Музейный урок "Дорога во Вселенную".
методическая разработка по теме

Никиенко Александра Аркадьевна

       Данный музейный урок в доступной форме объясняет и показывает школьникам этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса, вклад в программу освоения космоса специалистов различных профессий. Знакомит учащихся с актуальными проблемами и перспективам космонавтики, с её практическим применением и способами использования её достижений. Создаёт условия, формирующие нравственные качества гражданина на примере жизни и деятельности Героя Советского Союза, первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.

      Более того, этот урок не является скучным для ребят, как может показаться на первый взгляд. Его сопровождают театрализхованные страницы. Перед ребятами предстаёт отважный Икар, братья Райт, Монгольфье. Ребята встречаются с К. Э. Циолковским, с С. П. Королёвым, с современными подростками, мечтающими совершить космическое путешествие.

      Этот урок будет активизировать познавательный интерес школьников к достижениям отечественной космонавтики, биографиям выдающихся теоретиков и практиков космонавтики и космонавтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_doroga_vo_vselennuyu.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный урок

«Дорога во Вселенную».

                                                 

                                                                                     Составил руководитель музея «Истоки» школы № 84

                                                                     Никиенко Александра Аркадьевна

Цели урока:

1. Развивать самостоятельность, познавательную и творческую активность, создавать возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли актёров.

2. В доступной форме объяснить и показать школьникам этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

3. Показать ребятам вклад в программу освоения космоса специалистов различных профессий.

4. Познакомить учащихся с актуальными проблемами и перспективам космонавтики, с её практическим применением и способами использования её достижений.

5. Активизировать познавательный интерес школьников к достижениям отечественной космонавтики, биографиям выдающихся теоретиков и практиков космонавтики и космонавтов.

6. Создать условия, формирующие нравственные качества гражданина на примере жизни и деятельности Героя Советского Союза, первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина.

Задачи:

1. Привлечь максимальное участие школьников к подготовке данного урока через совместное оформление экспозиции: «Эра космонавтики»,  задания музея и объявленные музеем конкурсы: рисунков, самоделок, докладов, рефератов и других творческих работ.

 2. Познакомить ребят с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.

3. Развивать память, мышление, внимание, кругозор, интерес к чтению (через выставку книг, журналов).

4. Пополнить знания и обогатить словарный запас школьников новыми словами: монгольфьер, дирижабль, цеппелин, обсерватория и другими.

5. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за нашу страну, первой проложившей человечеству дорогу в космос.

6. Воспитывать у школьников чувство долга перед страной, дисциплинированность.

Оформление посвящено теме завоевания человеком космоса.

Монтаж выставки «Эра космонавтики», состоящей из 3-х разделов:

I. Стендовая экспозиция: «Дорога к звёздам»:

▪ «Пионеры и создатели ракетной техники» (Н. И. Кибальчич, Н. Е. Жуковский, Ф. А. Цандер, К. Э. Циолковский, С. П. Королёв).

▪ «Подвиг Ю. А. Гагарина – подвиг народа».

▪ «Первооткрыватели космоса» (первые лётчики – космонавты).

«Лётчики – космонавты СССР».

▪ «Утро космической эры» (первые искусственные спутники Земли).

▪ «Полёт к неизведанному» (рубрики «А знаете ли вы?», «Это интересно», кроссворды, загадки).

II. Выставка детских рисунков: «Большое космическое путешествие».

III. Выставка детских самоделок: «Космос – дорога без конца».

IV. Выставка книг о космонавтике.

Действующие лица:

  1. Ведущие. (Каждую страничку могут вести по двое разных ведущих, а может вести странички  один ведущий – учитель);
  2. Дедал;           3.Икар;            4.Глашатый;                  5. Братья Монгольфье (2);
  1. Братья Райт (2);                 7. Э. К. Циолковский;      8. С. П. Королёв;
  1. Современные подростки (2).

Звучит музыка, на её фоне – фонограмма:

                                           «Людей всегда манили дали,

                                           Их вечно звали океаны…

                                           Колумбы земли открывали,

                                           Мир обходили Магелланы.

                                                    А космос жил, не торопясь,

                                                    Он был загадочен и страшен.

                                                    И только звёзды наших башен

                                                    Держали с ним прямую связь».

                                                                                         (Алдан – Семенов)

Выходит девочка – директор музея.

Звучит несколько позывных.

