный цветок. Юношу за ослушание бросили в темницу, а цветок прижился в садах простых людей и стал радовать их своей красотой и разнообразием красок. Его назвали в честь садовника – георгин.

Воспитатель: сейчас мы послушаем стихотворение о георгинах.

Осенние стынут картины.

Давно осыпается сад,

Но в гордой красе георгины

Одни, не склоняясь, стоят.

Пусть лужиц морщинится блюдце

И бродит туман по кустам.-

Они – молодцы, не сдаются

Осенним сырым холодам!

Воспитатель: спасибо гордым георгинам за их неповторимость и красоту.(показ слайдов).

Ребята, сейчас мы поиграем в игру: «Отгадай по загадке». На столе лежат карточки с загадками, луковицы и клубни, бутон розы. Вы должны взять карточку, прочитать загадку и отгадать, найти луковицу или клубни этого растения.

Загадки

Он - цветок такой изящный,

Нежный, белый и прекрасный,

Над водой склонился вниз.

Называется….(нарцисс).

Расцветает по весне

И красив собой вполне.

Не кочан и не банан,

А цветок такой….(тюльпан).

Для маленькой девочки Лили

Цветок в цветнике посадили.

А Лиля когда подрастет,

Себя, как цветок назовет….(лилия).

Украсит парк и сад любой

Такой чудесной красотой!

Но только есть беда одна:

Шипами колется она…..(роза).

Вот цветы уселись в ряд.

И на стебле все висят,

Как большой, красивый колос.

Вы узнали…? (гладиолус).

Прочный стебель так высок.

А на нем большой цветок.

.Как букет, цветок один

Это пышный…( георгин).

 Ребята! Мне очень хочется, чтобы, уходя с нашего занятия, вы хорошо поняли бы, что истинные друзья природы не только сами не должны рвать красиво цветущие растения, но и всеми силами бороться с их варварским истреблением. Выращивайте на школьном дворе, у себя дома как можно больше самых разнообразных цветов, чтоб не возникало потребности у вас рвать их в природе. Живите в соответствии с высказыванием азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

Чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать ее своими руками

Дети: вместе

Мы давно вас считаем друзьями

Дети наших садов и полей

Мы ухаживать будем за вами,

Чтоб на клумбах росли вы пышней.

 

Цветы – это волшебные «спутники» людей. Они смягчают душу, облагораживают сердце. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

Звучит песня Юрия Антонова «Не рвите цветы, не рвите». Мальчики дарят цветы девочкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-литературный праздник в 6-7 классах. "В царстве цветов"

  Урок-литературный праздник                  в 6-7классах...

Сценарий воспитательного мероприятия" Цветы в легендах и преданиях"

Методическая разработка воспитательного мероприятия...

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...

Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»

Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида...

Информационно-творческий проект Цветы – царство живой природы

По  определению ученых, цветок, это сложная и разнообразная система органов размножения семенами определенных видов цветов. Хотя назначение и функции цветов уникальны и постоянны, поразительно мн...

Классный час "В царстве цветов"

Классный час "В царстве цветов" посвящён удивительным созданиям природы-цветам.В ходе мероприятия учащиеся увидят прелесть этих растений, поймут,что они украшают нашу жизнь,узнают много ново...