Наша игра "Слава, неподражаемый, великий, Ломоносов"
методическая разработка по теме

Нашу игру «Слава неподражаемый, великий, Ломоносов» можно использовать как во внеклассной деятельности по различным школьным дисциплинам, так и на классных часах, посвященных выдающимся людям. Фрагменты игры можно использовать и на уроках по различным предметам при изучении тем, связанных с открытиями М. Ломоносова.

Ссылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2c60e5ed&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0.rar&name=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0.rar

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК

«Наша игра - Слава, неподражаемый, великий, Ломоносов».

Цель игры: погружение в эпоху XVIII века, знакомство с талантливым мастером М.В. Ломоносовым, развитие интереса к предмету история, расширение кругозора.

Задачи: 

  1. Познакомиться с научной и популярной литературой по теме игры,
  2. Развивать интеллектуальные способности учащихся,
  3. Понять и осознать значение деятельности М. В. Ломоносова, его вклада в историю России, отечественную науку,
  4. Воспитывать гордость за гениального земляка.

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова, газеты о М.В. Ломоносове, выставка на стене из фотоальбома, бумага для записей, ватман, цветные жетоны, ручки, карандаши, кнопки, скотч, магнитная доска, указка, мультимедийная презентация, черный ящик, стенгазеты, костюмы 18 в.

Актуальность данной темы в том, что невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов. В 2011 г. праздновался 300-летний юбилей со дня рождения Ломоносова,  и мы не могли пройти мимо такого значительного события. Викторина может помочь по-новому взглянуть на жизнь и  творчество М.В. Ломоносова, узнать интересные факты о его жизни, а также проверить свою эрудицию, память, умение работать в команде.

Нашу игру «Слава неподражаемый, великий, Ломоносов» можно использовать как во внеклассной деятельности по различным школьным дисциплинам, так и на классных часах, посвященных выдающимся людям. Фрагменты игры можно использовать и  на уроках по различным предметам при изучении тем, связанных с открытиями М. Ломоносова.

Этапы проведения:

  1. Подготовительный. За месяц учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, составляются команды, готовят газеты, подбирают и знакомятся с литературой.
  2. Проведение игры:
  1. Игра проводится в актовом зале, т. к. играют не менее 2-3х команд.
  2. Ведущий представляет жюри, в которое входят учителя литературы, истории, изо, географии и др.
  3. Объясняются условия игры. Учащиеся отвечают на вопросы конкурсов. Если ответ верный, то команда, получает количество баллов по цене вопроса, если нет, то количество баллов вычитается.
  4. В игре есть два творческих комплекса - конкурс на лучший памятник и написание оды Ломоносову, которые оцениваются по 50 баллов максимально.
  5. Количество конкурсов может изменяться и зависит от уровня подготовленности учащихся ("Биография Ломоносова", "Ломоносов-историк", "Ломоносов и просвещение", "Ломоносов и искусство", "Ломоносов – ученый" и др.)
  1. Подведение итогов. Итоги подводятся жюри и определяется класс - победитель, а так же активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.
  2. После игры учитель истории делает анализ, отмечает, что вызвало затруднения, недочеты игре, благодарит учащихся за хорошие знания.

Ход мероприятия:

1 ведущий

Век восемнадцатый — России просвещение,

Расцвет в науке, шаг в литературе.

Образования явилось вдруг знаменье,

И настоящий человек заложен в той натуре.

Его фамилия известна всей России,

И в городах, и в деревнях гордятся им,

То имя на себя печать носило

И отпирало двери все благословением своим.

Открытия его нам до сих пор известны,

Важны и применяются сейчас,

И иностранцев нам высказывания лестны,

Что это был России час.

2 ведущий

Его научные заслуги все бесценны,

В литературу новые открытья внёс,

Его прекраснейшие оды очень ценны,

Талант ему признание принёс.

Его произведения читают в наши дни

И ими восхищаются все до сих пор,

Вся жизнь его — открытия одни,

А кто того не знает, сильный им укор.

Он подлинный был свет образованья,

Всемирной славы в жизни он достиг,

И заслужил он громкое признанье,

И знания великие постиг.

1 ведущий. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук.

2 ведущий. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, гениальные открытия которого вместили в себя семь веков до него и почти три века после него.

1 ведущий. Перелистывая страницы истории, мы вспомним сегодня  жизнь, научные открытия и творчество М.Ломоносова.

Первая страница «Детство».

2 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Официальной датой его рождения считается 19 ноября 1711 г. Место рождения М. Ломоносова – деревня Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.

