Экологический журнал "Внимание! Лесные пожары!" (для учащихся 5-7 классов)
классный час по экологии

Номоконова Анна Александровна

Внеклассное мероприятие рекомендовано для учащихся 5 - 7 классов. Форма проведения: экологический журнал. Цель: Расширение знаний учащихся о возникновении лесных пожаров и их последствиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Экологический журнал

 «Внимание! Лесные пожары!»

Рекомендовано мероприятие

 для  учащихся 5- 7 классов

Составила и провела :

Номоконова Анна Александровна, 

учитель биологии и географии

г. Биробиджан

Цель: Расширение знаний учащихся о лесных пожарах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с экологическими проблемами.
  2. Закрепить и расширить знания учащихся о правилах поведения в лесу.
  3. Показать важность сохранения лесных сообществ.

 

Оборудование:

  1. Презентация «Страницы экожурнала»
  2. Брошюра «Осторожно! Лесной пожар» - 3 экз. (для работы команд)
  3. Карточки с заданиями (вопросами) страничек экожурнала: «Береги зеленый океан!», «Правила пожарной безопасности в лесу», «Зелёная аптека».
  4. Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» - 15 экз. (на каждую парту)

1-й ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости ! Мы  собрались с вами в канун Международного Дня Земли, который отмечают  22 апреля. Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году — возле курортного городка Санта-Барбара из скважины разлились  миллионы тонн нефти. Смертоносная пленка нефти, убивающая все живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанических вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЕ.

2-й ведущий: В этот день проводятся акции и мероприятия по спасению окружающего нас мира.

1-й ведущий: По спасению нашего дома, в котором есть леса, реки, озера, болота, горы, равнины, пустыни и степи. Дом над которым синеее небо и стаи птиц.

2-й ведущий: Дом, в котором цветущие поля и порхающие над ними бабочки.

1-й ведущий :Дом, в котором есть зеленые и голубые океаны, полные жизни и добра.

2-й ведущий 12 апреля 1961 года мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином нашей страны Юрием Гагариным. Увидев Землю из космоса, он воскликнул: «Какая она красивая!»

1-й ведущий: Сегодня   из космоса мы видим израненную Землю.

2-й ведущий: Земля изранена деятельностью человека. Сегодня  на ней множество черных пятен, на которых отсутствует растительность, животный мир и «живая» вода.

1-й ведущий: Такие пятна возникли на нашей планете «благодаря» человеку, который  хищнически уничтожал и продолжает уничтожать леса, животных, загрязняет реки, озера, моря и океаны. Потому что всю свою жизнь люди жили и продолжают жить со словами: «на мой век хватит».

2-й ведущий:  Черные пятна на Земле возникли в результате лесных пожаров.

1-й ведущий: Да, каждую осень, весну и лето мы слышим с экранов телевизоров о том, что в той или иной части нашей планеты вспыхивают лесные пожары, жертвами которых являются не только растения, животные, но и жители многих городов и посёлков.

2-й ведущий: Лесной пожар — это стихийное, неуправляемое распространение огня, которое уничтожает все на своем пути.

2-й ведущий: Страшно подумать, во что бы превратилась Земля, если бы люди всей  Земли не одумались и не протянули руку помощи бедствующей планете.

1-й ведущий: (читает отрывок из рассказа «Роща» Номоконовой А.А)

 « в роще много тропинок, вдоль которых рядом друг с другом растут береза, черемуха и красавица рябина. Они разные, но живущие в мире и согласии. А вот ель, ребятишки называют её ёлкой, на вершине которой висят шишки, словно бусы. Знакомая тропинка ведет к ручью, попадаются грибы. Их осенью срезают и укладывают в корзинку, а кто-то выкручивает, вырывает вместе с грибницей.

   Привал. Разожгли костер. Поели и пошли дальше, оставив в награду за все прекрасное: банки и полиэтиленовые мешки под кустами, горящие угли костра, подмигивающие на прощание...»

2-й ведущий: Так излюбленные места многих горожан и селян постепенно превращаются в безжизненные острова планеты.