–   Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Я, Волкова Виктория – рада приветствовать вас в нашем историко-краеведческом музее «Истоки», директором которого я являюсь второй год. Вашему вниманию, дорогие друзья, предлагаю  музейный урок: «Дорога во Вселенную».

 Он даст нам возможность совершить путешествие в звёздный океан, вспомнить основные ступени этого тернистого, но славного пути.

 Помощницей нашего путешествия станет выставка «Эра космонавтики», в создании которой активное участие приняли учащиеся школы. Состоит она из трёх разделов: стендовой экспозиции «Дорога к звёздам», выставки рисунков «Большое космическое путешествие»  и выставки самоделок «Космос – дорога без конца». На них представлены работы учащихся – победителей данных конкурсов.

     

                                                                             В музее «Истоки» оживлённо,

Рассматриваем экспонаты удивлённо.

До чего же хороши, а сколько вложено в них души!

Мы их ни у кого не просили,

Их ребята сами смастерили!

Размышляли – думали, эскизы рисовали,

Клеили, пыхтели,

Удивить всех нас хотели

И они достигли цели!

Что же это за поделки,

Что за экспонаты?

Мы ответим не тая,

Мы ответим прямо:

Мы летали в космос, мы летали к звёздам!

 

• Посмотрите, вот ракета!

  На ней – красная звезда.

  Смастерил её Никита

                                  из 2-ого класса А.

 Он фантазию включил,

 В бутылку лампочки

                                                 вкрутил.

  Как нажмёшь на рычажок,

  Загорится огонёк.

   

• Вот уж диво, так уж диво!

 Первый      искусственный

                                  спутник Земли

 Смастерила Мельникович

                                         Екатерина.

 Этот серебристый  шарик,

 Словно настоящий.

 Он по праву почётное место

 Занял на выставке нашей!

    • Вот – шикарное панно,

«Этот загадочный космос»

Называется оно!

Здесь и спутник, и  ракета,

                            и Луна, и человек!

Сделано оно со вкусом,

Красотой пленяет всех!


     • Эта ракета – царица,

Лампочка внутри, она светится.

Труд затрачен не напрасно,

Каждому из нас это ясно.

Действительно, ракета хороша!

На такой ракете

Мы рады умчаться в небеса!

Многие ребята подготовили интересные содержательные доклады и рефераты. Поэтому содержание урока основано на материале, который был подобран   и музейщиками в том числе. Они же и поведут музейный урок, выступив в роли историка, летописца и  других лиц

–  И так, усаживайтесь  поудобней, наше путешествие начинается! И мне остаётся вам пожелать:  «В добрый путь!»

Вновь звучат торжественные аккорды.

–  Страница первая. «Мечты Икара».

–  Человек мог пройти по земле. Реки и моря перестали быть для него преградой, но небо  было далёким и непонятным.

–  Однако человека манили  голубые прозрачные дали. Ему хотелось летать.

–  О людях, которые поднимались в воздух, стали возникать легенды, мифы, сказки.

–  В поэме древнегреческого писателя Овидия «Метаморфозы» есть миф, рассказывающий о первом полёте человека.

– Учёный мастер – скульптор и художник, зодчий и изобретатель Дедал сделал для себя и своего сына Икара две пары крыльев.

* * *

Дедал: Смотри, Икар, какие чудесные крылья я смастерил! На каркас надел перья и скрепил их воском.

Икар: Да, крылья, действительно, получились замечательные!

Дедал: Держи, Икар, свои крылья! Давай примерим их, плавно взмахнём ими и поднимемся в воздух!

Икар: Вот здорово! Мы наконец-то улетим с острова Крит и избежим рабства.

* * *

– Дедал и Икар взмахнули крыльями и поднялись в небо.

Звучит музыка.

* * *

Дедал: Сын мой, лети и не отставай от меня, спокойно и ровно взмахивай руками. Не спускайся слишком низко к волнам, чтобы крылья не намокли от морских брызг. И не поднимайся высоко, чтобы солнечные лучи не опалили тебя!»

Икар: Как прекрасно! Я лечу! Я свободен!

Дедал: Икар не послушал меня! Он поднялся высоко к солнцу! Под жаркими лучами растаял воск. Крылья его уже не держали.

Икар: У меня свист в ушах. Это падение. Я падаю!

Дедал: Икар ударился грудью о воду. Волны сразу накрыли его.

* * *

– Это миф, красивая легенда. Печален её конец – Икар погиб. Но мечта человека подняться в воздух не исчезла.