1 ведущий. Архангельская губерния была областью сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов, заплывавших вплоть до Шпицбергена. Своеобразные черты русского Севера положили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова.

2 ведущий. Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой или зуйком, а потом помощником отца на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Ломоносов».

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния безгрозных туч

Стремиться от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар.

1 ведущий. Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.

2 ведущий. Удивительная целеустремленность была присуща Ломоносову. По мере перехода из класса в класс интерес Ломоносова к наукам все возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучал арифметику, географию, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии, усвоил теорию стихосложения и основы ораторского искусства.

2 страница. Открытия М.В.Ломоносова в области«Физика»

Петелин В.«… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением».

1 ведущий. Работая в Петербургской Академии наук, создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины: Термометр, формула, атмосфера, барометр.

2 ведущий. Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения: телескопа и “ночезрительной трубы”. Сконструировал несколько типов телескопов, перископ, различные варианты барометра (Универсальный, морской, самопишущий), особо точные весы, “большой маятник” для измерения силы тяжести и многие другие.

1 ведущий. Им созданы: аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере, построил “громовую машину” установил, что электричество содержится в атмосфере не только во время грозы, но его образуют восходящие и нисходящие потоки воздуха.

2 ведущий. 26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Венера окружена воздушной атмосферой.

1 ведущий. В своей работе «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук», Ломоносов высказывает сожаление о том, что «тогда не было таких остроумных поваров, как следующей»:

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит,

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал такой ответ: что в том Коперник прав;

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Которой бы вертел очаг кругом жаркова?

2 ведущий. Трудно перечислить все термины, которые ввел в обиход Ломоносов, и которыми мы пользуемся, по сей день: экспериментальная физика и периодическое обращение, жидкие тела и разноименные полюсы, влажность воздуха, упругость и так далее.

1 ведущий. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, теории электромагнитной индукции.

3 страница. Открытия М.В.Ломоносова в области«Химия»

Петелин В. «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

2 ведущий. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов, разработал учение о природе цветов.

1 ведущий. Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался – состав для получения фарфора – фарфоровая посуда.

Ломоносов: (читает написанное прошение). «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов.

2 ведущий: На это в 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории.

1 ведущий: К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук. Ломоносов в 1747 году представил в академическое собрание три научных сочинения: ‘О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном”, ’О действии химических растворителей вообще” и ”Физические размышления о причинах теплоты и холода’. А в 1745 году ученый защитил диссертацию “О металлическом блеске” и стал профессором.

2 ведущий: Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.

1 ведущий. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.

Ломоносов: Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глазах.

Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса.

Необходимо к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи.

2 ведущий: Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование, шлифовка, полировка, гранение.

1 ведущий: В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.

2 ведущий: Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.

1 ведущий: Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.

За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.

4 страница. Открытия М.В.Ломоносова в области«География»

 «... Российского пространства света

Собрав на малы чертежи,

И грады, оною спасены,

И села, ею же блаженны,

География, покажи».

Сценка Елизавета и Ломоносов

Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах.

Елизавета: «Карты сии что обозначают?»

Ломоносов: Это экономические карты для географического департамента.

1 ведущий. В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии Михайло Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.

2 ведущий. В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа Ломоносов узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии Ломоносов пишет свою первую оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».

ода «На взятие Хотина»

… Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, русская победа!

Но враг, что от меня ушёл,

Боится собственного следа.

Тогда, увидев бег своих,

Луна стыдилась сраму их,

И в мрак лицо, зардевшись, скрыла.

По-русски ещё никто не писал такими стихами.

1 ведущий. Во Фрейнберге Михаил Ломоносов посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Генкеля, затем путешествует по Германии и Голландии, и в 1841 году сформировавшемся учёным возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук.

5 страница. Открытия М.В.Ломоносова в областях «История» и «Литература»

«Открой мне бывшие, о древность, времена;

Ты разности вещей и чудных дел полна»

Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветер в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится.

2 ведущий. Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время, в котором он жил.

1 ведущий. Это была эпоха быстрых перемен. 8 императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова.

Сценка Елизавета и Ломоносов

На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.

Елизавета:Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

Ломоносов кланяется.

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

Ломоносов садится.

Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….

Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет.

Видео про историю

Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют.

Заканчивает писать.(Откладывает листы в сторону, задумываясь).

Ломоносов:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Великое светило мира,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны своей взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебе.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ея зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

2 ведущий. Да, вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но всё

разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее

полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера

ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим

творчеством.

