Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"
рабочая программа (5 класс) на тему

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

станицы Чернореченской муниципального образования Лабинского района

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

  _____________         ______

       подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тематическая

(тип программы)

Большая история моей малой Родины

(наименование)

8 недель

(срок реализации программы)

5  класс

(возраст обучающихся)

Разработчик:

Купчина Е.Н.

Социальный педагог

20113г.

 Пояснительная записка.

                           

 Тематическая программа духовно - нравственного и патриотического воспитания «Большая история моей малой Родины» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет формировать у школьников духовно - нравственное и патриотическое самосознание, культуру,  самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе, что для наших детей в связи с особенностями развития, является затруднительным фактором.  Чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности,  используется педагогический потенциал социального окружения.

 В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом.

 По этой причине, на данном этапе система духовно-нравственного и патриотического  воспитания  является  актуальной. Программа основана на системном подходе к формированию  духовно-нравственной, патриотической позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания.

      Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания происходит через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание атмосферы  содружества предполагается достигнуть положительных результатов в ходе реализации программы.  

          Вся воспитательная работа строится на основе знакомства с огромным исторически ценным и интересным  материалом из истории родного края.

Цель и задачи программы:

Цель:

       Формирование  духовно-нравственных и патриотических  ценностей, взглядов, ориентаций, установок, мотивов деятельности и поведения  у обучающихся, воспитанников.

Данной цели подчинён весь воспитательный процесс, интегрируя различные виды занятий,  разнообразные виды деятельности  воспитанников.

Задачи:

*     Создание в школе  духовно-нравственного и патриотического пространства, способствующего организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;

*       Создание условий для формирования духовно-нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей Родного края.

*      Создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;

*      Приобщение к богатству общечеловеческой культуры,  развитие традиций духовно- нравственного и патриотического  воспитания подрастающего поколения  на основе знакомства  с  исторически ценным  и богатым материалом Родного края.

*       Повышение  качества духовно-нравственного  и  патриотического воспитания обучающихся посредством применения разнообразных форм и методов  работы.

Методы взаимодействия педагога и учащихся:

Программа предполагает такие методы работы как:

  • репродуктивный  (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Методы взаимодействия учащихся и учителя: беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки,  эксперименты,  групповые, комбинированные, практические занятия.

 Занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки, пение, рисунки), стимулируется самостоятельное творчество.

Продолжительность занятий строится в основной  школе из расчёта – 1 час в  неделю.

Объём учебного времени составляет 8 часов          

Сроки реализации:  2013-2014 гг.

Программа обеспечивает  создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные  и познавательные).

  1. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1.

1.1

1.2

Культура Кубани, народы и языки.

Кубань – родина Кубанского казачества.

Понятие культура, её ключевые компоненты (костюм, язык, фольклор)

1

1

1

1

Беседа. Знакомство с культурой Кубанского казачества.

Показ презентации

Исполнение гимна Кубани.

Пение казачьих песен

2.

2.1

Традиционная культура Кубанских казаков.

Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспечения народа.

1

1

Календарные обряды, обрядовый фольклор, игры, песни, хороводы.

Коллективные народные игры на природе.

2.2

Жилище в детских играх и фольклоре

1

1

Игры в доме, КТД строительство жилища, разучивание фольклорных песен.

2.3.

 Казачья кухня. Традиции

1

1

Пост и постные блюда. Свадебная и поминовальная пища. Пища в фольклорных текстах: сказках, колыбельных песнях.

Посещение жительницы- «сторожилы» знакомство с традициями казачьей кухни.

2.4

Поэзия родного края

1

1

Литературный журнал. Знакомство с поэзией наших земляков.

2.5

Дневной кинозал «Православные храмы Кубани».

1

1

Просмотр фильма «Храмы земли Кубанской»

2.6

Фольклорный праздник

1

1

Выставка детских работ. Пение фольклорных песен на природе.

Итого:

8

4

4

3. Содержание программы

  1.  Культура Кубани, народы и языки.  (2 часа)

Кубань – родина Кубанского казачества. Знакомство с понятием культура, её ключевыми  компонентами  (костюм, язык, фольклор)

Зарисовки элементов казачьего костюма.

Исполнение фольклорных песен.

  1. Традиционная культура Кубанских казаков.  (6 часов)

Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспечения народа. Жилище в детских играх и фольклоре.

Знакомство с традициями казачьей кухни: свадебная и поминовальная пища. Пища в фольклорных текстах: сказках, колыбельных песнях.

Поэзия наших земляков. Православные храмы Кубани.

4. Предполагаемые результаты реализации программы:

В процессе изучения тематической программы  «Большая история моей малой Родины» в 5 классе должны быть достигнуты следующие результаты:

1 уровень результатов:

«Приобретение социальных

знаний»

2 уровень результатов:

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

3 уровень результатов: Получение самостоятельного общественного действия

1) личностные качества:

  • Знания  традиций Кубанского казачества, чувств гордости за культуру нашей малой Родины;
  • уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
  • сформированность эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

2) универсальные способности

  • умение видеть и воспринимать традиции Кубанского казачества в окружающей жизни

3) опыт в художественно-творческой деятельности

  • эстетическая оценка событий окружающего мира;

1) личностные качества:

  • навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2) универсальные способности

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

3) опыт в творческой деятельности

  • способность передавать в творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к традициям и культуре Кубанского казачества.

1) личностные качества:

  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2) универсальные способности

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе коллективного творчества
  • 3) опыт в творческой деятельности
  • выражение в коллективном творчестве отношения к

традициям и культуре  Кубанского казачества

5. Формы подведения итогов:  

В течение года реализации программы  учащиеся

  • примут участие в выставке «Кубань рукотворная».
  •  Создадут презентацию «У истоков».

  • 6. Методические рекомендации

Для организации занятий по программе «Большая история моей малой Родины» нужен оформленный и оборудованный кабинет Кубановедения.

Кабинет необходимо оснастить музыкальными инструментами, ТСО, экраном для демонстрации слайдов, видеофильмов.

В кабинете должны находиться музейные экспонаты.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.

1

2

Жиганова С.А. Детские вокальные жанры в традиционной культуре Кубани.

1

3

 Матвеев О.В. История и культура Кубанского казачества

1

4

Шпикалова Т.Я. Знаменательное событие в культурной жизни Кубани.

1

2. Технические средства обучения

1

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

1

3. Оборудование кабинета

1

Мебель, стенды, музейные экспонаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"

Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания      ориентирована на   возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...

Внеклассное мероприятие "История Комсомола моей малой Родины"

К 100-летию ВЛКСМ разработано внеклассное мероприятие, которое рассказывает об образовании комсомольской организации с. Труновского, о первых комсомольцах и трудностях, которые они преодолевали. О вел...

Страницы истории моей малой родины

Музейный урок «Страницы истории моей малой родины» предназначен для обучающихся среднего звена (5-7 кл.) . Технология - интерактивности, информационно- коммуникативная. Урок составлен на о...