– Во все века в любой стране находились люди – продолжатели дела Икара.

– Икары… Сколько их было!

– На Руси было немало желающих ощутить себя птицей, парящей над облаками. Люди делали крылья из различного материала: из дранки, из ткани, из пузырей и кожи животных.

– И испытывали свои крылья люди по-разному. Кто-то с разбега пытался оторваться от земли, размахивая крыльями, как петух. Кто-то с дерева прыгал, а кто и с церковных колоколен.

– Люди гибли, увечились. И был издан на Руси царский указ…

* * *

Глашатай:  «Человек – не птица, крылов не имать. А ещё кто приставит себе аки крыла деревянны, противу естества творит. За сия содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнём пожечь».

* * *

– Ещё в 1227-ом году в Новгороде за попытку летать были сожжены 4 человека.

Как рвался к небу человек!

Какие прилагал усилья!

Всё снова пробовал он крылья,

Но поражений не избёг.

Подняться крылья не могли.

Природа словно говорила:

«Я создала тебя без крыльев,

Не полетишь ты, сын земли!»

 Но сын не покорился, нет.

                                                 Не будет никогда забыта

                                                 История его попыток

                                                 И перечень его побед.

– Поэтов продолжал восхищать миф об Икаре. Но многие понимали, что на одной фантазии далеко не улетишь. Требовалась инженерная мечта.

– Долгий путь прошла она в своём развитии.

– Много было сломано копий в поисках способов полётов: от гигантских воздушных шаров до ракеты.

                                                                       Вновь звучат торжественные аккорды.

Страница вторая. «Первые летательные аппараты».

                   –  Почему люди тянутся к звёздам?

Почему в наших песнях герой – это сокол?

Почему всё прекрасное, что он создал,

Человек, помолчав, называет Высоким? (Олжас Сулейманов).

 – 18-ый век. Юг Франции. Маленький городок Аннонэ. Здесь жили два брата Монгольфье – Жозеф и Этьен.

Выходят 2 мальчика и  начинают инсценировку. Сидят, смотрят вверх.

  – Были они любознательны и сметливы.

* * *

Жозеф: Этьен, видишь дым?

Этьен: Ну, вижу, ну и что? Что, дым первый раз увидел? Во, как валит. Всё небо затмил.

Жозеф: Так я как раз об этом и говорю. Дым поднимается из трубы. Отчего это происходит?

Этьен: От-че-го? Не з-н-а-ю… А правда, отчего? Дым – это что, это…

Жозеф: Это горячий воздух. Зна-чит, го-ря-чий воз-дух…

Этьен: … легче холодного, что тут гадать.

Вместе: Вот он и тянет вверх.

Жозеф: Давай, братец, склеим огромный из бумаги шар, наполним его дымом и запустим в небо.

Этьен: Решено! Он обязательно рванётся в небесные просторы!

* * *

– С тех пор братья стали экспериментировать с воздушными шарами. Воздушные шары стали называться монгольфьерами.

– 21 ноября 1783-ий год. Париж. Над площадью медленно поднимается монгольфьер, наполненный дымом. На его борту – Пилатр де Розье.

– «Ну, как?» – спросили Пилатра, когда шар опустился на землю. «О, прекрасно!» воскликнул смелый воздухоплаватель. – Об этом можно только мечтать!»

* * *

Дедал: Есть свидетельства, что первый полёт на воздушном шаре произошёл не во Франции, а на рязанской земле.

Икар: В городе Переяславле почти за 50 лет до братьев Монгольфье в 1731-ом году летал на воздушном шаре подьячий воеводской канцелярии.

* * *

– Совершён первый полёт человека на воздушном шаре. С тех пор люди много раз поднимались на воздушных шарах. Но надували их уже не дымом, а лёгким газом.

19-ый век. Венгр Давид Шварц решил поднять в воздух цельноалюминиевый баллон с прицеплённой к нему кабиной, полёт которого был назначен на 13 января 1897-ого года. Но перед самым полётом Шварц так разволновался, что за несколько часов до полёта умер. И лишь 3 ноября этого же года ученики Шварца смогли поднять этот баллон в воздух, но при посадке он «клюнул» носом.

– Немецкий конструктор – генерал-лейтенант граф Фердинанд Цеппелин, который был одним из зрителей того события, выкупил у жены Шварца патент за 15 тысяч марок и построил первый дирижабль «Цеппелин – 1». Началась эра дирижаблей.

