Историческая викторина "Путешествуя по Древнему Востоку"
классный час (5 класс) по теме

Шаменкова Елена Александровна

Викторину можно проводить как для 5 классов, чтобы систематизировать знания у учащихся по курсу, так и для 6 классов - в качестве повторения.Также викторина помогает развивать у ребят принципы коллективной деятельности, творческую активность при подготовке и во время игры, способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой, активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческая викторина «Путешествуя по Древнему Востоку».

Цели:

- систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока;

- развивать у ребят принципы коллективной деятельности, творческую активность при подготовке и во время игры;

- способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Оборудование: презентация, включающая в себя вопросы с иллюстрациями по теме, карточки с заданиями.

Место проведения: актовый зал.

Добрый день!

Сегодня в этом зале собрались юные любители истории, которым представится возможность проверить свои исторические знания.

Пожалуй, каждый согласится, что история является одной из интереснейших наук в мире! Изучать историю можно не только на уроках в школе. Узнавать об исторических событиях, личностях можно читая книги, просматривая фильмы, принимая участие в исторических кружках, организациях.

Мы начинаем нашу историческую викторину «Путешествуя по Древнему Востоку»!

Конкурс «Домашнее задание».

Переходим к командам! Незадолго до викторины ученики 5-х классов сформировали команды, представляющие свой класс, и получили домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему, элемент костюма, по которому можно сказать, что эти ребята состоят в одной команде, а также капитан должен был приготовить ответ на вопрос «Почему нужно изучать историю?».  Все остальные учащиеся классов будут выступать в роли активных болельщиков – группы поддержки! И даже - открою вам секрет – у команды болельщиков будет шанс заработать для команды, которую они поддерживают, дополнительные баллы!
Сейчас попросим все 3 команды выйти на сцену. Капитаны будут нас знакомить со своими командами. Жюри оценит как ребята подготовились. За каждую выполненную составляющую домашнего задания (название команды, девиз, эмблема, элемент костюма, речь капитана) команда получает по 1 баллу, и ещё может получить на усмотрение жюри дополнительный балл за оригинальность. Таким образом, максимум за домашнее задание – 6 баллов. Мы начинаем!

Пожалуйста, команда 5 «А» класса. Спасибо! Приглашается команда 5 «Б» класса. Благодарим! Команда 5 «В» класса. Спасибо, ребята! Все молодцы!

И пока жюри подсчитывает баллы за домашнее задание, мы с вами вспомним с какими же странами познакомились, изучая историю Древнего Востока! Внимание на экран! Здесь сейчас будут появляться загадки, отгадав которые вспомним названия стран Древнего Востока!

Загадки.

1.

Даром Нила называли,

Из шадуфа поливали.

На папирусах писали-

Фараонов прославляли! (Египет, иллюстрация)

2.

Здесь писали на табличках

Хаммурапи правил лично,

Он законы в стране ввел,

Этим славу приобрел. (Двуречье, иллюстрация)

3.

Земледельцы и брахманы,

Слуги, воины, цари.

И слоны, и обезьяны

Славу той стране несли. (Индия, иллюстрация)

4.

Чтобы страну обезопасить

И гуннов племена изгнать,

Построить там решили стену,

На стройку тысячи людей согнать! (Китай, иллюстрация)

Просим жюри огласить результаты за конкурс «Домашнее задание». Спасибо большое! С первыми баллами, дорогие команды!

Ну а мы начинаем наш 1 тур! Капитаны команд подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите по 1 цветной карточке. Присаживайтесь к своим командам. Сейчас на экране будет появляться по 1 вопросу. Прочитав вопрос, команда, готовая на него ответить, поднимает цветную карточку. Право ответа достается команде, первой поднявшей цветную карточку. Жюри наблюдает за командами и объявляет название той, которая первой подняла карточку. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если ответ дан неверный, то вопрос «сгорает», и правильный ответ вместе читаем на экране.   Успехов!

Подберите термины   (в качестве разминки).                                                                          

1.Как называется первая, наиболее древняя часть Библии? __ (Ветхий Завет)

2.Как в Древней Индии назывались группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями? Принадлежность к этим группам передавалась по наследству. ___(Касты)

3.При храмах находились служители богов, которых называли…  ___ (Жрецы)

        

В каких странах Древнего Востока протекали эти реки:

Тигр____________Двуречье
         Ганг____________Индия
         Хуанхэ__________Китай
         Евфрат_________Двуречье
         Нил____________Египет

В каких древних странах существовали эти города:

Ахетатон___________Египет
         Библ_______________Финикия
         Ур_______________ Двуречье                            

Ниневия____________ Ассирия                

Иерусалим____________ Дренееврейское царство

В каких странах Древнего Востока правили эти цари:

Кир_______________Персия
         Хаммурапи_________Двуречье, город Вавилон
         Хеопс______________Египет
         Цинь Шихуан
                Китай
         Соломон_____________Древнееврейское царство

Пока жюри подсчитывает баллы за 1 тур, команды игроков немного отдохнут, а в это время поучаствуют в викторине команды болельщиков.

На экране сейчас появится текст, в котором допущены ошибки. Вам нужно будет найти их и записать на листочках. За каждую правильно найденную ошибку зарабатываете своей команде 1 балл. Максимум за это задание – 7 баллов. Команде, которая первой выполнит задание, прибавляется 1 балл за скорость. По 1 человеку от каждой команды болельщиков подойдите и получите бланк для ответа на задание. Приготовьте ручку. На задание дается 2 минуты, время пошло.

