Музыкальная гостиная
материал по теме

Кириленко Галина Валентиновна

Сценарий внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_gostinaya_2011.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная.                           

Вход участников и гостей  (под фонограмму: И. Штраус Венский вальс)

Ведущий:

Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о музыке! Музыка всегда с нами. Она внутри нас, вокруг нас. Ведь щебет птиц, плеск волн, шелест травы и деревьев – это тоже музыка, музыка природы, которая родилась раньше нас с вами, родилась на земле прежде человека. Но пришел человек и сотворил из природных звуков искусство, великое искусство – музыку.

Фортепианный дуэт: Овчарова Анастасия, 7 класс,  Кириленко Г.В. – В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Ведущий:

Человек дал голос дереву, траве, реке, своим чувствам. И запели струны, зазвучали свирели, зарокотала медь. Музыка рассказала нам о себе, о людях, о мире, в котором мы живем. Значит, говорить о музыке – это говорить и о жизни! В МУЗЫКЕ ОТРАЖАЕТСЯ ВСЕ, ЧЕМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК. Человек подвержен частой смене настроения и каждый раз он по - разному воспринимает все, что слышит. Музыка бывает легкая эстрадная, созвучная нашему характеру. Мы довольно часто слышим ее абсолютно везде. Но есть иная музыка, которая по-другому нами воспринимается. Это классическая музыка. Что же мы понимаем под классикой? (Ответы детей).

Это такие музыкальные произведения, которые отвечают самым высоким художественным требованиям, они не ограничены рамками времени. К ним могут быть отнесены как произведения, созданные в далеком прошлом, так и современные сочинения. Это такие произведение, которые вошли в фонд мирового музыкального искусства, они не ограничены национальными рамками.

Попова Римма, 4 класс - Г.Гендель Куранта Фа мажор

Ведущий:

  Среди нас довольно много людей, которые не понимают классическую музыку. Для них она – сплошные вопросительные знаки. Бах – вопросительный знак. Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский – тоже вопросительные знаки. А как же это обидно – прожить всю жизнь, так и не ответив себе на эти вопросы. Прожить жизнь, так и не поняв, почему же множество людей во всем мире на протяжении столетий восхищаются музыкой этих композиторов, преклоняются перед их величием, называют их титанами и ставят им памятниками, наряду с величайшими писателями, учеными и политическими деятелями. Попробуем и мы с вами сегодня понять этих людей, послушать эту великую музыку, встреча с которой рождает целый мир прекрасных чувств.

Семихова Софья: (показ репродукций - портреты В.Моцарта, членов его семьи)

Один из величайших композиторов 18 века Вольфганг Амадей Моцарт, автор таких известных произведений, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др. В его произведениях страстный лиризм, сердечность, сила выражения сочетаются с высокой организованностью и волевой собранностью. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту жизни, воплощает мечту о счастье.

Фортепианный дуэт: Семихова Софья, Поздеева Яна, 2 класс – В.А.Моцарт Отрывок из симфонии № 40.

Ведущий: (показ репродукций – портрет Ф.Шопена)

Нет такого концерта, где бы не звучала музыка Фредерика Шопена, польского композитора.  Сегодня в нашей гостиной мы услышим эту чудесную музыку и увидим яркий образ мечты, гармонии, воплощенный в танце.

Сергеева Яна (6 класс): Ф.Шопен Вальс №14, ми минор

Ведущий: (показ репродукций – портреты Л.В.Бетховена)

Чем больше знаем мы о композиторах, их произведениях, тем ближе и понятнее становятся музыка, тем с большим увлечением мы ее слушаем. Многие из нас знают и любят «Лунную сонату» Бетховена – одну из самых драгоценных жемчужин музыкального искусства. Сколько бы раз мы не слушали эту волшебную музыку, она покоряет нас своей красотой, глубоко волнует могучей силой выраженных в ней чувств.

Кондратова Анастасия , 2 класс (на фоне музыки  Соната №14, 3 ч.):

Бетховен был не только замечательным композитором, но и выдающимся пианистом и импровизатором. Целый мир откроется каждому, кто услышит бетховенские фортепианные сонаты. Печаль и победный восторг, бурный порыв и безоблачная радость – нет, кажется, таких чувств, которые не отразил композитор в этих произведениях. Музыканты говорят, что если б сегодня вдруг исчезло все, что сочинено для фортепиано за всю ее историю, но остались бы лишь сонаты Бетховена, инструмент бы не погиб (музыка выключается).

Поздеева Яна, 2 класс: (показ портрета Джульетты Гвиччарди)

К 30 годам своей жизни Бетховен понял, что неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. Именно в эту пору он почувствовал, что к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице Джульетте Гвиччарди он стал думать как о своей будущей жене. А она? Она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя – пусть знаменитого, но не знатного происхождения. Понять гениальность своего учителя она не могла и нанесла ему тяжелый удар – вышла замуж за бездарного композитора, но графа.

Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств. Представьте себе, как велики должны были быть его любовь, его страдания и его стремление одолеть эти страдания. Настоящее название «Лунной сонаты» - «Соната вроде фантазии», посвященная графине  Джульетте Гвиччарди, а «Лунной» ее назвал поэт-романтик Рельштаб уже после смерти композитора. Вслушайтесь в сонату всем сердцем! И, может быть, вы услышите в ее первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали.  

