Литературно-музыкальная композиция "О доблести, о подвигах, о славе", посвященная 71 годовщине Сталинградской битвы.
методическая разработка (8 класс) по теме

Науменко Людмила Ивановна

Данная методическая азработка использовалась при проведении конкурса чтецов художественных произведений в 5-11 классах, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне и звучена видео и музыкальнами материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov.docx33.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции

«О Родине, о подвиге, о славе», посвящённой 71-й годовщине битвы под Сталинградом .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ

Цель:

сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2) воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Сталинграда. Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа людей, оборонявших город на Волге;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Ведущий :Сегодня , накануне очередной годовщины со дня победы в Сталинградской битве, когда 2 февраля 1943 года Совинформбюро Советского Союза на весь мир объявило о том, что немецкая группировка в районе Сталинграда окружена и уничтожена, в рамках недели истории и словесности, мы проводим конкурс выразительного чтения произведений, посвященных этой героической странице в истории нашей страны. Это целый пласт великой русской и мировой литературы в целом, который воспел подвиг солдата  в годы Великой Отечественной войны. Ребята подготовили к выразительному чтению  разные  произведения : одни были написаны фронтовиками, участниками Великой Отечественной войны непосредственно в то ходе боев за честь и независимость нашей страны, другие  были созданы уже в мирное время  ветеранами былых сражений .
Звучит вальс «Школьный вальс…» Кружатся 4 пары. Девочки в разноцветных платьях, мальчики – в гимнастёрках.

1 ведущий (на этом фоне).

Лето. Июнь 1941 года. По ветру летят мотыльки тополиного пуха. Пахнет акацией. Воздух прокалён насквозь. А в школах – выпускной бал. Ещё никто не знает, что он последний, предвоенный.

И вдруг звучит по радио вещание Левитана о начале войны. ( На экране кадры военной хроники). Пары замирают, оглядываются. Сзади луч прожектора высвечивает строй из 4 солдат.

 Первый

Вы слышите – грохочут сапоги.

 Второй

И птицы ошалелые летят.

 Третий

И женщины глядят из-под руки.

 Четвёртый

Вы знаете, куда они глядят?

 Пары распадаются. Девочки остаются стоять в растерянности. Мальчики присоединяются к четверым солдатам, надевают пилотки. (Звучит марш «Прощание славянки», на экране кадры «Бойцы идут на фронт»). Мальчики поворачиваются, маршируя, уходят. Девочки смотрят им вслед, машут платочками, читают:

Стихотворение  Булата Окуджавы «Ах , война…» читает Кашкина Екатерина 
Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

 Отходят назад и скрываются в темноте. На сцену выходят двое ведущих.
ВЕДУЩИЙ : Сегодня , накануне очередной годовщины со дня победы в Сталинградской битве, когда 2 февраля 1943 года Совинформбюро Советского Союза на весь мир объявило о том, что немецкая группировка в районе Сталинграда окружена и уничтожена, в рамках недели истории и словесности, мы проводим конкурс выразительного чтения произведений, посвященных этой героической странице в истории нашей страны. Это целый пласт великой русской и мировой литературы в целом, который воспел подвиг солдат под Сталинградом. Ребята подготовили к выразительному чтению  разные  произведения : одни были написаны фронтовиками, участниками Сталинградской битвы непосредственно в то ходе битвы в 1942-1943 году, другие  были созданы уже в мирное время  ветеранами былых сражений под Сталинградом.

Ведущий 1. 

Германия обрушила на Советский Союз всю мощь своей военной машины 22 июня 1041 года. Гитлеровцы устремились в самое сердце России. План начавшейся войны был молниеносный.

На экране кадры военной кинохроники. Тихо звучит песня “Священная война” (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).

На этом фоне читает стихотворение ученица 9 класса Михайлова Светлана

Той первой ночью

Н. Браун

Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток.
Их строй

Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени — война.

Но дирижер не знал, что в этом звуке,
Где песнь Победы чудилась ему,
Звучат народа собственного муки,
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.

Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света,
Столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.

Той ночью птицы еле начинали
Сквозь дрёму трогать флейты и смычки,
Не ведая, что клювы хищной стаи
Идут, уже совсем недалеки.

Там где-то стон растоптанной Европы,
А здесь заставы день и ночь не спят.
Притих в лазурной дымке Севастополь.
Притих под белой ночью Ленинград.