1-й ведущий: Приглашаем всех присутствующих на первую страничку нашего экологического журнала «БЕРЕГИ ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН!»

2-й ведущий: Мы вспомним простые правила поведения в лесу, с которыми вы познакомились на уроках природоведения, биологии  при помощи вопросов:

  1. Почему, особенно весной и вначале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры? ( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей искать укромные места.)
  2. Что произойдет с деревом, если на коре сделать надписи и рисунки?(В ранки попадут споры гриба - трутовика, которые в скором времени разрушат поврежденное дерево.)
  3. Вы увидели  гнездо птицы. Как сохранить его? ( Не вытаптывать траву около гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
  4. Как правильно собирать грибы?(Чтобы не повредить грибницу, ножку гриба надо  аккуратно срезать ножом, но не в коем случае не выкручивать и не сбивать,. Если ножа нет , то рекомендуем очень осторожно выкрутить гриб, а ямку засыпать землей и прикрыть мхом.)
  5. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
  6. Чем грозит лесу пребывание в нем большого количества людей? (Отдыхающие в лесу нередко обрубают живые сучья, ранят кору, делают надрезы для сбора сока. Массовый сбор цветов приводит к быстрому исчезновению из леса растений. Большой вред причиняет лесу костёр — причина лесного пожара. Если  пламя костра находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура может вызвать гибель тканей, расположенных непосредственно под корой, и тогда год-два — и дерево погибнет)
  7. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди  разбредались по всему участку леса и вытаптывали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки.)
  8. Каковы причины  лесных пожаров? (Не потушенный костер, окурок, молния.)

1-й ведущий: Молодцы! Правила поведения в лесной зоне вы все хорошо знаете. А вот на восьмой вопрос странички «БЕРЕГИ ЗЕЛЕНЫЙ ОКЕАН!» не все причины лесных пожаров были названы, поэтому мы приглашаем вас на страницу «ПРИЧИНЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ» (рассказывают  о причинах возникновения лесных пожаров члены НОУ)

1-й участник НОУ: Лесные пожары возникают от самых разнообразных причин, которые делятся на три группы: антропогенные (связанные с деятельностью человека), климатические и геологические.

2-й участник НОУ: К антропогенным факторам относятся все случаи неосторожного  обращения человека с огнем: разведение в лесу огня для варки пищи, защиты от комаров, согревания; непогашённые спички, окурки, тлеющие охотничьи пыжи, пуск сельскохозяйственных палов, искры от машин и поездов, линий электропередач, поджоги с различными целями.

1-й участник НОУ: К природным причинам возникновения пожаров относятся климатические — молнии (грозовые разряды). Электрические разряды проходя через ствол дерева разрывают его на части и от высокой температуры  9 температура в канале  молнии составляет 25 тыс. градусов) происходит воспламенение самого дерева, затем воспламеняется надпочвенный покров и в дальнейшем возникает лесной пожар. Чаще всего загорание от молнии происходит при засушливых погодных условиях.

2-й участник НОУ: К геологическим факторам относятся извержения вулканов, падение метеоритов, возгорание каменного угля и торфа.

2-й ведущий: Анализируя  источники лесных пожаров можно сказать , что более чем на 80% случаев основной причиной пожаров является деятельность человека.

1-й ведущий: Сейчас за окном весна. В это время года многие стараются больше времени проводить на свежем воздухе за пределами города, но надо помнить о том , что наступил пожароопасный сезон. Поэтому находясь в весеннем лесу необходимо помнить о Правилах пожарной безопасности.