1 ведущий. Ломоносов был подлинным преобразователем русской поэзии, «Петром Великим русской литературы», как называл его В.Г. Белинский. Нужен был гигантский труд и талант Ломоносова, чтобы не только открыть и указать новые пути для развития русской поэзии, но и практически утрвердить ее на этих путях.

2 ведущий. Для этого потребовалось не только решительно порвать с прежней традицией стихосложения, перевести русский стих с силлабики в силлабо-тонику, но и выработать новые средства поэтического выражения, обновить поэтический словарь и синтаксис, пополнить и расширить его за счет новых слов, понятий и представлений. Русская поэзия приобрела при Ломоносове неведомую до него звучность и живописность. Это было новаторство необычайной силы.

1ведущий. Важнейшими трудами Ломоносова были: "Российская грамматика", "Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке" и "Письмо о правилах российского стихотворства".

2 ведущий. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров свёл к трем группам или наречиям, "диалектам":

1) Московское;

2) Северное или приморское;

3) Украинское или малороссийское.

Ввел в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт. Выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы.

1ведущий. Ломоносов положил начало созданию литературного русского языка, разработал “теорию трёх штилей”, где наметил три оттенка или "штиля" в языке: "высокий" изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды, комедии), "средний" изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) и "низкий" допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения).

2 ведущий. В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова». Видное место в нем занимали оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий.

2 ведущий. Имя Михаила Васильевича Ломоносова живёт в памяти народа. Россияне гордятся своим земляком. Его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения, школы, библиотеки; ему воздвигнуты памятники; созданы музеи. Один из музеев находится на его родине в селе Ломоносово Архангельской области.

1 ведущий. Жизнь и деятельность Ломоносова – ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.

2 ведущий. Могучий русский талант, настойчивость, постоянное стремление вперёд, многолетний непрерывный труд – всё до конца было отдано науке.

1 ведущий.

Его слова звучат доныне

Как мудрый молодым завет.

Они важны для нас сегодня,

Хоть минуло немало лет.

И к нам он тоже обращался

Через года, через века…

Делами, знаньями в науках

Прославим память земляка!

2 ведущий:

Достойны ль мы тебе хвалу воздать?

О, просветитель, реформатор и поэт!

За эти пять десятков лет

Не прекращал ты поднимать

Могучую Российскую державу,

Не думал даже опускать

Ни рук своих златых,

Ни гордую главу.

И ты любовью вечной Россию полюбил,

И, словно своей честью, Россией дорожил.

Из мрака и невежества Россию поднимал

И в одах своих дивных державу воспевал.

О, ты не просто академик,

Ты гений, ты творец, титан,

Ты создал новые науки,

Открыл врата познанья нам!

Используемая литература: 

1. Ломоносов М.В. "Избранная проза", "Советская Россия",1980г,
2. Некрасова Е.А. "Ломоносов - художник", М, "Искусство",1988.
3. Карпеев Э.П. "М. В. Ломоносов - великий русский ученый – энциклопедист", Ленинград, 1986.
5. Черняховский И.М. "Михайло Ломоносов", Просвещение,1961.
6. Фруменков Г.Г. "Слово о Ломоносове", "Северо-Западное", Архангельск,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Великий Ломоносов» к 300-летию со дня рождения

«Я сам и не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать» М.В. Ломоносов  Цель мероприятия: привитие интереса к творчеству Ломоносова и расширение знаний о мног...

Презентация "Великий Ломоносов"

Презентация "Великий Ломоносов" посвящена жизни и деятельности великого русского учёного. Презентацию можно использовать во внеклассной работе и в качестве элемента урока....

Внеклассное мероприятие: «Наши земляки − герои Великой Отечественной войны»

Данная разработка направлена на патриотическое воспитание школьников, углубление их знаний по истории родного края....

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы нашего народа в Великой Отечественной войне «Подвигу – память!»

Цели: - Патриотическое воспитание молодого поколения на примерах боевых и трудовых традиций, укрепление связи и преемственности поколений;- Становление гражданской позиции воспитанников;- Изучение ист...

"Наши односельчане, участники Великой Отечественной войны и труженики тыла"

Собраная учащимися информация об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла с. Устиновка...

Интегрированное воспитательное мероприятие для старшеклассников "Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!"

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников "Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!". М.В.Ломоносов - великий учёный XVIII века...

Наша Память о Великой Отечественной войне.

Максимов Николай Павлович. Он ушёл на фронт в самом начале войны, точная дата неизвестна. Воевал в 215 Гвардейском Стрелковом Полке. Его воинское звание гвардии лейтенант....