"Про вас сказали "СОЛЬ ЗЕМЛИ" (Дмитрию Сергеевичу Лихачеву посвящается)
методическая разработка по теме

Царакова Надежда Радионовна

Интеллигенция. Культура чтения. Память. Смысл жизни. Красота. Это лишь часть того, что принадлежит перу великого мастера слова и убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_lihacheve.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

«Про вас сказали:  «Соль земли…»

Дмитрию Сергеевичу  Лихачеву посвящается  

                                                        О память сердца! Ты сильней                                                                                                                                                                                                                          

    Рассудка памяти печальной,

И часто сладостью своей,

              Меня в стране пленяешь дальной.

                                         К. Н. Батюшков

                                                                                                                                                                                                                                                         

  Французский педагог Масье на вопрос «Что есть благодарность?» отвечал «Память сердца». Константин Батюшков дал жизнь этому выражению в одном из своих стихотворений.

  Сегодня мы будем с вами говорить о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Крупнейший исследователь древнерусской литературы, истории искусства, поэтики, текстологии, действительный член Российской Академии наук, почетный член многих зарубежных академий, академик Лихачев пережил все, что пережила Россия в прошлом столетии.

  Давайте совершим экскурс в недалекое прошлое, познакомимся с некоторыми фактами биографии знаменитой личности нашей эпохи и попробуем сопоставить проблемы «Бесед прошлых лет» с нашей действительностью. В нашей жизни происходят стремительные перемены, порой мы даже не успеваем их как следует осознать. Меняется ли одновременно с этим наше сознание? Если да, то что изменилось? Что мы вкладываем сегодня в такие понятия, как ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ, ПАМЯТЬ, СМЫСЛ ЖИЗНИ. Что такое для нас КРАСОТА? СОВЕСТЬ? ПАТРИОТИЗМ? И самый главный вопрос «Что такое для меня РОДИНА?». На эти и другие вопросы мы найдем ответ в книгах Д. Лихачева, в его работах:

«Письма о добром и прекрасном»,

«Интеллигентным притвориться нельзя»,

«Раздумья»,

«Беседы прошлых лет»,

«Экология – проблема нравственная»,

«Что век грядущий нам готовит?»,

«Золотое слово русской литературы»,

«Слово о полку Игореве» и др.

  Студентом Лихачев был сослан в страшные Соловецкие лагеря, во время Великой Отечественной войны пережил блокаду и, несмотря ни на что, продолжал свои исследования в области древнерусской литературы. Начиная с 1985 года вплоть до смерти в 1999 году,  Д. Лихачев был самым авторитетным человеком в вопросах морали и нравственности, защиты культуры, уважаемым во всех слоях нашего общества. Всю жизнь работа была для него источником его душевной прочности. Сейчас мы  вместе с учащимися, которые приготовили небольшие сообщения, пройдем этот великий путь Человека нашей эпохи.

                              СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

«Я ВСПОМИНАЮ…»

  1. Годы детства и учений (1906 – 1928).
  2. Соловки и Беломоро-Балтийский канал (1928-1932).
  3. Война. Блокадный Ленинград.1941-1945 годы.
  4. ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук.
  5. Общественная деятельность. Признание.

БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Д.С. ЛИХАЧЕВА

 

  10 лет назад, к 90-летию Д. Лихачева, были написаны стихи.

Про вас сказали: «Соль земли»…!

От Соловков и до Оксфорда

  Пути тернистые легли.

Вы в жизни видели немало,                                                                                                            Когда свобода шла вразнос.

В названьи Беломорканала

Для вас не пачка папирос.

Вам дни голодные знакомы,

И дом Большой, и дни разлук,

И имя Пушкинского дома

Академии наук.

Вас ржа эпохи не задела,

Сума блокада не свела,

Вы знали: слово – это дело,

Творя высокие дела.

  Писатель Виктор Астафьев написал о Лихачеве следующее: «Влияние его на нашу культуру и жизнь было и есть огромно, необходимо и бесценно».