Штыки постов глядятся в воды Буга.
Ещё России даль объята сном…
Но первой бомбы вой коснулся слуха,
И первый гром — и первый рухнул дом.

И первый вопль из детской колыбели,
И материнский, первый, страшный крик,
И стук сердец, что сразу очерствели
И шли в огонь, на гибель, напрямик.

И встал в ту ночь великий щит народа
И принял в грудь ударов первый шквал,
Чтоб год за годом, все четыре года,
Не утихал сплошной девятый вал…

… Всё отошло. Заволоклось туманом.
И подняла Победа два крыла.
Но эта ночь, как штыковая рана,
Навек мне сердце болью обожгла.


Ведущий . Все советские люди , от мало до велика встали в строй, чтобы отправиться на фронт для защиты своего Отечества.

 Маргарита Лешкова «Разлука» Стихотворение  читает Чугунова Анастасия.

Мальчишеским почерком,
точным и кратким,
Заполнен листочек из школьной тетрадки.
Но в ящике синем не может согреться
В военную пору вчерашнее детство.
Дождливая осень приносит детали:
Осины и клёны багряными стали:
Снуют по перрону
И жмутся по-лисьи
К озябшим девчонкам дрожащие листья.

Зовут за собою военные трубы
К защите родных рубежей и границ:
Решёткой дождя отгорожены губы
От девечьих губ и солёных ресниц.
: И так захлебнулся свисток паровозный ,
Такая на землю сощла тишина,
Как будто, прикрыв пулемётные гнёзда,
На миг призадумалась: даже война.

Жестокости вражеской армии не было предела. Миллионы людей были подвержены пыткам фашистских дикарей в тылу за линией фронта на аккупированной врагом территория и в концлагерях.

Стихотворение Мусы Джалиля читает ученик 9 класса Вербицкий Владимир.

Ведущий: Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев. Каждому человеку ясно, что дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал ещё с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Многие поэты писали об этом стихи. И один из них – Муса Джалиль

Стихотворение «Руки матери! М.Дарина читает ученица 9 класса Юдкина Марина.

Ведущий: Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?…

Безгранично было горе жен и матерей, всех женщин Советского Союза , чьи сыновья, братья и мужья ушли на фронт. Порой их мужеству и стойкости поражались даже фашисты.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА из кинофильма в «Списках не значился».

 Ведущий :

В ходе Великой Отечественной  войны много ярких событий, отмеченных массовым героизмом советских солдат. Это и оборона Брестской крепости, принявшей на себя первый удар фашистской орды. И битва за оборону Москвы, и блокада Ленинграда, унесшая миллионы не только солдатских жизней, но и мирных жителей, которые остались в осажденном городе.И конечно же сегодня, накануне 71 годовщины победы советской армии мы вспоминаем героическую битву под Сталинградом, ставшую переломным моментом в ходе всей второй мировой войны.

Стихотворение Алексея Суркова «Защитник Сталинграда»(1942 г.) читает   Влад Есенбаев, ученик 8 класса «Б»

Ведущий : Никто в мире не верил, что Сталинград, город, который был полностью разрушен, никогда не возродится. Но планы врагов не оправдались. И сейчас на берегу великой русской реки мы видим мирный героический город –герой Волгоград.

Стихотворение читает ученица  8 класса «Б»  Паленая Виктория.

Там, где 200 дней и ночей бушевала великая битва,

Там, где кровью тысяч людей каждый метр земли был пропитан,

Там , где сила советских солдат победила фашистскую силу,

Там давно уже пушки молчат и поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой рекой ,

На священной земле сталинградской,

Рвется к солнцу цветок молодой

Из –под каски пробитой солдатской!

Жизнь! Мы славим величье ее.

Жить! Вот счастье и благо людское!

За него – за счастье твое и мое

Свои жизни отдали герои!

Ведущий: Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Она оставила след почти в каждой семье. Более двадцати миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна после Великой Отечественной. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ.

 Стихотворение  читает ученица 8 класса Рашидова Оля читают стихотворение В. Занадворнова.
1. Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.

2. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;

3. Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;

4. Это – в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ведущий: Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы. Сколько могил неизвестного солдата в нашей стране? Очень много! Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом!

(Демонстрация слайдов: « Москва – город герой», «У Кремлевской стены могила неизвестного солдата»).