2-й ведущий: Нас ждет следующая страничка экожурнала «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСУ». На экране предложения. Перед каждым предложением необходимо вставить частицу «НЕ», тогда правила будут настоящими:

  • ….бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок          (Не бросать горящие спички, окурки и золу из курительных трубок);
  • ...употреблять на охоте пыжи их легковоспламеняющихся и тлеющих материалов (Не употреблять на охоте пыжи из легковоспла-меняющихся и тлеющих материалов).
  • курить и  пользоваться открытым огнем вблизи  заправляемых топливом машин (НЕ курить и НЕ пользоваться открытым огнем вблизи заправляемых топливом машин);
  • … оставлять в лесу стеклянные емкости (бутылки, банки) (НЕ оставлять в лесу стеклянные емкости (бутылки, банки);
  • … заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях (НЕ заправлять топливом баки двигателей внутреннего сгорания при работающих двигателях);
  • ...эксплуатировать машины с неисправной системой питания (НЕ  эксплуатировать машины с неисправной системой питания);
  • ...проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных кчастках и в защитно-озеленительных лесонасождениях, в том числе сельскохозяйственные палы (НЕ проводить выжигание сухой травы на лесных полянах и лугах, стерни на полях и примыкающих к лесам земельных кчастках и в защитно - озеленительных лесонасаждениях, в том числе сельскохозяйственные палы);
  • ...оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах (НЕ оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах)

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием, но это ещё не всё. Вам предстоит решить тест «Умеешь ли ты охранять природу?». Выберите один из трех ответов к вопросу, который больше других для вас подходит. Отвечайте честно и не старайтесь специально набрать побольше или поменьше баллов, все равно не угадаете, да и результат будет не верным. Напротив каждого ответа стоит количество баллов. Итак, у вас пять вопросов и значит будет пять ответов с количеством баллов. Сложите эти баллы вместе и по сумме определи, к какой группе юных друзей природы вы относитесь.  Желаем удачи!

(на выполнение теста -5 мин)

ВОПРОС 1: Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, но очень красивый цветок. Как ты поступишь?

  • Полюбуюсь на него и пойду дальше. - 1б.
  • Засушу его для школьного кабинета биологии. - 3б.
  • Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу. - 5б.

ВОПРОС 2: Ты нашел гнездо с птицами. Твои действия?

  • Покормлю птенцов. - 3б.
  • Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели. - 5б.
  • Буду наблюдать издали. - 1б.

ВОПРОС 3: Ребята собрались в лес за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

  • Пойду, но буду собирать очень осторожно. - 5б.
  • Не пойду и других не пущу. - 3б.
  • Сначала расспрошу учителя биологии. - 1б.

ВОПРОС 4: После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

  • Взял бы с собой, чтобы выбросить в машину, которая вывозит мусор. - 3б.
  • Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился. - 5б.
  • Закопал бы в землю. - 1б.

ВОПРОС 5: Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

  • Почти все знаю и всегда ее охраняю. - 3б.
  • Кое-что знаю, но хотел бы знать больше. - 1б.
  • Я люблю природу, но мы еще этого не проходили. - 5б.

РЕЗУЛЬТАТ:

ГРУППА №1(от 5 до 11 б.): если бы все люди были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь много о природе, но и умеешь её охранять. Главное — не останавливайся, стремись узнать больше!

ГРУППА № 2( от 12 до 18 б.):ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты ( с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

ГРУППА № 3 ( от 19 до 25 б.):ты, наверное любишь природу — это хорошо, но ты так мало о ней знаешь...Тебе больше всего надо изучать жизнь растений, повадки животных, а пока ты ещё знаешь немного.

1-й ведущий: Конечно же мы все любим находиться в лесу. Мы любим сидя у костра послушать пение птиц и шёпот листьев деревьев. А кто знает, как правильно разводить костер?

2-й ведущий: Нас ждет следующая страничка «КОСТРОВОЙ». Вам помогут правильно развести костер ребята из  НОУ нашего Центра.

1-й участник НОУ: Представьте, что мы с вами находимся в лесу и решили устроить костер, чтобы приготовить настоящий лесной чай.

2-й участник НОУ: Но надо помнить, что  место для костра необходимо выбирать в зависимости от времен года и погодных условий.

1-й участник НОУ:В бесснежный пожароопасный период для разведения костра необходимо использовать специально оборудованные места или старые кострища, песчаные или галечниковые косы.

