Классный час на тему "Край, в котором я живу..."
классный час (5 класс) по теме

Классный час на тему "Край, в котором я живу...", знакомство с поэтами и пистелями Бижбулякского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа для учащихся 4 класса

«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Автор: Тухватуллина Виля Айратовна,

учитель начальных классов

Цель: воспитание любви к родному краю, чувства гордости за свою республику и за его писателей и поэтов, вышедших с нашего района.

Задачи:

- познакомить учащихся с писателями и поэтами Бижбулякского района, в частности с творчеством Фатих Карима и Габдуллы Ахметшина;

- развивать творческие  способности учащихся.

Оформление и оборудование: выставка сборников стихотворений Фатиха Карима и Габдуллы Ахметшина, мультимедийная презентация «Край в котором я живу».

Ход мероприятия:

        1.Звучит музыкальная заставка «Мой Бижбуляк».

        2. Что вы знаете о крае, в котором живете?

Ответы детей:

        - Ребята, а хотите ли вы больше узнать о нашем районе? Приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему Бижбулякскому району. Сегодня оно будет виртуальным, но очень скоро вы сами сможете его совершить уже в реальности, когда вырастете и станете взрослыми.(Слайд 1 – тема занятия)

        - Бижбулякский район образован 20 августа 1930 года. В составе района 13 сельсоветов, 85 населенных пунктов. Район расположен в юго-западной части республики, в южной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности. На юго-западе граничит с Оренбургской областью.

 Районный центр – с.Бижбуляк, находится в 230 км от г. Уфы, в 40 км – от железнодорожной станции Приютово. Железная дорога Самара-Уфа-Челябинск пересекает северо-западную территорию района. Автомобильные дороги связывают район с городами Белебей, Туймазы, Уфа, Стерлитамак.

В единой дружной семье живут и трудятся представители 12 национальностей. Национальный состав района: чуваши - 35,7%, татары -26,3%, башкиры - 21,5%, русские - 11%, мордва - 4,3% и другие.

На северо-западе района берет начало река Ик, на юге протекает река Дема с притоками Менеуз, Уязы, Седяк. Имеются минеральные источники. Организовано производство столовой бутилированной воды.(Слайды 2-6 с фотографиями Бижбулякского района)

На нашей земле родились и выросли, получили путевку в жизнь знаменитые люди. Такие как народный поэт Чувашии Яков Ухсай, поэты Фатих Карим, Ираида Петрова-Нарс, драматурги Габдулла Ахметшин, Филипп Вуколов-Эрлик, писатель-публицист Тагир Тагиров, видный театральный деятель Башкортостана Булат Имашев.

(Слайд 7 – стихотворные строки Фатиха Карима)

- Ребята, давайте все вместе прочитаем эти строки:

Дошманга ялкын сибуче

Җил булып барсам иде,

Тәвәккәлек, батырлыкта

Җыр булып калсам иде.

- Эти слова мог сказать только человек глубоко преданный своему народу и Отчизне, каким и является писатель, поэт-фронтовик Фатих Карим. Прозвучавшие строки из стихотворения «Теләк» (Желание) в переводе на русский язык звучат так:

«Хотел бы я достичь врага ветром пламени обжигающим , и песней остаться в мужестве и храбрости».

- Послушаем сообщение … о жизни и творчестве Фатиха Карима!

Ученик: (Слайд 8 – портрет поэта) Родился Фатих Карим 9 января 1909 года в селе Аитово Бижбулякского района Башкортстана. Здесь же получил начальное образование. В 1922 году будущий поэт поступил в Белебеевский педагогический техникум. Затем он учился в Казанском землеустроительном техникуме, сотрудничал с республиканскими газетами и журналами, работал в редакции детско-юношеской литературы Татиздата.

Первые свои произведения написал довольно рано, сборник стихотворений татарский писатель Фатих Карим напечатал в 1931 году («Начальная песня»). (Слайд 9 – фотографии выставок его книг)

Следующие произведения «Пятьдесят джигитов», «Седьмая печь», «Свет молнии» были хорошо встречены читателями. Вскоре биография татарского поэта Фатиха Карима стала широко известной. Вся талантливая молодежь тянулась к нему. За небольшой срок Фатих Карим снискал славу поэта – лирика. Одним из первых среди татарских поэтов был принят в Союз писателей СССР. Период с 1930 по 1937 год был для него особенно насыщенным: в свет вышли больше десятка поэтических и прозаических книг поэта.

- Фронтовую поэзию Фатиха Карима предстоит вновь и вновь открывать.

Чтецы:

Кинжал

Отчизна! В дни невзгод и муки

Твоей судьбы я не бежал:

Надел шинель, винтовку в руки,

А за ремень заткнул кинжал.

Пора! Час пробил искупленья,

Ведь должен быть предел всему.

Довольно немец в исступленьи

Нёс гибель дому моему.

Пора! Час пробил искупленья.

