Диплом "Детское самоуправление"
проект на тему

Нелин Надежда Александровна

Диплом "Детское самоуправление" написан в 2012 году на базе системы самоуправления МАОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_samoupravlenie_diplom.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Г.ИРКУТСК

Кафедра управления качеством

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Детское самоуправление

как условие повышения качества образования

Выполнила:

Нелин Н.А.,  учитель русского языка и литературы МАОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»

Группа УК-02Б-12

Руководитель: Глазков А.В., д-р психологических  наук, профессор кафедры экспертиз ИРО

Усть-Илимск

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы исследования детского самоуправления как условия повышения качества образования……………………………….……..6

1.1. Качество образования …………………………………………………...…..6

1.2. Детское самоуправление как условие повышения качества образования………………………………………………………………………17

Глава 2. Практическое обоснование эффективности организации детского самоуправления …………………………………………………………..……..25

2.1. Развитие системы детского самоуправления в лицее……………….……25

2.2. Проверка эффективности детского самоуправления как условия повышения качества образования………………………………………...…….39

Заключение………………………………………………………………...……..47

Литература………………………………………………………….…………….51

Приложение 1 ……………………………………………………………………53

Приложение 2………………………………………………….…………………56

Введение

Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

В контексте этого подхода качество образования в современной школе определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одарённые и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов.

Поэтому одной из проблем, с которыми сталкивается школа на пути достижения цели образования, - трудность оценки качества образования, управление которым состоит в динамизме, получении объективных, оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных и своевременной коррекции работы с обучающимися.

Стоит отметить, что качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), но и иметь представление о контингенте учащихся, условиях, в которых школа развивается, где располагается, о кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

      Таким образом, при создании системы оценки качества образования наряду с оценкой знаний школьников следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно оценивать степень доступности образовательных услуг, учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию, говорить о системе дополнительного образования.

Не секрет, что одним из условий повышения социализации школьников является ученическая система самоуправления. Самоуправление – форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления, выборный орган, осуществляющий самостоятельное управление.

Нам стало интересно проследить, какие возможности школьнику может дать самоуправление, поэтому цель нашей работы:

Теоретически и практически обосновать систему детского самоуправления, позитивно влияющего на качество образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретический материал по исследуемой теме;
  2. структурировать полученные знания;
  3. проанализировать систему самоуправления в МАОУ «Усть-илимский экспериментальный лицей»;
  4. доказать эффективность функционирования системы детского самоуправления как условия повышения качества образования.

Объектом нашей работы является качество образования.

Предмет - детское самоуправление как условие повышения качества образования.        

Гипотеза – качество образования повысится при использовании системы детского самоуправления, если эта система:

  1. Подразумевает активное участие обучающихся в жизни школы и города;
  2. Демонстрирует высокие результаты обучающихся на областном и всероссийском уровнях.

Используемые методы: наблюдение, сбор информации, анализ информации, сопоставление, презентация.

Глава 1. Теоретические основы исследования детского самоуправления как условия повышения качества образования

1.1. Качество образования 

В настоящее время проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всей российской системы образования. Стратегия развития образования в Российской Федерации и реализация Приоритетного национального проекта «Образование» предусматривают решение задачи обеспечения качества образования за счёт реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования. В этих условиях создание региональной системы оценки качества образования становится объективной необходимостью для совершенствования управления качеством образования [14].

В последнее время специалистами в области оценки  качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [15].

Качество образования - совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности  гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования [3].

Качество образования - это система социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик [16]. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения [17].

Оценка качества образования – оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении, деятельности региональной образовательной системы и ее территориальных подсистем [14].

Поскольку корневое понятие «образование» распространяется и на «образование» как результат, и на «образование» как процесс, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

Для того, чтобы структурировать систему оценки качества образования, необходимо в первую очередь ответить на вопросы:  кто кого  и по каким критериям оценивает. То есть нужно перечислить субъектов оценки, объекты оценки и критерии оценки.

Итак, субъектами (заказчиками и потребителями образовательных услуг) оценки качества образования выступают:

- личность;

- производство;

- общество, государство;

- система образования.

Объектами оценки качества образования могут выступать обучающиеся, обучающие,  система обучения в целом, образовательное учреждение, органы управления образованием, образовательные программы и др.

О критериях оценки качества образования поговорим подробнее. Основные показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

  1. Качество преподавательского состава.
  2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
  3. Мотивация преподавательского состава.
  4. Качество учебных программ.
  5. Качество знаний обучающихся.
  6. Инновационная активность руководства.
  7. Внедрение процессных инноваций.
  8. Востребованность выпускников.
  9. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
  10. Достижения выпускников.

Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии – научной дисциплины, занимающейся проблематикой комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы.

В настоящее время  государственная система образования решает целый ряд принципиальных задач:

  • обеспечить новое качество образования за счет развития личностно ориентированного обучения;
  • сохранить единство образовательного пространства, создавая при этом условия для развития системы вариативного образования;
  • обеспечить равный доступ к получению качественного образования для всех социальных слоев населения.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

- оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это является одним из показателей качества образования);

- оценка качества образования должна осуществляться комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.

Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что частью системы мониторинга качества образования являются:

- установление стандарта;

- измеряемые величины стандартов;

- установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов;

- сбор данных и оценка результатов;

- действия, принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг). То есть система оценок качества образования может быть подразделена на оценки со стороны внешней среды (оценки потребителей образовательных услуг) и со стороны внутренней среды (в самой системе образования).

Проблема разработки системы оценки качества образования, соответствующей современным тенденциям и требованиям, является одной из актуальных проблем современного образования. Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по разработке и внедрению современных технологий оценки различных показателей качества образования и выявления факторов, влияющих на их динамику. При этом разрабатываемая система оценки качества образования строится на нескольких основаниях.

К таким основаниям относятся принципы:

- компетентностного подхода к оценке индивидуальных достижений учащихся, что обеспечит единство результатов обучения, воспитания и развития;

- использование унифицированных стандартизированных показателей качества образования, что обеспечит возможности достоверного сравнения качества образования различных учащихся и образовательных учреждений региона;

- использование объективных (преимущественно тестовых) методов сбора информации, что обеспечит объективность оценки;

- использование квалиметрического подхода к обработке информации, что позволит вычислять интегральные уровневые показатели качества образования и осуществлять переход к сравнению качества разнородных объектов оценки;

- включение в систему показателей качества не только традиционных статистических показателей, но и показателей качества инновационных процессов, что позволит оценить не только актуальное состояние объекта оценки, но и динамичность его развития, прогноз состояния на определенном временном этапе;

- включение в состав экспертного совета независимых общественных наблюдателей и экспертов;

- ориентация на три типа оценочных процедур: внешняя оценка, обеспечивающая независимую объективную информацию о качестве образования, внутренняя оценка, обеспечивающая гибкость и адаптивность объекта управления качеством на рынке образовательных услуг, самооценка, включающая аспект субъективного отношения к качеству собственной образовательной деятельности;

- открытость и доступность результатов оценки качества образования для потребителей образовательных услуг.

