СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ СУДОВОДИТЕЛЬСКОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ПРАКТИКИ
статья на тему

Шураков Сергей Васильевич

Проблема социализации личности подростка сегодня является особенно актуальной. Некоторые пути решения этой проблемы определены в нашем объединении «Рулевые-мотористы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsial._lichnosti_kursanta.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ СУДОВОДИТЕЛЬСКОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ПРАКТИКИ

(Педагог дополнительного образования   С.В. Шураков)

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости – это новообразование подросткового возраста. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, как равноправного участника этой жизни.

С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить подросток пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений – это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни, то есть вариант подростковой социализации. Часто подросток меняет свое поведение: сегодня – добрый и ласковый, завтра – манерный, а на следующей неделе – хулиганистый "как соседский Вовка". У кого-то из них  вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев и учителей до невменяемости).

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для его близкого окружения, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки  или искусства, глубоко занимается самообразованием, различными видами творчества. Или забота о семье, о других людях,  участие в решении как сложных (но посильных), так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. К сожалению, далеко не все подростки достигают высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Поэтому проблема социализации личности подростка сегодня является особенно актуальной.

Некоторые пути решения этой проблемы определены в нашем объединении «Рулевые-мотористы».

Для воспитанников объединения в весенний и осенний период организуется судоремонтная практика, а в летний период - судоводительская практика на учебном судне ''Юнга Камы''. При прохождении практики (в условиях профильного лагеря) курсанты применяют знания, полученные на теоретических занятиях в зимний период, приобретают практические навыки по профессии рулевого-моториста (подготовка судна, судовых двигателей и систем к навигации, управление судном на ходу, ходовые и стояночные вахты, ежедневные общесудовые приборки, обслуживание судовых силовых установок, отработка судовых тревог, шлюпочно-такелажная практика матроса, несение вахт в составе камбузного наряда). Но с педагогической точки зрения особо важно то, что выполняемые ими работы по техническому обслуживанию теплохода и обеспечению безопасности пассажиров-детей во время прогулочных рейсов теплохода носят общественно значимый характер, создают условия для определенной социальной практики подростков. Курсант остро осознает ответственность за безопасность и комфортность пребывания пассажиров на борту. Для них это уже не игра – это жизнь. В этих условиях проявляются их лучшие качества курсантов: точность, аккуратность, деловитость, собранность, исполнительность в содружестве с инициативностью. Здесь раскрываются новые таланты: один проявляет тягу к двигателям, другой «открывает» в себе кулинарные способности, третий уже собрал вокруг себя толпу пассажиров-малышей, которые буквально с раскрытым ртом слушают его...  

В итоге многие выпускники выбрали себе профессии по профилю или родственные тем курсам, которые они изучали в стенах Детского морского центра.  Они стали работниками предприятий и организаций города: ОАО ''Речной порт'', транспортный цех ОАО ''Уралкалий'', ОАО «Азот» и др., причем некоторые воспитанники работают там без или до получения образования по нашему профилю в специальных учебных заведениях. С 1992г. штатный экипаж теплохода «Юнга Камы» (за исключением капитанов судна) пополняется только из числа выпускников объединения «Рулевые-мотористы».  Многие бывшие курсанты центра получили права судоводителей-любителей маломерного флота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме:  «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Социализация личности школьника в условиях обучения в агрошколе

В настоящее время, когда пришло в упадок сельское хозяйство, и на селе нет ни какого производства, лишь школа является очагом жизни деревни. Закрывается школа - погибает село....

Предметные игры как основа социализации личности обучающихся в условиях адаптивной школы.

Статья посвящена применению игровых технологий на уроках и повышению эффективности учебного процесса на их основе....