  Вы только что прослушали сообщения своих сверстников о жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это Человек, родившийся до Советской власти, наблюдавший глазами впечатлительного ребенка переворот в 17-м  кровавом, современник всего ХХ-го века, вместе со своей страной хлебнувший горя в годы репрессий, в годы Великой Отечественной войны. Это Человек, поднявшийся к высотам культуры, человек с задатками исследователя и дарованием писателя, с гражданским темпераментом и мужеством бойца, всматривавшийся в недавнее и давнее прошлое своей страны, стремившийся понять и передать другим свое понимание волнующих его проблем, напомнить, наследниками какого богатства мы являемся и как несравненным своим наследием распоряжаемся. Это то малое, что можно сказать в рамках нашего времени. Можно и дальше перечислять заслуги Дмитрия Лихачева, но лучше всего будет, если мы непосредственно обратимся к его трудам, перечитаем некоторые моменты, попытаемся осмыслить их и ответить на те вопрос, которые естественно будут возникать перед вами.

«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя».* (Здесь и далее курсивом выделены выдержки из произведений Лихачева).

  - Спросите у себя: «Кто я? Кем я осознаю себя в этом мире?» Возьмите чистый лист бумаги и запишите на нем несколько существительных, определяющих вашу сущность. Расположите их по степени значимости для себя.

  После того как ребята зачитают свои ответы, обобщить все сказанное .( Чаще всего ребята определяют свое место в жизни как СЫН, ДОЧЬ, ВНУЧКА,ВНУК, ОДНОКЛАССНИК, ПОДРУГА. Были и такие определения: ТВАРЬ БОЖЬЯ (философское), ПРИРОЖДЕННЫЙ ХУДОЖНИК, немного ПОЭТ, ПОВАР-ЛЮБИТЕЛЬ, СЛУЖИТЕЛЬ БОГА, ЧЕЛОВЕК, мелкий ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, СОЗДАНЬЕ БОЖЬЕ и т.д. Но очень тронуло одно определение – ПЫЛИНКА ВО ВСЕЛЕННОЙ!)

- Почему никто из вас не написал ЖИТЕЛЬ п. СВЕТЛОГО, ГРАЖДАНИН своей страны, ПАТРИОТ РОДИНЫ? ( Это может быть риторический вопрос, а можно сразу после этого вопроса перейти к рассуждению Д. Лихачева о ПАТРИОТИЗМЕ).

«Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке и все освещать».

«Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества».  ( Выдержки из произведений Д. Лихачева читают подготовленные учащиеся).

Чуть раньше мы зачитали высказывание о Лихачеве В. Распутина. Можно привести рассуждение писателя на эту же тему: «Патриотизм – это любовь к Отчизне, верность ее заветам, страдания за все ее страдания…».

-  В статье «О национальном языке» Дмитрий Лихачев написал о том, что он получил письмо без подписи и адреса. Смысл письма сводился к следующему:  «надо, мол, упразднить все нации, все национальное различие в культуре, писать и говорить только по-русски, а тогда, мол, и русский язык перестанет быть русским, а станет «советским», …все равно к этому дело идет!.  Если бы вам пришлось ответить на это письмо вместо Лихачева, что бы вы написали? Как бы вы отнеслись к данному предложению-требованию?

  Рассуждения ребят, конечно же, носят осуждающий характер. Они говорят о том, какая это была бы потеря культуры, традиций, самобытности, индивидуальных особенностей  того или иного народа. После этих ответов можно опять зачитать мысли Лихачева из раздела «Патриотизм против национализма».

«Национализм же - это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».

«Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать  малому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

«Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью».

 Таким сравнением-обобщением  ( все народы, населяющие нашу страну – это одна большая семья) заканчивает ученый свою статью о патриотизме и национализме и уже в который раз подчеркивает: все начинается с семьи. Это тот маленький ручеек, который впоследствии питает жизненные реки высокой нравственностью, всеобъемлющей любовью ко всему на нашей планете. Помните, у Рубцова:

С каждой избою и тучею,

                                                        С громом, готовым упасть,

                                                        Чувствую самую жгучую,

                                                        Самую смертную связь.

