Мероприятие "Тайны леса"
материал по теме

Кулиниченко Ольга Арнольдовна

Разработка мероприятия для разновозрастных групп способствующего расширению знаний о лесе и  формированию  бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_lesa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятия посвященные «Дню леса»

№ п/п

мероприятия

Ответственные: классные руководители

1.

Выставка поделок из природного материала

«В гостях у Берендея»

1-4 классы

2.

Выставка «Дары леса» или «Лес в нашей жизни»

5-6 классы

3.

Конкурс плакатов «Берегите лес»

7-8 классы

4.

Викторина  «Тайны леса»

7-10 класс

5.

Конкурс стихов и сочинений о лесе

5-10 классы

6.

Изготовление скворечников и укрепление их на деревьях

Учитель технологии

7.

Фотоотчет проведенных мероприятий

Мероприятие к "Дню леса"

Интеллектуальная разновозрастная игра "Тайны леса".

Девиз:

Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади.

(русская пословица)

Цель:

Формирование у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы

Задачи:

  1. Расширить кругозор знаний учащихся по теме « Лесное сообщество»
  2. Прививать ученикам бережное отношение к природе;
  3. Работать над основными аспектами влияния человека на природу;
  4. Развитие экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью.

Оборудование: презентация по теме «Экологический календарь», презентация по теме «Лес – бесценное богатство»,  звуки музыки «Природа и лес».

Лес точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

(И. Бунин)

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, стряхивая капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Привет тебе, приют покоя и свободы,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Итак мы сегодня совершаем путешествие в лес, для того чтобы узнать его тайны и определить какое значение он имеет в природе и в нашей жизни. И для начала попробуем ответить на вопросы теста об особенностях почв нашего края, которые и определяют растительной покров нашей области.

Задание 1

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА»

1.Характерными почвами нашего края являются

А) черноземы

Б) тундровые почвы

В) подзолистые почвы

Г) серые лесные почвы

2. Черноземные почвы преобладают…

А) в тундре

Б) в лесной зоне

В) в степях

Г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от…

А) песка

Б) глины

В) перегноя

Г) соли

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…

А) вода

Б) воздух

В) камни

Г) соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

А) песок

Б) глина

В) перегной

В) ил

6. В состав почвы входят…

А) Углекислый газ, известняк, воздух, вода

Б) вода, воздух, песок, гумус, глина, соли

В) поваренная соль, песок, глина, вода

7. Для защиты почвы на полях необходимо…

А) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и растений

Б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

В) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за…

А) 100 – 150 лет

Б) 5 – 10 лет

В) 250 – 300 лет

Г) 1 – 2 года ель, сосна, лиственница, пихта и кедр.

Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, а теперь мы поговорим о том какие виды лесных сообществ встречаются в России и узнаем чем они отличаются друг от друга.

Задание 2

Распределить представителей растений и животных по лесным сообществам, и составьте цепь питанию к одному из этих сообществ, указав функциональные группы. Расставьте растительные организмы по ярусам сверху вниз.

Хвойные леса:  ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, акация желтая, бузина красная, крапива, земляника, чистотел и папоротник орляк. Из цветов здесь встречаются подснежники пастушья сумка, мхи и лишайники.

Типичные животные тайги из млекопитающих – лось, бурый медведь, рысь, белка-летяга, соболь, бурундук, колонок, заяц-беляк; из мышевидных грызунов очень обыкновенны красная и красно-серая полевки. По болотам и лишайниковым борам встречается, хотя и не часто, северный олень, в прошлом довольно обыкновенный обитатель тайги. На юге зоны известны косуля и заяц-русак.

 Наиболее характерны: глухарь, рябчик, желна или черный дятел, трехпалый дятел, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел, кукушка, кедровка, или ореховка,  клест-еловик,  буроголовая гаичка, мохноногий сыч, ястребиная сова. Появляются пресмыкающиеся– обыкновенная гадюка, живородящая ящерица, обыкновенный уж; встречается несколько видов земноводных.

Смешанные и широколиственные леса березы, осины, липы сосны. Самый высокий – это дубы и ясени, пониже – липы, вязы, клены, и еще ниже – клен полевой, дикие яблони и груши. Под деревьями произрастают кустарники: бересклет, лещина, бузина, крушина, малина, калина. Развит здесь очень хорошо и травяной покров.

Волки, олени, зубры, благородные олени, кабан, куница, косуля, зеленый дятел, пестрые дятлы (большой, средний и малый), голубь-вяхирь, иволга, зяблик, лесной жаворонок, синицы - большая и лазоревка, черный и певчий дрозды, западный соловей, зарянка. С юга в широколиственные леса проникают некоторые степные животные: заяц-русак, хомяк, серая куропатка.