Смолякова Устинья, 6 класс  – Л.В.Бетховен Соната № 14, 1 часть

Ведущий:

Бетховен сочинял не только серьезную музыку, но и легкую: различные танцы экосезы, менуэты, другие фортепианные пьесы.

Голубева Валерия, 2 класс – Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

Жуков Иван:

Менуэт – слово французского происхождения. Оно означает «маленький, мелкий шаг» - старинный французский народный танец. Постепенно этот народный танец превратился в танец королей и стал «королем танцев». Менуэт сочиняли многие композиторы, они вводили его в оперы, балеты, сюиты.

Жуков Иван, 2 класс – Л.Бетховен  Менуэт Соль мажор

Ведущий:

Эпоха барокко прославилась в истории мировой музыкальной культуры прежде всего именами двух крупнейших композиторов – Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они были во многом схожи в творческой судьбе – оба были связаны с педагогической деятельностью, обязующей регулярно сочинять музыку для своих учеников, оба считались  «устаревшими» в последние годы своей жизни и были забыты последующими поколениями. Интересно, что и возрождение музыки обоих композиторов было почти одновременным!

Звучит фонограмма - И.С.Бах «Шутка»

Скорова Евгения: А как вы думаете, о ком пойдет сейчас речь? Великий Иоганн Себастьян Бах!  Титан из титанов! Даже Бетховен склонял перед ним свою голову. «Бах» означает по-немецки «ручей». «Не ручьем, а морем надо было ему называться», - сказал Бетховен о своем гениальном предшественнике (показ репродукций: портреты И.С.Баха).

Скорова Евгения, 3 класс – И.Бах Инвенция Си-бемоль мажор

Ведущий: Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом.

В 9 лет ребенок остался сиротой.  Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом. Он –то и стал обучать брата музыке. Но это был сухой, нечуткий музыкант, поэтому занятия были скучными и однообразными. Для пытливого музыкального мальчика это было мучительно. Тайком по ночам при лунном свете Бах доставал из шкафа тетрадь с произведениями композиторов и старательно их переписывал. Погода длилась эта утомительная работа. И каково же было огорчение ребенка, когда брат отобрал все переписанные ноты. А уже с 15 лет Иоганн Себастьян начал самостоятельную жизнь. Он закончил гимназию, университет и сам стал отшлифовывать свое композиторское мастерство. Благодаря его усердие и таланту мы слышим его вечноживущие органные прелюдии и фуги, фантазии, токкаты, клавирные произведения.

Кондратова Анастасия, 2 класс – И.Бах Менуэт соль минор

Сергеева Яна, 6 класс – Прелюдия и фуга до минор, 1 том ХТК

Ведущий:

Жизнь Антонио Вивальди была неразрывно связана с Венецией, городом, который сохранил редкую музыкальную атмосферу. От отца Вивальди унаследовал исключительную музыкальную одаренность, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Первое произведение Вивальди сочинил в 13 лет. Уже в этих первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди.

Пишинская Валерия:

Наибольшей популярностью, как у современников, так и в последующие столетия, пользовались первые четыре концерта, известные как «Времена года». Каждый из концертов сопровождается стихотворным сонетом, в деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего был сам Вивальди.

Фортепианный ансамбль: Пишинская Валерия, 5 класс,  Сергеева Яна , 6 класс – А.Вивальди Отрывок из концерта «Весна», 1 часть

Ведущий:

А кто из нас не любит вальс? А вальсы Штрауса! Это что-то удивительное! Чудо! Иначе его музыку не назовешь. Его музыка легка для восприятия, воздушна, красива. Нет такого человека, который не знал бы вальсы Штрауса.

Звучит вальс Штрауса (попурри)

Ведущий:

А сейчас, ребята, я предлагаю вам вернуться к нам на Родину. Ведь Россия издавна славилась своими мастерами классической музыки. Это и Чайковский, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Прокофьев и многие другие. Все эти великие композиторы отражали в своей музыке величественные образы русского народа, Родины,  необъятную ширь русских полей, лесов, степей, живописные картины природы.

Овчарова Анастасия: Один из самых известных композиторов 19 века – Пётр Ильич Чайковский. Им написано огромное количество музыкальных произведений. Это и балеты, и оперы, и симфонии, и пьесы, и симфонические концерты. Очень популярен фортепианный цикл пьес «Времена года». Как и у Вивальди каждая пьеса из этого альбома предвосхищается стихотворением. В альбоме Чайковского 12 пьес (по числу месяцев в году).

Овчарова Анастасия, 7 класс - П.И.Чайковский «Октябрь».

Ведущий:

Спасибо всем за интересную беседу. Мы надеемся, что каждый из присутствующих сегодня в нашей музыкальной гостиной почерпнул для себя что-новое, удивительное. Пусть музыка всегда сопровождает вас везде и всюду, звучит в ваших душах, в ваших сердцах.

Выход из зала (фонограмма – П.И.Чайковский Концерт №1, 1 часть)