Давайте и мы поговорим о том, какие добрые традиции существуют в вашей семье. Нам есть о чем поговорить с вами: мы давно занимаемся с вами творческой работой по составления родословной своей семьи. (Если у учащихся есть наработки по этой теме, можно сделать выставку).  Можно предложить ряд вопросов, на которые ребята отвечают с удовольствием, перед этим зачитав строчки поэта Александра Сергеевича Пушкина, которого цитирует ученый:

Два чувства дивно близки нам,

                                                    В них обретает сердце пищу:

                                                    Любовь к родному пепелищу,

                                                    Любовь к отеческим гробам.

                                                    Животворящая святыня!

                                                    Земля была б без них мертва…

- У многих народов есть хорошая добрая традиция: знать свою родню до седьмого колена. Расскажите нам о своих прапрабабушках, прапрадедушках. Как их звали? Чем они занимались? Интересные случаи из их жизни.

- Кто сможет подвинуться в своих знаниях еще на одно колено?

 Дмитрий Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их».

- Как часто вы просматриваете вместе с родителями семейный альбом?

- Можете ли вы рассказать историю одной старой фотографии?

(Опять же, у ребят есть сочинения, красочно оформленные, с приклеенной фотографией, «История одной фотографии». Они охотно рассматривают или зачитывают работы).

  «И еще одно: почему мы боимся мертвых? Почему так плохо храним родные могилы? Что мы,  суеверны ?Верим в привидения, в вурдалаков?»

( В связи с этим можно зачитать отрывок из книги С. Воронин*, где он рассказывает о том, как однажды, спустя много лет, вернулся на свою родину и, к стыду своему, не нашел могилу родного деда).

«Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе».

Перейдем к следующему совету Лихачева: «Свою библиотеку не надо делать слишком большой; не надо заполнять ее книгами одноразового чтения…Дома должны быть книги повторного чтения, классики ( и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография…».

- Какие бы две книги вы взяли с собой на необитаемый остров? Почему именно эти книги?

( Это, на мой взгляд, интересный момент беседы, он может перейти в дискуссию.)

- Если беседа идет со старшеклассниками, можно задать им такой вопрос:  По какому принципу вы будете выбирать себе спутника (-цу) жизни?

Это самый оживленный момент урока, нравится то, что практически все среди первых перечисленных качеств называют ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ, ДОБРОТУ ДУШИ. Конечно же, красоту! (Почему «конечно же»: это свойственно их возрасту). Здесь они практически «прочитали» мысли Лихачева.

« …Выбор мужа и жены – шаг первостепенной важности для человека. Выбрать мужа – это выбрать семью, и притом на всю жизнь. Выбирать нужно не только мужа, но отца будущих детей, в какой-то мере и круг знакомств, интересов ( они должны быть общие в семье).

«Выбирать надо не только мужа и отца, главу семьи, но выбирать надо и семью мужа: общение с ней – прямое и косвенное – будет постоянным».

 Это мудрые советы, желательно, чтобы подготовленный ученик зачитал весь нравственный этюд «Большая половина счастья человека – в семье».

- Живет ли в вашем сердце МЕЧТА? Что вы делаете для того, чтобы приблизиться к ней?

После рассуждений зачитывается этюд «Большая цель»:

Кто-то сказал: живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как если бы культура только росла и развивалась и, одновременно, так, как если бы она погибнет завтра.

Это значит: надо и завершить жизнь достижением единой большой цели, и заканчивать каждый день, сознавая, что ты что-то сегодня сделал доброе».

  Можно о многом говорить, спорить, но на этом мероприятии мы ограничимся с вами вопросами нравственности. Впереди вас ждет большое будущее, и от вас зависит, каким оно будет? Возьмите в дорогу все то МУДРОЕ И ЧЕЛОВЕЧНОЕ, о чем нам рассказали книги Дмитрия Лихачева, не растеряйте СВОЕ Я, не растворитесь в житейских мелочах и всегда помните, что «Одно из самых ценных человеческих качеств – индивидуальность. Она приобретается от рождения, «дается судьбой» и развивается искренностью: быть самим собой во всем – от выбора профессии до манеры говорить и до походки. Искренность может быть  в себе воспитанная».

