Программа воспитательной работы школы "Мы - граждане России!"
методическая разработка по теме

Широкая Ирина Юрьевна

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

  1. «Я - гражданин России»
  2. «Моя семья – моё богатство»
  3. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

_______________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Программа разработана:

И.Ю. Широкая - зам.директора

по воспитательной работе

А.В. Омельченко – учитель начальных

 классов

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2009 – 2011ГГ.

п.Междуреченский

2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Гражданственность традиционно рассматривают как качество, присущее истинному гражданину и означающее активную жизненную позицию, заключающуюся в использовании своих прав и свобод, отстаивании законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Гражданственность не даётся сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.

Одним из основных инструментов формирования гражданственности является воспитание. Так как на сегодняшний день в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм, наблюдается падение престижа военной и государственной службы, стала заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Это означает, что нам, педагогам и обществу, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой  мере он освоит две социально важные роли - роль гражданина и роль патриота.

Всё выше изложенное определяет актуальность разработки и реализации целевой воспитательной программы школы «Мы – граждане России», которая рассчитана на детей от 6, 5 до 18 лет.

Программа будет реализована при участии педагогов, учащихся и их родителей, социума с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2011 года.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ:

  • формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
  • поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
  • воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
  • стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
  • понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание необходимых организационно – педагогических условий для активизации содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности как значимого личностного качества у членов школьного сообщества, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности.

ЗАДАЧИ:

- формировать умение проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей;

- развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой, нравственной, экономической культуры;

- обогащать социальный опыт личности и помогать ей в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

  1. «Я - гражданин России»
  2. «Моя семья – моё богатство»
  3. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Сформированность высокого уровня гражданского самосознания и ответственности у школьников.
  2. Сформированность гражданско – правовой компетентности школьников.
  3. Приобретение опыта общественно – полезной гражданской деятельности.
  4. Привлечение интереса к военной службе.
  5. Развитие у молодёжи потребности в изучении истории края и Отечества.
  6. Снижение уровня преступности в социуме.


БЛОК 1. «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Цель

Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Задачи

1.Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни.

2.Воспитывать у детей способности руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости.

3. Формировать и развивать чувство любви к Родине, родному краю.

Участники  реализации

2009-2010

2010-2011

педагоги

социум

Виды деятельности

1.Организация внеклассных мероприятий, формирующих правовую культуру, гражданское   самосознание, патриотизм.

2.Сотрудничество с правовыми организациями.

3.Работа спортивно- патриотического клуба

«Факел».

4.Изучение истории  родного края.

классные руководители, педагог-организатор, заместитель директора по ВР

администрация школы, социальный педагог, педагог-организатор

педагог дополнительного образования

учителя - предметники, классные руководители

директор клуба, родители

правовые организации

родители

родители, библиотекарь

по плану

по плану

в течение года

в течение года

по плану

по плану

в течение года

в течение года

Формы работы

1.Проведение вечеров, игр на патриотическую тему.

2.Тематические классные часы.

3.Встречи с работниками пра- воохранительных органов.

4.Организация походов, поездок, экскурсий по род- ному краю и экскурсий в музеи.

5.Проведение конкурсов рисунка, сочинений, стихотворений о Родине.

6.Организация школьного музея.

7.Участие в районной военно- спортивной игре «Зарница».

8. Проведение «Вахты памяти».

9. Участие старшеклассников в военно-полевых сборах.

10.Оформление тематических стендов.

администрация школы, классные руководители,

педагог- организатор

классные руководители, библиотекарь

заместитель по ВР, социальный педагог, педагог- организатор

администрация школы, классные руководители,

педагог- организатор

педагог- организатор, учителя - предметники, классные руководители

администрация школы,

педагог - организатор, руководитель музея, Совет старшеклассников

педагог - организатор, организатор ОБЖ

педагог - организатор, Совет старшеклассников

организатор ОБЖ

педагог - организзатор, Совет старшеклассников

родители, директор клуба

родители

работники правоохранительных органов, родители

родители,  зав.клубом

родители, жители посёлка

родители, частные предприниматели

родители

родители, жители посёлка, зав.клубом

военкомат,

ФБУ ОИУ ОУХД – 1 УФСИН России по Архангельской области

по плану

по плану

по плану

в течение года

1 раз в год

в течение года

по плану

май

июнь

по плану

по плану

по плану

по плану

в течение года

1 раз в год

в течение года

по плану

май

июнь

по плану

Прогнозируемый результат

1. Сформированность высокого уровня гражданского самосознания и ответственности у школьников.

