Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребёнка
материал по теме

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №4»

города Донской Тульской области

Выступление на педагогическом совете 


«Взаимодействие школы и семьи

в воспитании ребёнка»

Подготовила

Лисенкова Е.А.

Город Донской 2011г.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребёнка.

   Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с детьми мысленно усаживаются за парты их родители, воспитатели и учителя. Взрослые держат своеобразный экзамен именно сейчас, а за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательной работы.

   Образование сегодня – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

   Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения к общему и должному.

   В понятие «образование» сегодня включены процессы обучения и воспитания, в котором складывается новая система ценностей, где вместо культа отметки и дисциплины царит истинная культура – внутренняя культура, в системе ценностей которой главная ценность – личность ребёнка.

   Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребёнка в школе. Но время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

   Всё яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка. Поэтому работа с семьёй становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

   Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно, и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют её психологический  климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

   Здесь он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

   А это положение бывает различным:

- нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

- ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растёт, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

   Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания  негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую  бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

   К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. По данным НКИ детства, в России из-за разводов ежедневно остаются без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребёнка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбираются у родителей – 32, убегают из дома 237 детей.

   Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.

   Проблемы семьи волнуют и самих детей. Очень симптоматично, что на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66,6% подростков отвечают: «Иметь хорошую семью»

   Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

   Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определённых формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.

   Психологи отличают следующие типичные страхи родителей:

- страх перед тем, что ребёнок не получит хорошего образования, а значит, не займёт достойного места в жизни. Причём понятие «хорошая школа» отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребёнка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;

- страх перед тем, что учитель не полюбит , не примет ребёнка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;

- страх, что ребёнка будут обижать в школе. В этом случае мы сталкиваемся очень часто с заменой воспитания у ребёнка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;

- страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей. Этот страх порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.

   Всё это показывает, почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

   Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность, - это нахождение взаимопонимания.

   Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.

   Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того , чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

   В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

   Конкретное наполнение общения с родителями, определяемое возрастом ребёнка, осуществляется на основе психолого-педагогической модели учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

   Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

   Есть непреложные законы этики отношений «учитель-родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

   Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.

   Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

   В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.

   Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, - меняют обстоятельства жизни ребёнка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, в играх, в учебной деятельности.

   Но не надо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Говорят, что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

   Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.

   Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Всё это так. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель.

   Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей. Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, ведь классные родительские собрания не дадут нужного эффекта.

   Во-первых, потому, что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не меньше 10-15 человек. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие их вопросы. Во-вторых, каждая семья воспитывает ребёнка в специфических, особых условиях, как говорят, «на своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьёй, отвечающие потребностям родителей.

   Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

  1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
  2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

   Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

- в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

- в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

   Взаимодействие семьи и школы – это вечная тема, не теряющая своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Интерес понятен: семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

   Школа во все времена стремилась усилить влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. У педагогов всегда царило понимание, что нормальная семья по своим  воспитательным  возможностям превосходит любой социальный институт – никто не может составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Но взаимодействие семьи и школы, безусловно, повышает воспитательный потенциал обоих. Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога.

   Умный педагог делает ставку на сотрудничество и с учеником, и с его родителями, выстраивая его таким образом, чтобы возникал  у детей и у родителей интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

   Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребёнка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие папы, мамы, бабушки и дедушки.Хороши в этом случае совместные экскурсионные поездки, праздники, различного рода состязания, они формируют уважительное отношение к семьям одноклассников, сплачивают коллектив учащихся и родителей. Коллективные дела помогают родителям лучше понять проблемы детей, сблизить их. Такое взаимодействие педагогов и родителей формирует активную педагогическую позицию родителей и понимание ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

   Непременным условием взаимодействия школы и семьи стало привлечение родителей к работе в органах государственно-общественного управления в образовательном учреждении. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. В их компетенцию может входить:

- работа в органах школьного самоуправления: в классном и общешкольном родительском комитетах, членство в Совете школы, Попечительском совете;

- помощь школе и классу в проведении воспитательной работы с учащимися;

- участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских лекториев, конференций, круглых столов, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей);

- оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся (через нахождение спонсоров, финансовые отчисления предприятий и т.д.).

   Такая система взаимодействия школы и семьи позволяет реально осуществлять гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.

   Результатом или оценкой педагогической деятельности нашей школы в процессе взаимодействия с родителями можно считать и то, что часто родители даже прошлых выпусков рады просто поговорить по душам с педагогами о своих уже взрослых детях, поделиться их успехами или неудачами. Несмотря на всё вышесказанное, проблемы есть. Это проблемы деформации внутрисемейных отношений, когда происходит отчуждение детей от родителей, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психологов школы. Это и обострение социально-психологических проблем, которое связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьёй возникает необходимость в совместной подготовке молодёжи к жизни в политкультурной среде.

   Любая проблема лежит сейчас на пересечении интересов семьи, школы, общества. И только сообща можно её решить, вместе добиваясь успехов в воспитании ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"

Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся

Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами  вычленены содержательный аспект,...

Методическая разработка к конференции "Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей".

Методическая разработка к конференции для родителей и педагогов " Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей"...

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение  многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологию, направленны...

Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую час...