В 1961  году Волгограду  было присвоено звание «Город-герой», а на Площади Павших борцов зажжен вечный огонь , где захоронены  защитники города  на Волге. На многих мемориальной плитах таких памятников высечены  слова:

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Стихотворение читает ученик 7 класса Молявкин Александр

Мы здесь с тобой не потому что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И Имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат!


На фоне мелодии «Поклонимся великим тем годам». На экране кадры «Памяти всех погибших в годы Великой Отечественной войны.

  Ведущий : Наступило время, когда на нашей героической самофаловской земле не осталось ни одного участника Великой Отечественной войны. Совсем недавно умер Барановский Андрей Федорович. Но есть еще на земле воины второй мировой войны.Но  неотвратимо наступит время , когда он останется один среди людей, не знающих, что такое война с фашизмом.

Ему мы посвящаем следующее стихотворение, которое прочитает Мартинсон Владимир, ученик 7 класса.

И будет так! Неотвратимо будет!

На сцену выйдет в орденах старик-

Последний на планете фронтовик.

И перед ним в порыве встанут люди:

Не кто-нибудь пред ними – фронтовик!

И голосом спокойным и усталым

Солдат бывалый поведет рассказ,

Как землю эту вырвал у металла,

Как наше солнце сохранил для нас.

И будут парни очень удивляться.

Девчонки будут горестно вздыхать:

«Как это можно умереть в семнадцать?!

Как можно в годить маму потерять?!»

И он уйдет….Участник битвы грозной.

С букетом роз и маков полевых…

Запомните, пока еще не поздно!

Пока еще один среди живых!

Ведущий : Память о войне… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. И наша память о том страшном времени  должна  быть долгой, чтобы эти ужасы войны больше никогда не повторились.

Носкова Валентина 7 класс

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мертвым-

Это нужно живым

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

Стихотворение читает Макаров Стас 7 класс

Не забудем никогда.

Та война, которой не несли мы,

Все-таки живет во мне, в тебе.

Через нашу жизнь прошла незримо,

В каждой отпечаталась судьбе

 Ветры полынковые над Доном

Помнят знобко раскаленный смерч.

Потому в степи далеким стоном

Вдруг проглянет ржавчиною смерть.

Вот она, война, в родной моей сторонке,

Где живу, и где прошли бои,

В старой , пожелтевшей похоронке,

В близких невернувшихся моих.

Вот она, далекая и злая,

Протянула щупальца в года.

Мы не знали, мы ее не знали,

Но и не забудем никогда.


Ведущий 1.

Склоним голову перед величием русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

( Запись метронома ровно на 1 мин.) 
Память о войне… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. И наша память о том страшном времени – это прежде всего книги о Великой Отечественной войне, которые сегодня рядом с нами.


Эту эстафету мира и подвига вам передали герои Великой Отечественной войны, солдаты-  победители. И от вас , сегодняшних мальчишек и девчонок будет зависеть, каким будет мир в 21 столетии!

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА ИЗ КИНОФИЛЬМА «В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ! ( Песня «А степная трава пахнет горечью..»

Жюри подводит итог конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "О доблестях, о подвигах, о славе" для учащихся 7 класса

Данная методическая разработка предназначена для использования в 7 классе с целью воспитания у учащихся чувства патриотизма, высоких мечтаний и доброго сердца....

«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГЕ, О СЛАВЕ…» (торжественная встреча, посвященная Дню защитника Отечества)

Мероприятие проводится с целью воспитать чувство сопричастности к истории своей страны, чувство ответственности за свою страну и перед своей страной; с...

Урок мужества, посвященный 75-ти летней годовщине Сталинградской битвы

В 2018 году отмечается 75 лет со дня Сталинградской битвы. Тяжелое и страшное время для русского народа. Но русский народ силен духом, сумел отстоять Сталинград. Данное мероприятие я провела в предвер...

Лыжная эстафета, посвященная годовщине Сталинградской битвы

Мероприятие Лемешкинского сельского поселения, школы-интерната и СДК....

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине Сталинградской битвы

Показать школьникам немеркнущий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе 2-ой мировой войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравс...

Сценарий урока мужества, посвященного очередной годовщине Сталинградской битвы

Сценарий предназначен для учащихся 5-11 классов средней школы, материал можно использовать для уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий , посвященных Сталинградской битве....