 Это еще один совет ЧЕЛОВЕКА с большой буквы – ДМИТРИЯ ЛИХАЧЕВА.

… И мой совет: если вы будете стоять перед выбором, какую же книгу взять с собой на необитаемый остров, не раздумывая, возьмите смело «РАЗДУМЬЯ» Д.Лихачева.

Приложение

ГОДЫ ДЕТСТВА И УЧЕНИЙ (1906 – 1928)

                                                  Многим в своем воспитании я обязан школам,

                                                           в которых учился.

                                                                                 Д.С. Лихачев

   Предки Лихачева жили в Петербурге и владели золотошвейными мастерскими. Отец – инженер – электрик – и два его брата.

  Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года. Отец его в то время был главным управляющим почт и телеграфов Петербурга. Когда пришло время определиться с будущей профессией, юноша выбрал для себя гуманитарное образование.

  Сначала это частная гимназия Карла Ивановича Мая (1914), потом 190-я трудовая школа им. Лентовской .

  Летом семья жила на даче в Куоккале (с 1948 года Репино) – это небольшой дачный поселок на побережье Финского залива в 42 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Дачи здесь были относительно дешевы и жила здесь относительно творческая интеллигенция: И.Е. Репин, К.И. Чуковский, В. Маяковский, М. Горький, В. Мейерхольд. Для детей В Куоккале было раздолье: устраивались детские праздники, весело отмечались дни рождения, именины, ставились небольшие спектакли, устраивались танцы и фейерверки. Все взрослые с удовольствием веселились вместе с детьми..

  «Куоккала была царством детей. На пляже слышался гомон детских голосов. К морю уходили на целый день. По воскресеньям на пляже играл оркестр: это означало, что было благотворительное представление. Представления были и в куоккальском театре.

  В дни рождения и именин детей обычно иллюминировали сад китайскими фонариками, обязательно жгли фейерверк; впрочем, Горький на своей1 даче зажигал не только фейерверки, но и просто костры без всякого повода.

  Интересы детей, их развлечения господствовали. Взрослые с удовольствием принимали участие в детских играх. Дух озорства проявлялся в местном театре, где выступал иногда и Маяковский, читали Репин, Чуковский, мальчишки пели озорные песни про пупсика, «большцю крокодилу»…

  В этой обстановке расцветала озорная живопись, озорное сочинительство (пьес и стихов), по преимуществу для детей».

  С 1928 года Лихачев – студент  факультета общественных наук Ленинградского университета.

«Трудно перечислить все то, чему я научился и что я узнал в университете. Дело ведь не ограничивалось слушанием лекций и участием в занятиях. Бесконечные и очень свободные разговоры… Хождение на диспуты и лекции…, где выступали Есенин, Чуковский, различные прозаики, актеры. Посещения Большого зала филармонии… Все это развивало, и во все эти места открывал доступ университет». Он учился  на двух отделениях: Романо- германском славяно-русском (языкознание и литература). Университет окончил в 1928 году. Написал две дипломные работы: о переводах Шекспира в России и о древнерусских повестях (о патриархе Никоне).

СОЛОВКИ И БЕЛОМОРО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ (1928-1932)

  Соловецкий остров в Белом море. На территории этого острова  в 1923-1939 годах был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) – тюрьма, главным образом, политзаключенных.. С 1967 года остров – музей-заповедник, с 1991 года – возвращен Русской Православной Церкви.

  В 20-е годы В Петрограде существовало множество кружков, которые посещала молодежь.