– На смену дирижаблям пришли планеры – аппараты с неподвижными крыльями, не имеющими мотора. А летали они, улавливая восходящие потоки тёплого воздуха, и парили, как птицы. Первым, кто изобрёл планер и совершил на нём полёт, был немецкий инженер Отто Лилиенталь. Его планер напоминал диковинную птицу, одетую в штаны и куртку, а её крылья возвышались одно над другим и напоминали парус. Первый планер парил в метрах тридцати от земли и пролетел почти 100 метров.

– 19-ый век. Однажды братья Райт Уилбер и Орвилл, жившие в Америке, прочитали в газете…

Выходят 2 мальчика и  начинают инсценировку.

Уилбер: (держа в руках газету). Погиб Отто Лилиенталь. Смелый лётчик не смог справиться с ветром и разбился.

Отто: Это тот самый, кто изобрёл первый планер? Слушай, брат, а давай построим свой собственный планер.

Уилбер: Не возражаю, но его необходимо усовершенствовать, чтобы он был удобней и надёжней. О, кей?

Отто: Согласен (ударяют друг друга по рукам). Ты знаешь, чтобы было удобно человеку – необходимо придумать место для сидения.

Уилбер: А чтобы не опрокинуться – сделаем ручки управления.

Отто: Хорошо бы ещё поставить бензиновый мотор с пропеллером!

* * *

– Долго и усердно трудились братья, но результат был достигнут: машина-этажерка двинулась с места, заскользила по рельсам – и пролетела над землёй целых 250 метров, пробыв в воздухе почти минуту, а затем благополучно приземлилась. Так был испытан первый самолёт.

– Сначала самолёты были открытыми: лётчик сидел прямо на крыле или в кресле между двумя рядами крыльев. Затем корпус самолёта стал закрытым, но деревянным, а позднее и цельнометаллическим.

– Изготовляют самолёт из сплавов алюминия, чтобы машина была лёгкой. У нас в стране есть несколько конструкторских бюро, где разрабатываются самолёты.  

  Марки российских самолётов: «Ил» –  в честь конструктора с. В. Ильюшина, «Ту» –  в честь А. Н. Туполева, «Як» –  в честь А. С. Яковлева, «Ан» –  в честь О. К. Антонова. Для передвижения человека по воздуху были созданы ещё и вертолёты.

– Воздушные шары, дирижабли, планеры, самолёты, вертолёты. Сбылась человека мечта. Он летает. Но неба человеку показалось мало. Решил он посмотреть, что есть там, выше неба.

– С этого решения и началась эра покорения космоса. В осуществлении полётов человека в космос большая часть принадлежит нашим русским учёным.

Вновь звучат торжественные аккорды.

– Страница третья. «Великие Мечтатели».

                                 – В умах учёных много лет

                                    Жила мечта заветная –

                                    Взлететь при помощи ракет

                                    В пространство межпланетное.

– Один из самых великих Мечтателей – русский учёный Константин Эдуардович Циолковский – человек, чей разум намного опередил время.

– Давайте мысленно перенесёмся в скучную захолустную Калугу конца 19-ого века, где жил глуховатый чудак, преподаватель математики и физики местной гимназии – К. Э. Циолковский.

За стол, покрытый скатертью, на стул с высокой спинкой, садится высокий худой человек. Седые волосы ниспадают на плечи, борода опускается на грудь. На переносице – пенсне. На столе – толстые книги, тетрадь, перо. Он что-то пишет, то и дело заглядывая в толстые книги.

– Он составлял план покорения мировых пространств, заботящийся о бездне могущества и горах хлеба для всего человечества.

– В 1903-ем году Циолковский создал теорию жидкостного реактивного двигателя.  В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он писал:

* * *

Ц-ий: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет всё околосолнечное пространство».

* * *

– Вклад Циолковского в создание космических приборов настолько велик, что русский учёный был признан главой современной космонавтики.

– В 1932-ом году Циолковскому исполнилось 75 лет. На торжественном заседании он был награждён орденом Красного Знамени.

– А теперь  представим, что мы имеем возможность, поговорить с основоположником теоретической космонавтики.

– Например, мы к нему обратимся с вопросом: «Константин Эдуардович, познакомьте, пожалуйста, нас с учёными, которые пытались рассчитать и построить космические аппараты.