Задание 3

А сейчас литературный конкурс, каждая группа представляет по одному стихотворению о лесе.

Задание 4

Интеллектуальный конкурс: Поговорим о значении леса. Перечислите как можно больше значений леса в природе и в жизни человека.

Назовите как можно больше

1. Растения вырабатывают кислород. Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 взрослым людям.

2. Только зеленые растения обладают способностью использовать энергию солнца и создавать органические вещества.

 3. Лесные насаждения эффективно влияют на температуру местности, влажность воздуха, на почву и микроклимат в целом. Способность увлажнять воздух у разных деревьев неодинакова – самые хорошие увлажнители: тополь и дуб.

 4.Растительность влияет на ветровой режим и защищает населенные пункты. Так, густая изгородь из боярышника снижает скорость ветра почти в 1, 5 раза.

5. Растительность главный фактор почвообразования.

6. Растения помогают очистить воздух от пыли и химических веществ.

7. Лиственные породы деревьев эффективно снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебаний листьев.

8. сохраняет полноводие рек

9. Уменьшает эрозию почвы и укрепляет поверхность склонов холмов и оврагов.

10. Дом и столовая для животных.

 11. Растительный покров – это мощный лечебный и оздоровительный фактор для человека.

 Лес это  12. топливо, 13. строительный материал, 14. бумага,

15. лекарственные растения, 16.пищевые продукты (грибы, ягоды, орехи, птицы, звери), 17.  веники для бани, 18. сырье для изготовления предметов домашнего обихода и художественного творчества, 19.  эстетическое значение, 20. атрибут для новогоднего праздника (елка).

А сейчас в качестве подведения итога этого задания Яшина Валя расскажет, что мы можем получить от хвойного дерева.

А сейчас мы узнаем о том, какие факторы негативно влияют на наши леса. Серикова Марина (презентация)

Задание 5 Необходимо собрать пазлы и изобразить процесс, который изображен на рисунке.

Задание 6

Творческий конкурс. Изобразите, какие меры по охране леса необходимо предпринимать для сохранения лесного богатства.

Санитарная рубка, ужесточение мер за браконьерскую деятельность в лесу, за загрязнение грунтовых и поверхностных вод, воздуха, почв в лесной зоне, за деятельность, приводящую к пожарам. Вести работу по восстановлению лесов и высаживанию новых лесов.

Задание 7

Разгадать кроссворд «Природа лесов»

1. Охраняемая территория. (Заповедник.)

2. Хищное животное, встречающееся в лесах нашей области. (Рысь.)

3. Лиственное дерево, широко распространенное в смешанных лесах. (Липа.)

4. Лиственное дерево смешанных лесов и тайги. (Береза.)

5. Почвы тайги. (Подзолистые.)

6. Животное лесной зоны. (Медведь.)

7. Лесная зона с преобладанием хвойных растений. (Тайга.)

8. Птица – санитар леса. (Дятел.)

9. Народное название сосны сибирской (Кедр.)

10. Самое крупное животное лесов нашей области. (Лось.)

11. Ценный пушной зверь, обитающий в лесах России. (Соболь.)

12. Самое холодоустойчивое хвойное дерево. (Лиственница.)

Подведение итога. Пять  заповедей друзей леса. Выступления учащихся 7 б класса.

  1. Приходите в лес пешком и с любовью.
  2. Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас,

 наших детей и внуков.

  1. Леса несут успокоение, они умиротворяют душу, слушайте таинственную музыку леса.
  2. Относитесь к старым деревьям, как к выполнившим свой долг солдатам- пусть их участь напомнит вам о необходимости беречь лес.
  3. Кроме ягод и грибов, уносите из леса  только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

        (Ученый- эколог Франко Тасси.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник творческих разработок "Зеленое царство Берендея", посвященных Международному году лесов

Сборник сценариев воспитательных мероприятий о лесе "Зеленое царство Берендея" эколого-биологической направленности предназначен для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Сборник ...

Секреты осеннего леса. Сравнение.

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи ...

Экосистема леса

Тема урока: Экосистема леса. (1 урок) Предмет: Окружающий мир Класс : 3 класс Автор проекта: Кривова Ольга Викторовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: МОУ СОШ п. Прудовой, Сарато...

Приключение в новогоднем лесу.

Театрализованное представление на новогоднем  празднике в 6 классе....

Проект "Глобальные проблемы уничтожения лесов по средствам пожаров"

Показать каковы масштабы уничтожения лесов по средствам пожаров....

Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."

Конспект  открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит  из теоретической и практической части...

Значение леса. Охрана леса

Конспект и презентация к уроку 7 класс кррекционной школы....