Система оценки качества образования включает в себя внутреннюю и внешнюю систему оценки качества образования.

Система внутренних оценок может включать в себя самооценку обучающих и обучающихся, внутренний мониторинг качества, внутреннюю оценку образовательных программ, лицензирование, аттестацию и аккредитацию ОУ, оценки индивидуальных достижений обучающихся, оценки качества деятельности обучающих, оценки органов управления образованием.

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель, который передает знания обучающимся с помощью различных методик. Субъектом и объектом оценки выступает преподаватель, задачей – определение удовлетворенности процессом и результатом собственной педагогической деятельности, степени удовлетворенности образовательным пространством основного, непосредственного субъекта образовательных услуг.

Возникает вопрос, как же определить качество учителя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя - понятие комплексное, включающее в себя:

уровень компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;

потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

наблюдательность — способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

научно-исследовательскую активность;

наличие научной школы.

Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него проводятся уроки, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: знания, личные качества, уровень интеллекта, востребованность выпускника, уровень социализации и др.

Оценка и самооценка обучающихся. Субъектом и объектом оценки выступает учащийся, задачей – определение удовлетворенности процессом и результатом собственного образования.

В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического обеспечения.

В полной мере сказанное относится и к самооценке обучающих – педагогов: учителей, преподавателей и т.д.

Оценка и самооценка системы обеспечения образовательного процесса. Субъектом и объектом оценки выступают представители системы обеспечения образовательного процесса, органы управления образованием, достижения учащихся, образовательные программы, задачей – определение удовлетворенности ресурсным обеспечением образования, определение актуального состояния образовательной системы для принятия решений о развитии системы обеспечения образовательного процесса.

Оценка и самооценка органов управления образованием. Субъектом и объектом оценки выступают представители органов управления образованием, качества системы обеспечения образовательного процесса, достижений учащихся, образовательных программ и обучающихся, задачей – определение удовлетворенности процессом и результатом собственной руководящей деятельности, определение актуального состояния образовательной системы для принятия управленческих решений.

Система внешних оценок включает в себя оценку со стороны Органов власти, общества, производства, родителей,  системы образования.

Оценка качества деятельности образовательных учреждений (образовательных программ, индивидуальных достижений). Технология оценки деятельности образовательных учреждений, включая кадровый аспект и систему обеспечения образовательного процесса строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает следующие направления:

- разработку, развитие и использование показателей и алгоритмов сбора информации в рамках внутреннего контроля качества деятельности образовательного учреждения для различных субъектов оценки (учащихся, органов управления образованием, представителей системы обеспечения образовательного процесса, преподавателей);

- организацию и контроль реализации внутренней оценки качества деятельности образовательных учреждений различными субъектами оценки (учащимися, органами управления образованием, представителями системы обеспечения образовательного процесса, преподавателями) в соответствии с нормативно принятыми сроками и алгоритмами;

- учет в процессе подготовки экспертных заключений результатов внутренней оценки, анализ объективности результатов внутренней оценки;

- разработку, развитие системы внешнего контроля, включающего периодичность, содержание и правила внешней оценки деятельности образовательных учреждений;

- организацию экспертных комиссий, включающих представителей общественности, потребителей образовательных услуг, специалистов соответствующего профиля;

- проведение внешней независимой экспертизы деятельности образовательных учреждений;

- участие в аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений как формы итоговой независимой экспертизы компетентности педагогических и руководящих работников и в целом деятельности образовательных учреждений;

- введение документов, подтверждающих качество деятельности образовательных учреждений, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений;

- подготовку адресных экспертных заключений для всех субъектов образования, потребителей образовательных услуг и других заинтересованных лиц.

Таким образом, проанализировав Российскую систему оценки качества образования, мы пришли к следующим выводам:

Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы оценки качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.

Система оценки качества образования строится как на внешних показателях, так и на внутренних.

Итак, подведем итог главы:

Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Оценка качества образования – оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении, деятельности региональной образовательной системы и ее территориальных подсистем.

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

  1. Качество преподавательского состава.
  2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
  3. Мотивация преподавательского состава.
  4. Качество учебных программ.
  5. Качество знаний обучающихся.
  6. Инновационная активность руководства.
  7. Внедрение процессных инноваций.
  8. Востребованность выпускников.
  9. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
  10. Достижения выпускников.

Система оценки качества образования включает в себя внутреннюю и внешнюю систему оценки качества образования.

Система внутренних оценок может включать в себя самооценку обучающих и обучающихся, внутренний мониторинг качества, внутреннюю оценку образовательных программ, лицензирование, аттестацию и аккредитацию ОУ, оценки индивидуальных достижений обучающихся, оценки качества деятельности обучающих, оценки органов управления образованием.

Система внешних оценок включает в себя оценку со стороны Органов власти, общества, производства, родителей,  системы образования.

1.2. Детское самоуправление как условие повышения качества образования

Развитие детского самоуправления является  актуальной социально-педагогической задачей. Первоочередной потребностью общества становится формирование физических, умственных, психологических, моральных, деловых способностей, обеспечивающих прогрессивно ориентированное социальное становление личности в новых условиях. В каждом образовательном и воспитательном учреждении должна быть организована системная работа по формированию необходимых способностей, обеспечивающих позитивно ориентированное социальное становление личности.

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует воспитания и развития таких качеств, как:

  • творческая инициатива;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • ответственность за себя и других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

Детское самоуправление может дать обучающемуся самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к отрицательным явлениям: безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. Детское самоуправление в любом образовательном учреждении дает возможность каждому участвующему в нем школьнику показать себя, реализовать свои идеи и способности, готовит учащихся жить в современном обществе. Детское самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Самоуправление в школе - это переход к открытым, доверительным, поддерживающим формам сотворчества администрации, педагогического, родительского и ученического коллектива. Приоритет отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений между людьми в процессе решения конкретных задач ради достижения общих целей. Цель такого управления - каждому дать право и ответственность

 «Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу» [4].

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей» [8].

Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Самоорганизация открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности.
  • Социально ценные чувства и переживания.
  • Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).
  • Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
  • Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
  • Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.
  • Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
  • Коллективный самоанализ.
  • Выборность, отчетность и сменяемость актива.
  • Стимулирование выполнения общественных поручений.
  • Педагогическая поддержка ученического самоуправления.
  • Социальная значимость деятельности самоуправления.
  • Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
  • Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Цели самоуправленческой деятельности:

1. Содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. «Самодеятельность, — по утверждению Т.Е. Конниковой, - очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.

2. Организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и гражданского самоопределения учащихся.

3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами учебного кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в доме ветерана, и на ферме сельскохозяйственного предприятия, и в больнице, и на участке лесного хозяйства, т. е. там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Можно выделить следующие уровни ученического самоуправления:

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

К результатам функционирования модели ученического самоуправления можно отнести следующее:

  1. включение учащихся в управление школой;
  2. разграничены полномочия в организации жизнедеятельности класса между классным руководителем и ученическим активом;
  3. отлажена система организации и проведения школ актива;
  4. созданы условия для развития социально значимых качеств учащихся;
  5. созданы новые общественные отношения, основанные на принципах толерантности;
  6. личностный рост учащихся, активизация его творчества, самоопределения и самореализации;
  7. повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.

Развитие школьного ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению и умению анализировать происходящее и принимать правильные решения.

Итак, подведем итог.

Развитие детского самоуправления является  актуальной социально-педагогической задачей. Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует воспитания и развития таких качеств, как:

  • творческая инициатива;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • ответственность за себя и других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление. «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей».

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Развитие школьного ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению анализировать происходящее и принимать правильные решения.

Глава 2. Практическое обоснование эффективности организации детского самоуправления

2.1. Развитие системы детского самоуправления в лицее

МАОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей» - образовательное учреждение, реализующее проект обучения и воспитания подростков в ходе межвозрастного взаимодействия.  Разновозрастной коллектив сам по себе создаёт прекрасные возможности для социализации личности, а  деятельность в органах ученического самоуправления является замечательной школой права и граждановедения.

 Основное предназначение ученического самоуправления —  участие в решении насущных проблем детского коллектива. Учащиеся сами планируют, организуют и анализируют деятельность, стараясь сделать жизнь яркой, насыщенной интересными событиями, разрабатывают законы,    защищающие права и интересы учащихся.

Лицеисты, пройдя школу самоуправления, имеют более осознанную гражданскую позицию, у них выработана демократическая система ценностей, они умеют принимать решения в  социальных проблемных ситуациях и нести за них ответственность.

В нашем лицее система органов ученического самоуправления сложилась и эффективно действует на протяжении многих лет. Её возглавляет  Детская фракция Совета Лицея. Название «Детская фракция» возникло в 1997 году в ходе организационно-деятельностной игры, целью которой была разработка модели ученического самоуправления в лицее.  Фракция – группа членов какой-либо партии в парламенте. Наш лицейский парламент – Совет лицея, в который, помимо детей,  на равных правах входят ещё две фракции – учительская и родительская. Таким образом,  в Совете лицея представлены интересы  всех участников образовательного процесса. И то, что дети  имеют одинаковые  со  взрослыми полномочия и вместе с ними решают все проблемы, касающиеся функционирования образовательного учреждения, очень нравится детям.  

Цель деятельности органов ученического самоуправления в лицее: нравственное, правовое и гражданское  становление  лицеистов через самостоятельную социально значимую деятельность.

Задачи:

- отказаться от работы с активом учащихся,  привлечь к управлению лицеем представителей всех групп, входящих в коллектив;

- обеспечить сменяемость ролевых позиций в новых мини-коллективах с целью раскрытия и реализации лидерских задатков у большего числа лицеистов, нежели при опоре на узкую постоянную группу инициативных ребят;

- создать условия для приобретения управленческого опыта в разновозрастном детском коллективе через взаимодействие старших и младших лицеистов;

- способствовать самостоятельности учащихся в принятии и выполнении решений;

- научить работать в команде;

- развить навыки публичных выступлений на заседании детской фракции, собраниях в группах, дебатах, во время проведении избирательной кампании;

- сформировать убеждение, что жизнь общества должна регулироваться законом, в лицее - Уставом.

Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование ученического самоуправления

  1. Выписки из Закона Российской Федерации «Об образовании».

Статья 35: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

II. Выписки из «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.

Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения.

Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы [3]..

Все перечисленные выше положения   закреплены в Уставе лицея.

III. Выписка из Устава МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»

Управление лицеем осуществляется на принципах демократии, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Управление лицеем осуществляется на основе единоначалия и принципов самоуправления коллектива [13]..

Органы управления лицеем: конференция, Совет лицея, директор, Педагогический коллектив, методический совет, Попечительский совет, Родительский совет, Родительский комитет учебной группы.

Высшим органом самоуправления в лицее является Конференция педагогов, лицеистов и родителей. Она позволяет принимать решения, одинаково удовлетворяющее всех участников образовательного процесса. Конференция принимает все основные документы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность коллектива, вносит в них необходимые коррективы.  Конференция собирается не реже одного раза в год.

На конференции:

- рассматриваются вопросы глобального изменения Концепции лицея или направления эксперимента, утверждается Программа развития лицея;

 - подводятся итоги деятельности  за год;

- анализируются проблемы жизнедеятельности и вырабатываются пути их решения;

- заслушивается отчёт ревизионной комиссии;

- определяются перспективы развития на новый учебный год.

Членами конференции лицея являются: директор, представители трудового коллектива, коллективов обучающихся, Родительского совета, детских общественных объединений.

Делегаты конференции избираются на собраниях соответствующих коллективов.

К компетенции конференции относится:

  • избрание председателя конференции;
  • принятие Устава лицея, внесение в Устав изменений и дополнений;
  • определение приоритетных направлений деятельности лицея, принципов формирования и использования его имущества;
  • утверждение основных направлений развития лицея;
  • создание временных или постоянных комиссий, советов по различным направлениям работы лицея и определение их полномочий;
  • реорганизация и ликвидация лицея.

Решения конференции принимаются простым большинством голосов при участии в ней не менее 2/3 избранных делегатов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя конференцию.

Решения конференции обязательны для всех работников лицея, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Контролирует выполнение решений Конференции Совет лицея, состоящий из равного количества учителей, лицеистов и родителей, который является также гарантом выполнения Устава лицея. На заседаниях могут присутствовать все желающие, но решение принимают только члены Совета лицея. Для принятия сбалансированного решения в состав Совета входит равное количество учителей, родителей и лицеистов, которые образуют соответствующие фракции. Ежегодное обновление его состава позволяет большему числу лицеистов принять участие в управлении лицеем. Совет является гарантом выполнения Устава лицея.

