Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
методическая разработка (10 класс) на тему

Харина Лидия Владимировна

Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, профессионального общения. При необходимости материал можно использовать как курс предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Управление образования МО ГО «Воркута»

                               Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                                   «Средняя общеобразовательная школа №12»

                                     

                                      Программа элективного курса

                                             «Учимся общению»

             (Учебный курс профильной подготовки учащихся  10 класса    

                         с ориентацией на социально-гуманитарный и

                        социально-экономический профили обучения)

                                                                   

                                                                   

                                                                   Автор Харина Лидия Владимировна,

                                                                   учитель русского языка и  литературы

                                                 Воркута



Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

   

      В наше время в стране открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей человека, умений общаться. Без общения невозможно формирование личности и развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы.

     Овладение искусством общения необходимо для каждого человека, независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Уметь общаться особенно важно для преподавателей, журналистов, деловых людей, менеджеров.

      На формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, профессионального общения,  и направлен элективный курс «Учимся общению».

      Цели курса:

  • пробудить интерес старшеклассников к проблемам общения
  • формировать коммуникативные личностные качества школьников
  • помочь учащимся овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими
  • способствовать воспитанию культурного речевого поведения

       Тематическое содержание курса составляет материал по разделам:

  1. Первый шаг к познанию общения
  2. Как стать организатором общения
  3. Секреты речевого общения

      Построение курса блочное, т. к. в каждом новом разделе – новое содержание, но усвоить его можно, только опираясь на те умения, которые были получены в предшествующем блоке.

      Элективный курс рассчитан на 16 часов.

      Программа курса имеет практико-ориентированный характер и основана на широком использовании межпредметных связей (русский язык, литература, психология, изобразительное искусство, музыка).

       Формы учебных занятий:

             - мини – лекция

             - беседа

             - практикум

             - творческая работа

             - ролевая игра

             - дискуссия

             - анкетирование

             - тестирование

             - творческая мастерская

        В процессе реализации программы используются фронтальная, индивидуальная, парная и групповая  формы организации познавательной деятельности школьников.

        Итоговое занятие  проводится в форме коллоквиума, т. е. итогового собеседования  по всем разделам курса с использованием практического материала.

        Программа элективного курса применима для различных категорий школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.    



Предварительный просмотр:

                                             Содержание программы

     

                   Раздел 1. Первый шаг к познанию общения – 7 часов.

      Процесс общения и его компоненты. Коммуникативный акт (КА). Канал связи в КА: слуховой, зрительный, кинестетико-тактильный.

      Разновидности КА: по содержанию (производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические); по форме контактирования (прямые, опосредованные); по типу связи (двунаправленные, однонаправленные); по степени взаимосоответствия коммуникантов (высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная); по результатам (негативный, нулевой, позитивный).

      Что значит быть коммуникабельным. Экстраверты и интроверты.

      Практическое занятие – 1. Тест на коммуникабельность.

     Способность к рефлексии. Установки в процессе общения.

     Можно ли общаться с произведением искусства?

      Практическое занятие – 2. Общение с миром прекрасного (полотно художника, поэтическое и музыкальное произведения).

      Способы коммуникации без помощи языка.  «Язык» животных. Несловесные знаки-жесты. Пантомимика. Мимика. Эмоциональные фонации.

      Практическое занятие – 3. О чём и как рассказал папуас Миклухо-Маклаю, не знавшему папуасского языка? (Анализ эпизода из книги «Путешествие на берег Маклая»).

      В чём состоит искусство подлинного общения? Умение ясно, чётко, в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией в форме письма.

      Практическое занятие – 4. Творческая работа по написанию письма  (адресата выбирает учащийся).

      Общение на грани веков: телефон, компьютер. Правила телефонных разговоров. Всеобщая компьютеризация – благо или зло для общения?

       

                 Раздел 2. Как стать организатором общения – 5 часов.

       Собрание как важная форма общения. Типы собраний: собрание-информация, собрание-координация, собрание-дискуссия, собрание- принятие решения, собрание - доверительный разговор.

       Состояние  аудитории. Диагностика 5 состояний аудитории: «готовность к работе»;  «протест» и «уход»;  «одиночное эмоциональное и интеллектуальное реагирование»;  «интеллектуально – эмоциональное единство»;  «глубинный, ядерный контакт».