* * *

Ц-ий: Одним из тех, кто считал ракету средством для полёта, был революционер и выдающийся инженер Николай Иванович Кибальчич. Он создал схему аппарата с реактивным двигателем. А вот портреты других учёных – мечтателей: Фридрих Артурович Цандер, Валентин Петрович Глушко, Юрий Васильевич Кондратюк и многие другие. И это лицо мне кажется знакомым (произносит, всматриваясь в один из портретов, читает): «Академик Сергей Павлович Королёв. Основоположник практической космонавтики, выдающийся конструктор ракетно-космических систем». Положительно, я его где-то видел. Но когда? Интересно было бы его послушать.

Королёв: Мы с вами, действительно, встречались, Константин Эдуардович. Моя фамилия – Королёв, я приезжал к вам в Калугу перед защитой дипломного проекта в 1929-ом году  вместе с товарищами. Мы тогда были молоды, мечтали летать и строить самолёты, а вы уговаривали нас заняться ракетами. Рассказывали, как лучше за это дело взяться, каким должен быть двигатель, сколько топлива взять, какое лучше выбрать, как его расходовать.

Ц-ий: Ну и как, послушались Циолковского?

Королёв: Послушались, Константин Эдуардович. Просто заболели ракетами. Организовали кружок, работали днём и ночью. Руководил работой ваш ученик – Цандер. Знаете, как он с нами здоровался? «Вперёд – на Марс!»

Ц-ий: Чем же увенчался ваш благородный труд? Построили ракету?

Королёв: Ракету построили и запустили в 1933-ем году. Но какая это была ракета по сравнению с нынешней – крошка! Нам многое удалось, Константин Эдуардович. Мы создали и запустили первые искусственные спутники Земли, и даже космические корабли, которые бороздят просторы Вселенной.

Ц-ий: Постойте… Вы сказали… Так значит, сбылись мои слова: «Наша планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… человечество не останется вечно на Земле».

Королёв: Именно так. «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением».

Ц-ий: Поздравляю вас, Сергей Павлович, с такими  успехами. Искренне завидую! (Крепко пожимает руку Королёву).

Королёв: Но если бы у нас не было ваших трудов и ваших расчётов, это бы случилось намного позднее.

Ц-ий: Не преувеличивайте моих заслуг! Вы все – многочисленная армия учёных, инженеров, конструкторов, баллистиков, рабочих, медиков, биологов, людей других профессий – все вы – много трудились, иначе не было бы и результатов.

(Макает перо в чернильницу, делает вид, что пишет и громко произносит): «Ничего не закончено. Всё только начато, конца никогда не будет».

* * *

– Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.

 Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая Любовь.

 Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию КОСМОСА.

                                                                                                                     (Н. К. Рерих)

– И эта красота впервые была открыта Человечеству советскими пионерами и творцами ракетной техники во славу незабываемой России.

                              – Они жили для того,

Чтобы в будущем веке

Жизнь человечья

Ракетой неслась в небеса.    (В. Маяковский)

Вновь звучат торжественные аккорды.

– Страница четвёртая. «Утро космической эры».

                              – И в столице, в учёном здании,

Кто-то видел уже до срока

Наших лунников расписание

И стремительный старт «Востока».  (Игорь Ринк)

– В 1957-ом году с уст людей всего мира не сходили три слова: «Москва», «спутник», «русские».

– 4-ого октября 1957-ого года весь мир услышал слова диктора Центрального радио, передававшиеся всеми радиостанциями Советского Союза: «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан I-ый в мире искусственный спутник Земли. 4-ого октября 1957-ого года произведён его успешный запуск».

Вспыхнул праздник,

Волшебный и новый,

Завораживая, кружа.

«Спутник в космосе!»

Каждое слово мы ловили

О нём не дыша.

Мы уроки в тот день сорвали,

А наутро шумел весь класс:

– Вы видали?  –

– И мы видали! –

Хоть на самом-то деле едва ли

Видел кто-то его из нас. (А. Васютков)

Королёв: Что-то невероятное случилось с миром! «Летит! Летит!» – кричала Земля, когда на небосклоне появлялась маленькая звёздочка. Голос из Вселенной весело повторял: «Бип – бип – бип!»

* * *

– С газетных полос улыбалось простое чудо двадцатого столетия – маленький, поблёскивающий шарик.

* * *

Королёв: Наш «Пээсик» –  был очень просто устроен: полый шар, сверху – четыре уса – антенны, а внутри – радиопередатчик. ПС означает простейший спутник. Он совершил 1400 оборотов вокруг Земли за 92 дня.