Функции Совета лицея:

- рассматривает текущие вопросы, координируя усилия учителей и учащихся;

- утверждает авторские учебные планы и программы;

- обсуждает планы работы различных творческих объединений;

- разрабатывает предложения о внесении  изменений в Устав лицея;

- рассматривает конфликты и все случаи нарушения Устава лицея, принятого Конференцией.

Первые шесть лет Совет возглавлял директор лицея. Затем   было принято решение о разграничении «законодательной» и исполнительной власти. В связи с этим в настоящее время директор не входит в состав Совета. Он присутствует на заседаниях с правом совещательного голоса, вносит предложения для рассмотрения, выполняет принятые решения, при необходимости оспаривая их.

В период между конференциями в роли постоянно действующего коллегиального органа управления выступает Совет лицея. В Совет лицея входят: члены администрации, представители трудового коллектива и обучающихся, родительской общественности.

Директор Лицея утверждает решения Совета лицея, не являясь его членом

В Совете лицея могут образовываться различные фракции, отстаивающие интересы определенных групп лицеистов, их родителей и работников лицея.

К компетенции Совета лицея относится:

  • создание филиалов и открытие представительств лицея;
  • участие в других организациях;
  • утверждение правил для обучающихся;
  • обеспечение совместно с родителями (законными представителями) социальной защиты обучающихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы обучающихся;
  • по представлению Методического совета устанавливать лицейский компонент содержания образования, выбирать профили обучения и трудовой подготовки;
  • введение лицейской формы и определение ее вида;
  • организация работы по привлечению средств из внебюджетных источников, определение направления их использования, осуществление контроля за их расходованием;
  • содействие организации и совершенствованию образовательного и воспитательного процессов;
  • рассмотрение в установленном порядке заявления учителей, лицеистов и их родителей (законных представителей) и принятие соответствующих решений;
  • заслушивание отчетов о работе директора лицея, его заместителей и отдельных педагогов;
  • совместно с органами управления лицея создание условий для педагогического образования родителей (законных представителей);
  • утверждение формы договора между лицеем и родителями (законными представителями) на оказание дополнительных, в том числе платных образовательных услуг;
  • содействие совершенствованию материально - технической базы лицея, благоустройству его помещений и территории;
  • утверждение формы и порядка промежуточной аттестации обучающихся;
  • установление продолжительности уроков на всех ступенях общего образования, занятий в дополнительном образовании;
  • наложение и снятие взысканий с обучающихся;
  • рассмотрение конфликтов;
  • отчисление из лицея;
  • поощрение отдельных лицеистов и работников;
  • установление размеров доплат из внебюджетного фонда работникам лицея;
  • утверждение учебного плана и разработанных в лицее учебных программ по предметам;
  • принятие решений о создании дополнительных спецкурсов, кружков, клубов,
  • деление на подгруппы при изучении иностранного языка, информатики и вычислительной техники и т д;
  • утверждение изменений, вносимых в стандартные учебные планы и учебные программы, в порядок изучения тем.

Заседания Совета лицея созываются по мере необходимости, но не реже одною раза в учебный период.

Решения Совета лицея принимаются открытым голосованием. Решения являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало большинство присутствующих.

Решения Совета лицея, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, работников лицея, родителей (законных представителей) и обучающихся.

На основе Устава лицея разработано Положение о Детской фракции Совета (приложение 1).

Ученическое самоуправление возглавляет Детская фракция Совета лицея, в состав которой входят представители всех учебных групп + представитель лицея в городском Парламенте учащейся молодежи + председатели детских общественных объединений. При этом состав может ежегодно обновляться.

Председатель и секретарь Детской фракции выбирается тайным голосованием на первом заседании в новом учебном году.

Фракция представляет и защищает интересы и права детей, регулирует способы организации внеучебной деятельности, досуга лицеистов; является учредителем газеты «Лицейка» - печатного органа лицейского самоуправления.

Круг вопросов, решаемых Детской фракцией:

- выбор и утверждение состава делегаций лицеистов для представительства на различных детских форумах, кандидатур для поощрения за личные достижения, вклад в развитие лицея;

- распределение ответственных за организацию лицейской жизни в течение месяца (первое заседание в начале учебного года);

- организация внеурочной деятельности;

- рассмотрение идей по проведению мероприятий в Лицее;

- утверждение плана жизнедеятельности на месяц;

- подведение итогов учебной деятельности лицеистов;

- рассмотрение конфликтов, утверждение правил поведения для учащихся, принятие соответствующих решений;

- участие в рассмотрении поправок и изменений в Устав Лицея;

- разработка и пересмотр нормативно-правовых документов, регулирующих жизнедеятельность лицея.

Все заседания Детской фракции Совета лицея (ДФСЛ) - открытые, на них могут присутствовать (что часто и бывает) все желающие – как лицеисты, так и их родители. Спектр вопросов, решаемых Детской фракцией, необычайно широк – от выборов кандидатов из числа лицеистов для поощрения до проблем, связанных с организацией горячего питания учащихся во время учебного процесса. Деятельность органа  влияние на все сферы жизни детского коллектива ученического самоуправления в лицее не формальная: фракционеры имеют действенное влияние на все сферы жизни детского коллектива и сами её организуют.

Детская фракция назначает каждый класс ответственным за организацию лицейской жизни в течение какого-либо месяца (по выбору учащихся класса или Детской фракции), например, «дежурным по январю или апрелю». В классе выбираются ответственные за организацию всех направлений жизнедеятельности лицея, которые взаимодействуют с педагогами, учащимися других классов, родителями, при необходимости – с общественными организациями и культурными учреждениями города. По окончании «дежурства» учащиеся проводят рефлексию и выступают с творческим отчётом перед всеми лицеистами. Оценку деятельности «дежурного класса» даёт Детская фракция Совета лицея. Лучшим классам вручаются призы, приобретённые на средства фонда, специально для этого созданного родителями.

Огромное значение в жизни и структуре самоуправления имеет деятельность групп, отвечающих за организацию жизни в лицее в течение месяца.    Определённый месяц за каждой группой закрепляется   на первом заседании Детской фракции.