       Анализ собственного состояния организатора общения и зоны взаимодействия с аудиторией. Признаки физического, эмоционального и умственного утомления. Самооценка организатора общения.

       Авторитет организатора общения в группе. Псевдоавторитеты. Что создаёт псевдоавторитеты?

       

       Практическое занятие – 5. Тест «Организованный ли Вы человек?»

       Организация группового общения. Размещение участников: традиционное, блочный метод, расположение «лицом к лицу», «треугольник»,  «круглый стол»,  «аквариум»,  метод «635».

         Стадии общения: ориентировка в окружающих условиях; привлечение внимания собеседников; поиск совместимости собеседников; обмен и оценка фактов; конфликт, столкновение мнений; принятие решения.

         Проявление диалога. Открытые и закрытые «пространства» личности. Обратная связь. Умения слушания.

         Создание атмосферы доверительного общения. Темы доверительных бесед: «Жизненный план»,  «Прошлое»,  «Семья, любовь»,  «Счастье, доброта, отзывчивость».

         Практическое занятие – 6. Творческая работа  «Как Вы представляете своё счастье?»

         Формы организации общения. Дискуссия. Цель дискуссии. Задача организатора дискуссии. Психологическая  «безопасность» дискуссии. Правила ведения дискуссии. Подготовка и проведение дискуссии. Принципы спора.

         «Мозговая атака». Этапы  «мозговой атаки»: свободное высказывание идей, комбинирование, критика идей.

         Ролевая игра как форма группового общения. Психологический настрой на игровую ситуацию. Этапы ролевой игры. Темы ролевых ситуаций. Схема обсуждения и оценки ролевой игры.

         Практическое занятие – 7. Ролевая игра  «Вступительные экзамены в театральный вуз».

                      Раздел 3. Секреты речевого общения – 3 часа.

         Этикет. Этикетное поведение человека. Речевой этикет: формы обращения к незнакомому человеку;  «вежливые слова».

         Литературный язык. Выразительность речи. Богатство языка. Лексикон человека. Чувствительность к языку.

         Жаргон. Арго.  «Языковая скверна» (грубая, жаргонная, вульгарная речь).

         Практическое занятие – 8. Творческая мастерская  «Ваш речевой репертуар».

                      Итоговое занятие – 1 час.

         «Коллоквиум +»  (итоговое собеседование с решением коммуникативных задач).

     



Предварительный просмотр:

                                       Учебно - тематический  

                                                план   курса

№№

п/п

Разделы, темы

Кол-во

теория

часов

практ.

    Форма        

  контроля

 

  1. Первый шаг к познанию  

               общения.

     3

    4

  1.

Процесс общения и его компоненты. Коммуникативный акт и его разновидности.

      1

     

   2.

Что значит быть коммуникабельным человеком?  Экстраверты и интраверты.

     

     1

Тест на коммуникабельность

   3.

Установки в процессе общения. Способность к рефлексии.

     1

     

   4.

Можно ли общаться с произведением искусства?

     

     1

Творческая работа «Общение с миром прекрасного (полотно художника, поэтическое или музыкальное произведение)»

   5.

Способы коммуникации без помощи языка.

     

     1

«О чём и как рассказал папуас Миклухо-Маклаю, не знавшему папуасского языка?» (Анализ эпизода из книги «Путешествие на берег Маклая»)

   6.

Пишите письма, или В чём искусство подлинного общения?

     

     1

Творческая работа по написанию письма (адресата выбирает учащийся)

    7.

Общение на грани веков: телефон, компьютер.

     1

     

   

  1. Как стать организатором  

                     общения.

      2

     3

   8.

Собрание – важная форма общения людей.

    1

Тест Е.И.Комарова «Организованный  ли вы человек?»

   9.

Организация группового общения.

      1

     

  10.

Создание атмосферы доверительного общения.

    1

Творческая работа «Как вы представляете себе счастье»

  11.

Формы организации общения. Дискуссия.

     1

  12.

Формы организации общения. «Мозговая атака». Ролевая игра.

    1

Ролевая игра «Вступительные экзамены в театральный вуз»

 

      3. Секреты речевого общения.

      2

    1

  13.

Этикетное поведение человека. Речевой этикет.

      1

  14.