  В1927 году Д.Лихачев стал часто бывать в доме на Зверинецкой улице. Члены кружка, что здесь собирался, - восемь молодых людей- называли себя Космической Академией наук  (КАН). На одном из заседаний Дмитрий Лихачев выступил с докладом на тему о преимуществах старой орфографии. С установлением сталинской диктатуры над умами душами, с 1928 года начались гонения на кружки интеллигенции, на их встречи и беседы. Все «академики» Космической Академии Наук были арестованы ОГПУ. 8 февраля 1928 года пришли и за Дмитрием Лихачевым, нашли в доме белогвардейскую литературу, и его арестовали. Полгода провел он в камере-одиночке, но там сидело еще пять человек. Это было, пожалуй, самым тяжелым периодом в жизни Лихачева. Его «Беседы прошлых лет» повествуют об этом периоде в жизни будущего академика..

  «Чему я научился на Соловках? Прежде всего, я понял, что каждый человек – человек…. Интеллигенция в условиях Соловков не сдавалась. Она жила своей, часто скрытой от посторонних глаз жизнью, собираясь и обсуждая разные философские проблемы…. Заключенные поддерживали друг друга, помогали».

  На Соловках Д. С. Лихачев просидел четыре с половиной года, потом был отправлен на Беломоро- Балтийский канал. Все это время он занимался археологией, изучал криминалистику, записывал биографии беспризорников, составлял картотеку воровского языка. Вернулся Д. Лихачев в Ленинград из заключения в 1932 году. А в 1935 году вышла книга «Черты примитивной примитивизации воровской речи». Потом – «Обычаи воровской игры в карты».

  В Ленинграде Лихачев работал литературным редактором в Соцэкгизе, корректором в типографии «Коминтерн», ученым-корректором в издательстве Академии Наук. В 1937 году он перешел в Пушкинский дом.

ВОЙНА.  БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД.  1941-1945 годы

  Накануне – 11 июня 1941 года – Лихачев защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды Х11 века». Началась Великая Отечественная Война. На призывном пункте Лихачев получил бронь по состоянию здоровья (язвенные кровотечения после Соловков). Но находился в осажденном Ленинграде. Вместе с археологом Тихоновой он написал книгу «Оборона древнерусских городов». В тоненькой книжице была 101 страница, но вскоре после издания, авторы стали получать на нее отклики с передовой, с фронта под Ленинградом.  Все свои блокадные записки, которые он вел в годы войны, Д.С. Лихачев отдал А. Адамовичу и Д. Гранину, когда те работали над «Блокадной книгой».

  После войны, в 1947 году, защитил докторскую диссертацию по истории русского летописания «Очерки об истории литературных форм летописания».

  Д.Лихачев вспоминал, что древнерусской литературой и древнерусским искусством он начал заниматься с 1923 года, ещё в университете, «с чувством жалости и печали».

  «Я хотел удержать в памяти /уходящую/ Россию, …собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии мученической жизни. Мои книги – это, в сущности, поминальные записочки, …всех не упомнишь, когда пишешь их – записываешь наиболее дорогие имена, и такие находились для меня прежде всего в Древней Руси».

  «Знать все то лучшее, что создано русским народом, - создано в неимоверно тяжелых условиях, - уметь понимать произведения древнего искусства, уважать их и любить – не только обязанность всякого человека, но и великое счастье. Знание истории своего народа, памятников его культуры… позволяет по-новому увидеть и оценить  современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого».

ИРЛИ -  ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

( Пушкинский дом) АКАДЕМИИ НАУК

  Он был основан по решению Академии наук в 1905 году (15 декабря).

Имя Пушкинского Дома

                                                         Академии Наук!

                                                         Звук понятный и знакомый,

                                                         Не пустой для сердца звук!

                                                          - писал А. Блок.

  Белокаменное здание с круглой башней, по проекту архитектора И.Ф. Лукина, было построено в 1832 году. На фронтоне медные фигуры Нептуна, Меркурия, Цереры – древнегреческих богов моря, торговли и плодородия. Здесь ранее располагалась таможня.