Функции:

- подготовка утренних проповедей;

- разработка плана дежурства совместно с координационной группой, в которую входит куратор, воспитатели, зам. директора по воспитательной работе, члены Детской фракции, педагоги лицея;  

- назначение ответственных за реализацию всех направлений деятельности, предусмотренных планом;

- организация и проведение любого общественно значимого дела в течение месяца;

- проведение дискотек с разработкой концертной программы, организацией дежурства на ней, приглашением учащихся и подготовкой аппаратуры;

- подготовка творческого отчета по итогам дежурства и выступление на общелицейской линейке;

- передача полномочий следующей группе, традиционно сопровождающееся вручением дежурной группе сладкого пирога от имени Родительского совета.

По традиции учащиеся подготовительных групп  в течение первого года обучения в лицее   только наблюдают, вникая в особенности лицейской жизни, а   учащиеся  профильных групп (10-11 класс   организуют жизнь в лицее в первые месяцы учебного года: ведь именно в первые месяцы учёбы проводятся самые важные лицейские КТД – праздники «День Знаний», «С днём рожденья, Лицей!», «День Учителя», «19 октября – Лицея день заветный».

В лицее создаются временные Советы дела, организующие совместную деятельность взрослых и детей по подготовке и проведению коллективных творческих дел, организационные комитеты по реализации социально значимых проектов.

  1. Инициативные группы по организации и реализации социально значимых проектов

Функции:

- выявление социально значимых проблем, в решении которых могут принять

  участие подростки;  

- описание и реализация проекта;

- анализ результатов;

- поощрение участников проекта.

Действующие лицейские проекты:

- «Родники» (изучение влияния родниковой воды на здоровье устьилимцев; облагораживание территории вокруг родников, расположенных в черте города)

- межтерриториальная научно-практическая конференция «Давайте, люди, никогда об этом не забудем», посвященная 9 Мая;

-  создание фильма о жителях города -  участниках Великой Отечественной войны;

- подготовка и проведение  ежегодного Рождественского бала для жителей 2 микрорайона г. Усть-Илимска;

- создание лицейского декоративного сада;

- издание и презентация книги усть-илимского поэта А.М. Давыдова «Не нарушая совести присягу»;

- организация общественного движения за энергосбережение.

  1. Оргкомитеты традиционных КТД.

Функции:

- разработка сценариев;

- создание мини-коллективов для воплощения сценария праздника;

- разработка эскизов праздничного оформления интерьера лицея;

- приглашение гостей.

      Традиционные лицейские КТД:

- Утренние   проповеди по понедельникам;

- 16 сентября – День рождения нашего лицея;

- 19 октября – «Лицея день заветный», традиционный Пушкинский бал;

- Вечер встречи с выпускниками;

- 16 сентября – День рождения нашего лицея;

- 19 октября – Лицея день заветный, традиционный Пушкинский бал;

- Вечер встречи с выпускниками;

- Неделя самоуправления;

-научно-практическая конференция «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!», посвящённая победе в Великой Отечественной войне.

  1. Советы детских общественных объединений.

Функции:

- планирование деятельности;

-сотрудничество с городскими общественными организациями, учреждениями образования и культуры;

- участие в городских массовых мероприятиях.

Действующие в лицее детские общественные объединения:

- Клуб «Правопорядок»

- Клуб «Поиск»

- Клуб «Патриот»

- Клуб «Живая вода»

- Клуб «Здоровье»

- Клуб «Интеллект»

- Экологический клуб

- Творческий центр

- Туристическая секция

- Медиа-центр

С момента возникновения учебного заведения система органов лицейского самоуправления стабильно функционирует. Формы самоуправленческой деятельности в разновозрастном коллективе разнообразны и постоянно развиваются.

Итак, итог главы:

В нашем лицее система органов ученического самоуправления сложилась и эффективно действует на протяжении многих лет.

Цель деятельности органов ученического самоуправления в лицее: нравственное, правовое и гражданское  становление  лицеистов через самостоятельную социально значимую деятельность.

Задачи:

- отказаться от работы с активом учащихся,  привлечь к управлению лицеем представителей всех групп, входящих в коллектив;

- обеспечить сменяемость ролевых позиций в новых мини-коллективах с целью раскрытия и реализации лидерских задатков у большего числа лицеистов, нежели при опоре на узкую постоянную группу инициативных ребят;

- создать условия для приобретения управленческого опыта в разновозрастном детском коллективе через взаимодействие старших и младших лицеистов;

- способствовать самостоятельности учащихся в принятии и выполнении решений;

- научить работать в команде;

- развить навыки публичных выступлений на заседании детской фракции, собраниях в группах, дебатах, во время проведении избирательной кампании;

- сформировать убеждение, что жизнь общества должна регулироваться законом, в лицее - Уставом.

Органы управления лицеем: конференция, Совет лицея, Детская Фракция Совета лицея, директор, Педагогический коллектив, методический совет, Попечительский совет, Родительский совет, Родительский комитет учебной группы.


2.2. Проверка эффективности детского самоуправления как условия повышения качества образования

Разрабатывая модель  ученического самоуправления в лицее, мы в первую очередь обратились к сущности понятия «самоуправление». В научной литературе по данной проблеме самоуправление рассматривается как «форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [7].

 Н.К. Крупская трактовала самоуправление как «привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы». Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах коллектива или организации. Нетрудно выделить то общее, что является наиболее важным, на наш взгляд, в определении понятия «самоуправление»: самостоятельные действия детей по планированию, организации и анализу жизнедеятельности детского коллектива, направленные на решение социально значимых задач [18].

Большой вклад в развитие теории деятельности органов ученического самоуправления внёс А.С. Макаренко, который утверждал: «Деятельность рождает самоуправление, а не наоборот». Через органы самоуправления ученики получают возможность участвовать в управлении школой, защищать свои права и интересы. Именно такое понимание самоуправления лицеисты считают наиболее приемлемым для себя. Не формальное копирование  государственных структур, а возможность реально влиять на положение дел в ученическом коллективе, в школе [18].

Формирование у подростков и юношества готовности к функционированию в обществе обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Для подростка типично стремление и потребность быть значимым среди взрослых, желание войти в круг широких общественных отношений, получить общественное признание результатов собственной деятельности.

Д.И. Фельдштейн, отмечает: «Формируя свои группы, противопоставляя их взрослому сообществу, подростки стремятся утвердиться именно в обществе взрослых. Поэтому для них типичен поиск общественно значимых дел, так как участие в них позволяет утвердить себя. Но у взрослых к подростку и юношеству нередко проявляются позиции, препятствующие развитию их социальной активности, стимулирующие поиск ими неофициальных форм общения. Это, во-первых, отсутствие уважения к подростку как самостоятельной личности; во-вторых, ограниченность доверия важных дел» [18].