Найдите ошибки в тексте.

«Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая  расположена на Великой Китайской равнине. В этой стране протекает река Тигр, которую называют желтой рекой. Вторая река Ганг впадает в Восточно-Китайское море. Из Индии пролегал Великий шелковый путь в другие страны.  Здесь я хотел увидеть пирамиду Хеопса и Великую Китайскую стену. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».

1.На Великой Китайской равнине находится Китай.

2.Река Тигр течет в Двуречье.

3.Желтой рекой называют реку Хуанхэ.

4.Река Ганг течет в Индии.

5.Река Ганг не впадает в Восточно – Китайское море.

6.Великий шелковый путь пролегал из Китая.

7.Пирамида Хеопса - в Египте.

8.Великая Китайская стена - в Китае.

Посмотрим какая команда болельщиков успешнее справилась с заданием! Уважаемое жюри прибавит баллы, заработанные болельщиками, к общей сумме баллов каждой команде.

Просим жюри огласить результаты за 1 тур! Спасибо большое! А мы продолжаем!

2 тур. «Пантеон открытий».

Многие вещи, которые мы используем в повседневной жизни, были изобретены ещё в Древнем мире! Например, следующее: алфавит, арабские цифры, бумага, шахматы, компас (демонстрация самих предметов или их изображений на экране).

Сейчас вам предлагается вспомнить, в каком государстве были изобретены предметы. Капитаны подойдите, пожалуйста, ко мне и получите карточку – бланк для заполнения ответов. Задание также будет выведено и на экран. За каждую правильно угаданную страну команда получает по 1 баллу. Максимум за это задание – 5 баллов. На выполнение задания отводится 2 минуты. Команде, первой выполнившей и сдавшей жюри карточку, прибавляется 1 балл за скорость. Время пошло.

В каких древних странах было сделано каждое из изобретений: 
Алфавит_____________(Финикия)
Арабские цифры______ (Арабы заимствовали в Индии цифры, а мы – у арабов – поэтому мы их называем арабскими (1, 2, 3…)
Бумага_____________(Китай)
Шахматы___________(Индия)
Компас_____________(Китай)

Попросим жюри подвести итог 2 тура. Спасибо! Все команды молодцы!

3 тур. «Посылка из Египта».

Для участия в конкурсе приглашаются капитаны. Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают ящик с заключенным внутри священным объектом. Если вы угадаете, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.

Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.

Если ответ будет готов – поднимите цветную карточку. Жюри помогает выявить самого быстрого и сообразительного капитана.

Подсказки:

  • первыми их стали почитать земледельцы;
  • у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;
  • бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
  • в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
  • их древнеегипетское название  – “миу”.

Ответ: кошка.

4 тур. Переходим к последнему 4 туру «Исторический зоосад».

На экране сейчас будут показываться изображения животных. Вы должны объяснить, с историей какой страны оно связано и каким образом. Рассмотрев изображение животного, команда, готовая ответить, поднимает цветную карточку. Право ответа достается команде, первой поднявшей цветную карточку. Жюри наблюдает за командами и объявляет название той, которая первой подняла карточку. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если ответ дан неверный, то вопрос «сгорает», и правильный ответ вместе читаем на экране.

Кошка. Священное животное в Древнем Египте. Бог солнца Ра изображался часто с головой кота.

Корова. В образе коровы изображалось небо. На некоторых изображениях бог солнца Ра представлен сидящим на священной корове. В Индии почиталась как священное животное.

Слон. В Индии было много слонов. Их изображения встречаются в произведениях искусства.

Пока жюри подводит итоги последнего 4 тура и всей игры, команды игроков немного отдохнут, а в это время поучаствуют в викторине команды болельщиков. Задаются вопросы, за каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу той команде, болельщик которой ответил верно. Право ответа получает команда болельщиков, первой поднявшей цветную карточку.

  1. Как называли царя Древнего Египта? (Фараон)
  2. Место в пустыне, где есть растительность и вода, называется… (Оазис).
  3. Как назывался знак письменности древних египтян? (Иероглиф).
  4. Гробница египетских фараонов называлась… (Пирамида).
  5. Как называлось здание, где люди поклонялись богам? (Храм).
  6. Бог Солнца древних египтян (Ра).

Посмотрим какая команда болельщиков успешнее справилась с заданием! Уважаемое жюри прибавит баллы, заработанные болельщиками, к общей сумме баллов каждой команды!

Просим жюри огласить результаты всей игры! Спасибо большое! Поздравляем победителей! Вручение дипломов.

Всем большое спасибо за внимание! Командам - за участие! До скорых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Игра- путешествие по истории Древнего мира "Древний Восток"

Материал предназначен для повторения пройденного материала по истории 5 класс...

Контрольная работа по истории Древнего мира по теме Древний Восток

Проверка знаний, умений и навыков предметного характера....

Контрольное тестирование по истории древнего мира. Раздел «Древний Восток». 5 класс.

Контрольное тестирование  по истории древнего мира. Раздел «Древний Восток». 5 класс....

Тест по истории Древнего мира по теме Египет и Древний Восток.

Тест по истории Древнего мира по теме Египет и Древний Восток можно использовать на закреплении....

Исторический диктант по истории Древнего мира в 5 классе "Древний Восток"

Данный материал представляет собой исторический диктант на проверку знаний учащихся по истории Древнего Востока(Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия). Ответы и критерий оценки результатов....