* * *

– Королёв в то время был безымянным, просто русским Главным, без имени и без отчества. И его поздравляли всего несколько человек, но они крепко пожали ему руку от имени всего Человечества.

– I-ый искусственный спутник Земли ознаменовал открытие новой эры в истории человечества – эры освоения космического пространства.

– Вслед за I-ым спутником последовал второй, который был выведен на орбиту 3 ноября 1957-ого года, а в нём находился контейнер с дворняжкой по кличке Лайка. Организм собаки адаптировался в невесомости, Лайка жила. Это был главный и очень важный результат: высокоорганизованное, живое существо может жить в условиях орбитального космического полёта.

* * *

Королёв: Надёжный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звёздам открыта! Придёт время, когда космический корабль с людьми покинет Землю!

* * *

– И Главный конструктор принимает новые решения, продолжаются новые испытания. 15 мая 1960 года состоялся первый запуск корабля-спутника, но он оказался неудачным, так как ушёл на более высокую орбиту, и его не смогли вернуть.

– 19 августа 1960 года на втором беспилотном корабле-спутнике ушли на орбиту собаки Белка и Стрелка, 28 мышей, 2 крысы, насекомые, растения, зёрна злаков, некоторые микробы, контейнер с лоскутками человеческой кожи и благополучно вернулись на Землю.

– Сомнений не оставалось – вероятность гарантии резко возросла. Но Королёв требовал новых подтверждений. Ещё 3 корабля с животными и научной аппаратурой отправились в путешествие.

– 1 декабря 1960 г. на орбиту ушёл третий корабль-спутник с собаками Пчёлкой и Мушкой, которые живыми на Землю не вернулись.

– А в пилотском кресле четвёртого корабля-спутника, который взлетел 9 марта 1961-ого года, сидел «Иван Иванович» –  манекен, усреднённое по весу и росту человеческое чучело, а вместе с ним летела собака Чернушка. Облетев вокруг Земли, корабль благополучно приземлился.

– И когда приземлился последний, пятый корабль-спутник с собакой Звёздочкой, учёные поняли: Человеку открыта дорога к звёздам!

Вновь звучат торжественные аккорды.

– Страница пятая. «Звёздный полёт».

                               – У наших звёздных вёсен есть начало,

                                  У наших звёздных вёсен нет конца.             (И. Мирошников)

– Для людей нашей страны звёздным стал день 12 апреля 1961-ого года. Осуществлён I-ый звёздный полёт в космическое пространство и возвращение на Землю.

– Космонавтом номер один на Земле стал советский лётчик-испытатель Юрий Алексеевич Гагарин.

– Давайте попытаемся на несколько минут оказаться в том далёком году, почувствовать дыхание того исторического дня.

– Двенадцатого апреля 1961 года Сергей Павлович рано утром прибыл на Байконур. Перед взором изумлённой планеты стояла 38-метровая ракета носитель «Восток».

– Серебристая, огромная, она почти сливалась с голубым небом. Мощность 6-ти двигателей ракеты – 20 миллионов лошадиных сил. Главный конструктор облегчённо вздохнул.   

* * *

Королёв: Сегодня свершится. Тысячи экспериментов было на этом пути, тысячи проверок, неудач. На проект «Восток» работали десятки конструкторских  бюро, научно-исследовательских институтов, заводов. Отдельные узлы корабля сотни раз испытывались на полигонах, в лабораториях. Космический корабль – плод коллективного труда. Я бы сказал: все мы участники.

* * *

                                – До чего же она красива,

Покорительница высоты!

Завершённость стремительных линий

И русалочья синь металла, –                              

Ты, ракета, совсем как Россия,

Для рывка великого встала!

– 6 часов 50 минут. Юрий прибыл на стартовую площадку. Присутствующих охватило волнение.

–   Он стоял, принимая напутствия

     В оживлённом предстартовом гаме,

И, наверно, впервые почувствовал,

Что такое земля под ногами.

– Будущий космонавт бодро докладывает:  «Лётчик, старший лейтенант Гагарин к первому полёту на космическом корабле «Восток» готов!»

– Сказав несколько слов провожающим его людям, он поднимается в кабину корабля. Начинается обратный отсчёт времени.

– Звучит команда: «Зажигание!» Ракета вздрогнула, доносится грохот вырывающего из дюз пламени. Он перемешивается с гулом падающего водопада, отсекающего кинжальные языки пламени от стартовых сооружений.