Неформальный подход к организации  в лицее ученического самоуправления, возможность нашего участия  не на словах, а на деле влиять на  жизнедеятельность лицея, способствует:

Во-первых, укреплению коллективистских отношений. Общеизвестно, что в коллективе подросток чувствует себя защищённым. Признание коллективом результатов его деятельности создаёт ситуацию успеха, определяет перспективу для самореализации и самоутверждения. Старшие и младшие, а также взрослые, объединённые общими целями деятельности, взаимодействуя, выстраивают межличностные отношения, обусловливающие причастность большинства к происходящему.

Во-вторых, лицеисты, поставленные в ситуацию выбора способов межвозрастного взаимодействия (в процессе совместной деятельности), ведущие к позитивному результату, учатся выстраивать (проектировать) отношения на основе сотрудничества.

В-третьих, подростки приобретают самостоятельный опыт делового общения и сотрудничества.

В-четвёртых, освоение общественных норм поведения, выработка гражданской и нравственной позиции происходит в процессе собственной деятельности подростков на основе самоосознания и самоотношения, а не в результате назидания взрослых.

В-пятых, в процессе совместной общественной деятельности, направленной на решение актуальных вопросов жизни всего коллектива, происходит сближение позиций людей разных возрастов. Это способствует росту взаимопонимания и гармонизации отношений между всеми участниками образовательного процесса – детьми, учителями и родителями.

Отказ от работы с активом учащихся, привлечение к управлению лицеем представителей всех групп, динамичный состав временных творческих микрогрупп, постоянная сменяемость ролевых позиций в новых микроколлективах раскрывают и помогают развивать лидерские задатки у большего числа лицеистов, нежели при опоре на постоянную (узкую) группу инициативных ребят. У лицеистов, получивших собственный управленческий опыт, может возникнуть желание создать «свою» систему самоуправления и определить социально значимые направления деятельности и сотрудничества как друг с другом, так и между подростками и взрослыми.

Уникальность лицейской модели самоуправления заключается в том, что она позволяет практически всем лицеистам принимать участие в управлении лицеем. Фракционеры информируем лицейское сообщество обо всём, что происходит в лицее, изучают мнение всех лицеистов по любому вопросу. Это, с одной стороны, повышает социальный статус каждого лицеиста, так как он чувствует себя частью коллектива, с другой – повышает ответственность за собственные решения и поступки.  

Участие лицеистов в деятельности органов самоуправления способствует становлению нравственного, правового и гражданского самосознания. Учащиеся понимают, что жизнь общества регулируется законами, в данном случае Уставом лицея, выполнение которого обязательно для всех. Понимают, что за нарушение закона надо нести ответственность. Обсуждая на равных со взрослыми все вопросы, связанные с организацией жизнедеятельности лицея, учащиеся получают представление об общественном устройстве на основе демократических принципов. Осознание того, что от волеизъявления каждого зависит решение важных для всех вопросов, заставляет  их принимать активное участие в деятельности органов лицейского самоуправления. Здесь они учатся аргументированно выражать свою нравственную позицию, отстаивать собственную точку зрения.

Опыт самоуправленческой деятельности, полученный в разновозрастном коллективе, особенно значим, так как сама структура лицея создаёт такую сеть межличностных отношений, при которых любое решение проектируется не только на массу, но и на отдельную личность. Каждый лицеист имеет возможность участвовать в ежегодной Неделе самоуправления, организуют и проводят которую учащиеся 11 классов. Обязанности директора, администрации и учителей выполняют сами лицеисты.  В ходе Недели самоуправления у старшеклассников формируются социально значимые и профессиональные компетенции, позволяющие нам успешно адаптироваться в современном обществе. У ребят, получивших собственный управленческий опыт, может возникнуть желание создать собственную систему самоуправления и определить социально значимые направления деятельности и сотрудничества как между собой, так и между подростками и взрослыми.

  Оценивая собственную деятельность в органах лицейского самоуправления,  становится понятно, что благодаря ей, у лицеистов  вырабатываются такие качества характера, как умение выражать и отстаивать собственную точку зрения, работать в команде, критически оценивать собственные действия, умение планировать собственную деятельность и оценивать её результаты.

Самоуправление в разновозрастном детском коллективе позволяет решать целый комплекс воспитательных задач:

- укреплять коллективистские отношении;

-  регулировать отношения между старшими и младшими;

-сохранять и передавать новым поколениям лицеистов традиции, сплачивающие  коллектив;

-приобретать опыт делового общения и сотрудничества;

-осваивать общественные нормы поведения, закреплённые законодательными актами;

- вырабатывать гражданскую и нравственную позицию в процессе собственной деятельности.

Система самоуправления в лицее выстроена таким образом, что все лицеисты, будучи учащимся 11 класса, получают возможность приобретения опыта самоуправленческой деятельности во время традиционной Недели самоуправления. Каждый из учащихся может стать дублёром директора лицея или учителя-предметника. Предвыборная кампания и выборы регулируются специальными положениями, разработанными членами детского общественного объединения «Правопорядок» и ДФСЛ. Участвуя в Неделе самоуправления, лицеисты  приобретают бесценный опыт общественной и профессиональной деятельности.

Неделя самоуправления – институт права, гражданственности, культуры отношений, практическое применение лицеистами навыков самоуправленческой деятельности. Время проведения – вторая неделя марта

Участники – учащиеся  11-х классов, выступающие в роли учителей и администрации, а также все лицеисты и педагоги

Вначале она проводилась как игра во взрослую жизнь, а, как известно, именно в игре формируется и проявляется потребность человека воздействовать на окружающий мир, стать «хозяином» своей деятельности. В дальнейшем игра как форма деятельности осталась ведущей для Недели самоуправления. Ее суть состоит в том, что к управлению лицейской жизнью допускаются самые старшие - учащиеся  11 классов профильных групп.

Выпускники, которым до окончания лицея осталось всего два месяца,   приобретают важный опыт взрослой жизни, учатся соизмерять свои желания и возможности, определять меру собственной ответственности, организуя учебно-воспитательный процесс.

От года к году меняются формы деятельности: первоначально главным было проведение развлекательных мероприятий с переодеваниями, розыгрышами, весёлыми конкурсами.  Потом основой программ кандидатов стали конкретные идеи, вокруг которых строилась вся деятельность - урочная и внеурочная.  В последние годы целью Недели самоуправления стала модель школы, которую создали сами дети. А в 2009 -2010 учебном году кандидаты на пост дублёра директора лицея разрабатывали модель в соответствии с инициативами Президента РФ «Наша новая школа».