Окопы ранами земли

Остались сзади. В наступленье

Мы на рассвете перешли.

Дрались за пядь, а не за сажень.

Восточный ветер гнал, пыля,

Перед собой на запад сажу.

Стояла вздыбленной земля.

В атаке-драке рукопашной

Одна дорога трусу — смерть.

Вон прёт, как из берлоги вставший

Фашист с прикладом, как медведь.

И что? Бежать? Выходит, сам же

Себя решил на смерть обречь.

Здесь умереть? А клятва как же

Как око Родину беречь?

Лишь в наступлении спасенье,

Лишь наступающий живёт,

Кинжал и ветра свист осенний

Со мной бросаются вперёд.

Отчизна! Вот он миг расплаты!

Я стиснул зубы, руку сжал.

В мгновенье будет враг распластан —

Я заношу над ним кинжал!

1943

- На его малой родине – в селе Аитово есть Дом – музей, перед ним установлен бюст поэта. Одна из улиц села, а также Аитовская средняя школа носят имя Фатиха Карима. Как священная реликвия хранится его шинель пробитая пулями в военном Мемориале Кремля города Казани. В Национальном музее хранятся его сапоги и страницы последних рукописей, пробитые пулями.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним писателем и драматургом нашей Родины – Габдуллой Ахметшиным. (Слайд  10 – портрет писателя)

Давайте послушаем о нем.

(рассказ ученика)(Слайд 11-12 – иллюстрации из произведений)

-Ахметшин Габдулла Габдрахманович родился 4 октября 1921 года в д. Новый Биктяш Бижбулякского района Башкирской АССР в семье крестьянина – середняка. В 1938 году после окончания семилетней школы работал ответственным секретарем Ермекеевской районной газеты, одновременно заочно учился в Белебеевском педучилище. В 1939 году был приглашен на работу в Республиканскую детскую газету «Йэш Тэзечсе» ( «Молодой строитель» ), где работал до начала Великой Отечественной войны. В 1941 – 1942 годах Габдулла Ахметшин учился в Черкесском Военно – пехотном училище. С февраля 1942 года на должности командира стрелковой роты принял участие в боях за оборону советского Заполярья, затем на Юго – Западном и третьем Украинских фронтах участвовал в битвах за освобождение Украины. В этих сражениях был дважды ранен, контужен.

С первых же дней военной службы Габдулла Ахметшин активно сотрудничал в фронтовой печати. В 1949 году поступил в Литературный институт им. М. Горького и в 1953 году успешно окончил его. Габдулла Ахметшин заведовал отделом литературы и искусства газеты «Кызыл Башкортостан», отделом фельетонов журнала «Хэнэк», работал литературным консультантом Союза писателей Башкирии, заведующим отделом редакции журнала «Агидель».

Более 10 лет руководил секцией драматургов. Габдулла Ахметшин пробовал свое юношеское перо в поэзии: его первое большое стихотворение «Октябрь» напечатано в 1937 году. В 1948 году Г. Ахметшин написал музыкальную комедию «Тальян гармун», которая во многом определила дальнейшую творческую судьбу молодого драматурга. За этой пьесой последовала драма «Утерянные письма», которая так же успешно была поставлена Башкирским Академическим театром драмы. В 1960 – 1970 годах Г. Ахметшин создал новые значительные многоактные пьесы : «Под тенью яблонь», «Раушан», «По крутым дорогам», «Подвенечное платье», «Начало пути», «Пламя», «Я сам и мои братья», которые успешно шли на сценах театров Башкирии и Татарии, по некоторым из этих произведений Г. Ахметшина созданы радио – телевизионные спектакли. В 1984 году Габдуллы Ахметшина не стало. Ушел из жизни талантливый писатель в расцвете творческих сил. Его боевые заслуги и творческая деятельность были отмечены орденом «Красная звезда» и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР.

- Спасибо!

Подведение итогов классного часа.

Вот и закончилось наше удивительное путешествие. Надеюсь, что оно было познавательным для вас и позволило узнать много нового и интересного о писателях и поэтах нашего родного края, в котором мы с вами живем.

        Рефлексия

-Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"

Сценарий  классного часа разроботан для учащихся  пятого класса ,направлен на    воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу  и бер...

Классный час "Дом в котором мы живем"

…Те лучшие слова,    Так людям дорогие…    ДОМ, СЕМЬЯ, ШКОЛА     И многие другие...

Классный час "Дом в котором я живу"

Разработка открытого классного часа....

Классный час "Край, в котором я живу!"

Классный час посвящен природе, истории Хабаровского края. Мероприятие направлено на воспитание и привитие чувства либви и гордости за свою малую Родину....

Классный час "Дом, в котором я живу. Кто в доме главный?"

Классный час направлен на формирование правильного представления у обучающихся о роли «главы семьи».Рассматриваются  функционально — ролевые обязанности мужчины и женщины в семье....