2. Сформированность гражданско - правовой компетентности школьников.

3. Приобретение опыта общественно-полезной гражданской деятельности.

4. Привлечение интереса к военной службе.

5. Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.

БЛОК 2. « МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО»

Цель

Организация взаимодействия семьи и школы, создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Задачи

  1. Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и семье.
  2. Организовать психолого-педагогическое  просвещение  родителей.
  3. Формировать педагогическую культуру семьи.

Участники реализации

2009 - 2010

2010 - 2011

педагоги

социум

Виды деятельности

1. Организация психолого - педагогического просвещения родителей.

2. Организация совместного досуга детей и родителей.

3.Изучение семей учащихся.

4. Выявление   и  использование  в  практической   деятельности позитивного   опыта  семейного  воспитания.

5. Использование  различных  форм  сотрудничества  с  родителями-отцами.  Вовлечение  их  в  совместную    с  детьми   творческую,  социально-значимую  деятельность,  направленную  на  повышение  их  авторитета.

6.  Создание  условий   для  обеспечения   прав  родителей  на  участие  в  управлении  образовательным  учреждением,  организации  учебно-воспитательного  процесса.

7. Расширение   сферы  дополнительных  образовательных  и  досуговых   услуг.

администрация школы, классные руководители, соц.педагог, психолог

классные руководители, соц. педагог, педагог – организатор

классные руководители, социальный педагог, психолог

классные руководители, социальный педагог, психолог, педагог - организатор

классные  руководители, соц. педагог, психолог, педагог – организатор, учителя - предметники

администрация школы

администрация школы, педагоги дополнительного образования, учителя – предметники, педагог - организатор

врачи – специалисты КЦРБ

зав. клубом,

родительский комитет

участковый,

психологи КЦРБ, педиатр

родительский комитет, родители учащихся

родительский комитет, родители учащихся

Совет школы, родительский комитет

родительский комитет, зав.клубом

по плану

по плану

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года согласно плану

в течение года

по плану

по плану

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года согласно плану

в течение года

Формы работы

1. Разработка  тематического   оформления   по  работе  с  семьёй (уголок  для  родителей).

2. Создание консультационного

 пункта для родителей.

3. Проведение общешкольного родительского собрания.

4. Проведение родительских  лекториев,  тематических консультаций,  вечеров  вопросов  и  ответов.

5. Культурно-экскурсионная  программа (совместные  экскурсии  для  желающих  семей).

6. Вечера  отдыха  по  темам (по  увлечениям)  

7. День  открытых  дверей.

8. Благоустройство  и  озеленение  школьного  двора, стадиона.

9. Совместное проведение традиционных школьных мероприятий.

педагог – организатор, администрация школы, педагоги, библиотекарь

администрация школы, психолог, соц.педагог, педагог - организатор

администрация школы, психолог, соц.педагог, педагог - организатор

классные руководители, психолог, соц.педагог, педагог - организатор

классные руководители, педагог – организатор

педагог дополнительного образования, педагог – организатор, классные руководители

администрация, педагоги

педагог – организатор, классные руководители

педагог – организатор, классные руководители

Совет школы, Совет старшеклассников, врачи - специалисты

Совет школы, родительский комитет, участковый

родительский комитет

Совет школы

родительский комитет, представители КДН, ПДН, ОВД, КЦРБ, прокуратуры, центра занятости

родительский комитет, Совет школы

Совет старшеклассников, родительский комитет, Совет школы

Совет школы, Совет старшеклассников

родители, Совет школы, Совет старшеклассников

Совет школы, Совет старшеклассников, родители

1 раз в четверть и по мере необходимости

1 раз в месяц

2 раза в год

2 раза в четверть

2  раза  в  год

1-2  раза  в  год

1  раз  в год

май, июнь, сентябрь

согласно плану

1 раз в четверть и по мере необходимости

1 раз в месяц

2 раза в год

2 раза в четверть

2  раза  в  год

1-2  раза  в  год

1  раз  в год

май, июнь, сентябрь

согласно плану

Прогнозируемый результат

Повышение уровня воспитанности школьников.