–  Команда: «Предварительная!» Клубы огня и пара заволакивают всё кругом. Ракета натужно задрожала. По степи прокатились громовые раскаты.

– Команда: «Главная!» Земля содрогнулась. И в то же мгновение, перекрывая океан грохота, доносится голос Королёва: «Подъём!» А затем знаменитое гагаринское: «По-е-ха-ли!», что знает теперь весь мир.

Курились дымки призрачно и зыбко,

Светилась в небе зоревая шаль.

И он сказал: – «Поехали» – с улыбкой,

Светящейся стрелой умчался в даль.

Взгляд материнский устремляя к сини,

Не сомневаясь в стойкости его,

Следила благодарная Россия

За яркой трассой сына своего.

Мир замер в восхищенье и тревоге,

                        Таких чудес не знал XX век.              (М. Чекусов)

– Апрельское утро навечно соединило имена Генерального конструктора Сергея Павловича Королёва и первого космонавта Вселенной Юрия Гагарина.

– Тот звёздный день.

 Весна и лето, отмеченные высотой,

 Уже не явь, уже легенда,

 Уже остались за чертой.

Но это было, это было.

К сенсациям привыкших нас

Апрельским утром разбудило,

Как взрывом, сообщенье ТАСС.

– Страна ликовала. Все только и говорили о полёте, о Гагарине.

Исполняется песня «Знаете, каким он парнем был»

 (А. Пахмутова, Г. Добронравов).

– Полёт Гагарина продолжался 108 минут (1час 48 минут). За это время на космическом корабле «Восток» Гагарин облетел вокруг земного шара, установив сразу три  мировых космических рекорда: продолжительности полёта – 108 минут, высоты полёта – 327,7 километров и рекорд максимально полезного груза, поднятого на эту высоту, – 4725 килограмм.

– Полёт Гагарина сам по себе уникален. Несмотря на небольшую продолжительность, он был первым. Было доказано, что человек может жить и работать в космосе. На Земле появилась новая профессия – космонавт.

– Космонавт. Такого слова не было

   Среди многих, многих тысяч слов.

   Привезли его на Землю с неба

   Лётчики Гагарин и Титов.

– Проникнув в космос, человек вторгся в совершенно новую область, сделал первый шаг в неизведанный бесконечный мир Вселенной, открыл широчайшие перспективы изучения космоса.

– За осуществление первого в мире космического полёта Гагарину было присвоено звание майора и впервые учреждённое звание «лётчик – космонавт».

– Первому в мире лётчику-космонавту майору Юрию Гагарину за героический подвиг, за мужество, отвагу и беззаветное служение народу и делу прогресса было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В Москве был установлен бюст Героя.

– Памятник Гагарину устанавливался и в других городах. В нашем городе памятник первому космонавту был установлен в 1972-ом году перед фасадом школы № 89, так как инициатором его создания был Педагогический Совет  школы.

– Памятник представляет собой бетонный пилок, на котором расположен высокий барельеф головы Гагарина в скафандре, выполненный из эпоксидной смолы с наполнителем. Автор памятника – северский художник В. С. Логин, а сооружён он на общественных началах.

– Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля, бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей Родины, человек, подвиг и улыбка которого покорили всю нашу планету.

– «В клубке орбит, намотанных на земной шар, никогда не потеряется первый виток – гагаринский», – писал Герман Титов – космонавт № 2.

– В честь первого полёта в мире 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. По решению Международной авиационной федерации этот день стал Всемирным днём авиации и космонавтики.

 – Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрётся или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда. А ушедший уже XX век назовут в числе прочих веком космонавтики.

Вновь звучат торжественные аккорды.

– Страница шестая. «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы».

                               – Быть может, ты решишь когда-нибудь

                                  При выборе далёкого пути,

                                  Что Млечный путь –

                                  Теперь твой Млечный путь,

                                  И что тебе пора его пройти.           (А. Кондратьев)

  12 апреля 2006 г. со дня первого полёта человека в космос исполнится, СКОЛЬКО лет?       45!

 – 45 лет – 45 страниц в истории освоения космоса. Эти страницы – летопись дерзаний, мужества, подвига. 

– За это время в космосе побывало более четырёхсот человек. Среди них есть и наш земляк – лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Николай Николаевич Рукавишников, родившийся в Томске. А в 1972-ом году он был в  гостях в нашем городе на открытии памятника Гагарину.