Литературный язык и «языковая скверна».

      1

  15.

Ваш речевой  «репертуар».

    1

Творческая мастерская «Ваш речевой репертуар»

  16.

Итоговое занятие «Коллоквиум +»

   1

Итоговое собеседование + решение коммуникативных задач



Предварительный просмотр:

                                       Требования к знаниям и умениям

                                                 учащихся

               

                   Учащиеся должны знать:

  • компоненты процесса общения
  • разновидности коммуникативного акта
  • экстравертивную и интровертивную характеристику личности
  • способность к рефлексии и установки в общении
  • способы коммуникации без помощи языка
  • правила общения по телефону
  • типы собраний как формы общения
  • диагностику состояния  аудитории
  • зоны взаимодействия с аудиторией
  • стадии группового общения
  • открытые и закрытые «пространства» личности
  • формы организации группового общения (дискуссия,  «мозговая атака», ролевая игра)
  • предписания этикета
  • речевой этикет
  • способы выразительности речи
  • особенности литературного языка

                   

                      Учащиеся должны уметь:

  • различать разновидности коммуникативного акта
  • отличать экстравертов от интровертов
  • общаться с произведением искусства
  • использовать в общении несловесные знаки (жесты, мимику)
  • ясно, чётко, грамотно обмениваться информацией
  • диагностировать состояние  аудитории при групповом общении
  • анализировать собственное состояние организатора группового общения
  • создавать атмосферу доверительного общения
  • организовать дискуссию,  «мозговую атаку», ролевую игру
  • оценивать ролевую игру как форму группового общения
  • использовать формы вежливого обращения в своей речи


Предварительный просмотр:

                                  Критерии оценки

                   учебных достижений школьников

          Для оценки качества деятельности учащихся используется рейтинговая

система достижений. Достижения школьников оцениваются баллами, которые выставляются в рейтинговую таблицу в конце каждого занятия и суммируются по окончанию изучения курса. При выставлении баллов за выполнение индивидуальных заданий учитываются

  • объём
  • сложность
  • творческий подход.

         Баллы за работу на занятиях, которые проводятся в форме дискуссии, выставляются как среднее арифметическое, складывающееся из самооценки, оценки учащихся группы и оценки учителя.

         Оцениваются баллами активность на занятии, организация групповой исследовательской работы, выполнение тестовых заданий и  творческих работ.

         При выполнении тестовых заданий критерии оценки следующие:

  • задание выполнено на 100 - 95% - 5 баллов
  • задание выполнено на  94 – 90% -  4 балла
  • задание выполнено на  89 -  80% -  3 балла


Предварительный просмотр:

                                       Литература

  1. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество. М., 1982
  2. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 1989
  3. Горелов И.Н., Житников В.Ф. и др. Умеете ли вы общаться?    

          М., Просвещение, 1991

4.  Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983

  1. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., Знание, 1978
  2. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1982
  3. Каган М.С. Мир общения. М., 1988
  4. Кемеров В.Е. Взаимопонимание. М., Политиздат, 1984
  5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974
  6. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1981
  7. Леонтьев А.А. Что такое язык. М., 1976
  8. Линден Е. Обезьяна, человек и язык. М., Мир, 1980
  9. Мелибруда Е.Я.  Я – ты – мы. М., Прогресс, 1986
  10. Молчанов А.А. Таинственные письмена первых европейцев. М., 1980
  11. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 1988
  12. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1980
  13. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975
  14. Психология общения. Методические рекомендации. Сыктывкар, Коми Республиканский институт усовершенствования учителей, 1985
  15. Робер М.- А., Тильман Ф.  Психология индивида и группы. М., Прогресс, 1988
  16. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М., 1978
  17. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.   Психотехника. М., Физкультура и спорт, 1988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...

Программа элективного курса «Francais communication quotidienne. Французский язык- ежедневное общение.» для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля

В соответствии с выше изложенным и, руководствуясь Концепцией профильного обучения « Об организации и внедрении профильного образования на старшей ступени общего образования » от 18.07 02 за № 2783 со...

Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.

Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....

Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля

Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в  11 классе социально-гуманитарного профиля....

Рабочая программа по литературе, 10 - 11 классы ( социально-гуманитарный профиль)

Рабочая программа составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) образования по литературе ...

Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реал...