Повышение активности участия родителей в жизни школы.

Создание фонда идей, технологий, банка данных о положительном опыте семейного воспитания.

Обновление и перестройка воспитательной системы с учётом социальных потребностей.


БЛОК 3. «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ – САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ»

Цель

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Задачи

1.Повышать уровень информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы.

2.Создавать условия для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

3.Формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни

4.Правильно организовать образовательный  процесс,  включающий чередование видов деятельности.

Участники реализации

2009-2010

2010-2011

Педагоги

Социум

Виды деятельности

1.Сотрудничество с КЦРБ с целью изучения состояния физического здоровья учащихся школы.

2.Сотрудничество с родителями и учителями-предметниками с целью непрерывного образования всех участников образовательного процесса по вопросам здоровья, здорового образа жизни.

3.Организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

4.Работа по профилактике наркомании, курения и алкоголизма.

5. Обеспечение качественного и рационального питания школьников

администрация школы, классные руководители, соц.педагог, психолог

классные руководители, психолог, соц.педагог, зам. по ОТ и ТБ,

педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры

классные руководители, педагог – организатор, соц.педагог, психолог

администрация,

социальный педагог, классные руководители

врачи - специалисты

родители, родительский комитет, Совет школы

директор клуба п.Междуреченский, родительский комитет, Совет старшеклассников

КЦРБ, родители, ПДН, КДН, ОСЗН

 зав.столовой,

зам.директора по ОТ и ТБ,

частные предприниматели

в течение года

в течение года

по плану

по плану

в течение года

Формы работы

1.Организация спортивных праздников, соревнований, спартакиад.

2.Реализация школьной программы «Летний отдых»

3.Организация комфортной среды проживания в школе

4.Тематические классные часы и беседы

5.Проведение Дней здоровья

6.Участие в спортивных районных соревнованиях

7.Организация туристических походов

8.Кружки, секции спортивного направления

9.Подготовка статей в газету «Школьный перекрёсток»

10.Выпуск уголков здоровья

11.Акция «Твоё здоровье - в твоих руках»

12.Элективные курсы («Ты и твое здоровье», «Психология на каждый день, или как относиться к себе и людям» и др.)

13. Проведение динамических пауз.

14. Организация рационального питания в  школьной столовой.

педагог-организатор, учитель физкультуры

администрация,

педагог-организатор, учитель физкультуры

администрация

классные руководители, педагог - организатор

учитель физкультуры,

педагог - организатор

педагог-организатор, учитель физкультуры

классные руководители,

педагог - организатор

педагоги дополнительного образования

педагог - организатор, лаборант информатики

классные руководители,

зам.директора по ОТ и ТБ, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования,

учителя-предметники, психолог, соц. педагог

учителя –

предметники

администрация

родители

родители, частные предприниматели, КЦРБ,

 библиотекарь

ЖКХ,

МО «Междуреченское»

врачи КЦРБ, родители

родители

родители

родители

Карпогорская средняя школа, родители

Совет старшеклассников

медработник структурного подразделения, родители

родители, Совет старшеклассников

родители

работники столовой

ежемесячно, по плану

летний период 2010 и 2011 г.г.

в течение года

в течение года

в течение года

согласно плану районных мероприятий

2 раза в год

в соответствии с расписанием кружков

1 раз в четверть

1 раз в месяц

1 раз в год

в соответствии с учебной программой

 в течение учебного года

в течение учебного года

Прогнозируемый результат

1.Совершенствование системы работы по формированию ЗОЖ.