  Д.С. Лихачев почти 60 лет работал в Пушкинском доме, кабинет №203 (с 1937 года). За это время вышли его работы, посвященные древнерусской литературе, -более 500 исследований. Среди них перевод «Слова о полку Игореве», «Человек в литературе Древней Руси», «Заметки о русском», «Земля родная», «Русская культура» и др.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  ПРИЗНАНИЕ

                                     Давайте будем людьми счастливыми,

                                     то есть имеющими привязанности,

                                     любящими глубоко и серьезно

                                     что-то значительное.

                                                                   Д. Лихачев

  В течение ряда лет академик Д.С. Лихачев был Председателем Российского фонда культуры. Дважды лауреат Государственной премии. Герой Социалистического труда.

  Восемь национальных академий и столько же университетов (среди них Оксфордский, Эдинбургский) удостоили его своими почетными званиями.

  30 сентября  1998 года был награжден орденом апостола Андрея Первозванного.

  Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993).

  Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

  Д.С. Лихачев занимался защитой памятников культуры. Ему мы обязаны сохранением: Невского проспекта, Екатерининского парка в Пушкино, парка в Павловске, Земляного вала вокруг Новгорода, сотен церквей и храмов с их фресками и иконами.

  В течение нескольких лет Д.С. Лихачев дружил со школьным литературно- краеведческим кружком «Дым Отечества». В клубе собралась целая библиотека книг, подаренных ребятам Дмитрием Сергеевичем, с его посвящениями и рисунками.

  Как ученый он стал совестью народа, лидером общественности, ему верили, его уважали. Он был Человеком с большой буквы. За всю свою жизнь Д.С. Лихачев ничего не сделал против своей совести, он мечтал об обществе добра и согласия между людьми. «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества», - писал он.

  Д.С. Лихачев оставил несколько книг-размышлений о жизни, о добре, о прекрасном: «Беседы прежних лет», «Заметки и наблюдения», «Раздумья», «Воспоминания», «Письма о добром и прекрасном».

  Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.

ДУХОВНОЕ  ЗАВЕЩАНИЕ  Д. С.  ЛИХАЧЕВА

  Как духовное завещание звучат его строки из книги «Раздумье».

Десять заповедей человечности:

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов.
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  10.  Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

КНИГИ, ЧТЕНИЕ И БИБЛИОТЕКИ В ЖИЗНИ  ЛИХАЧЕВА

  1. Его книжная полка. Он любил читать и перечитывать: «Войну и мир» Л.Н. Толстого, книги М.А. Булгакова, В.Г. Распутина, стихи Е.А. Баратынского (особенно «Пироскаф»), Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама и др. Из детского чтения ему запомнился сборник «На суше и на море».
  2. Библиотеки.  Д.С. Лихачев: «Библиотеки важнее всего в культуре. Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Дома должны быть книги повторного чтения, классики ( и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография.
  3. Чтение. «Основной …способ своего интеллектуального развития – чтение. Чтение не должно быть случайным».

«Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку правильный и эстетичный кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Д.С. Лихачев. Раздумья. Москва, «Детская литература», 1991.
  2. «БШ»,;20 (176). 16-31 октября 2006 года.
  3. Д.С. Лихачев. Земля родная.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Моральные пророки. Памятник совести."посвящена Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром" для 11 класса

Презентация, посвященная Д.С.Лихачеву и его книге "Письма о добром", была использована мною в рамках проведения Недели Добра для учащихся 11 класса. Ученики познакомились с жизнью и творчеством одного...

Урок Лихачева

Методическая разработка Урока Лихачева по письму "Человек должен быть интеллигентен" из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром" с использованием технологии критического мышления "зигзаг". Материал м...

Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева. Подготовка к написанию части С

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Стремление быт...

Презентация о жизни и деятельности Д.С.Лихачева

В презентации представлена информация о жизни и творчестве Д.С.Лихачева - петербургского ученого, краеведа, общественного деятеля. Есть ссылки на его научные труды, работы ученых, упоминающих...

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве...

Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».

Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский  язык....

презентация к уроку"Раздумья над "Раздумьями" Д.С.Лихачева" (литература, 8 класс)

Презентация и урок на данную тему помогают приобщению  учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья»....