Для проведения выборов дублера директора лицея создаются специальные общественные органы:

- Избирательные комитет, состав которого утверждается на заседании Детской фракции Совета лицея.

- Избирательная комиссия, в компетенцию которой входит регистрация руководителей инициативных групп и кандидатов на пост дублера директора лицея; ознакомление кандидатов и их инициативных групп с Положением о Неделе самоуправления; наблюдение за ходом предвыборной борьбы; проведение социологических опросов и выпуск бюллетеней, отражающих ход предвыборной кампании, готовит списки избирателей, бюллетени для голосования, счетная комиссия, организует и проводит выборы, осуществляя подсчет голосов, и сообщает о результатах выборов.

В поддержку каждого кандидата создается штаб его сторонников, который ведет широкую пропагандистскую работу.

Кандидат-победитель, формируя административную команду, обязательно включает в ее состав бывших соперников.

К исполнению служебных обязанностей дублер приступает после торжественной Церемонии передачи полномочий власти, сопровождающейся вынесением флагов России, города Усть-Илимска, лицея. Под звуки торжественного марша дублёр совершает круг почёта, традиционно обращается к присутствующим, выражая благодарность за оказанное доверие, и произносит Клятву, обещая «хранить и приумножать традиции, связанные с Неделей самоуправления». Со словами напутствия к дублёру обращается директор лицея, в знак снятия с себя полномочий директора передаёт дублёру галстук (символ забот, висящих на шее директора) и ручку, которой будут визироваться все документы. Дублёр сообщает о расписании занятий, представляет учителей - и начинается самостоятельная работа. Предварительно дублёры учителей вместе с преподавателями разрабатывают планы погружений и занятий эмоционально-деятельностного цикла, культурную программу. На целую неделю  старшие лицеисты  становятся в лицее хозяевами.

Эффективность данной системы самоуправления неоднократно подтверждалась. Благодаря полученному в лицее опыту организаторской деятельности, сформированным и развитым лидерским качествам, лицеисты возглавляют городские органы общественного самоуправления и побеждают в различных конкурсах:

2006 г. Городской конкурс моделей ученического самоуправления: ДФСЛ - 1 место;        

2007 г. Городской и областной конкурсы лидеров ученического самоуправления: председатель ДФСЛ - 1 место;  

2007 г. Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления: председатель ДФСЛ - лауреат премии Президента Российской Федерации;

2008 г. Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления: представитель лицея в городском парламенте учащейся молодёжи  - диплом 2 степени и   премия Президента Российской Федерации.

2009 г. Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления: представитель лицея в городском парламенте учащейся молодёжи  - диплом 1 степени и   премия Президента Российской Федерации.

Итак, подведем итог:

С момента возникновения учебного заведения система органов лицейского самоуправления стабильно функционирует. Участие лицеистов в деятельности органов самоуправления способствует становлению нравственного, правового и гражданского самосознания.

Уникальность лицейской модели самоуправления заключается в том, что она позволяет практически всем лицеистам принимать участие в управлении лицеем.

Эффективность данной системы самоуправления неоднократно подтверждалась. Благодаря полученному в лицее опыту организаторской деятельности, сформированным и развитым лидерским качествам, лицеисты возглавляют городские органы общественного самоуправления и побеждают в различных конкурсах.

Заключение

Преобразования, происходящие в государственном устройстве и социально-экономической жизни страны, требуют коренных изменений в управлении качеством образовательного процесса. Качество образования является важнейшим показателем деятельности образовательного учреждения.

Итак, в ходе проделанной нами работы мы пришли к следующим выводам:

1. Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Оценка качества образования – оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении, деятельности региональной образовательной системы и ее территориальных подсистем.

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

  1. Качество преподавательского состава.
  2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
  3. Мотивация преподавательского состава.
  4. Качество учебных программ.
  5. Качество знаний обучающихся.
  6. Инновационная активность руководства.
  7. Внедрение процессных инноваций.
  8. Востребованность выпускников.
  9. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
  10. Достижения выпускников.

Система оценки качества образования включает в себя внутреннюю и внешнюю систему оценки качества образования.

Система внутренних оценок может включать в себя самооценку обучающих и обучающихся, внутренний мониторинг качества, внутреннюю оценку образовательных программ, лицензирование, аттестацию и аккредитацию ОУ, оценки индивидуальных достижений обучающихся, оценки качества деятельности обучающих, оценки органов управления образованием.

Система внешних оценок включает в себя оценку со стороны Органов власти, общества, производства, родителей,  системы образования.

2. Развитие детского самоуправления является  актуальной социально-педагогической задачей. Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует воспитания и развития таких качеств, как:

  • творческая инициатива;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  • ответственность за себя и других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление. «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей».

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Развитие школьного ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению анализировать происходящее и принимать правильные решения.

3. В нашем лицее система органов ученического самоуправления сложилась и эффективно действует на протяжении многих лет.

Цель деятельности органов ученического самоуправления в лицее: нравственное, правовое и гражданское  становление  лицеистов через самостоятельную социально значимую деятельность.

Задачи:

- отказаться от работы с активом учащихся,  привлечь к управлению лицеем представителей всех групп, входящих в коллектив;

- обеспечить сменяемость ролевых позиций в новых мини-коллективах с целью раскрытия и реализации лидерских задатков у большего числа лицеистов, нежели при опоре на узкую постоянную группу инициативных ребят;

- создать условия для приобретения управленческого опыта в разновозрастном детском коллективе через взаимодействие старших и младших лицеистов;

- способствовать самостоятельности учащихся в принятии и выполнении решений;

- научить работать в команде;

- развить навыки публичных выступлений на заседании детской фракции, собраниях в группах, дебатах, во время проведении избирательной кампании;

- сформировать убеждение, что жизнь общества должна регулироваться законом, в лицее - Уставом.

Органы управления лицеем: конференция, Совет лицея, Детская Фракция Совета лицея, директор, Педагогический коллектив, методический совет, Попечительский совет, Родительский совет, Родительский комитет учебной группы.

4. С момента возникновения учебного заведения система органов лицейского самоуправления стабильно функционирует. Участие лицеистов в деятельности органов самоуправления способствует становлению нравственного, правового и гражданского самосознания.

Уникальность лицейской модели самоуправления заключается в том, что она позволяет практически всем лицеистам принимать участие в управлении лицеем.