2.Увеличение количества учащихся, занимающихся физкультурой и спортом.

3. Снижение заболеваемости детей.

4. 100 % охват учащихся горячим и рациональным питанием.


МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ»

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

МЕТОДИКИ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

сентябрь

2009 г.

май

2010 г.

сентябрь

2010 г.

май

2011 г.

Раздел «Я - гражданин России»

1.Определение уровня нравственной воспитанности.

2.Уровень сформированности общешкольного коллектива.

3. Уровень развития коммуникативных умений учащихся.

Методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой)

Методика «Ситуация выбора»     (разработана Л.В.Байбородовой)

Методика « Определение уровня развития ученического самоуправления»

( разработана М.И.Рожковым)

Методика « Я - лидер»  (разработана Е.С.Федотовым)

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Раздел «Моя семья – моё богатство»

1.Уровень педагогической культуры родителей.

2. Уровень участия родителей в жизни школы.

Методика « Взаимоотношения    в семье» (разработана С.В.Ковалёвым)

Тест родительского отношения к детям А.Я.Варга.

Проэктивный тест « Рисунок семьи» Г.Т.Хоментаускаса.

Методика изучения удовлетворённости родителей работой ОУ (разработана Е.Н.Степановым)

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Раздел «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1.Сформированность физического потенциала личности.

2.Уровень психологического здоровья.

Методика изучения удовлетворённости родителей работой ОУ (разработана Е.Н.Степановым)

  • Тест «Школьная тревожность», 1 и 2 класс
  • Анкета «Адаптация ребёнка», 5 класс
  • Анкета «Здоровье и школа», 5 – 11 класс

Тест – опросник Шмишека

х

х

х

х

х

х

х


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебно- методическое издание « В помощь классному руководителю» под редакцией Л.И.Жук – Минск, ИООО « Красико- Принт», 2005 год.
  2. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова « Формирование коллектива класса» - М., « 5 за знания», 2006 год.
  3. В.И.Петрушин « Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя» - М., Центр « Педагогический поиск», 2001 год.
  4. Методические рекомендации « Воспитательный процесс: изучение эффективности»  под редакцией Е.Н.Степанова – М., творческий центр « Сфера», 2001 год.
  5. М.П. Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе» - М., « 5 за знания», 2006 год.
  6. Сборник материалов Департамента образования и науки администрации Архангельской области « Деятельность классного руководителя в современных условиях» - Архангельск, ООО « Кира», 2006 год.
  7. Методические рекомендации под редакцией М.А. Александрова « Классному руководителю о самоуправлении в классе» - М., « Творческий Центр», 2005 год.
  8. Научно- методический журнал « Заместитель директора по воспитательной работе»- М., НОУ Центр «Педагогический  поиск»:
  • № 8, 2008 год;
  • № 4, 2007 год;
  • № 7, 2008 год;
  • № 8, 2007 год;
  • № 5, 2008 год;
  • № 5, 2007 год.
  1. Научно- методический журнал « Классный руководитель» - М., Центр « Педагогический поиск», 2008 год:
  • № 3, 2008 год;
  • № 4, 2008 год;
  • № 2, 2008 год;
  • № 3, 2007 год;
  • № 1, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)

Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...

Презентация программы воспитательной работы школы "Мы - граждане России!"

В презентации отражены главные идеи, цель, задачи, ожидаемые результаты, формы работы, основные направления....

Программа воспитательной работы "Я - гражданин Великой России"

Программа воспитательной работы направлениа на воспитание ребенка в социуме, ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровь...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России"

Настоящая программа является программой духовно – нравственного и патриотического воспитания студентов. Программа рассчитана на студентов СПО. Программа определяет цели, задачи, основные направления в...

Программа воспитательной работы "Я-гражданин России"

Данная программа является основой для обеспечения планирования воспитательной работы школы....

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе...


 

Комментарии

Широкая Ирина Юрьевна

Программа разработана совместно с учителем начальных классов Омельченко А.В.