– В числе  советских космонавтов есть космонавты-женщины: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова.

– Нашим космонавтам принадлежат рекорды длительности полётов.

* * *

Королёв: Невольно хочется воскликнуть: как много сделано и пройдено! И в то же время нельзя не сказать: так мало ещё достигнуто, так много ещё предстоит осуществить.

* * *

Исполняется песня «Мне приснился шум дождя».

– Освоение космоса приносит огромную пользу людям. Системы космических аппаратов обеспечивают мировую связь, включая телевидение и Интернет.

– Наблюдения Земли из космоса позволяют вести разведку полезных ископаемых, более надёжно предсказывать погоду и метеорогические катастрофы.

– Следить за экологической обстановкой, организовать всемирную службу спасения терпящим бедствие. Это не только экономит огромные средства, но и сохраняет человеческие жизни.

 – Космонавтика  – одна из новейших  областей человеческой деятельности. Но её

достижения  в  познании  явлений  и  законов природы с каждым годом всё шире и

активнее становятся на службу человеку.

– Как будет развиваться космонавтика в дальнейшем, зависит от всех нас. Давайте немного пофантазируем и помечтаем, что может быть, если найдутся гордые и смелые люди, которые победят космические бездны.                                          

* * *

Выбегают 2 ребёнка. Идёт инсценировка.

1-ый: Ура! Ура! Сбылась моя мечта!

2-ой: Ты что, носишься, как шальной, кричишь так громко? Миллион что-ли выиграл?

1-ый: Не угадал! Бери выше, гораздо лучше!

2-ой: Что может быть лучше миллиона? Не представляю.

1-ый: Я путёвку выиграл…

2-ой: Подумаешь, путёвку. Эка невидаль.

1-ый: Полечу в космическое пространство!

2-ой: Куда-куда? Я что-то не понял.

1-ый: В космос, вот куда!

1-ый: В космос!? Во, даёшь, а ты не врёшь?

2-ой: Конечно, нет! Как слетаю, так всё тебе и расскажу. Пока, друг, торопиться надо.   Звучит музыка, ребята разошлись в разные стороны и снова встречаются.

1-ый: Привет, путешественник! Ну и как слетал?

2-ой: Впечатлений масса, ты не представляешь! Облетел весь земной шар, и на Луне побывал, и на Марсе.

1-ый: Да ну!? Ну и что ты там видел?

2-ой: На Луне построена обсерватория в честь Циолковского. А на Марсе первый посёлок назван «Гагарин», а на межпланетной станции ярко горит фамилия «Королёв». То ли ещё будет!

* * *

Выходит девочка – директор музея

– Каждый из нас с гордостью может сказать: «Я живу в XXI-ом веке, в веке прогресса, развития и космических скоростей». Но обществу, как воздух, нужны творцы, профессионалы, превосходные труженики, изобретатели, мыслители и учёные. Это непросто, но всё же возможно – сделать прекрасное что-нибудь.

Мечтайте, любите, творите, на жизнь веселее смотрите. Свой выбор сам делаешь ты и в жизнь претворяешь мечты!

Наш музейный урок завершён. Давайте ещё раз поблагодарим всех его участников. (Выходят все участники урока, красиво выстраиваются, кланяются). Они долго готовились, волновались и заслуживают ваших аплодисментов. А  вас, дорогие друзья,  благодарю за внимание и говорю вам: «До новых встреч!»

Использованная литература:

1. Журнал «Народное образование» 2005 №1.

  1. Космонавтом быть хочу! Р. В. Кошурникова. М. 1983.

3. Космос. Научно-художественный сборник. Лен-д «Детская литература», 1982.

4.  Космонавт летает на Земле. В. Г. Денисов. М. 1964.

5. От искусственных спутников к межпланетным полётам. А. Штернфельд. М.1959

6. Первый космонавт. Библиотека журнала «Советский воин». Главный редактор А. Аристов. М. 1981, № 3.

7. Пионеры и создатели ракетной техники. Издательство Знание. М. 1975, № 6.

8. Старт в бесконечность. В. Шурлыгин. Ленинград «Детская литература», 1978.

9. Сценарий «Человек поднялся в небо» Т. К. Турок. Город Грязовец.

10. Сценарий спортивного праздника «Вселенная ждёт человека» Н. В. Болоновой, Г. П. Болонова. Город Владимир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.

Узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологическ...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....