Эффективность данной системы самоуправления неоднократно подтверждалась. Благодаря полученному в лицее опыту организаторской деятельности, сформированным и развитым лидерским качествам, лицеисты возглавляют городские органы общественного самоуправления и побеждают в различных конкурсах:

2006 г. Городской конкурс моделей ученического самоуправления: ДФСЛ - 1 место;        

2007 г. Городской и областной конкурсы лидеров ученического самоуправления: председатель ДФСЛ - 1 место;  

2007 г. Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления: председатель ДФСЛ - лауреат премии Президента Российской Федерации;

2008 г. Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления: представитель лицея в городском парламенте учащейся молодёжи  - диплом 2 степени и   премия Президента Российской Федерации.

2009 г. Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления: представитель лицея в городском парламенте учащейся молодёжи  - диплом 1 степени и   премия Президента Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Булгакова О.М. Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
  2. Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
  3. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1
  4. Кабуш В.Т.. Ученическое самоуправление. – Мн.: «Полымя», 1998
  5. Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010  года от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
  7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Дрофа: Бол. Рос. энцикл., 2008. - 528 с.
  8. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2002
  9. Садков В.  Г.,  Голенков В.  А.,  Брехова Т.  Б. Управление качеством образования в регионах России [Рисунок] // В. Г. Садков, В. А. Голенков, Т. Б. Брехова и др. М.: ОАО Изд. Группа «Прогресс», 2007.- 172 с.
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
  11. Соловьев В.П.,  Кочетов А.И.,  Тишина Е.Ю.,  Плотникова Е.В.  Системы управления качеством образования в вузах // Управление качеством, 2003. -  №1
  12. Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
  13. Устав МАОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»
  14. http://festival.1september.ru/articles/510804/ - Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы (Игнатова Ольга Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора МОУ СОШ №10, г.Ревда, Свердловская обл.)
  15. http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm - КАК ОЦЕНИВАТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ? (А.М. Новиков, академик РАО; Д.А. Новиков, доктор технических наук, профессор, зам. Директора Института проблем управления РАН)
  16. http://www.vestnik-kafu.info/journal/1/4/ - Формирование системы менеджмента качества образования (Сарсембаева Г.Ж., доцент, методист отдела мониторинга и качества образования Казахстанско-Американский свободного университета г. Усть-Каменогорска, Республика Казахстан)
  17. http://www.elitarium.ru/2006/08/04/print:page,1,pokazateli_kachestva_obrazovanija.html – Показатели качества образования (Ильенкова С.Д., доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, заведующая кафедрой общего менеджмента и статистики фирм Института менеджмента МЭСИ).
  18. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/samoupravlenie-v-klasse-0 - Самоуправление в классе (Берман Т.В., учитель английского языка ГБОУ СОШ № 386, г.Санкт-Петербург).


Приложение 1.

Утверждено решением Совета лицея от 10. 09. 2002 года.

Протокол №12

Положение о деятельности Детской фракции

Совета Лицея

I. Структура и состав Детской фракции

  1. Детская фракция является постоянно действующим коллегиальным органом управления, входящим в состав Совета Лицея.
  2. Членами Детской фракции являются:
  • представитель от каждой группы (фракционер),
  • председатель,
  • заместитель председателя,
  • секретарь,
  • председатели Советов детских общественных объединений,
  • представитель лицея в городском молодёжном Парламенте.

II.        Порядок выборов в Детскую фракцию

  1. Фракционеры избираются в начале учебного года (до 16 сентября) в каждой группе согласно большинству голосов;
  2. Председатель выбирается на заседании Детской фракции открытым голосованием простым большинством голосов. Присутствовать на заседании должны не менее 2/3 от общего количества фракционеров.
  3. Заместитель председателя и секретарь избирается посредством открытого голосования большинства фракционеров.

III.        Деятельность Детской фракции

  1. Плановые заседания, которые проходят раз в месяц.
  2. Экстренные заседания, которые созываются по мере необходимости.
  3. Ход заседаний и решения протоколируются секретарем.

IV.        Направления деятельности Детской Фракции:

  1. Организация деятельности временных советов дела по подготовке и проведению традиционных лицейских КТД и реализации социально значимых проектов.
  2. Организация участия лицеистов в деятельности городских молодёжных объединений и организаций.
  3. Организация досуга лицеистов.
  4. Организует жизнь детского коллектива в соответствии с общелицейским годовым планом.

Примечание. На одном из первых заседаний Детской фракции в начале года определяются ответственные за организацию жизни в лицее (за каждый месяц отвечает определённая группа учащихся); утверждается план на месяц, определяются ответственные за каждое дело, именуемые Советами дела. В Совет дела входят не только лицеисты из группы, отвечающей за организацию лицейской жизни в определённом месяце, но и все желающие. В конце месяца группа выступает на общелицейской линейке с публичным творческим отчётом. Учащимся группы вручается сладкий пирог – подарок Совета родителей.

  1. Координирует взаимодействие старших и младших лицеистов, лицеистов и педагогов.

V.        Сферы деятельности Детской фракции.

  1. Законодательная – рассмотрение конфликтов, утверждение правил для учащихся, принятие соответствующих решений, участие в рассмотрении поправок и внесение изменений в Устав Лицея.
  2. Избирательная – выбор делегатов от лицеистов для участия в областных молодежных форумах, а также председателя, заместителя председателя, секретаря.
  3. Организационная – организует социально значимую внеурочную деятельность лицеистов.

VI.        Порядок принятия решений Детской фракции

  1. Решения Детской фракции принимаются открытым голосованием, и являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее 2/3 состава и за них голосовало большинство присутствующих.
  2. Решения, принимаемые на заседаниях, оформляются в протоколах и доводятся до сведения каждого лицеиста.
  3. Решения Детской фракции, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для фракционеров и лицеистов

VII.        Функции и обязанности фракционеров

  1. Текущее руководство Детской фракции осуществляет выбранный председатель, в компетенцию которого входит:
  • руководство деятельностью Детской фракции,
  • представление интересов фракционеров, в свою очередь представляющих интересы каждой из групп,
  • утверждение протоколов, принятых Детской фракцией,
  • утверждение расписаний и планов, определенных Детской фракцией
  • осуществление контроля за деятельностью Детской фракции и исполнением принятых ею решений
  • Председатель Детской фракции не должен подменять своими решениями решения органа самоуправления.
  1. К компетенции заместителя председателя Детской фракции относится исполнение функций и обязанностей председателя в случае его отсутствия.
  2. К компетенции секретаря Детской фракции относится протоколирование хода каждого заседания Детской фракции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление

Проект "Ученическое самоуправление"  (дан в сокращении) может помочь классным руководителям заметителям директоров по воспитатетльной работе в даннм направлении....

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...