ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ
статья по теме

Концевая Ирина Леонидовна

Данная статья посвящена вопросам воспитания  и формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Большую часть времени  ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования  взрослых не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ

Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени  ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования  взрослых не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.

Наша школа, МБОУ  СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода, активно участвует  в инновационных процессах в  образовании и является экспериментальной площадкой по взаимодействию семьи и школы в рамках введения ФГОС.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. В образовательном учреждении разработана и реализуется воспитательная система «Дорогою добра». Задача педагога – помочь ребенку сделать правильный выбор  – выбрать  дорогу Добра. А для этого мы предлагаем учащимся начать с «тропы истоков»,  пройти «тропой здоровья и  законопослушания», выйти на «тропу интеллекта и творчества».

В связи с поставленными задачами был спроектирован и реализован  цикл дистанционных семейных образовательных проектов, имеющих стратегическую цель: создание условий для развития социальных качеств личности школьников через механизм и средства социально-педагогического проектирования  и процессы социального воспитания и образования, ориентированных на формирование социальной компетентности. Одновременно решалась задача создания условий для профессионального развития и роста педагогического коллектива школы.

Один из первых проектов - «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий». Выбор темы проекта не случаен. Эпидемия ВИЧ/СПИД является угрозой стабильности развития современного общества. Изучение факторов, способствующих заражению ВИЧ-инфекцией, позволило констатировать, что, заражение обусловлено рискованным сексуальным поведением молодёжи, употреблением ПАВ, недостаточной информированностью о ВИЧ-инфекции. Снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет семейного просвещения людей с целью изменения их поведения. Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения. Проект  рассчитан на участие детей двух возрастных периодов: 1-6 и 7-11 классов. Содержание и информация школьных мероприятий, а также справочная информация, размещенная на школьном сайте, рассматривается как база для развития способностей учащихся. Развитие психики ребенка идет в контексте двух типов отношений: «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый». «Общественный взрослый», в данном проекте это родитель, является носителем и транслятором выработанных в нашем обществе норм и ценностей, способов поведения. Проект имеет социальную направленность. Приобщаясь к культуре своего общества, ребенок начинает выступать активным субъектом деятельности. В младшем школьном возрасте (8—12 лет) ведущая деятельность — учебная, поэтому все задания для этого возрастного периода составлены с учётом этой особенности. А.В. Запорожец отмечал, что все психические процессы  -  это разновидности ориентировочных. Например,  мыслительная деятельность – это ориентировка в связях и отношениях. Поэтому задания сформулированы в оргдеятельностном ключе, предлагающем подумать, обсудить, принять решение и действовать. В свою очередь П.Я. Гальперин занимался проблемой внутренней умственной деятельности. По его мнению, любое действие состоит из ориентировки, исполнения и контроля, из них ориентировка является самым важным компонентом. Ведь если ориентировка задана, то это позволяет выполнить действие сразу и правильно.  По этой причине в проект  включены учащиеся начальной школы. Важнейшим этапом в усвоении деятельности является процесс интериоризации, который позволяет в итоге выполнять определенную деятельность на уровне автоматизма. Ведь данная тематика для учащихся старших классов не нова, но в  контексте данного проекта это означает мотивированное ответственное поведение,  направленное на формирование здорового образа жизни, снижающее вероятность приобщения  к употреблению табака, алкоголя, психотропных веществ. Любая деятельность подразумевает наличие двух сторон – мотивационной и операционной, которые развиваются неравномерно. Д.Б. Эльконин предполагал, что в пубертатном периоде у ребенка формируется мотивационная составляющая деятельности. В младшем школьном возрасте и юности формируется операционный аспект этой деятельности. То есть эти типы деятельности чередуются в течение прохождения ребенком стадий развития, Следовательно, необходимо сменить саму деятельность, чтобы отстающий аспект достиг нужного уровня развития. Смена деятельности – это переход на интерактивные формы обучения, дифференциация заданий по возрастному принципу.   Для того, чтобы привлечь внимание ребёнка, мы пришли на его «территорию» - в интерактивные игры и неформальную интерпретацию проблем общества сегодняшнего дня его же сверстниками, одновременно предоставив возможность пообщаться с родителями, ведь они так заняты на работе.  При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность, что совпадает с концептуальными основами  программы сотрудничества школы и семьи «Мы вместе».

Благодаря работе по повышению уровня развития информационной компетентности в области формирования здорового образа жизни и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения  к употреблению табака, алкоголя, психотропных веществ, успешному сотрудничеству с учениками  и реализации деятельностного подхода в обучении выявлен  рост качества знаний по вышеозначенной теме.

Рис. 1. Рост качества знаний по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции 

Определены основные задачи на последующий период – согласовать цели, задачи и способы совместной деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей, развивать формы сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе совершенствование  детстко-взрослых креативных сообществ.

Список литературы

  1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М., 2007.
  3. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 131 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

Проект: Организация взаимодействия семьи и школы, через создание семейного клуба "Дом"

В нашей школе  особенно остро стоит вопрос  семейного воспитания детей, это обусловлено тем фактом, что подавляющее большинство семей, о чем свидетельствует наша практика, как раз являются н...

Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания

Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...

Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС

Отчёт о работе творческой группы  "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...

«Актуальность организации взаимодействия семьи и школы». (доклад) (форма 14)

laquo;Актуальность организации взаимодействия  семьи и школы»....