2-й участник НОУ: Никогда не разводите большой костер! Небольшой, но хорошо сложенный дает достаточно тепла , чтобы можно было согреться и приготовить чай.

1-й участник НОУ: Никогда не разводите костер на подстилке из мха и лишайников, рядом с сухой травой или кустарником.

2-й участник НОУ: Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, трухлявых пней, бревен.

1-й участник НОУ: Очистите место от сухой травы, шишек и обложите место будущего костра камнями.

2- участник НОУ: Никогда не оставляйте костер без присмотра!

1-й участник НОУ: Покидая место отдыха тщательно залейте костер водой, затем разворошите его и залейте еще раз, пока он не перестанет парить.

2-й участник НОУ: Убедитесь, что костер действительно потух и только потом покидайте место вашего отдыха.

1-й ведущий: Леса нашей планеты стоят на страже нашего здоровья. Они не только поглощают из атмосферы вредные для человека газы, задерживают пыль и очищают воздух от  микробов. Леса — это настоящие кладовые, в которых  произрастают лекарственные растения и для того чтобы приготовить настоящий лесной чай необходимо хорошо из знать. Нас встречает страничка «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА». 

     Внимание мы приготовили вопросы на которые вы сможете ответить с помощью ваших учителей. Итак, вперед!

  1. Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)
  2. Как используют липовый цвет?( Заваривают чай при простуде и кашле.)
  3. При каких заболеваниях используют кору ивы? (Как вяжущее  и  жаропонижающее средство)
  4. Из каких растений можно заварить чай в лесу? (Если это лето, можно из Иван-чая, ромашки, липового цвета, а осенью можно использовать плоды ягод брусники, рябины, голубицы, клюквы, шиповника)

2-й ведущий: Мы смогли назвать причины возникновения лесных пожаров, перечислить Правила пожарной безопасности в лесу, правильно развести костер и приготовить лесной чай. Мы приглашаем всех гостей нашего экожурнала на последнюю страничку «ВИДЫ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ».

1-й ведущий: Лесные пожары бывают трех видов : низовые, верховые и подземные. Мы предлагаем всем присутствующим разделиться на три команды, которые при помощи брошюры «Осторожно! Лесной пожар» (стр.1-3) приготовят экообзор  лесных пожаров. Первая команда готовит экообзор «Низовые пожары» (стр.1), вторая - «Верховой пожар» (стр.2), третья - «Подземные лесные пожары» (стр.3). (Для выполнения этого задания  - 15 мин.)

2-й ведущий: Мы предлагаем последнюю страничку нашего журнала «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ». Здесь вы сможете выполнить рисунок- листовку  или плакат на противопожарную тематику при  помощи красок и карандашей. Лучшие работы мы разместим на страничках нашего журнала , который смогут прочитать многие учащиеся нашего Центра вместе с родителями и учителями. Желаем вам успехов! (ребята выполняют рисунки, которые после мероприятия будут размещены в холле школы)

 

1-й ведущий: Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

2-й ведущий:

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим- не солги,

Ты береги нас, береги» .

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…»

                                                                 ( Е. Шкваловский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"

Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб сибирским лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. Только в прошлом году в Иркутской области было зарегистрир...

Школьный экологический мониторинг (рассчитана программа на учащихся 8-9 классы)

Программа дополнительного образования экологической направленности.Цель ПДО: -изучение экологии родного края.-формирование экологической культуры учащихся-развития навыков проведения эксперимента...

Экологическая акция "День подснежника" (для учащихся 5-11 классов)

Экологическая акция проводится 19 апреля,согласно экологическому календарю  - День подснежника.Цель: формирование у учащихся ценностного представления о первоцветах ЕАОЗадачи:Привлечь внимание де...

Разработка урока английского языка по теме "В гостях в Лесной Школе" для учащихся 3-го класса

Цель урока: обобщить лексико-грамматический материал по теме «Продукты питания»Задачи урока:Обучающие:·         cовершенствование лексических навыков и закрепле...

Экологические последствия лесных пожаров

Информация для размыщления...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов

Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные во­просы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий под­ход с использов...